Учимся мыслить креативно для 2-4 классов18
Оценка 4.8

Учимся мыслить креативно для 2-4 классов18

Оценка 4.8
docx
06.04.2023
Учимся мыслить креативно для 2-4 классов18
Занятие18.docx

Занятие 6.1  Подсистемы и надсистемы

 

 

Оборудование: рисунок с изображением памятника Бременским музыкантам; рисунки с изображениями осла, собаки, кота, петуха; рисунки с изображениями музыкальных инструментов.

 

1. Отгадывание загадки

 

Учитель предлагает учащимся отгадать загадку:

 

                               Клюв как у петуха, но это не петух.

                               Усы как у кота, но это не кот.

                               Уши как у осла, но это не осёл.

                               Хвост как у собаки, но это не собака.

                               Что такое? Кто такой?

                               Ответ загадки не простой!

 

Обычно учащиеся предлагают названия различных отдельных объектов, не предполагая, что может быть объект, составленный из нескольких. Если отгадка вызывает трудности, учитель называет правильный ответ (памятник Бременским музыкантам в г. Бремене, Германия) и демонстрирует его изображение на доске или на экране.

 

Следует обратить внимание, что в качестве правильного ответа может быть засчитан «Страшный великан» (в представлении разбойников из сказки «Бременские музыканты»).

 

2. Обсуждение «Сравниваем объекты»

 

Учитель предлагает учащимся проанализировать, почему ответ «Бременские музыканты» не был засчитан как правильный, хотя в загадке говорилось именно про них.

 

В процессе обсуждения ученики приходят к выводу, что когда речь идёт о памятнике (или о великане), каждый из героев является его составной частью (поэтому и говорилось, например: «Уши как у осла, но это не осёл»). А если просто сказать «Бременские музыканты», то они воспринимаются как самостоятельные персонажи и сказать про них, например, «Это не кот» или «Это не собака» нельзя.

 

На доске или на экране учитель демонстрирует отдельные изображения всех героев сказки и предлагает их сравнить.

 

– Если бы предложили исключить лишнее, то сразу бы назвали петуха, так как это птица, а все остальные – млекопитающие.

 

Но, тем не менее, признаки сходства у них есть. Посмотрите на рисунки и назовите, чем петух похож на осла, кота и собаку.

 

– …

 

– А теперь наоборот: назовите, чем отличаются кот и собака, осёл и кот, осёл и собака.

 

– …

 

Данное задание можно предложить выполнять по группам: каждая группа называет признаки отличия для «своей» пары животных.

 

Рекомендуется вначале называть внешние признаки («нарисованные»), а затем – «ненарисованные» (особенности питания, происхождения, места обитания и т. д.).

 

Затем учитель сообщает, что герои сказки направлялись в г. Бремен, чтобы стать уличными музыкантами. Осёл собирался играть на гитаре, собака – на барабане, кот – на скрипке, а петух – на балалайке…(на доске или на экране демонстрируются изображения музыкальных инструментов).

 

Учитель предлагает выполнить аналогичное задание на сравнение: учащимся надо сначала исключить лишнее (барабан – это ударный инструмент, остальные струнные), а потом найти признаки сходства барабана с другими инструментами и признаки отличия гитары и скрипки (скрипки и балалайки, гитары и балалайки).

 

3. Упражнение «Знакомимся с понятиями «система», «подсистемы», «надсистемы»

 

Возможный вариант объяснения:

 

– Про музыкальные инструменты мы не можем сказать – герои сказки, про музыкантов не скажешь, что они предметы…

 

А каким одним словом можно назвать и одушевлённые и неодушевлённые объекты?

 

– …

 

Желательно выслушать и проанализировать несколько вариантов, затем предложить в качестве обобщающего слова – «система».

 

– Итак, любой рассматриваемый объект мы будем называть «система» (термин записывается на доске (отображается на экране) рядом с иллюстрациями). Но любая система состоит из частей, эти части называются «подсистемы» (термин записывается на доске (отображается на экране) под иллюстрациями). Придумайте несколько вопросов, используя слово «подсистема».

 

– … Вопросы могут быть прямыми (например, «Назовите подсистемы балалайки») и обратными (например, «Для кого усы являются подсистемой?»), отвечать на них необязательно.

 

– А ещё любая система сама является частью других, более крупных систем, которые называются «надсистемы» (термин записывается на доске (отображается на экране) над иллюстрациями). У одной и той же системы может быть несколько надсистем. Например, надсистемами собаки будут не только Бременские музыканты, но и домашние животные, и хищники, и охрана и др. А что может быть надсистемой для скрипки?

 

– …

 

– А для кого надсистемой является ферма?

 

– …

 

– Придумайте свои вопросы, используя слово «надсистема».

