Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
У р о к
УЧИМСЯ ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 2го СКЛОНЕНИЯ
Ц е л ь : учить анализировать языковый материал, развернуто объяснять выбор безударного
падежного окончания.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в соответствии с
поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с пред
ложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию. Понимать
информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность
действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование,
умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему,
работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые
высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической
деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая;
словесный, практический.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Гггг Рррр
Гладкое, душистое, моет чисто. (Мыло.)
II. Работа над новым материалом.
1. Запись под диктовку.
Всякая работа мастера хвалит. Работа веселит сердце человека. Гроза бьет по
высокому дереву.
З а д а н и е : укажите склонения имен существительных.
2. Выполнение упражнения 1 (рабочая тетрадь).
Просклоняйте существительные окно, озеро.
– Какое из этих слов подсказало вам, как писать безударные окончания?
3. Работа с таблицей учебника.
З а д а н и е : составьте таблицу окончаний существительных 2го склонения:И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
, о, е
□
а, я
у, ю
□
ом, ем
е
, а, о, е
Сверьте свои таблицы с таблицей в учебнике.
Выберите себе любой способ проверки (Петин или Женин).
4. Работа по выбору.
Выполните упражнение 1 (учебник) или упражнение 2 (рабочая тетрадь). Проведите
взаимопроверку.
III. Словарная работа.
– Отгадайте загадки, отгадки запишите через запятую.
Одновременно проведем к о н к у р с «Кто догадливее». Двое учеников приглашаются к
доске. Перед каждым – комплект картинокотгадок. Выиграет тот, кто правильно и быстро
найдет отгадку и покажет классу.
1. Неказиста, шишковата,
А придет на стол она
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
2. Красная девица
Сидит в темнице,
А коса – на улице.
3. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
4. Низок, да колюч,
Сладок, не пахуч.
Ягоду сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Картошка.)
(Морковь.)
(Земляника.)
(Крыжовник.)5. Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
6. Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Само с кулачок,
Красный бочок,
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
7. Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
8. Вот растение – цветы –
Просто чудо красоты!
Яркие, пахучие…
Айайай! Колючие!
9. Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
(Красная и черная
смородина.)
(Яблоко.)
(Арбуз.)
(Шиповник.)
(Земляника.)
IV. Итог урока.
– Что поможет в преодолении трудностей правописания безударных окончаний имен
существительных второго склонения?
– Какие падежные окончания имеют существительные второго склонения? Подтвердите
примерами.
Рефлексия
Домашнее задание: упражнение 4 в рабочей тетради.