Учет материальных оборотных активов
1 Учет сырья и материалов
![]() |
подлежащие дальнейшей переработке продукты
добывающей промышленности и сельского хозяйства
( руда, хлопок, зерно, молоко)
![]() |
полученные посредством обработки (переработки) продукты,
образующие физическую основу изготовляемой продукции
( металл, мука, сахар)
![]() |
||
![]() |
материалы, которые придают продукции особые
качества либо потребляются средствами труда
(лак, краска, смазочные материалы)
![]() |
изделия, приобретаемые для комплектации
изготовляемой продукции, но требующие обработки и сборки
( комплектующие изделия, конструкции)
остатки сырья и материалов, утратившие полностью
или частично потребительские свойства исходного сырья
и материалов
( обрезки, стружка, лоскут, металлолом)
горючее вещество, дающее тепло, являющееся
источником получения энергии
( уголь, газ, нефтепродукты)
![]() |
||
![]() |
предметы для хранения, упаковки и транспортировки
промышленных товаров и сельскохозяйственных продуктов
( ящики, бочки, мешки)
Рисунок 1 - Классификация материалов по назначению и роли в производстве
Таблица 1 - Способы оценки товаро–материальных ценностей
Вид ТМЦ |
Счета учета |
Способ оценки |
Материально-производственные запасы |
10, 15, 16, 14 |
- по фактической стоимости - по учетным ценам: ü договорные цены ü плановая стоимость ü средняя цена |
Товары |
41, 42, 44 |
- по фактической стоимости - по продажным ценам (розница) |
Незавершенное производство |
20, 25,26 |
- по фактической себестоимости - по нормативной себестоимости - по прямым затратам - по стоимости сырья, материалов, п/ф |
Готовая продукция |
40, 43, 45 |
- по фактической себестоимости - по нормативной (плановой) себестоимости - по прямым статьям затрат |
1.1 В марте 2003 года ЗАО "Актив" приобрело у ООО «Пассив» 1 000 кг цемента на общую сумму 12 000 руб. (в том числе НДС - 2 000 руб.). Расходы по доставке цемента на склад "Актива" составили 1 800 руб. (в том числе НДС - 300 руб.). Все обязательства оплачены. В апреле 2003 года 500 кг цемента было отпущено в основное производство. Заполните приходный ордер М-4 и требование накладную М-11.
Примечание: формы первичных документов по учету материалов утверждены Постановлением Госкомстата от 30.10.97г. №71а.
1.2 Швейное предприятие ООО "Мария" купило 1000 метров ткани из натурального шелка. Стоимость ткани составила 30 у.е. за метр (в том числе НДС - 5 у.е.). В договоре записано, что 1 у.е. равна 1 долл. США. Пересчет условных единиц в рубли осуществляется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты ткани. Официальный курс доллара США, установленный Центральным банком РФ на дату оприходования ткани, равен 28,5 руб., на дату оплаты - 29 руб.
Примечание: Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету.
1.3 Промышленное предприятие ОАО "Факел" закупило партию материалов. Ее стоимость - 60 000 у.е. (в том числе НДС - 10 000 у.е.). В договоре определено, что 1 у.е. равна 1 немецкой марке. Официальный курс немецкой марки, установленный Центральным банком РФ, на день получения материалов составил 13,8 руб., а на день оплаты - 13,2 руб. Все материалы использовали в производстве еще до того, как их оплатили.
1.4 Мебельная фабрика (ОАО "Шаталово") закупила фурнитуру для гарнитуров. Стоимость фурнитуры составила 30 000 у.е. (в том числе НДС - 5000 у.е.). В договоре указано, что 1 у.е. равна 1 евро. Официальный курс евро, установленный Центральным банком РФ, на день поступления фурнитуры равен 26 руб., а на день оплаты - 26,5 руб. До момента оплаты половина приобретенной фурнитуры была передана в производство.
