Учет закономерностей восприятия в следственной практике

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначаль- ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли- вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения. При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные фак- ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия
Иконка файла материала Учет закономерностей восприятия в следственной практике.doc
Учет закономерностей восприятия в следственной практике    Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначаль­ ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем  тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли­ вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.    При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные фак­ ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых  происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность,  удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учи­ тывать, что люди часто не способны точно оценить количество восприни­ мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно­ шение и размеры.    Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элемен­ тами, которые в действительности не были объектами чувственного восп­ риятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых  расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правло, недо­ оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо осве­ щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке  размеров предметов связаны с контрастом восприятия.    В следственной практике очень важно правильно установить время со­ вершения расследуемого события, его длительность и последовательность,  темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают непра­ вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше  рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно  промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность пока­ заний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля  во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др.    В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности  восприятия человека человеком.    В зависимости от того, какое значение люди придают различным осо­ бенностям личности, они по­разному относятся друг к другу, испытывают  различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на пе­ редний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.    При производстве такого следственного действия, как предъявление  для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфи­ ческим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляе­ мое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это со­ действует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по  росту, цвету волос, одежды и т.д.). Предъявление для опознания группы  лиц из трех человек содействует нивелированию общих признаков и нап­ равляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей.    При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных  и субъективных условий.    К объективным условиям относятся физические условия первоначального  восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и  т.п.).    К субъективным факторам опознания относится психическое состояние  человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг,  отвращение, нервозность и т.д.), а также психические свойства человека  (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к со­ отнесениям, группировке признаков). При опознании лица следует учиты­ вать различную вероятность узнавания отдельных элементов лица. Вероят­ ность различия элементов лица при малых экспозициях следующая: волосы, глаза, брови. губы, уши, нос. лоб. Вероятность опорной роли элементов  лица при опознании следующая: волосы, глаза, лоб, губы, нос, уши.    При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю  осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что пер­ вая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит  от второй сигнальной системы (слова).Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы неко­ торые сведения о восприятии речи человека.    С физической точки зрения речь ­ это комбинация звуков, изменяющих­ ся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные ­  менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Макси­ мальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При  интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных  слов.    Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума  звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать уровень шума.  Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек разли­ чает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При  совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека  не может быть выделена.