 

4. Игра на внимание

 

Правила игры: по команде «система!» – руки перед собой, по команде «подсистема!» – вниз, по команде «надсистема!» – руки вверх. Команды чередуются в быстром темпе в произвольном порядке. Игра может проводиться на выбывание: кто ошибся – садится.

 

5. Упражнение «Сравниваем системы»

 

Учитель сообщает:

 

– Одни системы имеют много подсистем, и тогда они называются сложными; другие – мало, и тогда мы можем назвать их простыми… Некоторые системы могут иметь много надсистем, и мы скажем, что они распространённые, а другие – мало, т. е. будут являться нераспространёнными.

 

Посмотрите на рисунки и выберите самую простую, самую сложную, самую распространённую и самую нераспространённую системы.

 

Задание можно предложить письменно в группах.

 

При подведении итогов все ответы комментируются. Следует обратить внимание, что правильного (контрольного) ответа в данном задании нет, главным является умение аргументировать свою точку зрения на основе субъективного опыта и знаний.

 

6. Упражнение «Перечисляем системы»

 

Учитель сообщает, что в лесу Бременские музыканты обнаружили дом, где жили разбойники. Учащимся надо представить его и назвать, что могло быть у разбойников в доме.

 

Упражнение может быть организовано в виде игры с мячом.

 

7. Упражнение «Рисунок в несколько рук»

 

Возможное объяснение приёма:

 

– Вы сказали, что в доме у разбойников был стол (учитель изображает небольшой стол в центре доски). А как можно, не стирая, а только дорисовывая, превратить стол в сундук?

 

– …

 

– А теперь сделайте так, чтобы вместо сундука получилась печка…

 

Желающие ученики поочерёдно выходят к доске и дорисовывают изображение. Учитель предлагает различные названия из числа ранее высказанных ответов до тех пор, пока не останется на доске свободного места.

 

Затем учитель предлагает вспомнить, с чего начинали рисование, и назвать все рисунки по порядку.

 

После чего учитель спрашивает:

 

– Значит, получается, что стол – это часть сундука, а сундук – это часть печки?

 

Данный вопрос является «ловушкой», проверяет усвоение материала. Правильный ответ: рисунок стола есть часть рисунка сундука (или нарисованный стол есть часть нарисованного сундука).

 

8. Упражнение «Матрёшка»

 

Учитель называет одну или несколько систем (например, шишка, сим-карта, буква Э, колесо, Меркурий, хвост). Учащимся нужно придумать и записать по возрастанию все возможные надсистемы. При необходимости коллективно составляется пример выполнения задания: шишка – кедр – деревья – растения – живые организмы – обитатели планеты Земля.

 

Наиболее интересные варианты записываются в Летопись.

 

9. Подведение итогов занятия

 

Возможные вопросы для обсуждения:

 

– Можно ли сказать, что занятие тоже является системой?

 

– …

 

– А раз так, то оно тоже имеет надсистемы и подсистемы. Назовите подсистемы сегодняшнего занятия.

 

– …

 

– А что может быть для него надсистемой?

 

– …

 

– А есть надсистема у этой системы?

 

– …

 

– А какой будет следующая надсистема?

 

Образовавшуюся цепочку учитель может в конце упорядочить аналогично сюжету стихотворения «Дом, который построил Джек». Например: «Вот занятие, которое мы сейчас провели. Вот факультатив, частью которого было занятие, которое мы сейчас провели. Вот расписание, в котором есть факультатив, частью которого было занятие, которое мы сейчас провели» и т. д.

 


 

Занятие 6.1 Подсистемы и надсистемы

Занятие 6.1 Подсистемы и надсистемы

В процессе обсуждения ученики приходят к выводу, что когда речь идёт о памятнике (или о великане), каждый из героев является его составной частью (поэтому и…

В процессе обсуждения ученики приходят к выводу, что когда речь идёт о памятнике (или о великане), каждый из героев является его составной частью (поэтому и…

Упражнение «Знакомимся с понятиями «система», «подсистемы», «надсистемы»

Упражнение «Знакомимся с понятиями «система», «подсистемы», «надсистемы»

А для кого надсистемой является ферма? – … –

А для кого надсистемой является ферма? – … –

Учитель сообщает, что в лесу Бременские музыканты обнаружили дом, где жили разбойники

Учитель сообщает, что в лесу Бременские музыканты обнаружили дом, где жили разбойники

Учитель называет одну или несколько систем (например, шишка, сим-карта, буква

Учитель называет одну или несколько систем (например, шишка, сим-карта, буква

Образовавшуюся цепочку учитель может в конце упорядочить аналогично сюжету стихотворения «Дом, который построил

Образовавшуюся цепочку учитель может в конце упорядочить аналогично сюжету стихотворения «Дом, который построил
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2023