Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель данного урока заключается в
знакомстве учащихся с одним из образцов программной инструментальной музыки,
основанной на русских народных сказаниях, а также в создании условий для
формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнению музыкальных
произведений.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятием
"программная музыка", жанром симфонической миниатюры и сказочной
картиной А.К. Лядова под названием "Кикимора".
- Рассмотреть использование музыкальных
выразительных средств при создании "сказочных картин".
- Проанализировать единство и взаимосвязь
литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его
музыкального изображения.
Развивающие:
- Поощрить развитие интереса и уважения к
национальному фольклору и русской классической музыке.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать музыкальный кругозор, музыкальную
память и вокально-хоровые навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к музыке русских композиторов
и фольклору.
- Развивать умение работать в коллективе и
уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
- Формировать любознательность к музыке А.К.
Лядова.
Тип урока: комбинированный
Музыкальный материал:
Э.Григ «Утро»
А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
А. К. Лядов «Колыбельная».
Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель: Сегодня мы отправимся на
увлекательное сказочное путешествие, чтобы не только обогатить ваши знания, но
и оставить вас с яркими впечатлениями, новыми открытиями и приобретенными
знаниями.
2. Актуализация знаний и формулировка темы
урока.
- Как можно объединить в одно слово сказки,
былины и сказания? (фольклор)
- Вспомним, что значит фольклор.
Фольклор - это устное народное творчество,
возникшее в древние времена. Термин происходит от английского слова
"folklore", что означает "народная мудрость". Русские
композиторы часто вдохновлялись фольклором своего народа, создавая музыку на
основе сказок, былин и преданий. И сегодня мы поговорим о композиторе А.К.
Лядове, чье творчество также основано на русском фольклоре.
- Итак, исходя из этого, попробуйте
сформулировать тему нашего урока.
Ученики: "Фольклор в музыке русских
композиторов".
3. Изучение нового материала.
Знакомство с композитором (презентация о
творчестве Лядова).
Учитель: Анатолий Константинович Лядов родился в
Петербурге, в семье профессиональных музыкантов. Он вырос в мире искусства и
был выдающимся композитором и пианистом.
Волшебные мотивы прекрасно проявились в его
поздних произведениях. Мир сказки вдохновлял Лядова, и он говорил: "Дайте
мне сказку, дракона, русалку, лешего, дайте все, что воображение может создать,
только тогда я буду счастлив".
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с его
сказочной композицией "Кикимора".
- А вы знаете, кто такая Кикимора?
Давайте познакомимся поближе с этим сказочным
персонажем. Иллюстрацию можно найти на странице 18 вашего учебника.
Учитель: В восточнославянской мифологии Кикимора
- это один из видов домовых. Она является злым духом, обретает облик карлика
или маленькой женщины с головой из наперстка и тонким телом, похожим на
соломинку. Кикимора обитает в доме у печи и занимается прядением и ткачеством,
а также совершает ночные шалости с веретеном и прялкой хозяев дома, иногда
портя пряжу.
Само слово "кикимора" относительно
сложное и включает имя злого духа Мары (моры).
Кикимора болотная (лесная) - это жена лешего,
которая обитает в лесу или на болоте. Она выглядит как сгорбленная, уродливая
старуха в лохмотьях, с неряшливым и эксцентричным видом.
Болота окутаны множеством тайн, легенд и
мистики. Именно поэтому многие избегают проходить через царство Кикиморы. Но
она любит незваных гостей и старается заманить заблудившихся путников в свое
болото.
Кикимора пугается медведей и сергачей (медвежьих
поводырей), которых порой приглашали для отпугивания этого нечистого существа.
У Кикиморы рождаются дети - лесавки, которые
неугомонно травят путников, помогая родителям заманивать их в болота.
Кикимора может незамеченной проникать в
крестьянские избы и обосновываться за печью. Оттуда она выходит по ночам, чтобы
совершать свои подлости.
