Ученическое самоуправление в учреждении образования
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Ученическое самоуправление в учреждении образования

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
doc
04.03.2020
Ученическое самоуправление в учреждении образования
Ученическое самоуправление г.ГОМЕЛЬ.doc

 

 

Всё начинается с детства

 

«Все начинается с детства»… - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. Детство – фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.

Задача социального становления личности ребенка является важной и актуальной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Одним из методов формирования общечеловеческих ценностей у детей, подготовки ребят к жизни в современном обществе является развитие школьного самоуправления, поддержка детских и молодёжных общественных организаций.

Без сомнения, школе сейчас нужна демократизация. Но есть одна существенная проблема. К демократизации не готовы педагоги, родители и дети. «Взламывать» эту неготовность трудно и страшно. Неосторожным движением можно погубить то хорошее, что уже достигнуто во взросло-детском коллективе. Здесь слишком многое требуется от руководителя школы: интуиция, решительность, гибкость, умение делиться властью, кадровая проницательность, умение признавать ошибки, неторопливость и вдохновение. Наверное, перечислено не всё. Но чтобы демократизация в школе получила право на жизнь, она должна начаться с ее руководителя.

Педагогам также необходимо принятие фундаментальных основ детского самоуправления:

1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.

2. Детское внутришкольное самоуправление – не специальная деятельность детей «по управлению» (отсюда распространившееся копирование Дум, Правительств, Республик и т.п.), но режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику демократических, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.

3. Создание системы детского самоуправления не является самоцелью, это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде. Возникновение такой системы – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ по определению элементов, связей, качеств системы. Органы самоуправления с определенными полномочиями – это еще не система, а лишь ее «каркас». Необходимо, чтобы между ними возникли практические связи и отношения, чтобы они решали реальные проблемы учащихся и являлись формой реализации учащимися своей субъектной позиции в школе.

4. Соуправление детей и взрослых и собственно ученическое самоуправление – близкие по духу, но все-таки разные вещи. Если в первом случае дети и взрослые являются равноправными партнерами в общей деятельности, то во втором случае у взрослых есть только право помочь им, у детей же есть право как запросить помощь взрослых, так и обойтись без нее. Вмешательство взрослых в самоуправляемую деятельность детей возможно только в том случае, если эта деятельность начинает угрожать безопасности детей (их жизни, душевному и духовному здоровью).

5. В ситуациях ученического самоуправления педагоги не могут регламентировать межличностные, межвозрастные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, предвидеть проблемы деятельности, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку детям, нуждающимся в укреплении собственной субъектной позиции, – профессиональная обязанность педагога как воспитателя.

6. Если взрослые недовольны деятельностью детей в режиме самоуправления, они могут высказать свои замечания в открытом честном диалоге. Если такое принятие состоялось, то оно может стать началом движения школы к системе детского самоуправления.

В 39-й школе города Гомеля это движение началось. И мы готовы поделиться опытом работы нашего учреждения образования в данном направлении.

В практике многих образовательных учреждений сложились традиции общих праздников, коллективных творческих дел. Подготовка, реализация, рефлексия событий школьной жизни и жизни классных коллективов может эффективно осуществляться самими школьниками в режиме самоуправления.

Организаторы воспитательной работы согласятся с тем, что вокруг любого школьного события, дела может возникнуть детское самоуправление.

Структура ученического самоуправления нашей школы представлена следующими секторами (Приложение 1):

-     патриотический – организовывает шефскую работу над ветеранами ВОВ, труда; направляет деятельность октябрят, пионеров, членов ОО «БРСМ»; инициирует посещение учащимися выставок, музеев, картинных галерей и других учреждений культуры;

-     спортивный – осуществляет подготовку и организацию походов, слётов, соревнований по различным видам спорта, спортивных общешкольных мероприятий;

-     культмассовый – оказывает помощь в составлении сценариев и проведении праздников, тематических вечеров;

-     оформительский – осуществляет художественно-оформительские работы и подготовку реквизита к праздникам и вечерам; организовывает конкурсы рисунков, стенгазет, поделок, приуроченных к знаменательным датам; участвует в оформлении книги-летописи школы;

