Учет материальных оборотных активов

  • docx
  • 05.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-001781.docx

Учет материальных оборотных активов

1       Учет сырья и материалов

Классификация материалов  по
назначению  и роли  в производстве

,Сырье
 

 

 

 

 

 

 


                                   подлежащие дальнейшей переработке продукты

                           добывающей промышленности и сельского хозяйства

                                              ( руда, хлопок, зерно, молоко)

Основные материалы
 

 

 


                                  полученные посредством обработки (переработки) продукты,

                                 образующие  физическую основу изготовляемой продукции

                                                     ( металл, мука, сахар)

Вспомогательные материалы                                  

 

 


                                  материалы, которые придают продукции особые

                                качества либо  потребляются средствами труда

                                           (лак, краска, смазочные материалы)

Покупные полуфабрикаты
 

 

 


                                 изделия, приобретаемые для комплектации

                         изготовляемой продукции, но  требующие обработки  и сборки

Прочие материалы                                      ( комплектующие изделия, конструкции)

 

 

 


                                  остатки сырья и материалов, утратившие полностью

                          или частично  потребительские свойства   исходного сырья 

                                                               и материалов

                                            ( обрезки, стружка, лоскут, металлолом)

Топливо
 

 

 


                                  горючее  вещество, дающее тепло, являющееся

                                              источником получения энергии

Тара и тарные  материалы                                               ( уголь, газ, нефтепродукты)

 

 

 


                                  предметы для хранения, упаковки и  транспортировки

                           промышленных товаров  и сельскохозяйственных  продуктов

                                                       ( ящики, бочки, мешки)

Рисунок 1 - Классификация материалов  по  назначению и роли в производстве


Таблица 1 - Способы оценки товаро–материальных ценностей

Вид ТМЦ

Счета учета

Способ оценки

Материально-производственные запасы

10, 15, 16, 14

-         по фактической стоимости

-         по учетным ценам:

ü договорные цены

ü плановая стоимость

ü средняя цена

Товары

41, 42, 44

-         по фактической стоимости

-         по продажным ценам (розница)

Незавершенное производство

20, 25,26

-         по фактической себестоимости

-         по нормативной себестоимости

-         по прямым затратам

-         по стоимости сырья, материалов, п/ф

Готовая продукция

40, 43, 45

-         по фактической себестоимости

-         по нормативной (плановой) себестоимости

-         по прямым статьям затрат

1.1    В марте 2003 года ЗАО "Актив" приобрело у ООО «Пассив» 1 000 кг цемента на общую сумму 12 000 руб. (в том числе НДС - 2 000 руб.). Расходы по доставке цемента на склад "Актива" составили 1 800 руб. (в том числе НДС - 300 руб.). Все обязательства оплачены. В апреле 2003 года 500 кг цемента было отпущено в основное производство. Заполните приходный ордер М-4 и требование накладную М-11.

Примечание: формы первичных документов по учету материалов утверждены Постановлением Госкомстата от 30.10.97г. №71а.

1.2    Швейное предприятие ООО "Мария" купило 1000 метров ткани из натурального шелка. Стоимость ткани составила 30 у.е. за метр (в том числе НДС - 5 у.е.). В договоре записано, что 1 у.е. равна 1 долл. США. Пересчет условных единиц в рубли осуществляется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты ткани. Официальный курс доллара США, установленный Центральным банком РФ на дату оприходования ткани, равен 28,5 руб., на дату оплаты - 29 руб.

Примечание: Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету.

1.3    Промышленное предприятие ОАО "Факел" закупило партию материалов. Ее стоимость - 60 000 у.е. (в том числе НДС - 10 000 у.е.). В договоре определено, что 1 у.е. равна 1 немецкой марке. Официальный курс немецкой марки, установленный Центральным банком РФ, на день получения материалов составил 13,8 руб., а на день оплаты - 13,2 руб. Все материалы использовали в производстве еще до того, как их оплатили.