1.5 ОАО "Вымпел" закупило сырье. Его стоимость составила 6000 у.е. (в том числе НДС - 1000 у.е.). В договоре установлено, что 1 у.е. равна 1 долл. США. Официальный курс доллара США, установленный Центральным банком РФ, на день поступления сырья равен 29 руб., а на день оплаты – 28,5 руб. После оплаты поставщику 1/5 часть сырья списали в производство.
1.6 На начало месяца организация имела запас материалов в количестве 1 кг. по фактической цене приобретения 300 рублей. В отчетном периоде было приобретено 3 кг материалов по цене 400 рублей. В отчетном периоде на производственные цели было использовано 2 кг материалов. Поставщик материалов не является плательщиком НДС, материалы учитываются по учетным ценам с использованием б/сч 15, 16 (учетная цена 1кг = 300 рублей). Отразите операции на счетах бухгалтерского учета, если списание материалов осуществляется: а) методом ФИФО, б) методом ЛИФО, в) методом средневзвешенных цен.
1.7 ЗАО «Силикат» производит кирпичи. В марте 2003г. организация изготовила и продала 50 000 кирпичей. Расходы ЗАО «Силикат» за март 2003г. составили: 50 000 – материалы; 150 000 – заработная плата основных рабочих; 53 400 - ЕСН, 20 000 – амортизация основных средств, используемых в производстве; 30 000 – расходы на продажу; 250 000 – прочие расходы. Цена одного кирпича 15 рублей (в т.ч. НДС 18%). В учетной политике ЗАО «Силикат» указано, что готовая продукция указывается по нормативной себестоимости, в которую включаются стоимость материалов, з/пл, ЕСН, амортизация ОС. Отразите операции на счетах бухгалтерского учета.
1.8 3 февраля 2003 года ООО "Сатурн" получило на склад 100 банок масляной краски. Согласно учетной политике организации, материалы отражаются по учетным ценам. Учетная цена одной банки краски - 140 руб. 5 февраля 2003 года "Сатурн" получил счет-фактуру от поставщика краски. Согласно счету-фактуре, общая стоимость материалов составила 18 000 руб. (в том числе НДС - 3000 руб.). 7 февраля 2003 года был получен счет-фактура от транспортной компании на оплату услуг по доставке краски на сумму 2400 руб. (в том числе НДС - 400 руб.).
ООО "Сатурн" отражает стоимость материалов по учетным ценам. На начало февраля 2003 года у "Сатурна" числились в учете:
остаток материалов на складе (сальдо счета 10) - 30 000 руб.;
дебетовое сальдо по счету 16 - 2000 руб.
В феврале были оприходованы материалы по учетным ценам на сумму 50 000 руб. Фактическая себестоимость материалов составила 72 000 руб. (включая НДС - 12 000 руб.). В феврале было списано в основное производство материалов на сумму 40 000 руб. по учетным ценам.
1.9 ЗАО "Актив" 1 октября 2003 года взяло в банке "Коммерческий" 2-месячный кредит на сумму 1 200 000 руб. Кредит был направлен на предварительную оплату материалов. Стоимость материалов составляет 1 200 000 руб. (НДС не облагаются). Материалы были получены "Активом" 1 декабря 2003 года. Согласно кредитному договору, проценты за кредит уплачиваются банку ежемесячно в размере 20 000 руб.
1.10 У ОАО "Стройинвест" образовались излишки пиломатериалов, себестоимость которых составила 60 000 руб. Было принято решение продать пиломатериалы за 120 000 руб. (в том числе НДС - 20 000 руб.).
1.11 В организации на конец года стоимость материалов (30 000 руб.) и товаров (250 000 руб.) по данным бухгалтерского учета отличается от рыночных цен. Рыночная стоимость идентичных материалов составляет 23 000 руб., товаров – 220 000 руб.