-     трудовой – организовывает проведение школьной акции «А у нас во дворе» по благоустройству и уборке территории школы; конкурса «Самый чистый класс» по поддержанию порядка в школьных помещениях; деятельность ремонтных бригад;

-     экологический – организовывает проведение акции «Очистим мир» по сбору макулатуры, пластиковых бутылок, металлолома; работу бригад по благоустройству школьной территории в летний период; работу по экономии и бережливости;

-     учебный – осуществляет контроль за успеваемостью и посещением уроков учащимися; организовывает консультативные группы для помощи отстающим ученикам; проводит рейды по проверке соблюдения школьниками делового стиля в одежде; участвует в организации и проведении внутришкольных олимпиад, предметных недель; проводит конкурсы «Лучшая тетрадь», «Лучший дневник»;

-     правовой –  осуществляет правовое информирование и поддержку школьников; привлекает  к участию в жизни школы учащихся, склонных к совершению правонарушений; организовывает, контролирует и оценивает дежурство учеников в классах, по школе, при проведении тематических вечеров с танцевальной программой;

-     социокультурной рекламы – обеспечивает связь с учреждениями культуры, внешкольными учреждениями; информирует учащихся, родителей и педагогов о событиях культурной жизни города Гомеля;

-     информационный – доносит до педагогов, учащихся и родителей значимую информацию из жизни коллектива школы в виде объявлений, рекламных буклетов, а также на страницах школьного литературного журнала «Родник», еженедельной экспресс-газеты по итогам организации и проведения шестого школьного дня.

Одной из задач, которая стоит сегодня перед взрослыми, является организация  содержательного времяпрепровождения детей и молодежи  в свободное от учебы время. Когда как не в шестой день недели этого времени у ребят предостаточно.

В нашей школе сложилась определённая система работы в шестой день недели (Приложение 2). Это организация кружковой, клубной работы, проведение спортивных мероприятий, участие в школьных и во внешкольных культурно-массовых мероприятиях, организация экскурсионной, туристической деятельности и др.

Например, рассмотрим  структуру организации органами ученического самоуправления субботы, посвящённой годовщине освобождения Гомельской области от немецко-фашистских захватчиков.

В понедельник, переступив порог школы, на страницах еженедельной экспресс-газеты, ребята узнают о наиболее ярких событиях прошедшей школьной субботы.  На информационном стенде «Школьная суббота приглашает» учащиеся также могут прочитать объявление о предстоящих мероприятиях на следующую субботу. (Объявление и выпуск экспресс-газеты готовит информационный сектор).

После уроков в комнате школьника организуется работа временного Совета дела, задачами которого являются:

патриотический сектор:

–  уточнить в районном Совете ветеранов список участников ВОВ, закреплённых за школой;

-     организовать шефскую работу классов над ветеранами ВОВ (поздравление, вручение памятных сувениров, приглашение в субботу на праздничный концерт, оформление и предоставление интервью с ветеранами ВОВ в информационный сектор);

культмассовый сектор:

–  согласовать и включить номера художественной самодеятельности учащихся в  сценарий проведения праздничного концерта;

-     составить и утвердить график проведения репетиций праздничного концерта;

-     оказать помощь в проведении репетиционной деятельности учащихся при подготовке концерта;

оформительский сектор:

-     подготовить эскиз праздничного оформления школы, реквизит;

-     организовать конкурс рисунков, плакатов, стенгазет, поделок «Слава тебе, воин-освободитель!»;

трудовой сектор:

– подготовить шаблоны поздравительных открыток  с учётом возраста учащихся школы;

–  в рамках работы мастерской «Умелые ручки»  (представители трудовых секторов классов) сделать приглашения на праздничный концерт для ветеранов ВОВ, поделки для поздравления;

спортивный сектор:

–  подготовить и оказать помощь в проведении общешкольной спортландии «Самые смелые, ловкие и умелые!»;

правовой сектор:

–  организовать дежурство учащихся во время проведения праздничного концерта, танцевальной программы;

сектор социокультурной рекламы:

–  информировать учащихся, родителей и педагогов о предстоящих тематических мероприятиях в Гомельском областном музее военной славы, городских театрах, кинотеатрах и домах культуры, детских домах творчества;

информационный сектор:

 – подготовить праздничный выпуск школьного литературного журнала «Родник» по итогам интервьюирования ветеранов ВОВ учащимися; выпуск еженедельной экспресс-газеты по итогам организации и проведения шестого школьного дня.