1.4    Мебельная фабрика (ОАО "Шаталово") закупила фурнитуру для гарнитуров. Стоимость фурнитуры составила 30 000 у.е. (в том числе НДС - 5000 у.е.). В договоре указано, что 1 у.е. равна 1 евро. Официальный курс евро, установленный Центральным банком РФ, на день поступления фурнитуры равен 26 руб., а на день оплаты - 26,5 руб. До момента оплаты половина приобретенной фурнитуры была передана в производство.

1.5    ОАО "Вымпел" закупило сырье. Его стоимость составила 6000 у.е. (в том числе НДС - 1000 у.е.). В договоре установлено, что 1 у.е. равна 1 долл. США. Официальный курс доллара США, установленный Центральным банком РФ, на день поступления сырья равен 29 руб., а на день оплаты – 28,5 руб. После оплаты поставщику 1/5 часть сырья списали в производство.

1.6    На начало месяца организация имела запас материалов в количестве 1 кг. по фактической цене приобретения 300 рублей. В отчетном периоде было приобретено 3 кг материалов по цене 400 рублей. В отчетном периоде на производственные цели было использовано 2 кг материалов. Поставщик материалов не является плательщиком НДС, материалы учитываются по учетным ценам с использованием б/сч 15, 16 (учетная цена 1кг = 300 рублей). Отразите операции на счетах бухгалтерского учета, если списание материалов осуществляется: а) методом ФИФО, б) методом ЛИФО, в) методом средневзвешенных цен.

1.7    ЗАО «Силикат» производит кирпичи. В марте 2003г. организация изготовила и продала 50 000 кирпичей. Расходы ЗАО «Силикат» за март 2003г. составили: 50 000 – материалы; 150 000 – заработная плата основных рабочих; 53 400 - ЕСН, 20 000 – амортизация основных средств, используемых в производстве; 30 000 – расходы на продажу; 250 000 – прочие расходы. Цена одного кирпича 15 рублей (в т.ч. НДС 18%). В учетной политике ЗАО «Силикат» указано, что готовая продукция указывается по нормативной себестоимости, в которую включаются стоимость материалов, з/пл, ЕСН, амортизация ОС. Отразите операции на счетах бухгалтерского учета.

1.8    3 февраля 2003 года ООО "Сатурн" получило на склад 100 банок масляной краски. Согласно учетной политике организации, материалы отражаются по учетным ценам. Учетная цена одной банки краски - 140 руб. 5 февраля 2003 года "Сатурн" получил счет-фактуру от поставщика краски. Согласно счету-фактуре, общая стоимость материалов составила 18 000 руб. (в том числе НДС - 3000 руб.). 7 февраля 2003 года был получен счет-фактура от транспортной компании на оплату услуг по доставке краски на сумму 2400 руб. (в том числе НДС - 400 руб.).

ООО "Сатурн" отражает стоимость материалов по учетным ценам. На начало февраля 2003 года у "Сатурна" числились в учете:

остаток материалов на складе (сальдо счета 10) - 30 000 руб.;

дебетовое сальдо по счету 16 - 2000 руб.

В феврале были оприходованы материалы по учетным ценам на сумму 50 000 руб. Фактическая себестоимость материалов составила 72 000 руб. (включая НДС - 12 000 руб.). В феврале было списано в основное производство материалов на сумму 40 000 руб. по учетным ценам.

1.9    ЗАО "Актив" 1 октября 2003 года взяло в банке "Коммерческий" 2-месячный кредит на сумму 1 200 000 руб. Кредит был направлен на предварительную оплату материалов. Стоимость материалов составляет 1 200 000 руб. (НДС не облагаются). Материалы были получены "Активом" 1 декабря 2003 года. Согласно кредитному договору, проценты за кредит уплачиваются банку ежемесячно в размере 20 000 руб.

1.10  У ОАО "Стройинвест" образовались излишки пиломатериалов, себестоимость которых составила 60 000 руб. Было принято решение продать пиломатериалы за 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.).

