Учимся мыслить креативно для 2-4 классов зачетное модуль5

  • docx
  • 06.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Модуль 5.docx

Модуль 5. Противоречия

 

 

 

Проблема: дети воспринимают объекты и явления окружающего мира однозначно, не умеют к ним относиться с диалектической точки зрения.

 

Цель: формировать навык чувствительности к противоречиям, познакомить с приёмами разрешения противоречий при решении творческих задач.

 

Новизна: использование методов и приёмов ТРИЗ для формирования навыка чувствительности к противоречиям и решения изобретательских задач.

 

 

 

Содержание

 

В основу работы положены методы и приёмы разрешения противоречий, разработанные в теории решения изобретательских задач.

 

Понятие «противоречие» – ключевое в теории: решить задачу – значит устранить возникшее противоречие.

 

Начальный период обучения связан с формированием навыка чувствительности к противоречиям: умения ощущать наличие двух противоположных требований применительно к заданному объекту или ситуации.

 

Последовательность упражнений для формирования данного навыка:

 

1) выделение положительных и отрицательных сторон в объекте или ситуации, не имеющих ярко выраженного эмоционального отношения;

 

2) выделение положительных и отрицательных сторон в объекте или ситуации, имеющих ярко выраженное эмоциональное отношение;

 

3) выделение противоречивых признаков в свойствах рассматриваемых объектов;

 

4) выделение противоречивых признаков при переходе количественных изменений в качественные.

 

Затем учащиеся знакомятся с приёмами разрешения противоречий: в пространстве, во времени, в системных переходах, в отношениях.

 

Разрешить противоречие в пространстве – значит сделать так, чтобы одна часть объекта обладала одним свойством, а другая – противоположным.

 

Разрешить противоречие во времени – значит сделать так, чтобы в одно время объект обладал одним свойством, в другое – противоположным.

 

Разрешить противоречие в системных переходах – значит перейти от отдельного объекта, обладающего одним свойством, к совокупности объектов, обладающих противоположным признаком (или, наоборот, разделить объект, обладающий одним свойством, на части, которые обладают противоположными свойствами).

 

Разрешить противоречие в отношениях – значит сделать так, чтобы с одной точки зрения относительно кого-то или чего-то объект обладал одним свойством, а с другой – противоположным.

 

Для ознакомления с приёмами разрешения противоречий возможны следующие упражнения:

 

• выполнение заданий на разрешение противоречий (без использования приёмов);

 

• составление загадок с использованием приёмов разрешения противоречий;

 

• реконструкция противоречий: определение приёма разрешения противоречия;

 

• приложение приёмов разрешения противоречий к заданным ситуациям;

 

• решение специально подобранных (учебных) изобретательских задач.

 

 

 

Рекомендуемая литература

 

Альтов, Г. И тут появился изобретатель / Г. Альтов. – М.: Детская литература, 1989.

 

Электронный ресурс: http://www.diagram.com.ua/info/altov/ index.shtml

 

Гин, А.А. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня / А.А. Гин [и др.]. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

 

Гин, С.И. Мир человека / С.И. Гин. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 

Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4–6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001.

 

Электронный ресурс: http://www.trizminsk.org/e/prs/232019.htm

 

Злотин, Б.Л. Месяц под звездами фантазии / Б.Л. Злотин, А.В. Зусман. – Кишинев: Лумина, 1988.

 

Электронный ресурс: http://www.trizway.com/art/form/205.html

 

Иванов, Г.И. Денис-изобретатель: рассказы и задачи для развития творческого мышления / Г.И. Иванов. – СПб.: Речь, 2010.

 

Перевозчиков, С.Р. Задачи «Да-нетки» / С.Р. Перевозчиков // Электронный ресурс: http://www.kulichki.com/puzzles/puzzles/selected/ danet_q.html

 

Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления детей / Ю.Г. Тамберг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

 

Толмачев, А.А. Диагноз: ТРИЗ / А.А. Толмачев. – СПб.: ООО «Фирма КОСТА», 2004.

 

Шустерман, З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких / З.Г. Шустерман. – М.: Речь, 2006.