Учет психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности
Оценка 4.7

Учет психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности

Оценка 4.7
docx
09.03.2022
Учет психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности
Учет психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности.docx


«Учёт психологических особенностей  умственно отсталых школьников в учебной деятельности»

 

  Под  понятием  умственная  отсталость  объединены многочисленные   и  разнообразные формы патологии, проявляющиеся в  недоразвитии  познавательной сферы. Под  умственной    отсталостью   следует   понимать   общее недоразвитие психики ребенка, в котором  центральное  и  определяющее  место занимает  недоразвитие   познавательной   деятельности   и   других   высших психических функций.

   Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.

  В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.

             Особенности восприятия детей с умственной отсталостью.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания - восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.).

  Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр..  Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

   Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

   Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

    Таким детям требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что они без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.  Они не различают правую и левую сторону. Ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п.

Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение

оттенков цвета.
     Лучшие результаты развития восприятия у детей с умственной отсталостью получаются только тогда, когда им для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств. Именно с  эталонами  ребёнок должен  учиться сравнивать  воспринимаемый объект.  Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета- спектральная гамма цветов и др.
    Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

    Знакомство с эталонами- первый этап  восприятия.  

    Затем дети знакомятся с пространственными свойствами  предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития познавательной способности.
  На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.
   Развитие восприятия даёт возможность детям с умственной отсталостью узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.
           Развивающие ( корригирующие)   игры, упражнения для развития восприятия
                                            Игра « Узнай предмет»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой. (Используется на уроках чтения, письма, изобразительной деятельности, трудового обучения).

   Для проведения игры необходимо положить в мешочек различные мелкие предметы: пуговицы, напёрсток, катушку, кубик, пластмассовые  цифры или буквы, конфетку, ручку, ластик ( в зависимости от урока).

Задание: Определить на ощупь, что внутри, потом достать вещь из мешочка.

                                             Игра «Сделай так»

а) Построить по образцу из кубиков, палочек, спичек ( счёт, письмо, чтение, трудовое обучение, изобразительная деятельность)

б) Рисование бордюров по образцу ( уроки письма)

в) письмо по образцу цифр и букв ( уроки письма, чтения, счёта)

                                  Игра « Составь картинку»

а) собирание разрезанной картинки или кубиков по образцу( эталону),
б) собирание разрезной картинки или кубиков без образца, по памяти.
                                   Игра « Белый лист»

Направлена на развитие восприятия формы предметов, а так же мелкой моторики рук.

На листе бумаги нарисованы цифры и буквы, часть закрашена зелёным цветом, другие только обведены по контуру.
Задание: Вырезанными из листа бумаги белыми фигурками закрыть зелёные.
                               Игра « Круг, треугольник, квадрат»
( Используется на уроках счёта) Направлена на развитие восприятия цвета, формы, величины. Ребёнку даются задания на  дифференциацию признаков цвета, формы и величины.  

                                        Игра « Зашиваем ковёр»

Предназначена для развития зрительного восприятия. Подбор заплаток для ковриков. Узор на ковриках выступает эталоном.

                                     Игра « Найди такой же предмет»
Ребёнку предлагается  предмет ( эталон), который он ищет среди подобных.

Игра « Кто наблюдательнее»

Направлена на развитие восприятия формы.  ( На уроках счёта)

Предлагается за одну минуту назвать 5 предметов определённой формы.
                                                 Игра «Цвета»

Направлена на развитие восприятия  цвета. ( Используется как коррекционное упражнение на уроках чтения, письма, счёта, изобразительной деятельности, живого мира, трудового обучения, развития речи).

                                       Игра « Расскажи о животных»

Направлена на развитие структурности восприятия. ( Используется на уроках чтения и развития речи, живого мира)

                                           Игра « Сравни предмет»

Предлагаются задания, направленные на развитие восприятие величины, формы, размера предметов. Усваивается ряд понятий: больше- меньше, короче- длиннее, шире- уже, ниже- выше. ( Используется на уроках счёта, трудового обучения)

Игры « Чего не хватает», «Найди различия», « Назови фигуры, из которых состоит этот предмет»

 Направлены на развитие зрительного восприятия.

