Урок музыки в 5 классе А.К.Лядов "Кикимора"
Оценка 4.9

Урок музыки в 5 классе А.К.Лядов "Кикимора"

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
музыка
5 кл—6 кл
05.01.2024
Урок музыки в 5 классе А.К.Лядов "Кикимора"
Знакомство учащихся с одним из образцов программной инструментальной музыки, основанной на русских народных сказаниях, а также в создании условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнению музыкальных произведений.
урок музыки 5 класс Фольклор в музыке русских композиторов.docx

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель данного урока заключается в знакомстве учащихся с одним из образцов программной инструментальной музыки, основанной на русских народных сказаниях, а также в создании условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнению музыкальных произведений.

Задачи:

Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятием "программная музыка", жанром симфонической миниатюры и сказочной картиной А.К. Лядова под названием "Кикимора".
- Рассмотреть использование музыкальных выразительных средств при создании "сказочных картин".
- Проанализировать единство и взаимосвязь литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Развивающие:
- Поощрить развитие интереса и уважения к национальному фольклору и русской классической музыке.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать музыкальный кругозор, музыкальную память и вокально-хоровые навыки.

Воспитательные:
- Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
- Развивать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
- Формировать любознательность к музыке А.К. Лядова.

Тип урока: комбинированный

Музыкальный материал:

Э.Григ «Утро»

А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.

А. К. Лядов «Колыбельная».

Ход урока:

1.Организационный момент

Учитель: Сегодня мы отправимся на увлекательное сказочное путешествие, чтобы не только обогатить ваши знания, но и оставить вас с яркими впечатлениями, новыми открытиями и приобретенными знаниями.

2. Актуализация знаний и формулировка темы урока.
- Как можно объединить в одно слово сказки, былины и сказания? (фольклор)
- Вспомним, что значит фольклор.
Фольклор - это устное народное творчество, возникшее в древние времена. Термин происходит от английского слова "folklore", что означает "народная мудрость". Русские композиторы часто вдохновлялись фольклором своего народа, создавая музыку на основе сказок, былин и преданий. И сегодня мы поговорим о композиторе А.К. Лядове, чье творчество также основано на русском фольклоре.
- Итак, исходя из этого, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Ученики: "Фольклор в музыке русских композиторов".

3. Изучение нового материала.
Знакомство с композитором (презентация о творчестве Лядова).
Учитель: Анатолий Константинович Лядов родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов. Он вырос в мире искусства и был выдающимся композитором и пианистом.
Волшебные мотивы прекрасно проявились в его поздних произведениях. Мир сказки вдохновлял Лядова, и он говорил: "Дайте мне сказку, дракона, русалку, лешего, дайте все, что воображение может создать, только тогда я буду счастлив".
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с его сказочной композицией "Кикимора".
- А вы знаете, кто такая Кикимора?
Давайте познакомимся поближе с этим сказочным персонажем. Иллюстрацию можно найти на странице 18 вашего учебника.
Учитель: В восточнославянской мифологии Кикимора - это один из видов домовых. Она является злым духом, обретает облик карлика или маленькой женщины с головой из наперстка и тонким телом, похожим на соломинку. Кикимора обитает в доме у печи и занимается прядением и ткачеством, а также совершает ночные шалости с веретеном и прялкой хозяев дома, иногда портя пряжу.
Само слово "кикимора" относительно сложное и включает имя злого духа Мары (моры).
Кикимора болотная (лесная) - это жена лешего, которая обитает в лесу или на болоте. Она выглядит как сгорбленная, уродливая старуха в лохмотьях, с неряшливым и эксцентричным видом.
Болота окутаны множеством тайн, легенд и мистики. Именно поэтому многие избегают проходить через царство Кикиморы. Но она любит незваных гостей и старается заманить заблудившихся путников в свое болото.
Кикимора пугается медведей и сергачей (медвежьих поводырей), которых порой приглашали для отпугивания этого нечистого существа.
У Кикиморы рождаются дети - лесавки, которые неугомонно травят путников, помогая родителям заманивать их в болота.
Кикимора может незамеченной проникать в крестьянские избы и обосновываться за печью. Оттуда она выходит по ночам, чтобы совершать свои подлости.
А. Лядов использовал сказку о Кикиморе в качестве литературной основы для написания своего произведения.
Опытный исследователь фольклора И.Сахаров записал одно из сказаний о Кикиморе, по которому А. Лядов создал свою музыку.

