Учимся мыслить креативно для 2-4 классов2

  • docx
  • 06.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие 2.docx

Занятие 1.2

 

Активизация органов чувств

 

 

Оборудование: иллюстрации к сказке «Муха-Цокотуха», изображения органов чувств, насекомых.

 

1. Упражнение «Проверка памяти»

 

Учитель в течение одной минуты демонстрирует иллюстрацию к сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха», затем убирает её и задаёт вопросы по содержанию иллюстрации.

 

Возможны варианты проведения данного этапа: фронтальный опрос учащихся; работа в парах, когда учащиеся шёпотом отвечают по очереди друг другу; индивидуальный опрос в виде письменного теста.

 

Для активизации памяти желательно использовать открытые вопросы (например, «Какого цвета было у Мухи платье?») и вопросы-«ловушки» (например, «Платочек у Мухи был синего или зелёного цвета?» (а на самом деле платочка не было вообще)).

 

2. Игра «Вопрошайка»

 

Учитель сообщает, что кроме вопросов, ответы на которые можно увидеть на рисунке, бывают такие вопросы, ответы на которые «не нарисованы», их можно только предположить. Например, «Почему Муха пошла по полю, ведь обычно мухи летают?», «Откуда в поле взялась денежка?» и т. д.

 

Учитель предлагает учащимся придумать такие вопросы.

 

Игра может проводиться в виде соревнования между группами (рядами): кто больше придумает вопросов. При этом можно отдельно учитывать оригинальность вопроса, добавляя за него дополнительный балл.

 

3. Обсуждение «Что воспринимаем?»

 

Примерные вопросы для обсуждения:

 

– Сейчас вы отвечали и придумывали вопросы, рассматривая картинку, – в этом вам помогало зрение (на доске или на экране появляется символическое изображение глаза).

 

Но у человека есть и другие органы чувств, при помощи которых он воспринимает окружающий мир, назовите их.

 

– …(Это слух, обоняние, вкус и осязание (на доске или на экране появляются символические изображения уха, носа, рта (языка), руки).

 

Попробуйте представить, что вы оказались за столом на дне рождения у Мухи-Цокотухи (на доске или на экране появляется соответствующая иллюстрация). О чём бы вам могли «рассказать» ваши органы чувств?..

 

Класс делится на четыре группы, каждая получает по одному вопросу: «Какие звуки вы бы услышали?», «Какие запахи вы бы почувствовали?», «Что можно было бы попробовать на вкус?», «Что бы вы ощутили, если бы стали до всего дотрагиваться?»

 

При подведении итогов работы каждая группа рассказывает о своих впечатлениях, при необходимости класс их дополняет. Желательно, чтобы ответы включали как явную, так и неявную информацию, например, что вдалеке могут быть слышны раскаты грома, может доноситься запах свежескошенной травы, на вкус можно попробовать не только съедобные продукты, но и салфетку, вилку и т. д.

 

4. Игра на внимание

 

Учитель называет различные слова, обозначающие признаки. Если объекты с такими свойствами были на рисунке – ученики хлопают в ладоши, если не были – не хлопают. В случае расхождения мнений (хлопнули не все, а кто-то один), ученик обосновывает своё мнение или выбывает из игры.

 

Примеры признаков для проведения упражнения: гладкие, тёплые, пушистые, мокрые, светлые, плотные, острые, тяжёлые, липкие, солёные, звонкие, толстые, глубокие, быстрые, крепкие, яркие, тесные, громкие, прозрачные, пустые, влажные, неподвижные, мохнатые, высокие, скрипучие, раскалённые, пыльные, скользкие, сладкие, редкие, спутанные, аппетитные, ледяные, тихие, пёстрые, густые, шершавые, мягкие, лёгкие, шумные, кислые, колючие, ароматные, холодные, тонкие, резкие, грязные, горячие, сломанные, узкие, тусклые, хрупкие, круглые, железные и др.

 

5. Решение проблемных ситуаций

 

Учитель знакомит учащихся с ситуацией: «Весело было на дне рождения у Мухи-Цокотухи, но тут появился паук-злодей, который хотел погубить Муху… Хорошо, что вовремя прилетел комарик и саблей отрубил голову пауку. А если бы его не было? Как можно было спастись Мухе – или «пропадай, погибай, именинница»?

 

Желательно рассмотреть ситуацию с разных сторон: что могла бы сделать сама Муха-Цокотуха и как могли бы помочь гости?

 

Самые интересные решения записываются в Летопись.