1.12 На балансе ОАО "Стройтрест" по состоянию на 31 декабря 2003 года числится 30 000 шт. облицовочных кирпичей марки М-150. Фактическая себестоимость одного кирпича - 7 руб. 60 коп. В течение года рыночные цены на кирпич этой марки устойчиво снижались. Согласно официальной информации, полученной на ближайшей товарно-сырьевой бирже, рыночная стоимость одного кирпича марки М-150 по состоянию на 31 декабря 2003 года составила 4 руб. 20 коп. за штуку. Основываясь на этой информации, бухгалтер "Стройтреста" создал резерв под снижение стоимости материальных ценностей. В январе 2003 года 20 000 шт. кирпичей было продано. Сумма ранее созданного резерва в части, относящейся к проданным материалам, должна быть списана.
1.13 Организация приобрела 100 единиц ТМЦ по цене 150 р. за единицу. Стоимость транспортных услуг без учета НДС 500 р. Учетная цена 1 единицы - 130 р. К моменту приобретения на складе находилось 80 ед. ТМЦ на общую сумму 10400 руб., сумма накопленного отклонения по стоимости предметов (дебетовое сальдо сч. 16) составляет 1800 руб. В производство было списано 36 единиц ТМЦ. Отразить операции по приобретению и списанию ТМЦ, используя счета 15 и 16.
1.14 Организация приобрела 50 единиц ТМЦ по цене 4000 руб. за штуку и 100 единиц по цене 200 руб. за штуку (без НДС). Общая сумма покупки 264000 руб. Расчеты за ТМЦ производятся за 3 дня до поставки. Посреднической организации начислено вознаграждение в сумме 18000 руб. (в т.ч. НДС 18%). Организация оценивает ТМЦ по фактической стоимости заготовления. Составьте необходимые учетные записи.
1.15 Организация приобрела у поставщика 1000 единиц ТМЦ по цене 100 руб. за штуку (без НДС). Залоговая стоимость многооборотной тары составляет 10 000 руб. (без НДС). Груз доставлен сторонней организацией, расходы по доставке составили 6 000 руб. (в т.ч. НДС 18%). Учетная цена 1единицы ТМЦ — 92 руб. Отразите в учете покупку ТМЦ с использованием счетов 15 и 16.
1.16 Фирма ведет учет ТМЦ по учетным ценам, используя счета 15 и 16. Выручка определяется «по отгрузке». В производстве используется один вид материалов с учетной ценой 2100 руб. за 1 штуку. Фабрика заключила договор на поставку материалов в количестве 100 штук по 2000 руб. за штуку (без НДС). Фирма прибегла к услугам посредника, вознаграждение которого - 10% от сумы договора (без НДС). Отразить в бухгалтерском учете данные операции.
1.17 Фабрика ведет учет материалов с использованием счетов 15 и 16. Партия материалов в количестве 100 штук, фактические затраты на приобретение которой составили 240000 руб. (без НДС), была оприходована по учетной цене 2100 руб. за штуку. Из-за загруженности складов половину получаемых материалов реализовали по цене 3000 руб. за штуку (в т.ч. НДС 18%). Составить проводки по реализации материалов.
1.18 Строительное предприятие приобрело у поставщика бочки для хранения краски в количестве 10 штук по 240 руб. за штуку. За погрузку транспортной организации было уплачено 60 руб., за доставку - 90 руб. (в т.ч. НДС 18%). Отразить в бухгалтерском учете операции, определить себестоимость 1 бочки под тару.
1.19 Предприятие приобрело кирпич на поддонах. Стоимость кирпича -30000 руб. (в т.ч. НДС 18%). Стоимость поддона не включена в стоимость и составляет 2400 руб. (в т.ч. НДС 18%), прием возвратной тары осуществляется по цене на 60% ниже цены реализации. Отразите в бухгалтерском учете операции по покупке кирпича и приобретению и реализации тары.
1.20 Предприятие «Оникс» поручило агенту приобрести товарно-материальные ценности. Вознаграждение по договору составит 6000 руб. (включая НДС 18%). Кроме того, предприятие обязуется возместить все расходы, возникшие в результате приобретения материалов.
