Как заинтересовать и приобщить детей к чтению художественной литературы. Как создать благоприятную атмосферу и привить любовь и желание к чтению. Какие методы и способы применить, чтобы ребенок начал и желал самостоятельно читать.
Как выявить, что является основным источником интересов ребенка. Вот первостепенная задача педагогу и родителю.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
специальная (коррекционная) школа № 869
_________________________________________________________________________
115516 г. Москва, ул. Бехтерева, д.51
Телефон/факс 8(495) 3219610, email: sk 869@
. ru
edu
. mos
СТАТЬЯ
«Учение с увлечением»
Болдышева Е.В.
Педагогбиблиотекарь
Педагог доп. образования
Педагог профильного труда
г. Москва
2017
«Учение с увлечением»
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и
желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но
подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не
хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы
встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет
интереса к учению.
Интерес великий стимул!
Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) в более широком значении есть
участие, принимаемое человеком в какомнибудь событии или факте и вызываемое
как свойством факта, так и склонностями самого человека.
Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов;
потребность во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание
обладать предметом, интерес ознакомиться с ним.
Интересмотив, который действует в силу своей осознанной значимости и
эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу или их
нет, жить скучно.
«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не
менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный
волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого
предмета» (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34).
Для того чтобы возбудить интерес, не нужно указывать цель, а затем пытаться
мотивационно оправдать действие в направлении данной цели,
но нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения
цели.
Интересный учебный предмет это и есть учебный предмет, ставший сферой целей
учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.
Интересное то, что пробуждает и удерживает наше внимание, потому что оно
имеет позитивное значение для практических или теоретических потребностей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению
и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо
формировать и развивать.
Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются
новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный
материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение
учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новыедостижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном
формирования интереса к учению.
Но далеко не все в учебном материале может представлять для учащихся какой
либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности
учащихся, т.е. требуется таким образом организовывать учебную деятельность,
чтобы сам процесс учения привлекал школьников. Познавательный интерес к
учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда
выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс
деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную
самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с
особенностью интереса.
Все познавательные процессы составляют единую систему, которую можно
назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и
внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.
В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций
по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам
осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием
душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно
поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии
подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти
процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле
достигаемых целей.
Входящие в методы формирования интереса приемы художественности,
образности, яркости, занимательности, удивления вызывают эмоциональную
приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к
учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию
познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов,
характеризующих интерес, не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у
этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости
познания.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде
всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное
стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований,
сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью,
систематичность и последовательность,
комплексное образовательное,
воспитывающее и развивающее влияние). Однако имеются и некоторые
специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния
содержания учения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации
новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в
науке и технике, к явлениям жизни.В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных
ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет
максимальной конкретизации знаний.
Сильную мотивацию у учащихся создает метод постановки проблемы, суть
которого заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно,
образно и ярко излагаемой проблемы.
Большинство используемых методов и технологий образовательного процесса,
направленных на активизацию познавательной деятельности и формирование
ключевых компетенций школьника: умения учиться, умения общаться, умения
жить с людьми, умения работать и зарабатывать, умения работать с информацией и
др. обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки учебного
материала, что создает основу самоопределения. Однако ни одна из технологий не
является универсальной. Только их разнообразие делает образовательный процесс
оптимальным.
Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающемся
мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без
компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами
цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к
самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей
деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В
существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой
самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности.
Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в
мире эксклюзивных «штучных» вещей,
созданных своими руками.
В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет:
«Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и
понимать прекрасное... Задача гораздо сложнее – необходимо
сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной
деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих
отношениях».
Все начинается с детства.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать.
Результативность воспитательного, учебного и познавательного процесса будет
успешнее, если у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное
мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе
неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе,
творчестве, в общении с друзьями.
Болдышева Е.В.Педагогбиблиотекарь
Педагог доп. образования
Педагог профильного труда
ГБОУ СКШ № 869 г. Москва