 

Дополнительно можно рассмотреть ситуацию, если бы паук был не только злой, но и волшебный, как Медуза Горгона (каждый, кто посмотрит ему в глаза, превращался бы в камень). Как тогда можно было бы с ним справиться?

 

Возможные варианты решения: смотреть на тень, на отражение в зеркале, подлететь сзади, набросить на него плащ, ориентироваться по звуку или по запаху и др.

 

6. Упражнение «Внутри сюжета»

 

Учитель читает фрагмент стихотворения, учащимся нужно определить, что можно увидеть и услышать, если оказаться «внутри» сюжета; какие запахи можно ощутить, что можно попробовать на вкус и какими признаками обладают предметы на ощупь. Рекомендуется проведение упражнения в письменном виде с ограничением времени (3–5 минут). При подведении итогов следует обратить внимание на описание признаков с использованием всех органов чувств.

 

Возможные фрагменты стихотворения:

 

• Пошла Муха на базар и купила самовар…

 

• Но жуки-червяки испугалися, по углам, по щелям разбежалися…

 

• Муху за руку берёт и к окошечку ведёт…

 

• Музыканты прибежали, в барабаны застучали…

 

7. Упражнение «Расширяем кругозор»

 

Учитель читает фрагмент стихотворения:

 

                               – То-то стало весело,

                               То-то хорошо!

                               Эй, сороконожки,

                               Бегите по дорожке,

                               Зовите музыкантов,

                               Будем танцевать!..

 

Затем сообщает:

 

– На свадьбу к Мухе пришло много гостей: и бабочки, и стрекозы, и жуки, и муравьи, и блошки, и мошки, и мотыльки, и кузнечики, и пчёлы… (учитель на доске демонстрирует соответствующие изображения или названия).

 

Они все такие разные, но почему же тогда относятся к одному и тому же классу насекомых? Что их объединяет?

 

Это не размеры, потому что длина блохи – несколько миллиметров, а жуки-палочники встречаются и больше 30 сантиметров!

 

Это не среда обитания, потому что насекомые живут и на земле и в воде, и глубоко в пещерах и высоко в горах…

 

Это не крылья, потому что у мотыльков они лёгкие и хрупкие, а у жуков они жёсткие и тяжёлые, а у тараканов их нет вообще…

 

Это не окраска, потому что даже стрекозы бывают синие и зелёные в зависимости от того, где они живут: на лугу или возле воды…

 

Это не способ питания, потому что есть пчёлы-вегетарианцы, а есть жужелицы-хищники, жук-дровосек питается древесиной, а комары – кровью…

 

Это не продолжительность жизни, потому что бабочка-подёнка живёт всего несколько часов, а самка муравьёв – до 15 лет…

 

Что же всё-таки есть общего у всех насекомых?

 

После обсуждения желательно контрольный ответ зачитать из энциклопедии или словаря: наличие 6 лапок и насечек на теле (отсюда и название).

 

8. Устный журнал «Интересные факты из мира насекомых»

 

Учитель или заранее подготовленные учащиеся рассказывают интересные факты из жизни насекомых. Объяснение отдельных фактов можно предложить учащимся в качестве задач для решения в группах или в парах.

 

Могут быть использованы следующие факты (количество и содержание – по выбору учителя).

 

• Укус пчелы – неприятное событие. А укус гигантской пчелы? Такие пчёлы живут в Индонезии, их укус смертелен для человека, но мёда они приносят очень много. Гнёзда пчёл – величиной до полутора метров – подвешены к ветвям деревьев. Местные жители, несмотря на опасность, ухитряются собирать вкусный мёд без жертв. Каким образом?

 

(Пчеловодам хорошо известен нрав насекомых, мёд собирают по ночам или в очень влажную погоду, когда пчёлы не летают.)

 

• Все видели в лесу муравейники. А как узнать, проветривают ли муравьи свой домик или нет?

 

(Провели опыт: поверхность купола муравейника опрыскивали цветным лаком. Через 4 дня окрашенный слой исчез и купол принял свой обычный цвет. Раскопки муравейника показали, что окрашенные частицы находятся на глубине 10 см под поверхностью купола и с каждым днём уходят всё глубже. Краски, нанесённые ещё несколько раз, также ушли в глубь купола. Но через месяц они одна за другой стали вновь появляться на поверхности – именно в том порядке, в каком наносились. Муравьи постоянно выносят материал от основания кучи наружу, и слой, лежавший сверху, оказывается всё глубже, пока не придёт, наконец, его черёд появиться на свет.)