1.11 В организации на конец года стоимость материалов (30 000 руб.) и товаров (250 000 руб.) по данным бухгалтерского учета отличается от рыночных цен. Рыночная стоимость идентичных материалов составляет 23 000 руб., товаров – 220 000 руб.

1.12       На балансе ОАО "Стройтрест" по состоянию на 31 декабря 2003 года числится 30 000 шт. облицовочных кирпичей марки М-150. Фактическая себестоимость одного кирпича - 7 руб. 60 коп. В течение года рыночные цены на кирпич этой марки устойчиво снижались. Согласно официальной информации, полученной на ближайшей товарно-сырьевой бирже, рыночная стоимость одного кирпича марки М-150 по состоянию на 31 декабря 2003 года составила 4 руб. 20 коп. за штуку. Основываясь на этой информации, бухгалтер "Стройтреста" создал резерв под снижение стоимости материальных ценностей. В январе 2003 года 20 000 шт. кирпичей было продано. Сумма ранее созданного резерва в части, относящейся к проданным материалам, должна быть списана.

 

1.13 Организация приобрела 100 единиц ТМЦ по цене 150 р. за единицу. Стоимость транспортных услуг без учета НДС 500 р. Учетная цена 1 единицы - 130 р. К моменту приобретения на складе находилось 80 ед. ТМЦ на общую сумму 10400 руб., сумма накопленного отклонения по стоимости предметов (дебетовое сальдо сч. 16) составляет 1800 руб. В производство было списано 36 единиц ТМЦ. Отразить операции по приобретению и списанию ТМЦ, используя счета 15 и 16.

 

1.14 Организация приобрела 50 единиц ТМЦ по цене 4000 руб. за штуку и 100 единиц по цене 200 руб. за штуку (без НДС). Общая сумма покупки 264000 руб. Расчеты за ТМЦ производятся за 3 дня до поставки. Посреднической организации начислено вознаграждение в сумме 18000 руб. (в т.ч. НДС 18%). Организация оценивает ТМЦ по фактической стоимости заго­товления. Составьте необходимые учетные записи.

 

1.15 Организация приобрела у поставщика 1000 единиц ТМЦ по цене 100 руб. за штуку (без НДС). Залоговая стоимость многооборотной тары составляет 10 000 руб. (без НДС). Груз доставлен сторонней организацией, расходы по доставке составили 6 000 руб. (в т.ч. НДС 18%). Учетная цена 1единицы ТМЦ — 92 руб. Отразите в учете покупку ТМЦ с использованием счетов 15 и 16.

 

1.16 Фирма ведет учет ТМЦ по учетным ценам, используя счета 15 и 16. Выручка определяется «по отгрузке». В производстве используется один вид материалов с учетной ценой 2100 руб. за 1 штуку. Фабрика заключила договор на поставку материалов в количестве 100 штук по 2000 руб. за штуку (без НДС). Фирма прибегла к услугам посредника, вознаграждение которого - 10% от сумы договора (без НДС). Отразить в бухгалтерском учете данные операции.

 

1.17 Фабрика ведет учет материалов с использованием счетов 15 и 16. Партия материалов в количестве 100 штук, фактические затраты на приоб­ретение которой составили 240000 руб. (без НДС), была оприходована по учетной цене 2100 руб. за штуку. Из-за загруженности складов половину получаемых материалов реализовали по цене 3000 руб. за штуку (в т.ч. НДС 18%). Составить проводки по реализации материалов.

 

1.18 Строительное предприятие приобрело у поставщика бочки для хра­нения краски в количестве 10 штук по 240 руб. за штуку. За погрузку транспортной организации было уплачено 60 руб., за доставку - 90 руб. (в т.ч. НДС 18%). Отразить в бухгалтерском учете операции, определить себе­стоимость 1 бочки под тару.

 

1.19 Предприятие приобрело кирпич на поддонах. Стоимость кирпича -30000 руб. (в т.ч. НДС 18%). Стоимость поддона не включена в стоимость и со­ставляет 2400 руб. (в т.ч. НДС 18%), прием возвратной тары осуществляется по цене на 60% ниже цены реализации. Отразите в бухгалтерском учете опе­рации по покупке кирпича и приобретению и реализации тары.

