Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «С(К)ОШ – И для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Творческий проект:
«Подарок своими руками»
Автор: ученик 8 класса Максимов Алеша
Руководитель: Вилисов Н.А.
Сарс – 2020 г.
Аннотация.
Тема: «Подарок своими руками»
Тип проекта: творческий.
Участник проекта: ученик 8 класса Максимов Алексей
Срок реализации: месяц
Прогнозируемый результат:
· Повышение уровня знаний об истории деревянной посуды;
· Освоение технологии изготовления деревянной кружки;
· Изготовление оригинального подарка.
Актуальность
Подарки ручной работы всегда будут цениться на вес золота, потому что наше подсознание хранит нежные воспоминания о прошлой жизни наших предков. Времена канули в лету, но до сих пор, каждый человек ценит вещи, сделанные не бездушными машинами, а как в старину, собственноручно человеком, который вкладывает душу в свое произведение. В наше время большую популярность приобретают изделия из древесины. Это связано с тем, что древесина является абсолютно безопасным материалом и не вредит здоровью человека. Поэтому я решил, что мой подарок будет сделан из древесины.
Проблема: Скоро Международный день 8 марта. Нужно будет позаботиться о подарке для самого дорого мне человека – мамочки.
Цель творческого проекта: Разработать и изготовить подарок для мамы на Международный день 8 марта.
Задачи: 1.Изучить историю создания и использования деревянной посуды.
2.Выбрать вариант (макет) подарка, материал для изготовления подарка.
3. Изготовить подарок.
План реализации проекта.
Этапы проекта |
Содержание |
I Этап подготовительный |
Знакомство с литературой, выбор варианта (макета) подарка, материала для изготовления подарка |
II Этап основной |
Выполнение работы |
III Этап заключительный |
Презентация подарка |
Ход реализации проекта
I.Подготовительный этап творческого проекта.
1.Выбор подарка. Чтобы изготовить подарок, я обратился за помощью к своему учителю столярного дела Нигматянову Д.М. Данил Муллаевич предложил мне несколько вариантов изготовления подарка из древесины. Мне очень понравилась деревянная посуда.
В последние годы деревянная посуда перешла в разряд раритетов, кухонных редкостей, предметов особого использования. Путь от повседневной кухонной утвари к раритету деревянная посуда прошла менее чем за век. На территории современной России, как показывают данные археологических исследований, посуда из бересты, березы, дуба активно использовалась к началу X-го века. Первые сохранившиеся образцы найдены на территории Великого Новгорода и в Поволжье на территориях, занимаемых древними болгарами. Образцы посуды, относимые к XII веку, уже не выдолблены вручную, а обточены на прообразе токарного станка. Такая посуда найдена на раскопках Древнего Киева в Десятинном храме. К XV-XVI веку посуда уже только вытачивалась. Вручную изготавливались только единичные экземпляры. Токарные станки стали обыденным явлением. К началу XIX века на столах обывателей и крестьян глиняная и железная посуда была полностью заменена на деревянную. Помимо рядовых тарелок и плошек использовались ступки, братины, чарочки, кубки и многое другое. В деревнях и городах часто использовались ушаты, используемые и для переноски или хранения запаса воды, и для обливания в бане, и для купания детей. Название «ушат» связано с наличием специальных «ушей» с отверстиями для коромысла или крепежа.
Стоит упомянуть и «ставец», имеющий крышку. В зависимости от размера ставец мог быть и супницей, и использоваться для хранения хлеба или иных продуктов. В легендах и песнях былинников часто упоминаются богатыри, выпивающие полную братину. Так называли шарообразную посуду, имеющую узкий верх.
В XX-XXI веках деревянная посуда перестала быть предметом массового обихода. На смену пришла металлическая, пластиковая, керамическая. Исчезли деревянные тарелки и из мест общественного питания, кроме специализированных, подающих блюда русской, белорусской или украинской кухни. Остались только ступки, лопатки, доски для нарезки. Но и их постепенно вытесняют пластик и стекловолокно.
