Модуль 6. Системность
Проблема: дети воспринимают объекты и явления «здесь и сейчас», не умеют их видеть в развитии и взаимосвязях.
Цель: формировать навыки системного мышления.
Новизна: использование метода «системный оператор» для формирования навыка системного мышления.
Содержание
В основу работы положены методы и приёмы формирования навыка системного мышления, разработанные в ТРИЗ.
Решение изобретательской задачи подразумевает способность воспринимать любой объект или явление всесторонне и во взаимодействиях (система – надсистема – подсистема) и в развитии (прошлое – настоящее – будущее).
Под системой понимается любой рассматриваемый объект, совокупность отдельных частей – подсистем которого обладает свойством, не присущим подсистемам в отдельности. Данное свойство называется системным (например, системное свойство самолёта – удерживаться в воздухе, отдельные части этого не могут).
Подсистемы – части системы (например, подсистемы самолёта – фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, шасси и др.). Одновременно подсистемы являются системами по отношению к составляющим их частям (например, подсистемы фюзеляжа – кабина экипажа, топливные баки, пассажирский салон и др.).
Надсистема – это такая система, в которую рассматриваемая система входит как часть. Каждая система может иметь несколько различных надсистем (например, надсистемы самолёта – воздушный транспорт, авиазавод, ангар и др.).
В процессе развития все системы изменяются (соответственно изменения касаются их подсистем и надсистем); таким образом, можно говорить о прошлом, настоящем и будущем системы. Рассмотрение системы в развитии возможно как с точки зрения данного класса объектов (например, аэропланы прошлого и межпланетные аэробусы будущего), так и с точки зрения отдельного объекта (например, от технологии производства «боинга» до его последующей утилизации). Таким образом, линию времени можно рассматривать как с исторической точки зрения, так и с технологической («индивидуальной»).
В качестве средства формирования системного мышления используется системный оператор (другие названия: «многоэкранная схема системного мышления», «многоэкранка», «девятиэкранка»):
На начальном этапе обучения рекомендуется следующая последовательность рассмотрения объектов с использованием системного оператора: настоящее (система – подсистемы – надсистемы), прошлое (система – подсистемы – надсистемы), будущее (система – подсистемы – надсистемы).
При этом, в связи с тем что объём знаний учащихся относительно подсистем и надсистем в прошлом и будущем является недостаточным, описание объекта даётся через его подробное рассмотрение на пяти «экранах» (т. е. «девятиэкранка» становится «пятиэкранкой»).
Системный оператор может использоваться не только для упорядочения знаний о рассматриваемых объектах и явлениях, но и для решения изобретательских задач. Нередко, для того чтобы решить задачу, необходимо проанализировать «прошлое» проблемы (приём «Сделай заранее») или заглянуть в её «будущее» (приём «Посмотри вперёд»).
Рекомендуемая литература
Альтов, Г. И тут появился изобретатель / Г. Альтов. – М.: Детская литература, 1989.
Электронный ресурс: http://www.diagram.com.ua/info/altov/ index.shtml
Гин, А.А. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня / А.А. Гин [и др.]. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Злотин, Б.Л. Месяц под звездами фантазии / Б.Л. Злотин, А.В. Зусман. – Кишинев: Лумина, 1988.
Электронный ресурс: http://www.trizway.com/art/form/205.html
Иванов, Г.И. Денис-изобретатель: рассказы и задачи для развития творческого мышления / Г.И. Иванов. – СПб.: Речь, 2010.
Толмачев, А.А. Диагноз: ТРИЗ / А.А. Толмачев. – СПб.: ООО «Фирма КОСТА», 2004.
Литературный материал для занятий
Занятие 6.1. Братья Гримм. Бременские музыканты
Занятие 6.2. Гаршин В. Лягушка-путешественница
Мамин-Сибиряк Д. Серая Шейка
Занятие 6.3. Дополнительный материал не предполагается.
Занятие 6.4. Дополнительный материал не предполагается.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.