 

1.20 Предприятие «Оникс» поручило агенту приобрести товарно-материальные ценности. Вознаграждение по договору составит 6000 руб. (включая НДС 18%). Кроме того, предприятие обязуется возместить все расхо­ды, возникшие в результате приобретения материалов.

Согласно отчету торгового агента, были понесены следующие расходы:

1) стоимость ТМЦ - 120000 руб. (в том числе НДС  18%);

2) вознаграждение агенту - 6000 руб. (в том числе НДС 18%);

3) дополнительные расходы - 2400 руб. (в том числе НДС 18%);

4) собственные расходы агента - 1500 руб.

Отразите данные  операции  в  бухгалтерском  учете  предприятия «Оникс».

 

1.21 Организация через подотчетное лицо приобрела у другой организа­ции за наличный расчет материалы на общую сумму 8820 руб. (в том числе НДС), налог с продаж - 420 руб. Полученные материалы использованы на непроизводственные нужды. Отразите хозяйственные операции по счетам.

 

1.22 Строительное предприятие приобрело цемент в контейнере Стои­мость цемента - 6 тыс. руб. (в т.ч. НДС 18%). Стоимость контейнера выделена отдельно и равна 2400 руб. (в т.ч. НДС 18%). Затем контейнер был продан дру­гому предприятию за 3600 руб. (в т.ч. НДС 18%). Отразите операции бухгал­терскими проводками.

 

1.23 Предприятие получило от поставщика следующие материалы:

•    цемент стоимостью 36000 руб., включая НДС - 6000 руб.;

•    кирпич стоимостью 60000 руб., включая НДС - 10000 руб. Оприходованный цемент был оплачен поставщику.

В результате наводнения предприятию был нанесен материальный ущерб. Факт возникновения наводнения подтвержден органами МЧС Рос­сии, При проведении внеочередной инвентаризации выяснилось, что пол­ностью был уничтожен весь полученный цемент, и половина оприходо­ванного кирпича. Отразите следующие данные бухгалтерскими проводками.

 

1.24 Предприятие приобрело бочки с краской. Стоимость бочек не включе­на в стоимость материала и составляет 4800 руб. (в т.ч. НДС 18%). Стоимость краски - 60 тыс. руб. (в т.ч. НДС 18%). После использования краски предприятие возвращает поставщику бочки за 2400 руб. Рассчитайте убытки по операциям с тарой и отразите хозяйственные операции бухгалтерскими проводками.

 

1.25 Строительная организация в конце года приобрела у поставщика ма­териалы в количестве 300 шт. На момент оприходования материалов пер­вичные документы от поставщика не поступили. Стоимость материалов оплачена по договорной цене, которая составила 1200 руб., включая НДС 200 руб. за шт. Данные материалы использованы в строительстве в теку­щем году. Документы поступили в начале следующего года после утвер­ждения бухгалтерской отчетности, причем цена на материалы понизилась и составила 1140 руб., включая НДС 190 руб. за шт. Организация направи­ла поставщику претензию с требованием возместить излишне уплаченную сумму за материалы. Поставщик признал предъявленное требование и оп­латил его. Отразить данные операции в бухгалтерском учете.

 

1.26 Предприятие в конце года приобрело у поставщика сырьё в количе­стве 10 т. На момент оприходования сырья первичные документы от по­ставщика не поступили. Стоимость сырья оплачена по договорной цене, которая составила 30000 руб., включая НДС 5000 руб. за тонну. Данное сырьё использовано в основном производстве в текущем году. Документы поступили в начале следующего года до утверждения бухгалтерской от­четности, причем цена на сырьё, указанная в первичных документах, со­ставила 28800 руб., включая НДС 4800 руб., за тонну. Предприятие напра­вило поставщику претензию с требованием возместить излишне уплачен­ную сумму за сырьё. Поставщик признал и оплатил предъявленную пре­тензию. Отразить данные операции в бухгалтерском учете.

