Модуль 4. Сказочные истории
Проблема: сказочные истории, придуманные детьми, как правило, однотипны, малоинтересны, повторяют или комбинируют известные сюжеты.
Цель: учить учащихся придумывать сказочные истории.
Новизна: использование приёмов фантазирования для придумывания сказочных историй.
Содержание
В основу работы положены типовые приёмы фантазирования, разработанные в курсе развития творческого воображения. В начальный период обучения чаще всего используются следующие приёмы фантазирования:
• оживление: придание неживому объекту свойств живого (примеры использования приёма в русских народных сказках «Снегурочка», «Колобок», «Соломинка, Пузырь и Лапоть»);
• наоборот: замена свойств объекта на противоположные (примеры использования приёма в сказках «Джельсомино в Стране лгунов» Дж. Родари, «Королевство кривых зеркал» В. Губарева);
• увеличение-уменьшение: изменение размеров объекта (его частей или свойств) в большую или меньшую сторону (примеры использования приёма в «Приключениях Гулливера» Дж. Свифта, в стихотворении «Дядя Стёпа» С. Михалкова, в сказке «Приключения Незнайки» Н. Носова);
• ускорение-замедление: изменение скорости процесса или объекта (его частей или времени изменения свойств) в большую или меньшую сторону (примеры использования приёма в сказках «В Стране вечных каникул» А. Алексина, «Двенадцать месяцев» С. Маршака);
• дробление-объединение: разделение объекта на части или комбинирование объектов (полностью или частично) между собой (примеры использования приёма: волшебные лепестки из сказки «Цветик-семицветик» В. Катаева, Тянитолкай из сказочной повести «Доктор Айболит» К. Чуковского).
Типовые приёмы фантазирования можно использовать для придумывания сказочных персонажей, создания сказочного сюжета, способа решения проблемной ситуации (усовершенствования сюжета).
Одним из вариантов работы может быть использование фантограммы – морфологической таблицы, где по одной оси расположены приёмы фантазирования, а по другой – характеристики объекта, подлежащие изменению.
Рекомендуемая литература
Альтшуллер, Г.С. Регистр фантастических идей. «Патентный фонд» мировой фантастики / Г.С. Альтшуллер // Электронный ресурс: http://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp
Альтшуллер, Г.С. Фантограммы / Г.С. Альшуллер // Электронный ресурс: http://www.altshuller.ru/rtv/rtv5.asp
Гин, С.И. Мир фантазии: программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности: пособие по внеурочной деятельности для учителя / С.И. Гин. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Журавлева, Н.М. Спасатели сказок в детском саду / Н.М. Журавлева // Электронный ресурс: http://www.jlproj.org/this_bibl/ Juravleva-problems.pdf
Злотин, Б.Л. Месяц под звездами фантазии / Б.Л. Злотин, А.В. Зусман. – Кишинев: Лумина, 1988.
Электронный ресурс: http://www.trizway.com/art/form/205.html
Мурашковская, И.Н. Когда я стану волшебником / И.Н. Мурашковская // Познание: инф. – метод. сборник для учителей и учащихся. Вып. 5. – Рига: Эксперимент, 1993. – С.31–79.
Электронный ресурс: http://www.trizminsk.org/e/prs/232018.htm
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.