Согласно отчету торгового агента, были понесены следующие расходы:
1) стоимость ТМЦ - 120000 руб. (в том числе НДС 18%);
2) вознаграждение агенту - 6000 руб. (в том числе НДС 18%);
3) дополнительные расходы - 2400 руб. (в том числе НДС 18%);
4) собственные расходы агента - 1500 руб.
Отразите данные операции в бухгалтерском учете предприятия «Оникс».
1.21 Организация через подотчетное лицо приобрела у другой организации за наличный расчет материалы на общую сумму 8820 руб. (в том числе НДС), налог с продаж - 420 руб. Полученные материалы использованы на непроизводственные нужды. Отразите хозяйственные операции по счетам.
1.22 Строительное предприятие приобрело цемент в контейнере Стоимость цемента - 6 тыс. руб. (в т.ч. НДС 18%). Стоимость контейнера выделена отдельно и равна 2400 руб. (в т.ч. НДС 18%). Затем контейнер был продан другому предприятию за 3600 руб. (в т.ч. НДС 18%). Отразите операции бухгалтерскими проводками.
1.23 Предприятие получило от поставщика следующие материалы:
• цемент стоимостью 36000 руб., включая НДС - 6000 руб.;
• кирпич стоимостью 60000 руб., включая НДС - 10000 руб. Оприходованный цемент был оплачен поставщику.
В результате наводнения предприятию был нанесен материальный ущерб. Факт возникновения наводнения подтвержден органами МЧС России, При проведении внеочередной инвентаризации выяснилось, что полностью был уничтожен весь полученный цемент, и половина оприходованного кирпича. Отразите следующие данные бухгалтерскими проводками.
1.24 Предприятие приобрело бочки с краской. Стоимость бочек не включена в стоимость материала и составляет 4800 руб. (в т.ч. НДС 18%). Стоимость краски - 60 тыс. руб. (в т.ч. НДС 18%). После использования краски предприятие возвращает поставщику бочки за 2400 руб. Рассчитайте убытки по операциям с тарой и отразите хозяйственные операции бухгалтерскими проводками.
1.25 Строительная организация в конце года приобрела у поставщика материалы в количестве 300 шт. На момент оприходования материалов первичные документы от поставщика не поступили. Стоимость материалов оплачена по договорной цене, которая составила 1200 руб., включая НДС 200 руб. за шт. Данные материалы использованы в строительстве в текущем году. Документы поступили в начале следующего года после утверждения бухгалтерской отчетности, причем цена на материалы понизилась и составила 1140 руб., включая НДС 190 руб. за шт. Организация направила поставщику претензию с требованием возместить излишне уплаченную сумму за материалы. Поставщик признал предъявленное требование и оплатил его. Отразить данные операции в бухгалтерском учете.
1.26 Предприятие в конце года приобрело у поставщика сырьё в количестве 10 т. На момент оприходования сырья первичные документы от поставщика не поступили. Стоимость сырья оплачена по договорной цене, которая составила 30000 руб., включая НДС 5000 руб. за тонну. Данное сырьё использовано в основном производстве в текущем году. Документы поступили в начале следующего года до утверждения бухгалтерской отчетности, причем цена на сырьё, указанная в первичных документах, составила 28800 руб., включая НДС 4800 руб., за тонну. Предприятие направило поставщику претензию с требованием возместить излишне уплаченную сумму за сырьё. Поставщик признал и оплатил предъявленную претензию. Отразить данные операции в бухгалтерском учете.
1.27 Организация приобретает у поставщика товары, стоимость которых выражена в условных денежных единицах и равна 3840 ден. ед., включая НДС 640 ден. ед. Условиями договора поставки предусмотрено производство расчетов в рублях, пересчитываемых по курсу денежной единицы, установленному на дату платежа. На дату принятия к учету товаров курс составлял 28,5 руб., на дату оплаты 28 руб. Право собственности переходит при отгрузке товара поставщиком перевозчику. Оплата за товары произведена во время нахождения их в пути. Первичные учетные документы поступили к организации одновременно с товаром. Согласно учетной политике организации учет товаров ведется по фактической стоимости приобретения с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Отразить данные операции в бухгалтерском учете.