                                    Определение слухового восприятия.

Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала.

 Учитель даёт ученику словесные инструкции. Потом спрашивает о порядке действий, которые должен произвести ребёнок.

  Воспроизведение действий в услышанном небольшом рассказе по порядку.

             

          Особенности  памяти  детей с умственной отсталостью.

У таких детей  словесно- логическая память не развита, основное значение имеет наглядно- образная и эмоциональная. В связи с поступлением в школу происходит значительная перестройка и развитие памяти. Она становится всё более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Однако, наглядно- образная память продолжает сохранять лидирующее значение. Способность к произвольному и осмысленному запоминанию развита слабо.
  Для развития слуховой памяти на каждом уроке чтения, развития речи, живого мира заучиваются стихи, песенки, потешки. Стихотворения выбираются сюжетного характера. Задаются вопросы по содержанию. Используются  сюжетные картинки для запоминания с опорой  на наглядный материал.

    С детьми с отклонениями в развитии следует читать как можно больше сказок. Они читаются   учителем. Иногда неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребёнка бывают неточны. Обычно дети следят только за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях  впечатления углубляются. Для лучшего запоминания ребёнку  задаётся ряд вопросов. Сюжет сказки  проигрывается  с помощью игрушек.

     Читая и разучивая стихотворения русских писателей о природе, следует поговорить о временах года. Повторить название месяцев.

Игры для развития зрительной памяти: «Где спрятана игрушка», « Запомни картинки», « Какой игрушки не хватает»

Для развития  двигательной ( моторной) памяти, которая проявляется в запоминании навыков письма используются такие приёмы:

. рисование прямых линий( вертикальных, горизонтальных), разной, одинаковой длины, без ограничений, по точкам;

. штриховка. Это укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, активизируются творческие способности;

. обводка рисунков и трафаретов;

 .соединение рисунка по точкам;
. дорисовывание картинок;

. рисование картинок по образцу;

. написание букв с помощью тренажёра;

.лепка букв из пластилина;
. моделирование букв и цифр из бумаги

 Особенности внимания  детей с умственной отсталостью.

Характерной особенностью внимания ребёнка с умственной отсталостью является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Оно редко возникает под влиянием какой- либо поставленной  цели. Следовательно, оно является непроизвольным. Считается, что появлению и развитию произвольного внимания предшествуют формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребёнка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.

Игры для развития внимания:

Игра « Найди одинаковые предметы», 
Игра « Что это?»( Предполагает владение ребёнком такими понятиями как: «впереди», «сзади», «справа», «слева». Используется на уроках счёта),
Игра « Что появилось?», Игра « Что потерялось?», Игра « Найди отличия».

              Особенности  мышления  детей с умственной отсталостью.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования, все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

   Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Мышление таких детей конкретное, наглядно- образное, предмет мысли- предметы и явления, которые они воспринимают и  представляют. Навыки анализа элементарные, а в содержание обобщений и понятий  входят лишь внешние и часто несущественные признаки. Часто смешиваются в процессе обобщения признаки существенные и несущественные.
Для развития мышления на уроках чтения, письма, счёта, живого мира, развития речи, изобразительной деятельности, трудового обучения  даются игры, упражнения и задания, которые позволят научить учащихся:
. описывать признаки предметов,
. узнавать предметы по заданным признакам,

. определять различные и одинаковые свойства предметов,
. сравнивать их между собой,
. классифицировать  по форме, цвету, величине, функции в практической деятельности,

.определять последовательность событий,

.судить о противоположных явлениях,

.видеть временные рамки своей деятельности,

. ориентироваться в пространстве,

. обобщать,
. быть внимательным.

Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения.

         Особенности   речи  детей с умственной отсталостью.