Работа с учебником (самостоятельно)

Учитель: На стр.19 учебника прошу вас прочитать описание кикиморы и воображаемо представить ее образ.

«...Живет и растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера ее дразнит Кот-Баюн, рассказывает заморские сказки. С вечера до рассвета качают Кикимору в хрустальной колыбельке. И вот спустя семь лет Кикимора вырастает. Она тоненькая, черненькая, а голова у нее малюсенькая, размером с наш палец, а тело похоже на соломинку. Кикимора шумит и гремит с утра до вечера; свистит и шипит с вечера до полуночи; и с полуночи до рассвета она прядет пряжу из конопель и сучит пеньковую пряжу, снует шелковую нить. Злая Кикимора всегда находится в злом настроении...».

- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на основе этого сюжета?

- Как бы вы описали природу и персонажей сказки: Кудесника, Кота-Баюна, Кикимору?

Слушание и анализ музыкального произведения.

Учитель: - Вам понравилась эта сказочная картина?

- Что именно привлекло вас в музыке?

- Ребята, если бы мы не знали названия этого произведения, мы могли бы понять о ком идет речь?

- Почему?

Возможно, мы просто почувствовали бы характер и настроение музыки.

«Кикимора» - это произведение, основанное на народной сказке. Музыкальное произведение, которое имеет определенный сюжет или название, называется программным. В данном случае литературная основа соединяется с музыкой, чтобы создать удивительный и сказочный образ. Музыка является неотъемлемой частью жизни, и без нее литература не может обойтись.

- Скажите, музыка сразу нарисовала перед нами образ Кикиморы?

Слушание фрагмента, в котором звучит челеста.

Лядов использует музыку, чтобы описать царство, в котором растет маленькое "злобное создание" - волшебное царство Кудесника. Вы, наверняка, услышали незнакомый инструмент? Это челеста. (демонстрация слайда с изображением челесты)

Челеста похожа на очень маленькое пианино. Это также клавишный инструмент, но вместо струн в нем используются металлические пластинки, по которым играют молоточки.

Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.

Учитель: - Что напоминает вам эта часть музыки?

Мягкая, мелодичная мелодия, сопровождаемая английским рожком, который представляет саму Кикимору, звучит как нежная колыбельная.

И вдруг мы слышим тревожные крики флейт и гобоев. Затем тема колыбельной возобновляется - английский рожок снова нежно исполняет ее, а затем ее прерывают резкие выкрики деревянных духовых. И вот появляется сама Кикимора. Слушание второй части картины.

Учитель: - Какая она?

Ее беспокойное движение не прекращается до конца произведения - ритмичные скакания, резкие мелодические фразы. Все это создает образ маленького зловредного существа, пронизывающего и едкого. Окончание этой оркестровой пьесы необычно - звучат низкие звуки контрабасов в сочетании с высокими, свистящими звуками флейты-пикколо.

- Может быть, это символизирует самим Кикиморой, исчезающей из виду?

- Ребята, интересно ли было бы жить, если бы не было сказок?

4.  Формирование умений и навыков пения

Разучивание песни:« Колыбельной» А.Лядова.

Учитель: -Какого персонажа изобразил Лядов  в своей «Колыбельной»?

Определение характера, настроения, содержания песни.

Разучивание мелодии с текстом.

5. Итог урока.

Учитель: - Что вам наиболее понравилось в нашем путешествии в сказку?

- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

- Кто такая Кикимора?

- Что такое программная музыка?

- Какие инструменты использовал А. Лядов для изображения сказочных героев?

- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

- Какую песню вы сегодня разучили?

Учитель: Благодарю вас за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).

Домашнее задание: нарисовать любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.


 

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Он вырос в мире искусства и был выдающимся композитором и пианистом

Он вырос в мире искусства и был выдающимся композитором и пианистом

Кикимора» - это произведение, основанное на народной сказке

Кикимора» - это произведение, основанное на народной сказке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024