 

1.27 Организация приобретает у поставщика товары, стоимость которых выражена в условных денежных единицах и равна 3840 ден. ед., включая НДС 640 ден. ед. Условиями договора поставки предусмотрено производство расчетов в рублях, пересчитываемых по курсу денежной единицы, установленному на дату платежа. На дату принятия к учету товаров курс составлял 28,5 руб., на дату оплаты 28 руб. Право собственности переходит при отгрузке товара поставщиком перевозчику. Оплата за товары произведена во время нахождения их в пути. Первичные учетные документы поступили к организации одновременно с товаром. Согласно учетной политике организации учет товаров ведется по фактической стоимости приобретения с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Отразить данные операции в бухгалтерском учете.

 

1.28 На основе данных для выполнения задачи заполните ведомость учета материалов в пути.

Таблица 2  - Ведомость учета материалов в пути

Номер строки

Балансовый счет

Номенклатурный / номер

Поставщик

Номер документа

Сумма за материалы в пути, руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на начало текущего месяца

фактически поступило

на конец месяца

 

Данные для выполнения задачи:

1.На начало месяца в составе материалов в пути на станкостроительном заводе числились: сталь круглая 80 мм (номенклатурный номер - 101002) на сумму 8350 руб. и сталь тонколистовая I (номенклатурный номер - 101004) на сумму 9000 руб. Счет 482 за металл был оплачен базе снабжения (код 20).

2.От АО «Литейщик» (код 22) был получен и оплачен счет 483 на отгруженные им полуфабрикаты: боковина 20-Н (номенклатурный номер -203001, цена - 843 руб.) - 20 шт. и крышка20-К (номенклатурный номер - 203002, цена - 614 руб).

3.До конца месяца на завод полностью поступили: сталь круглая 80 мм, сталь                   тонколистовая 2 мм и боковина 20-Н.

1.29 На основе данных для выполнения задачи заполните ведо­мость учета расчетов с поставщиками. Основным явля­ется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», в каче­стве корреспондирующих выступают счета по учету материаль­ных ценностей и расчетные счета.

Таблица 3 - Ведомость учета расчетов с поставщиками

Номер строки

Основной счет

Поста-

вщик

Регистрационный

номер

Кор.

счет

Номер

документа

Сумма, руб.

На начало

 

Оборот

На конец

дебет

кредит

 

 

Данные для выполнения задачи:

1. На начало месяца не оплачены материалы, полученные:

 а) с базы (код  20, регистрационный номер 04, приходный ордер №19) на сумму 74 600 руб.; б) от электрозавода (код 24, регистрационный номер 05, приходный ордер № 20) на сумму99200руб.

2.В течение месяца получены: а) с базы (код 20, регистра­ционный номер 06, приходный ордер № 22) черные металлына сумму - 172 200 руб.; краски – 37000 руб.; запасные части 7800 руб.; б) от завода «Маяк» (код — 23, регистрационный номер 07, приходный ордер - М 24) станина 5-С - 715 000 руб.; в)от базы углесбыта (код 26, регистрационный номер 08, приходный ордер № 25) уголь 587 000 руб.   

3.Оплачены с расчетного счета платежные документы по регистрационному номеру 04 на сумму 74 600 руб. (платёжное требование № 471); по номеру 05 — 99 200 руб. (платежное требование № 483); по номеру 06 — 172 200 руб. (платежное требование № 492); по номеру 07 — 715 000 руб. (платежное поручение № 495).

 

1.30 Составить акт приемки материалов на склад 2.

Исходные данные. Счет-фактура № 150 от 27 декабря 2004г. ЗАО «Искра», регистрационный номер 26, на сумму 1740 руб. (без НДС), в том числе за масло машинное 1700 кг на сумму 1700 руб. (без НДС); железнодорожный тариф 40 руб. (без НДС). Груз отправлен со станции «Каспийская» по железнодорожной накладной № 798350 в вагоне № 15. Сумма НДС на материалы и  перевозку 348 руб. При приемке 15 января оказалось 1500 кг. Материалы приняты по акту № 8, подписанному начальником отдела снабжения завода Дубровским Н. Н., зав. складом №2 Казаковой Н. П представителем сторонней организации Ивановой Р. И.