Неизменными остались некоторые области применения дерева:
вино, по-прежнему, выдерживают в дубовых бочках;
можжевеловые бочки используют для засолки огурцов и грибов;
деревянные шкатулки – идеальное место для хранения меда, соли, сахара. В муке никогда не заведутся жучки, если ее засыпать в емкость из дерева.
Современные хозяйки не забывают про солонки, перечницы, ступки, хлебницы, вырезанные заботливыми руками современных мастеров.
К достоинствам деревянной посуды относится ее экологическая чистота, долговечность, привлекательный внешний вид.
Я решил смастерить деревянную кружку. Кружка из дерева придаст особый аромат и вкус любому напитку.
2.Требования к изделию
Простая конструкция и малый расход материалов
Применение экологически чистых материалов
Несложная технология изготовления
Практичность использования
Красивый внешний вид
3.Выбор материала. Жители Руси предпочитали хвойным породам дерева лиственные для изготовления посуды. Особо ценилась бондарная, к которой относились и стаканы, и кадки, и бочонки для засолки огурцов и капусты. Для изготовления кружки можно использовать древесину разных пород. Я решил использовать липу. Древесина липы мягкая и хорошо обрабатывается. Оснащение учебных мастерских позволяет выполнить этот проект, данная работа не опасна.
II.Основной этап проекта.
Итак, я определился, что подарком будет деревянная чашка, выполненная из липы. Для этого я приготовил:
1. Материалы: - древесина липы диаметром 400мм – 120мм; - безопасный клей по дереву; - лак для обработки древесины на водной основе; - оливковое масло для обработки внутренней части изделия. 2. Инструменты: - обычная ручная ножовка по дереву; - токарный станок по дереву; - электролобзик; - дрель с фрезой, равной диаметру кружки; - струбцины; - наждачная бумага (мелкая и крупная); - линейка-угольник; - карандаш. 3.Организация рабочего места.
1) Рабочее место должно быть удобным.
2) Рабочее место должно быть хорошо освещено.
3) Стол с инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди.
4) Помещение, где проводятся работы должно регулярно проветриваться.
5) Оборудование рабочего места, должно соответствовать технических нормам и правил техники безопасности при проведении различных видов выполняемых работ.
6) При выполнении ручных, машинных работ и необходимо соблюдать правила техники безопасности для соответствующих видов работ.
4.Правила безопасности во время работы
Инструкция по технике безопасности при ручной обработке древесины.
До начала работы:
Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки). Защитные очки.
Проверить наличие инвентаря (сиденье, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).
Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.
Во время работы
Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.
Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.
Технологические операции (пиление) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.
Не допускать захламленности верстака отходами, стружками.
Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.
После окончания работы
Остатки материалов, незаконченные изделия сдать или учителю.
Проверить состояние инструментов и положить их в том порядке, как установлено учителем.
Убрать свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.