1.28 На основе данных для выполнения задачи заполните ведомость учета материалов в пути.
Таблица 2 - Ведомость учета материалов в пути
Номер строки |
Балансовый счет |
Номенклатурный / номер |
Поставщик |
Номер документа |
Сумма за материалы в пути, руб. |
||
|
|
|
|
|
на начало текущего месяца |
фактически поступило |
на конец месяца |
Данные для выполнения задачи:
1.На начало месяца в составе материалов в пути на станкостроительном заводе числились: сталь круглая 80 мм (номенклатурный номер - 101002) на сумму 8350 руб. и сталь тонколистовая I (номенклатурный номер - 101004) на сумму 9000 руб. Счет 482 за металл был оплачен базе снабжения (код 20).
2.От АО «Литейщик» (код 22) был получен и оплачен счет 483 на отгруженные им полуфабрикаты: боковина 20-Н (номенклатурный номер -203001, цена - 843 руб.) - 20 шт. и крышка20-К (номенклатурный номер - 203002, цена - 614 руб).
3.До конца месяца на завод полностью поступили: сталь круглая 80 мм, сталь тонколистовая 2 мм и боковина 20-Н.
1.29 На основе данных для выполнения задачи заполните ведомость учета расчетов с поставщиками. Основным является счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», в качестве корреспондирующих выступают счета по учету материальных ценностей и расчетные счета.
Таблица 3 - Ведомость учета расчетов с поставщиками
Номер строки |
Основной счет |
Поста- вщик |
Регистрационный номер |
Кор. счет |
Номер документа |
Сумма, руб. |
|||
На начало
|
Оборот |
На конец |
|||||||
дебет |
кредит |
||||||||
Данные для выполнения задачи:
1. На начало месяца не оплачены материалы, полученные:
а) с базы (код 20, регистрационный номер 04, приходный ордер №19) на сумму 74 600 руб.; б) от электрозавода (код 24, регистрационный номер 05, приходный ордер № 20) на сумму99200руб.
2.В течение месяца получены: а) с базы (код 20, регистрационный номер 06, приходный ордер № 22) черные металлына сумму - 172 200 руб.; краски – 37000 руб.; запасные части 7800 руб.; б) от завода «Маяк» (код — 23, регистрационный номер 07, приходный ордер - М 24) станина 5-С - 715 000 руб.; в)от базы углесбыта (код 26, регистрационный номер 08, приходный ордер № 25) уголь 587 000 руб.
3.Оплачены с расчетного счета платежные документы по регистрационному номеру 04 на сумму 74 600 руб. (платёжное требование № 471); по номеру 05 — 99 200 руб. (платежное требование № 483); по номеру 06 — 172 200 руб. (платежное требование № 492); по номеру 07 — 715 000 руб. (платежное поручение № 495).
1.30 Составить акт приемки материалов на склад 2.
Исходные данные. Счет-фактура № 150 от 27 декабря 2004г. ЗАО «Искра», регистрационный номер 26, на сумму 1740 руб. (без НДС), в том числе за масло машинное 1700 кг на сумму 1700 руб. (без НДС); железнодорожный тариф 40 руб. (без НДС). Груз отправлен со станции «Каспийская» по железнодорожной накладной № 798350 в вагоне № 15. Сумма НДС на материалы и перевозку 348 руб. При приемке 15 января оказалось 1500 кг. Материалы приняты по акту № 8, подписанному начальником отдела снабжения завода Дубровским Н. Н., зав. складом №2 Казаковой Н. П представителем сторонней организации Ивановой Р. И.
Материал принят на склад № 2, номенклатурный номер материала 10000.
