Учимся мыслить креативно для 2-4 классов17
Оценка 4.8

Учимся мыслить креативно для 2-4 классов17

Оценка 4.8
docx
06.04.2023
Учимся мыслить креативно для 2-4 классов17
Занятие17.docx

Занятие 5.5

 

Применение приёмов разрешения противоречий при решении задач

 

 

Данное занятие рекомендуется провести в виде игры «Что? Где? Когда?».

 

Предварительная подготовка включает формирование 3–4 команд с однородным составом игроков; расстановку парт в виде игровых столов, на доске следует приготовить сводную таблицу для записи результатов игры, оборудование: песочные часы на одну минуту, небольшие листы бумаги на столах для записи ответов, бланки дипломов для победителей и участников игры.

 

Возможный вариант занятия: учитель читает условие задачи (если условие длинное – можно прочитать дважды), затем даёт 1–2 минуты на обсуждение, по истечении которых команда сдаёт письменный ответ на задачу. После этого учитель называет правильный ответ и зачитывает следующую задачу. Во время обсуждения учитель проверяет правильность решения предыдущей задачи и выставляет соответствующие баллы на доске. Количество и содержание задач – по выбору учителя (см. далее).

 

Перед началом игры следует оговорить, должен ли ответ содержать название приёма разрешения противоречия (в пространстве, во времени, в системных переходах, в отношениях) или только описание решения.

 

Соответственно баллы за ответ могут включать правильность названия приёма (оценивается, например, 1 баллом) и правильность решения (например, 2 баллами). Возможен вариант, когда оценивается неполный ответ при верном направлении рассуждения (может оцениваться половиной баллов за правильный ответ).

 

Следует отметить, что предлагаемые задачи могут иметь несколько вариантов решения, поэтому нужно засчитывать не только ответы, совпадающие с контрольным, но и другие, которые разрешают указанное противоречие. Поэтому желательно, чтобы учитель не только называл правильный ответ, но и комментировал все ответы команд, обращая внимание как на альтернативные способы решения, так и на ошибочность рассуждений.

 

Рекомендуется одну задачу предложить учащимся для решения в парах или индивидуально письменно.

 

Занятие заканчивается награждением победителей и участников игры, после чего проводится рефлексивный анализ умения решать открытые задачи и делается соответствующий вывод.

 

На занятии могут быть использованы следующие задачи (в скобках указан приём разрешения противоречия и вариант правильного ответа):

 

• Чем выше мачта парусной яхты, тем больше её скорость. Но высокие мачты не всегда проходят под мостом. Как быть – ведь хочется путешествовать по разным рекам?

 

(Разрешение противоречия во времени: во время путешествия мачта высокая, а при прохождении под мостом – низкая. Решение: мачта складная (телескопическая).)

 

• Для того чтобы в паутину попало больше добычи, она должна быть липкой. Но если паутина будет липкая, к ней может прилипнуть и сам паук. Как быть?

 

(Разрешение противоречия в пространстве: часть нитей не липкая, и паук перемещается именно по ним.)

 

• Завод получил заказ на изготовление большой партии овальных очень тонких стеклянных пластинок. Нарезали прямоугольные заготовки нужной толщины, осталось обработать края, чтобы получились округлые. Но при обработке тонкие пластинки очень часто ломались. Как уменьшить количество брака?

 

(Разрешение противоречия в системных переходах: если бы пластинка была толстая – она бы не ломалась. Решение: нужно из тонких пластинок сделать толстую – сложить их стопкой и обрабатывать сразу несколько штук.)

 

• На игрушечной фабрике решили выпускать игрушку – Карлсона. Но когда сделали пропеллер, чтобы игрушка могла летать, он оказался таким большим, что портил весь внешний вид. Пропеллер уменьшили – игрушка стала красивая, но перестала летать. Что нужно придумать – ведь Карлсон обязательно должен летать?

 

(Разрешение противоречия во времени: когда игрушка в руках («на земле») – пропеллер маленький, эстетично смотрится; когда Карлсон летает («в воздухе») – пропеллер большой, но, из-за того что он вращается, это незаметно. Решение: складной (выдвижной) пропеллер.)

 

• В древние времена греческий посол прибыл ко двору персидского царя. Послу шепнули: «Поклонись повелителю, иначе переговоры не состоятся…» Но не в обычае гордых греков кланяться чужим царям. Что делать?

 

(Разрешение противоречия в отношениях: действие должно быть поклоном для царя и не поклоном для посла. Решение: уронить перстень и наклониться его поднять.)

 

• Как регулировать движение машин на скоростных трассах – ведь ставить светофоры очень неудобно: на каждом перекрёстке придётся сбрасывать скорость.

 

(Разрешение противоречия в пространстве: многоуровневые дороги.)

