Модуль 9. Решение открытых задач на основе литературных произведений
Проблема: при чтении книг дети преимущественно следят за поворотами сюжета, не акцентируя внимания на умении героев произведений справляться с возникающими трудностями и преградами.
Цель: учить замечать открытые творческие задачи в литературных произведениях и анализировать способы их решения.
Новизна: использование методов и приёмов ТРИЗ для анализа сказочных задач.
Содержание
При обсуждении прочитанных произведений организуется целенаправленная работа по поиску открытых задач и анализу их решений.
Под открытой (творческой, изобретательской) задачей для детей младшего школьного возраста понимается затруднение (препятствие, проблема), которое не может само разрешиться, а требует определённых действий для его преодоления.
На начальном этапе учащиеся работают с готовыми задачами, предлагаемыми учителем, в дальнейшем поиск задач ведётся самостоятельно. Возможна следующая последовательность рассмотрения задачи:
• краткое и чёткое выделение проблемы из предлагаемой ситуации;
• краткое и чёткое описание способа решения проблемы;
• отнесение способа решения к сказочному или реалистичному;
• оценка сказочного способа решения проблемы: в произведении используется только «волшебство» или применяются приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, дробление-объединение, оживление, наоборот и др.);
• решение данной задачи с помощью различных приёмов фантазирования, сравнение вариантов решений по степени эффективности;
• оценка реалистичного способа решения: были ли в произведении использованы ресурсы (то, что изначально содержалось в условии), если нет – какие ресурсы можно было бы задействовать;
• анализ идеальности решения: происходило ли решение проблемной ситуации САМО, если нет – то как это можно было бы обеспечить;
• анализ вариативности: возможны ли другие решения данной задачи, сравнение различных вариантов по степени эффективности;
• введение ограничения, запрет на использование способа решения, описанного в тексте;
• анализ реалистичности: возможен ли перенос описанного автором решения задачи в реальную ситуацию: где, кем, при каких обстоятельствах можно использовать данный способ?
Занятия по данному модулю проводятся по индивидуальным планам учителя, при этом одному и тому же литературному произведению могут быть посвящены несколько занятий. В зависимости от уровня сложности произведения, составленные на его основе задачи, могут использоваться на протяжении нескольких лет обучения. Кроме того, отдельные задачи по тому или иному литературному источнику могут быть использованы при изучении других модулей.
Данная работа может проводиться в различных организационных формах, например: проведение конкурса «Кто больше найдёт задач в одной сказке?», создание классной картотеки «Сказочные задачи», проведение викторины «Задачи в детской литературе и их решения», постановка мини-спектаклей, проведение игры «Креатив-бой» и др.
Рекомендуемая литература
Гин, А.А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина / А.А. Гин. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Гин, А.А. Креатив-бой: как его провести / А.А. Гин, А.Ф. Кавтрев // М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Гин, А.А. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы / А.А. Гин, А.С. Серебрянников // М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
Иванов, Г.И. Денис-изобретатель: рассказы и задачи для развития творческого мышления / Г.И. Иванов. – СПб.: Речь, 2010.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.