Модуль 8. Идеальность
Проблема: при решении задач дети предлагают сложные (громоздкие, затратные) решения, задачи решаются методом проб и ошибок.
Цель: учить видеть эффективность («красоту») простых (идеальных) решений; показать возможность целенаправленного подхода к решению задачи.
Новизна: использование метода идеального конечного результата для выбора направления решения задачи.
Содержание
В основу работы положен метод идеального конечного результата (ИКР), разработанный в ТРИЗ.
При предъявлении изобретательской задачи нельзя сразу сказать, как конкретно будут преодолены противоречия, но всегда есть возможность сформулировать идеальное решение, воображаемый конечный результат.
Решение изобретательской задачи должно быть направлено на то, чтобы проблема разрешалась сама, при минимальных затратах и воздействиях, что позволяет говорить о достижении идеального конечного результата.
Стремление приблизиться к ИКР позволяет избежать перебора неэффективных вариантов, ориентирует процесс решения на получение идей высокого качественного уровня.
Главное правило при использовании ИКР: не следует заранее оценивать, является ли данное идеальное решение возможным, т. е. воздвигать психологические барьеры.
Например, существует проблема: обнаружив бутылочку с таблетками и приняв их за конфеты, маленькие дети могут получить лекарственное отравление. Как его можно избежать?
Стандартные варианты решения: прятать лекарства от детей, проводить разъяснительные беседы, сделать угрожающие надписи или рисунки…
Идеальное решение: бутылочка должна быть такой, чтобы дети САМИ не захотели её трогать.
Невозможно? Так не бывает? Но лекарства в колючих баночках и бутылочках уже выпускаются! (А сравнить эффективность стандартного и идеального решения вы легко можете сами…).
Рекомендуемая литература
Гин, А.А. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня / А.А. Гин [и др.]. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Иванов, Г.И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать / Г.И. Иванов. – М.: Просвещение, 1994.
Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/158235/
Саламатов, Ю.П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества / Ю.П. Саламатов. – М.: Просвещение, 1990.
Электронный ресурс: http://www.klex.ru/3e2
Толмачев, А.А. Диагноз: ТРИЗ / А.А. Толмачев. – СПб., 2004.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.