 

• Японские ниндзя в Средневековье выполняли самые невероятные задания. Вот один из них с тайным поручением проник в замок феодала… Перед входом в совершенно тёмную комнату на чердаке у него возникло подозрение: не ждёт ли его там засада. Как разрешить сомнения?

 

(Ниндзя замер и прислушался: если люди в засаде не выдадут себя сами, их выдаст громкое жужжание комаров…)

 

• Зачем рыбаки летними ночами направляют в воду лучи прожекторов?

 

(Чтобы увеличить улов рыбы: насекомые летят на свет, падают в воду и становятся кормом для рыб.)

 

• В давние времена небольшой греческий корабль с экипажем численностью 60 человек вступил в бой с турецкой галерой, имевшей на борту 500 моряков и пушки. Турки были уверены в победе. Но в этом бою победили греки, правда не без помощи насекомых. Как им это удалось?

 

(Когда суда сблизились, на галеру полетели ульи и разъярённые пчёлы набросились на турок. Началась паника… Греки взяли галеру на абордаж, надев маски и обмотав руки тканью…)

 

• Однажды древнегреческий царь Минос пообещал корзину золота тому, кто сумеет пропустить нитку через большую витую раковину с отломанным концом. Как решить эту задачу?

 

(Привязать к нитке муравья и запустить его в раковину – именно так поступил великий изобретатель древности Дедал.)

 

• Индейцы Америки часто ночью передвигались гуськом – след в след. Но чтобы попасть точно в след, его нужно видеть. Как быть – ведь любой свет может заметить неприятель?

 

(Индейцы привязывали к ногам выше пятки светлячков, таким образом для противников они оставались невидимыми, а сами не теряли следы друг друга из виду.)

 

• Пчёлы иногда болеют. Разработаны лекарства, чтобы их лечить. Но как их дать целому рою пчёл?

 

(В Германии придумали сделать пористый шарик, который пропитывают лекарством и запускают в улей. Пчёлы, стремясь вытолкнуть посторонний предмет, получают необходимое лечение.)

 

• Для ловли рыбы в верхних слоях воды кузнечики незаменимы. Но попробуй их поймать: трещит и прыгает вокруг множество, а в коробке ни одного! Как рыболову наловить кузнечиков?

 

(Насекомых собирают рано утром, по росистой траве; пока солнце не взошло и не подсушило им ножки и крылышки – они не способны к прыжкам.)

 

• В случае опасности жук-бомбардир с громким хлопком выстреливает кипящую жидкость в обидчика. При этом сам себе он ожогов не наносит. Как ему это удаётся?

 

(Кипящая жидкость представляет собой смесь двух веществ, по отдельности неядовитых, которые выбрасываются из двух камер на теле жука, а смешиваются они вне его организма.)

 

• Тля тоже защищается выделением и метким попаданием жидкости на тело врага, но ядовитые вещества она вырабатывать не может. В чём заключается её секрет?

 

(Тля вырабатывает смесь, которая на воздухе твердеет и образует восковую пластинку. Она-то и сковывает челюсти, ноги, крылья – смотря куда попадёт.)

 

• После небольшого лесного пожара под обгоревшей елью с почерневшими нижними ветками был обнаружен муравейник с невредимыми обитателями. Как муравейник мог уцелеть во время пожара?

 

(Муравьи могут гасить лёгкое пламя струйками муравьиной кислоты.)

 

• Почему птиц в лиственных лесах гораздо больше, чем в хвойных?

 

(Потому что птицы кормят птенцов гусеницами, которые в основном питаются листьями.)

 

• Если у вас в саду есть пасека, то соседи этому не очень рады, ведь пчёлы, летая по дороге к улью, их могут покусать. Как быть?

 

(Если пасеку оградить высоким двухметровым забором, то пчела, покидая улей, будет резко набирать при взлёте высоту и на своём пути никого уже не ужалит.)

 

• То, что чистота – залог здоровья, знают все. Но как её можно было соблюдать во время войны? Как партизаны в лесу избавлялись от вредных насекомых (вшей, блох)?

 

(На ночь бельё оставляли в муравейнике, наутро вся «живность» исчезала.)

 

9. Подведение итогов занятия

 

Проводится в виде обсуждения: какие органы чувств лучше развиты у человека, а какие – у насекомых и почему? какие органы чувств больше всего «принимали» участие в занятии (или, может быть, какие-то из них были «лишние»?).