Мы с уверенностью можем сказать, что в школе сложилась своя определённая система школьного самоуправления, звенья которой тесно взаимосвязаны между собой. Результатом этой деятельности является самовоспитание личности в  коллективе.

Самоуправление создаёт «ощущение семьи», в которой ценят и любят каждого, ощущение коллектива, который, по словам В.А. Сухомлинского, не обезличивает, а развивает в человеке индивидуальность.

 


Приложение 1

Схема
школьного самоуправления 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Схема
ученического самоуправления 

 

 


Стрелка вниз: Сектора

 

 

 

 


ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ,  ОБЪЕДИНЕНИЯ

 
Надпись: Тренинговая работа

Цель: создание

эффективной

системы организации

занятости учащихся в шестой школьный день

 

Социально-психологическая

помощь

 
Надпись: ОТДЫХАЯ, ПОЗНАВАЙ!

 

 
Надпись: БРСМ
Надпись: Октябрята

Надпись: Посещение на дому семей 
Надпись: Консультирование
родителей и учащихся
Надпись: Психологическое просвещение

Задачи:

 

1.       Формирование единого

воспитательного пространства

«семья -  школа - социум».

2.       Формирование культуры  здорового образа жизни у учащихся.

3.       Создание условий для деятельности детских и молодёжных общественных организаций, развития школьного

самоуправле­ния.

4.       Включение детей в различные виды деятельности по интересам.

5.       Профилактика детской

безнадзорности, правонарушений и

преступлений.

 

 
Овал: Туристско-краеведческая, 
экологическая
работа

Овал: Работа
с допризывной
молодежью
Надпись: Видеоклуб «МЫ»
Надпись: Клуб
«Юные друзья милиции»

Овал: Спартакиады
и соревнования различных
уровней
Овал: Спортивные
секции
Надпись: Литературный клуб
«Родник»
Надпись: БРПО
Надпись: Клуб
«Юные спасатели-пожарные»

Овал: Общешкольные и внешкольные культурно-массовые
мероприятия
Овал: Взаимодействие с социокультур-ной средойНадпись: МЫ ДРУЖИМ СО СПОРТОМ!Проект - система шестого дняЦветок

 


Всё начинается с детства «Все начинается с детства»… - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни

Всё начинается с детства «Все начинается с детства»… - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни

Возникновение такой системы – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ по определению элементов, связей, качеств системы

Возникновение такой системы – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ по определению элементов, связей, качеств системы

ОО «БРСМ»; инициирует посещение учащимися выставок, музеев, картинных галерей и других учреждений культуры; - спортивный – осуществляет подготовку и организацию походов, слётов, соревнований по различным…

ОО «БРСМ»; инициирует посещение учащимися выставок, музеев, картинных галерей и других учреждений культуры; - спортивный – осуществляет подготовку и организацию походов, слётов, соревнований по различным…

Когда как не в шестой день недели этого времени у ребят предостаточно

Когда как не в шестой день недели этого времени у ребят предостаточно

Самые смелые, ловкие и умелые!»; правовой сектор: – организовать дежурство учащихся во время проведения праздничного концерта, танцевальной программы; сектор социокультурной рекламы: – информировать учащихся, родителей…

Самые смелые, ловкие и умелые!»; правовой сектор: – организовать дежурство учащихся во время проведения праздничного концерта, танцевальной программы; сектор социокультурной рекламы: – информировать учащихся, родителей…

Приложение 1

Приложение 1

Ученическое самоуправление в учреждении образования

Ученическое самоуправление в учреждении образования

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Скачать файл