Материал принят на склад № 2, номенклатурный номер материала  10000.

1.31 Составить акт приемки материалов на склад, прибывших без счета поставщика.

Исходные данные. Груз прибыл без счета-фактуры 3 января 2004 г.  со станции «Разъезжая» по железнодорожной накладной №715280. Наименование — стеклоткань. Поставщик — хи­мический завод № 1.

Материалы в количестве 3000 кг по учетной цене за 1 кг приняты по акту № 15 зав. складом № 2 и экспедитором Кова­левым И.М. Номенклатурный номер материала 10011.

1.32 Составить лимитно-заборную карту № 26 на отпуск материалов со склада в январе 2004г.

Исходные данные. Цех-получатель № 1, склад № 1, изделие, для производства которого отпущен материал, «Аппараты-ТВ», наименование материала: сталь трансформаторная ЗхЗЗО мм номенклатурный   номер   22019,   единица   измерения — тонна, цена за тонну 8500 руб., лимит отпуска за январь 2004г. 15 т, разрешил начальник отдела снабжения Дубровский П. П составил карту экономист Собинов А. Д., материал получал рабочий цеха № 1 Бубнов Н. И.

Таблица 4 -  Данные об отпуске материалов в январе 2004г.:

Дата отпуска

Количество, т

Дата отпуска

Количество, т

02.01 06.01 10.01

2 3 4

17.01 22.01 30.01

2 3

1

Итого

-

 

15

 

1.33 Выписать требование № 1 на отпуск материалов со склада 3.01.2004г. Исходные данные. 3 января 2004г. по требованию № 1     склада № 3 отпущено топливо (каменный уголь), номенклатурный номер 10301, 1,5 т по цене 600 руб. за тонну. Топливо   требовал начальник цеха №3 Зубарев Р.В., отпустил заведующий Складом № 3 Круглое В.С., получил рабочий цеха Л   №3 Козырев П.Д., отпуск разрешил начальник отдела снабжения Дубровский П.П. Технологические цели.

1.34 Открыть карточку складского учета № 100 для трансформаторной стали 3x330 мм по складу № 1 и записать в ней остаток на 1 января 2004 г.

Исходные данные для заполнения карточки: склад № 1, марка стали 3x330 мм, номенклатурный номер 22019, единица измерения — тонна, цена 8500 руб. за 1 т, норма запаса 30 т. Сталь трансформаторная; остаток на 1 января 2004 г. 25,8 т.

1.35  На основании данных для выполнения задачи отразить на счетах по учету движения материалов и расчетов с поставщиками, используя традиционную методику (с использованием счета 10 «Материалы»).

Подсчитать конечные остатки по счетам.

Сальдо на начало

№ счета

Наименование счета

Сумма, руб.

10

Материалы

300

23

Вспомогательные производства

3000

51

Расчетный счет

25000

19

Налог на добавленную стоимость

5000

68

Расчеты с бюджетом

2440

Хозяйственные операции

№ операции

Содержание операции

Сумма, руб.

1

Оприходованы производственные запасы, поступившие от поставщиков (без НДС)

15 000

2

Отражена сумма НДС по поступившим ценностям

?

3

Оприходованы материалы, произведенные вспомогательными цехами

5 000

4

Оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств

2 500

5

Списаны по плановой себестоимости материалы, отпущенные на:

Основное производство

6 000

6

Вспомогательное производство

2 000

7

Общехозяйственные нужды

1 000

8

Расходы будущих периодов

2 500

9

Коммерческие расходы

500

10

Списаны материалы, переданные безвозмездно другим организациям

500

11

Списана сумма НДС по материалам, переданным безвозмездно другим организациям

?

12

Списан финансовый результат от безвозмездной передачи

?

Примечание: В соответствие со ст.146 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).


 

Посмотрите также