    В неразрывной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Речь ребёнка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. Одно из типичных нарушений при олигофрении- расстройства речи. В случаях тяжёлого поражения мозга связная речь совсем отсутствует. При более лёгких формах его поражения наблюдается разной степени недоразвитие речи. Почти как правило, речевая система формируется с задержкой. Словарь накапливается медленно и никогда не достигает уровня, который характерен для нормы. У многих детей с отклонениями  в развитии бывает нарушена структура слова: они не договаривают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Заметно страдает и грамматический строй речи. Ослаблен контроль за собственной речью. Нередко страдает понимание речи окружающих, последнее  больше относится к  детям с глубокой умственной отсталостью.

 Работа по развитию речи включает в себя уточнение, обогащение и активизацию словаря учащихся. На уроках дети учатся :
.правильно строить предложения при ответах на вопросы;
.понимать обращённую речь,
. выполнять несложные словесные  инструкции;
.выделять предложения из речи;

. выделять слова из предложения;
.делить слова на слоги;
. выделять ударный слог;
.выделять звуки из слова;
. отвечать на вопросы учителя к  сюжетным картинкам;
. отвечать на вопрос « что это?» к предметным картинкам;
.составлять предложения по серии картинок, подсчитывать их и слова в составленных предложениях;
. рассказывать: по восприятию, по памяти, по картинке;
. составлять пересказ.
Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей.                                                                                                                      Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия).    Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.
Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности. Умственно отсталые приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности ("лишь бы сделать"). Умственно отсталые не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

    При проведении игровых упражнений учитель должен быть их активным участником, демонстрировать детям свой живой интерес, быть эмоциональным, оказывать детям эмоциональную поддержку, проводить игровой процесс в доступном ритме и темпе. В противном случае дети, имеющие выраженное нарушение эмоционально-волевой сферы, теряют интерес и устраняются от участия в игровом процессе.

       Еще одной особенностью является выделение в качестве сверх задачи развитие у учащихся в процессе игровой деятельности коммуникативных умений – желание общаться, умение слушать, умение ориентироваться в ситуации (кому и зачем я говорю), умение планировать и реализовать высказывание, умение пользоваться знаниями о правилах и нормах общения, умение контролировать свою речь и себя. У всех детей класса грубо нарушена речь, поэтому используются возможности игровой деятельности для отработки диалогичности общения. Диалог в игре ситуативен, прост, имеет возможность смены позиций (говорящий - слушающий).
У детей с глубокой умственной отсталостью  часто страдает эмоционально-волевая сфера, поэтому игры соревновательного характера стоит проводить с осторожностью, дабы избежать негативных последствий. Поэтому разумнее проводить игровую работу под девизом: «Главное - не победа, а участие».
       Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Л.Н.Лисенкова. Развитие и коррекция навыков чтения. М., Школьная пресса, 2002.
2. А.Л.Сиротюк. Коррекция обучения и развития школьников. Творческий центр «Сфера», 2002.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995

4. Е. А. Стребелева. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. 2008 г. Владос. Москва
5. Е. А. Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. 2004г. Владос. Москва
6. Е. В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии.. 2007г. Москва
7. Е. В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. 2007 г. Москва


 

Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности»

Учёт психологических особенностей умственно отсталых школьников в учебной деятельности»

Знакомство с эталонами- первый этап восприятия

Знакомство с эталонами- первый этап восприятия

Предлагаются задания, направленные на развитие восприятие величины, формы, размера предметов

Предлагаются задания, направленные на развитие восприятие величины, формы, размера предметов

Чем лучше развита речь у ребёнка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание

Чем лучше развита речь у ребёнка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание

Ослаблен контроль за собственной речью

Ослаблен контроль за собственной речью

У всех детей класса грубо нарушена речь, поэтому используются возможности игровой деятельности для отработки диалогичности общения

У всех детей класса грубо нарушена речь, поэтому используются возможности игровой деятельности для отработки диалогичности общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022