Учимся мыслить креативно для 2-4 классов8
Оценка 4.7

Учимся мыслить креативно для 2-4 классов8

Оценка 4.7
docx
06.04.2023
Учимся мыслить креативно для 2-4 классов8
Занятие 8.docx

Занятие 3.1

 

Знакомство с «да-нетками»

 

 

Оборудование: рисунки с изображениями Золушки, принца, мачехи, феи, сестёр Золушки.

 

1. Игра «Антонимы»

 

Занятие начинается с чтения фрагмента стихотворения Дж. Чиарди «Прощальная игра»:

 

                               Скажу я слово – высоко,

                               А ты ответишь – низко,

                               Скажу я слово – далеко,

                               А ты ответишь – близко…

 

Затем учитель называет различные прилагательные и глаголы, а ученики подбирают к ним антонимы. Упражнение рекомендуется проводить в виде игры с мячом. Примеры слов для игры:

 

аккуратный, бедный, быстрый, весёлый, глубокий, глупый, говорить, горький, горячий, грустить, делать, добрый, зажигать, здоровый, красивый, крепкий, лёгкий, ловкий, любить, мириться, огорчать, охлаждать, полезный, помогать, приближаться, редкий, светлый, скупой, смеяться, спрашивать, тесный, трудиться, чистый, широкий, яркий.

 

В конце игры – чтение заключительного фрагмента стихотворения:

 

                               Скажу я слово – потолок,

                               А ты ответишь – пол.

                               Скажу я слово – потерял,

                               Что скажешь ты? –

                               Нашёл!

 

2. Игра «Да-нетка»

 

Учитель сообщает, что кроме «да-неток», в которых надо отгадать какой-либо объект, бывают «да-нетки», в которых надо объяснить загаданную ситуацию. Учащимся предлагается с помощью вопросов, сужающих круг поиска, отгадать название сказки, к которой относится «да-нетка»: «Она потеряла её, а нашла его».

 

Рекомендуется организовать отгадывание таким образом, чтобы учащиеся не угадывали название сказки, а задавали вопросы по содержанию. Например: «Она» – это человек?», «Она» – добрая?», «Её» – это предмет?», «То, что потеряла, и то, что нашла, относится к одной теме?» и др.

 

Отгадка: Золушка (учитель демонстрирует иллюстрацию на доске или на экране).

 

3. Упражнение «Знакомимся с алгоритмом» Учитель предлагает отгадать других персонажей из этой сказки: – Она была злая и осталась с носом. Кто это? (Мачеха) – Он её потерял, а потом нашёл. Кто это? (Принц) – Кто-то ленился, а потом плакал. Кто это? (Сёстры Золушки) – Она прикоснулась, и они изменились. Кто это? (Фея) По ходу отгадывания учитель демонстрирует соответствующие изображения. Желательно, чтобы учитель предлагал учащимся после отгадывания персонажа уточнять и комментировать содержание «да-нетки» применительно к сюжету. Например, «Почему про мачеху можно сказать «осталась с носом»?», «Она» – в «да-нетке» про принца – это Золушка или туфелька?», «Почему в конце сказки сёстры были расстроены?», «К чему прикасалась фея и для чего?» и т. п.

 

Учитель записывает все названные «да-нетки» на доске и предлагает определить, что общего есть у всех загадок, какие основные части можно выделить (первая часть – ответ на вопрос «кто?», вторая – описание признаков или действий, третья часть – итоговое событие).

 

Можно построить таблицу:

 

 

 

 

 

 

 

 

Затем коллективно составляется последовательность шагов для придумывания «да-нетки». Например:

 

1) выбрать героя литературного произведения;

 

2) назвать его характерные действия или признаки;

 

3) назвать, что получилось в результате. Затем обсуждение продолжается:

 

– Я придумала ещё одну «да-нетку»: «Добрая девушка хотела попасть на бал, а потом вышла замуж, кто это?»

 

– …

 

– Вам понравилась эта «да-нетка»?