1.31 Составить акт приемки материалов на склад, прибывших без счета поставщика.
Исходные данные. Груз прибыл без счета-фактуры 3 января 2004 г. со станции «Разъезжая» по железнодорожной накладной №715280. Наименование — стеклоткань. Поставщик — химический завод № 1.
Материалы в количестве 3000 кг по учетной цене за 1 кг приняты по акту № 15 зав. складом № 2 и экспедитором Ковалевым И.М. Номенклатурный номер материала 10011.
1.32 Составить лимитно-заборную карту № 26 на отпуск материалов со склада в январе 2004г.
Исходные данные. Цех-получатель № 1, склад № 1, изделие, для производства которого отпущен материал, «Аппараты-ТВ», наименование материала: сталь трансформаторная ЗхЗЗО мм номенклатурный номер 22019, единица измерения — тонна, цена за тонну 8500 руб., лимит отпуска за январь 2004г. 15 т, разрешил начальник отдела снабжения Дубровский П. П составил карту экономист Собинов А. Д., материал получал рабочий цеха № 1 Бубнов Н. И.
Таблица 4 - Данные об отпуске материалов в январе 2004г.:
Дата отпуска |
Количество, т |
Дата отпуска |
Количество, т |
02.01 06.01 10.01 |
2 3 4 |
17.01 22.01 30.01 |
2 3 1 |
Итого |
- |
|
15 |
1.33 Выписать требование № 1 на отпуск материалов со склада 3.01.2004г. Исходные данные. 3 января 2004г. по требованию № 1 склада № 3 отпущено топливо (каменный уголь), номенклатурный номер 10301, 1,5 т по цене 600 руб. за тонну. Топливо требовал начальник цеха №3 Зубарев Р.В., отпустил заведующий Складом № 3 Круглое В.С., получил рабочий цеха Л №3 Козырев П.Д., отпуск разрешил начальник отдела снабжения Дубровский П.П. Технологические цели.
1.34 Открыть карточку складского учета № 100 для трансформаторной стали 3x330 мм по складу № 1 и записать в ней остаток на 1 января 2004 г.
Исходные данные для заполнения карточки: склад № 1, марка стали 3x330 мм, номенклатурный номер 22019, единица измерения — тонна, цена 8500 руб. за 1 т, норма запаса 30 т. Сталь трансформаторная; остаток на 1 января 2004 г. 25,8 т.
1.35 На основании данных для выполнения задачи отразить на счетах по учету движения материалов и расчетов с поставщиками, используя традиционную методику (с использованием счета 10 «Материалы»).
Подсчитать конечные остатки по счетам.
Сальдо на начало
№ счета |
Наименование счета |
Сумма, руб. |
10 |
Материалы |
300 |
23 |
Вспомогательные производства |
3000 |
51 |
Расчетный счет |
25000 |
19 |
Налог на добавленную стоимость |
5000 |
68 |
Расчеты с бюджетом |
2440 |
Хозяйственные операции
№ операции |
Содержание операции |
Сумма, руб. |
1 |
Оприходованы производственные запасы, поступившие от поставщиков (без НДС) |
15 000 |
2 |
Отражена сумма НДС по поступившим ценностям |
? |
3 |
Оприходованы материалы, произведенные вспомогательными цехами |
5 000 |
4 |
Оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств |
2 500 |
5 |
Списаны по плановой себестоимости материалы, отпущенные на: Основное производство |
6 000 |
6 |
Вспомогательное производство |
2 000 |
7 |
Общехозяйственные нужды |
1 000 |
8 |
Расходы будущих периодов |
2 500 |
9 |
Коммерческие расходы |
500 |
10 |
Списаны материалы, переданные безвозмездно другим организациям |
500 |
11 |
Списана сумма НДС по материалам, переданным безвозмездно другим организациям |
? |
12 |
Списан финансовый результат от безвозмездной передачи |
? |
Примечание: В соответствие со ст.146 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.