5. Выполнение работы
Технологическая карта
№ |
Название операции |
Фотография выполнения работы |
Инструменты и материалы |
1 |
Выполнение чертежа |
|
Линейка, карандаш |
2 |
Выбор материала |
|
Липа, Длина 400мм, Диаметр 120мм |
3 |
Подготовка заготовки к точению |
|
Линейка, карандаш |
4 |
Черновое и чистовое точение заготовки |
|
Токарный станок, стамески |
5 |
Придание заготовке формы кружки |
|
Токарный станок, стамески, штангенциркуль, наждачная бумага |
6 |
Изготовление внутренней полости кружки |
|
Сверлильный станок, напильник, наждачная бумага |
7 |
Изготовление и склеивание ручки кружки |
|
Клей, карандаш, линейка лобзик, струбцина |
8 |
Финишная шлифовка и отделка кружки |
|
Наждачная бумага, лак на водной основе, оливковое масло. |
9 |
Готовое изделие |
|
|
Ход работы:
Шаг первый: Отрезаем по длине кусок круглой древесины липы (400мм-120мм). Заготовка должна быть сухая, без трещин и сучков. Шаг второй: подготовка заготовки к точению: - размечаем центр вращения; - после разметки заготовку закрепляем на станке; - надежно закрепляем подручник; - подбираем необходимые инструменты; - проверяем исправность станка. Шаг третий: черновое и чистовое точение заготовки. Сначала выполнил черновое точение полукруглой стамеской. Чистовое точение выполнил косой стамеской, оставляя припуск 3-5мм на обработку до нужного диаметра детали. Контроль размеров заготовки проверил штангенциркулем или кранциркулем только после отключения станка и полной остановки. Снова включил станок и отшлифовал наждачной бумагой (мелкой) до нужного диаметра. Шаг четвертый: придание заготовке формы кружки. Начал придавать заготовке желаемую форму кружки. Сначала выполнил черновую обработку. Вытачив нужную форму снаружи, гладко отшлифовал . Отключив станок, ножовкой отрезал выступы, обработал наждачной бумагой торцы. Шаг пятый: изготовление внутренней полости кружки. С помощью центроискателя определил центр заготовки. Надежно зафиксировал заготовку и приступил к высверливанию внутренней полости заготовки. Для этого использовал электродрель с фрезой подходящего диаметра. Проделал отверстие, оставляя плоскость дна, и приступил к внутренней обработке кружки. Шаг шестой: изготовление и склеивание ручки кружки. Сделал чертёж ручки на заготовке и вырезал электролобзиком. После чего обработал наждачной бумагой. Склеиваемые плоскости должны быть ровными и плотными друг другу. Нанес клей на ручку и прижал струбциной к кружке. Шаг седьмой: финишная шлифовка и отделка кружки. Всю поверхность кружки и ручки ошлифовал вручную, используя мелкую наждачную бумагу, чтобы поверхность стала идеально гладкой на ощупь. Снаружи обрабатывал лаком на водной основе, а внутри пропитывал маслом. 6.Оценка творческого проекта.
Экологическая оценка. Экология – это наука, с помощью которой мы охраняем, улучшаем и поддерживаем окружающую среду. Я считаю, что кружка из дерева является экологически чистым изделием, так как при его изготовлении и использовании не наносится вред окружающей среде. Для кружки я использую экологически чистый материал – древесина. Изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Эстетическая оценка. Эстетика-наука о прекрасном. Она требует создания изделий, имеющих привлекательный внешний вид, приятное цветовое оформление и удобных в обращении. Я считаю, что кружка из дерева является эстетически правильно оформленным изделием. Оно удобно в обращении, прекрасно на вид и хороший подарок.
Экономическая оценка. Стоимость древесины – 0 руб.
• Стоимость клея – 1 тюбик ПВА = 80 руб.,
затратил на 10 руб.
• Стоимость масла 250 гр.= 260 руб.,
затратил на 30 руб.
• Стоимость лака (на водной основе)
500 гр.=220 руб., затратил на 20 руб.
• Стоимость энергии станка = мощность станка 2000 Вт/ч. 1 кВт=5руб.50 коп.
• Стоимость энергии станка = 1ч. – 5руб. 50 коп.
• Цена изделия = 65руб.50 коп.
Стоимость изделия равна стоимости материалов истоимости работ.
III. Заключительный этап проекта.
Всё задуманное я воплотил в своём проекте. Кружка получилась замечательная. При изготовлении изделия мне понадобились знания по технологии, экологии, математике, эстетике. Я закрепил свои практические знания и умения при работе со столярными инструментами и оборудованием мастерских. Кружка, выполненная своими руками, получилась намного дешевле аналогов, которые продаются в магазине. Мама будет довольна подарком. Моим изделием заинтересовались педагоги в школе, и даже предложили изготовить кружки на заказ. Я доволен, что научился выполнить этот вид работы и получил хороший результат.
Литература.
1.Справочник по трудовому обучению М., Просвещение 1992
2. Тимошенко А.И. «Народные промыслы» Иркутск
3. Технология 7,8,9 классы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.