Всё начинается с детства
«Все начинается с детства»… - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. Детство – фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.
Задача социального становления личности ребенка является важной и актуальной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Одним из методов формирования общечеловеческих ценностей у детей, подготовки ребят к жизни в современном обществе является развитие школьного самоуправления, поддержка детских и молодёжных общественных организаций.
Без сомнения, школе сейчас нужна демократизация. Но есть одна существенная проблема. К демократизации не готовы педагоги, родители и дети. «Взламывать» эту неготовность трудно и страшно. Неосторожным движением можно погубить то хорошее, что уже достигнуто во взросло-детском коллективе. Здесь слишком многое требуется от руководителя школы: интуиция, решительность, гибкость, умение делиться властью, кадровая проницательность, умение признавать ошибки, неторопливость и вдохновение. Наверное, перечислено не всё. Но чтобы демократизация в школе получила право на жизнь, она должна начаться с ее руководителя.
Педагогам также необходимо принятие фундаментальных основ детского самоуправления:
1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
2. Детское внутришкольное самоуправление – не специальная деятельность детей «по управлению» (отсюда распространившееся копирование Дум, Правительств, Республик и т.п.), но режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику демократических, событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.
3. Создание системы детского самоуправления не является самоцелью, это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде. Возникновение такой системы – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ по определению элементов, связей, качеств системы. Органы самоуправления с определенными полномочиями – это еще не система, а лишь ее «каркас». Необходимо, чтобы между ними возникли практические связи и отношения, чтобы они решали реальные проблемы учащихся и являлись формой реализации учащимися своей субъектной позиции в школе.
4. Соуправление детей и взрослых и собственно ученическое самоуправление – близкие по духу, но все-таки разные вещи. Если в первом случае дети и взрослые являются равноправными партнерами в общей деятельности, то во втором случае у взрослых есть только право помочь им, у детей же есть право как запросить помощь взрослых, так и обойтись без нее. Вмешательство взрослых в самоуправляемую деятельность детей возможно только в том случае, если эта деятельность начинает угрожать безопасности детей (их жизни, душевному и духовному здоровью).
5. В ситуациях ученического самоуправления педагоги не могут регламентировать межличностные, межвозрастные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, предвидеть проблемы деятельности, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку детям, нуждающимся в укреплении собственной субъектной позиции, – профессиональная обязанность педагога как воспитателя.
6. Если взрослые недовольны деятельностью детей в режиме самоуправления, они могут высказать свои замечания в открытом честном диалоге. Если такое принятие состоялось, то оно может стать началом движения школы к системе детского самоуправления.
В 39-й школе города Гомеля это движение началось. И мы готовы поделиться опытом работы нашего учреждения образования в данном направлении.
В практике многих образовательных учреждений сложились традиции общих праздников, коллективных творческих дел. Подготовка, реализация, рефлексия событий школьной жизни и жизни классных коллективов может эффективно осуществляться самими школьниками в режиме самоуправления.
Организаторы воспитательной работы согласятся с тем, что вокруг любого школьного события, дела может возникнуть детское самоуправление.
Структура ученического самоуправления нашей школы представлена следующими секторами (Приложение 1):
- патриотический – организовывает шефскую работу над ветеранами ВОВ, труда; направляет деятельность октябрят, пионеров, членов ОО «БРСМ»; инициирует посещение учащимися выставок, музеев, картинных галерей и других учреждений культуры;
- спортивный – осуществляет подготовку и организацию походов, слётов, соревнований по различным видам спорта, спортивных общешкольных мероприятий;
- культмассовый – оказывает помощь в составлении сценариев и проведении праздников, тематических вечеров;
- оформительский – осуществляет художественно-оформительские работы и подготовку реквизита к праздникам и вечерам; организовывает конкурсы рисунков, стенгазет, поделок, приуроченных к знаменательным датам; участвует в оформлении книги-летописи школы;
- трудовой – организовывает проведение школьной акции «А у нас во дворе» по благоустройству и уборке территории школы; конкурса «Самый чистый класс» по поддержанию порядка в школьных помещениях; деятельность ремонтных бригад;
- экологический – организовывает проведение акции «Очистим мир» по сбору макулатуры, пластиковых бутылок, металлолома; работу бригад по благоустройству школьной территории в летний период; работу по экономии и бережливости;
- учебный – осуществляет контроль за успеваемостью и посещением уроков учащимися; организовывает консультативные группы для помощи отстающим ученикам; проводит рейды по проверке соблюдения школьниками делового стиля в одежде; участвует в организации и проведении внутришкольных олимпиад, предметных недель; проводит конкурсы «Лучшая тетрадь», «Лучший дневник»;
- правовой – осуществляет правовое информирование и поддержку школьников; привлекает к участию в жизни школы учащихся, склонных к совершению правонарушений; организовывает, контролирует и оценивает дежурство учеников в классах, по школе, при проведении тематических вечеров с танцевальной программой;
- социокультурной рекламы – обеспечивает связь с учреждениями культуры, внешкольными учреждениями; информирует учащихся, родителей и педагогов о событиях культурной жизни города Гомеля;
- информационный – доносит до педагогов, учащихся и родителей значимую информацию из жизни коллектива школы в виде объявлений, рекламных буклетов, а также на страницах школьного литературного журнала «Родник», еженедельной экспресс-газеты по итогам организации и проведения шестого школьного дня.