 

• Когда дети болеют, они не любят пить таблетки, потому что они горькие. Но лекарства принимать нужно. Как быть?

 

(Разрешение противоречия в пространстве: горькие таблетки покрываются сладкой оболочкой.)

 

• При постановке оперы «Руслан и Людмила» возникла проблема: когда Руслан встречается с Головой, она должна петь гораздо громче его. Но в опере и так все поют громко. Что делать?

 

(Разрешение противоречия в системных переходах: Руслан поёт один, а за Голову – хор.)

 

• Многие животные покрыты шерстью. В зимнее время густая шерсть хорошо спасает от холода, но летом в такой «шубе» очень жарко и неудобно. Как быть?

 

(Разрешение противоречия во времени: после зимы животные линяют, шерсть становится гораздо реже; после лета – наоборот.)

 

• Морские сомики – милые, но беззащитные рыбки: нет у них ни зубов острых, ни яда сильного и окраску менять они не умеют… Как же они выживают?

 

(Разрешение противоречия в системных переходах: при приближении опасности сомики собираются в клубок, головами в середину, а заострёнными хвостиками наружу. Клубок напоминает колючего морского ежа, и хищные рыбы обходят его стороной.)

 

• Вы увлеклись географией и решили приобрести глобус. Но какой выбрать? Если глобус будет большой – то всё можно хорошо рассмотреть, но он будет занимать очень много места. А если глобус маленький – места много не занимает, но обозначения плохо видны. Что делать?

 

(Разрешение противоречия во времени: когда пользуешься глобусом – он большой, в остальное время – маленький. Решение: надувной глобус.)

 

• Задача по бразильской народной сказке «Ягуар и Кролик»

 

У богатого, но жадного и ленивого Ягуара всё поле заросло крапивой. Пообещал он тогда в награду тому, кто поле прополет, одного пятнистого быка из своего стада. Но поставил условие: прополоть и ни разу не почесаться. Многие звери захотели награду, но никто не смог выполнить условие. Радуется Ягуар: скоро и поле всё от крапивы очистится, и с пятнистым быком расставаться не придётся. Тут Кролик пришёл на прополку. Полет-полет, ни разу не почешется. Надоело Ягуару за ним наблюдать, позвал он сына и приказал строго-настрого следить, чтобы Кролик не почесался. А у Кролика вся шкура зудит – так почесаться хочется. Что можно придумать?

 

(Разрешение противоречия в отношениях: Кролик должен почесаться, но маленький Ягуар не должен этого понять.

 

Решение:

 

– А твой отец мне даст в награду пятнистого быка? – как бы между прочим спросил Кролик.

 

– Конечно, если ты сможешь всё поле прополоть!

 

– А у быка пятна здесь и здесь есть? – спросил Кролик и всласть почесал спину и бока.

 

– Ещё и на шее имеются, – поддакивал глупый маленький Ягуар.

 

Так Кролик всё поле и прополол. Пришлось Ягуару отдавать быка: ведь Кролик ни разу не почесался, а что про пятна спрашивать нельзя – уговора не было!

 

 

 

Занятие – творческий отчёт

 

Возможны различные варианты творческих работ:

 

– рисунок какого-либо явления или объекта с изображением положительных и отрицательных сторон или последствий;

 

– рисунок с противоречиями (объект есть – объекта нет);

 

– стихотворение про какой-либо объект или явление, в котором описывается, что в нём хорошего, а что – плохого;

 

– выставка предметов, демонстрирующих определённые приёмы разрешения противоречий;

 

– составление загадок с противоречиями;

 

– сочинение хитрых загадок (сказки с противоречивыми требованиями);

 

– придумывание ситуаций с противоречиями («невозможных»).


 

Занятие 5.5 Применение приёмов разрешения противоречий при решении задач

Занятие 5.5 Применение приёмов разрешения противоречий при решении задач

Занятие заканчивается награждением победителей и участников игры, после чего проводится рефлексивный анализ умения решать открытые задачи и делается соответствующий вывод

Занятие заканчивается награждением победителей и участников игры, после чего проводится рефлексивный анализ умения решать открытые задачи и делается соответствующий вывод

Разрешение противоречия во времени: когда игрушка в руках («на земле») – пропеллер маленький, эстетично смотрится; когда

Разрешение противоречия во времени: когда игрушка в руках («на земле») – пропеллер маленький, эстетично смотрится; когда

Морские сомики – милые, но беззащитные рыбки: нет у них ни зубов острых, ни яда сильного и окраску менять они не умеют…

Морские сомики – милые, но беззащитные рыбки: нет у них ни зубов острых, ни яда сильного и окраску менять они не умеют…

А у быка пятна здесь и здесь есть? – спросил

А у быка пятна здесь и здесь есть? – спросил
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2023