Модуль 5. Противоречия
Проблема: дети воспринимают объекты и явления окружающего мира однозначно, не умеют к ним относиться с диалектической точки зрения.
Цель: формировать навык чувствительности к противоречиям, познакомить с приёмами разрешения противоречий при решении творческих задач.
Новизна: использование методов и приёмов ТРИЗ для формирования навыка чувствительности к противоречиям и решения изобретательских задач.
Содержание
В основу работы положены методы и приёмы разрешения противоречий, разработанные в теории решения изобретательских задач.
Понятие «противоречие» – ключевое в теории: решить задачу – значит устранить возникшее противоречие.
Начальный период обучения связан с формированием навыка чувствительности к противоречиям: умения ощущать наличие двух противоположных требований применительно к заданному объекту или ситуации.
Последовательность упражнений для формирования данного навыка:
1) выделение положительных и отрицательных сторон в объекте или ситуации, не имеющих ярко выраженного эмоционального отношения;
2) выделение положительных и отрицательных сторон в объекте или ситуации, имеющих ярко выраженное эмоциональное отношение;
3) выделение противоречивых признаков в свойствах рассматриваемых объектов;
4) выделение противоречивых признаков при переходе количественных изменений в качественные.
Затем учащиеся знакомятся с приёмами разрешения противоречий: в пространстве, во времени, в системных переходах, в отношениях.
Разрешить противоречие в пространстве – значит сделать так, чтобы одна часть объекта обладала одним свойством, а другая – противоположным.
Разрешить противоречие во времени – значит сделать так, чтобы в одно время объект обладал одним свойством, в другое – противоположным.
Разрешить противоречие в системных переходах – значит перейти от отдельного объекта, обладающего одним свойством, к совокупности объектов, обладающих противоположным признаком (или, наоборот, разделить объект, обладающий одним свойством, на части, которые обладают противоположными свойствами).
Разрешить противоречие в отношениях – значит сделать так, чтобы с одной точки зрения относительно кого-то или чего-то объект обладал одним свойством, а с другой – противоположным.
Для ознакомления с приёмами разрешения противоречий возможны следующие упражнения:
• выполнение заданий на разрешение противоречий (без использования приёмов);
• составление загадок с использованием приёмов разрешения противоречий;
• реконструкция противоречий: определение приёма разрешения противоречия;
• приложение приёмов разрешения противоречий к заданным ситуациям;
• решение специально подобранных (учебных) изобретательских задач.
Рекомендуемая литература
Альтов, Г. И тут появился изобретатель / Г. Альтов. – М.: Детская литература, 1989.
Электронный ресурс: http://www.diagram.com.ua/info/altov/ index.shtml
Гин, А.А. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня / А.А. Гин [и др.]. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Гин, С.И. Мир человека / С.И. Гин. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Жмырева, М.А. Система творческих заданий как средство обучения детей 4–6 лет работе с противоречием / М.А. Жмырева, Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001.
Электронный ресурс: http://www.trizminsk.org/e/prs/232019.htm
Злотин, Б.Л. Месяц под звездами фантазии / Б.Л. Злотин, А.В. Зусман. – Кишинев: Лумина, 1988.
Электронный ресурс: http://www.trizway.com/art/form/205.html
Иванов, Г.И. Денис-изобретатель: рассказы и задачи для развития творческого мышления / Г.И. Иванов. – СПб.: Речь, 2010.
Перевозчиков, С.Р. Задачи «Да-нетки» / С.Р. Перевозчиков // Электронный ресурс: http://www.kulichki.com/puzzles/puzzles/selected/ danet_q.html
Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления детей / Ю.Г. Тамберг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Толмачев, А.А. Диагноз: ТРИЗ / А.А. Толмачев. – СПб.: ООО «Фирма КОСТА», 2004.
Шустерман, З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких / З.Г. Шустерман. – М.: Речь, 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.