 

– …

 

– Почему – ведь она составлена правильно: вначале про героя, потом про его действия и затем про результат?

 

В процессе обсуждения формулируется дополнительное правило: чтобы загадка была интересной, описание сюжета должно даваться в общем виде, могут быть использованы иносказания, фразеологизмы, переносное значение слов, «ловушки» и др.

 

Учитель может предложить дополнительно придумать несколько разных «да-неток» про одного и того же персонажа, варьируя его признаки и действия, изменяя место, время, характер действия и др.

 

4. Упражнение «Сочиняем «да-нетки»

 

Учитель предлагает учащимся в парах или индивидуально придумать «да-нетки» про других персонажей сказки, в том числе неодушевлённых.

 

Наиболее интересные загадки записываются в Летопись.

 

5. Решение проблемных ситуаций

 

Учитель обращает внимание учащихся на то, что мачеха не любила Золушку и давала ей трудные задания. Хорошо, что ей помогали друзья. А если бы их не было? Учащимся предлагается придумать, каким способом Золушка могла бы быстро перебрать чечевицу.

 

Возможные варианты: при помощи сита опустить в воду (мусор всплывёт), подуть (лёгкий мусор улетит, а чечевица останется) и др.

 

Учитель благодарит учащихся за предложенные решения и сообщает, что Золушка успела на бал, но тут возникла новая проблема: она была такая красивая, что все с ней сразу захотели танцевать. Что можно придумать Золушке, чтобы никого не обидеть?

 

Возможные варианты: хоровод (все танцуют в кругу), танец со сменой партнёра, танец по жребию и др.

 

6. Рисование с противоречиями

 

Учитель сообщает:

 

– Но пока Золушка танцевала, пробило 12 часов… Карета снова превратилась в тыкву, лошади – в мышей, кучер – в крысу… Но всё же немного волшебства сохранилось, туфельки не стали башмаками, а остались хрустальными… Да и бальное платье Золушки не исчезло полностью: оно стало таким, что про него теперь можно сказать «и красивое и некрасивое».

 

Подумайте и нарисуйте, как такое может быть?

 

Задание можно выполнять индивидуально или в парах, после выполнения рисунки демонстрируются на доске.

 

Обычно учащиеся используют приём «разрешение противоречия в пространстве»: часть платья остаётся красивой и нарядной, часть – становится грязной и некрасивой и т. п.

 

Учитель предлагает обсудить, как ещё можно было бы выполнить задание (платье неподходящего размера, дырявое или испачканное, немодное, недошитое (не хватает отдельных деталей) и др.).

 

Наиболее интересные рисунки размещаются в Летописи.

 

7. Обсуждение противоречий в сказке

 

Учитель обращает внимание учащихся на то, что платье на рисунках обладает двумя противоположными признаками (и красивое и некрасивое), и предлагает учащимся назвать других героев или объекты из сказки, признаки которых тоже можно описать с помощью пары антонимов.

 

Примеры ответов учащихся: ленивая – трудолюбивая Золушка (для мачехи и для феи), маленькие – большие мыши (до превращения в коней и во время поездки), грустный – весёлый принц (когда Золушка пропала и когда он её нашел) и др.

 

8. Подведение итогов занятия

 

Можно предложить учащимся оценить впечатления от занятия, используя различные антонимы: «были – …, стали – …» или «в начале – …, в конце – …».


 

Занятие 3.1 Знакомство с «да-нетками»

Занятие 3.1 Знакомство с «да-нетками»

Нашёл! 2. Игра «Да-нетка»

Нашёл! 2. Игра «Да-нетка»

Затем коллективно составляется последовательность шагов для придумывания «да-нетки»

Затем коллективно составляется последовательность шагов для придумывания «да-нетки»

Упражнение «Сочиняем «да-нетки»

Упражнение «Сочиняем «да-нетки»

Подумайте и нарисуйте, как такое может быть?

Подумайте и нарисуйте, как такое может быть?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2023