Одной из задач, которая стоит сегодня перед взрослыми, является организация содержательного времяпрепровождения детей и молодежи в свободное от учебы время. Когда как не в шестой день недели этого времени у ребят предостаточно.
В нашей школе сложилась определённая система работы в шестой день недели (Приложение 2). Это организация кружковой, клубной работы, проведение спортивных мероприятий, участие в школьных и во внешкольных культурно-массовых мероприятиях, организация экскурсионной, туристической деятельности и др.
Например, рассмотрим структуру организации органами ученического самоуправления субботы, посвящённой годовщине освобождения Гомельской области от немецко-фашистских захватчиков.
В понедельник, переступив порог школы, на страницах еженедельной экспресс-газеты, ребята узнают о наиболее ярких событиях прошедшей школьной субботы. На информационном стенде «Школьная суббота приглашает» учащиеся также могут прочитать объявление о предстоящих мероприятиях на следующую субботу. (Объявление и выпуск экспресс-газеты готовит информационный сектор).
После уроков в комнате школьника организуется работа временного Совета дела, задачами которого являются:
патриотический сектор:
– уточнить в районном Совете ветеранов список участников ВОВ, закреплённых за школой;
- организовать шефскую работу классов над ветеранами ВОВ (поздравление, вручение памятных сувениров, приглашение в субботу на праздничный концерт, оформление и предоставление интервью с ветеранами ВОВ в информационный сектор);
культмассовый сектор:
– согласовать и включить номера художественной самодеятельности учащихся в сценарий проведения праздничного концерта;
- составить и утвердить график проведения репетиций праздничного концерта;
- оказать помощь в проведении репетиционной деятельности учащихся при подготовке концерта;
оформительский сектор:
- подготовить эскиз праздничного оформления школы, реквизит;
- организовать конкурс рисунков, плакатов, стенгазет, поделок «Слава тебе, воин-освободитель!»;
трудовой сектор:
– подготовить шаблоны поздравительных открыток с учётом возраста учащихся школы;
– в рамках работы мастерской «Умелые ручки» (представители трудовых секторов классов) сделать приглашения на праздничный концерт для ветеранов ВОВ, поделки для поздравления;
спортивный сектор:
– подготовить и оказать помощь в проведении общешкольной спортландии «Самые смелые, ловкие и умелые!»;
правовой сектор:
– организовать дежурство учащихся во время проведения праздничного концерта, танцевальной программы;
сектор социокультурной рекламы:
– информировать учащихся, родителей и педагогов о предстоящих тематических мероприятиях в Гомельском областном музее военной славы, городских театрах, кинотеатрах и домах культуры, детских домах творчества;
информационный сектор:
– подготовить праздничный выпуск школьного литературного журнала «Родник» по итогам интервьюирования ветеранов ВОВ учащимися; выпуск еженедельной экспресс-газеты по итогам организации и проведения шестого школьного дня.
Мы с уверенностью можем сказать, что в школе сложилась своя определённая система школьного самоуправления, звенья которой тесно взаимосвязаны между собой. Результатом этой деятельности является самовоспитание личности в коллективе.
Самоуправление создаёт «ощущение семьи», в которой ценят и любят каждого, ощущение коллектива, который, по словам В.А. Сухомлинского, не обезличивает, а развивает в человеке индивидуальность.
Приложение 1
ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЪЕДИНЕНИЯ Цель: создание эффективной системы
организации занятости
учащихся в шестой школьный день Социально-психологическая помощь Задачи: 1. Формирование единого воспитательного пространства «семья - школа - социум». 2. Формирование культуры здорового образа
жизни у учащихся. 3. Создание условий для деятельности
детских и молодёжных общественных организаций, развития школьного самоуправления. 4. Включение детей в различные виды
деятельности по интересам. 5. Профилактика детской безнадзорности, правонарушений и преступлений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.