А. Лядов использовал сказку о Кикиморе в
качестве литературной основы для написания своего произведения.
Опытный исследователь фольклора И.Сахаров
записал одно из сказаний о Кикиморе, по которому А. Лядов создал свою музыку.
Работа с учебником (самостоятельно)
Учитель: На стр.19 учебника прошу вас прочитать описание кикиморы и воображаемо представить ее образ.
«...Живет и растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера ее дразнит Кот-Баюн, рассказывает заморские сказки. С вечера до рассвета качают Кикимору в хрустальной колыбельке. И вот спустя семь лет Кикимора вырастает. Она тоненькая, черненькая, а голова у нее малюсенькая, размером с наш палец, а тело похоже на соломинку. Кикимора шумит и гремит с утра до вечера; свистит и шипит с вечера до полуночи; и с полуночи до рассвета она прядет пряжу из конопель и сучит пеньковую пряжу, снует шелковую нить. Злая Кикимора всегда находится в злом настроении...».
- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на основе этого сюжета?
- Как бы вы описали природу и персонажей сказки: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору?
Слушание и анализ музыкального произведения.
Учитель: - Вам понравилась эта сказочная картина?
- Что именно привлекло вас в музыке?
- Ребята, если бы мы не знали названия этого произведения, мы могли бы понять о ком идет речь?
- Почему?
Возможно, мы просто почувствовали бы характер и настроение музыки.
«Кикимора» - это произведение, основанное на народной сказке. Музыкальное произведение, которое имеет определенный сюжет или название, называется программным. В данном случае литературная основа соединяется с музыкой, чтобы создать удивительный и сказочный образ. Музыка является неотъемлемой частью жизни, и без нее литература не может обойтись.
- Скажите, музыка сразу нарисовала перед нами образ Кикиморы?
Слушание фрагмента, в котором звучит челеста.
Лядов использует музыку, чтобы описать царство, в котором растет маленькое "злобное создание" - волшебное царство Кудесника. Вы, наверняка, услышали незнакомый инструмент? Это челеста. (демонстрация слайда с изображением челесты)
Челеста похожа на очень маленькое пианино. Это также клавишный инструмент, но вместо струн в нем используются металлические пластинки, по которым играют молоточки.
Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.
Учитель: - Что напоминает вам эта часть музыки?
Мягкая, мелодичная мелодия, сопровождаемая английским рожком, который представляет саму Кикимору, звучит как нежная колыбельная.
И вдруг мы слышим тревожные крики флейт и гобоев. Затем тема колыбельной возобновляется - английский рожок снова нежно исполняет ее, а затем ее прерывают резкие выкрики деревянных духовых. И вот появляется сама Кикимора. Слушание второй части картины.
Учитель: - Какая она?
Ее беспокойное движение не прекращается до конца произведения - ритмичные скакания, резкие мелодические фразы. Все это создает образ маленького зловредного существа, пронизывающего и едкого. Окончание этой оркестровой пьесы необычно - звучат низкие звуки контрабасов в сочетании с высокими, свистящими звуками флейты-пикколо.
- Может быть, это символизирует самим Кикиморой, исчезающей из виду?
- Ребята, интересно ли было бы жить, если бы не было сказок?
4. Формирование умений и навыков пения
Разучивание песни:« Колыбельной» А.Лядова.
Учитель: -Какого персонажа изобразил Лядов в своей «Колыбельной»?
Определение характера, настроения, содержания песни.
Разучивание мелодии с текстом.
5. Итог урока.
Учитель: - Что вам наиболее понравилось в нашем путешествии в сказку?
- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?
- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
- Кто такая Кикимора?
- Что такое программная музыка?
- Какие инструменты использовал А. Лядов для изображения сказочных героев?
- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?
- Какую песню вы сегодня разучили?
Учитель: Благодарю вас за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).
Домашнее задание: нарисовать любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.