Учитель-дефектолог в системе образования
руководитель Службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи МБОУ ДО «Перспектива»
Трегубенко М.В.
Бердск, 2018 г.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики
СОЦИОЛОГИЯ
МЕДИЦИНА
ДЕФЕКТОЛОГИЯ
СПЕЦ. ТЕХНИКА
ПСИХОЛОГИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ПЕДАГОГИКА
Дефектология — наука , изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания.
Дефектолог- специалист, который работает с такими детьми. Цель его работы — максимально возможные развитие и адаптация этих детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
Существует несколько дефектологических специальностей:
сурдопедагогика,
олигофренопедагогика,
тифлопедагогика,
логопедия.
Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от совершенно глухих до слабослышащих; Олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития,
Тифлопедагог — с недостатками зрения.
Логопед — специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений.
Дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты.
Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.
С какими детьми работает дефектолог?
В первую очередь, помощь дефектолога требуется так называемым особым детям, с такими диагнозами, как:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- ранний детский аутизм (РДА);
- задержки речи (ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсо-моторная алалия) - логопед-дефектолог;
- заикание, логоневроз - логопед-дефектолог; задержка психического развития (ЗПР); умственная отсталость (УО);
-детский церебральный паралич (ДЦП);
- ринолалия;
- глухота, слабослышащие дети, в том числе после кохлеарной имплантации; дети со слабым зрением, в том числе монокулярным зрением и слепые.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности учителя- дефектолога. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности учителя- дефектолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
Международные:
Всемирная декларация об образовании для всех
Конвенция ООН о правах ребенка
Декларация о правах инвалидов
Декларация о правах УО лиц
Конвенция о правах инвалидов
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов
Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями
Федеральные:
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ. Письмо Министерства образования и науки Российской Федераци от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07.
Конституция Российской Федерации Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья«
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования«
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии«
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья«
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.07.2016 № 07-3199 "Об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования«
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.03.2000 №27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения«
Документация учителя-дефектолога должна:
— основываться на имеющихся основных нормативных документах;
— охватывать все виды работ учителя-дефектолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;
— отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения, быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы образования «стандартами» отчетности;
— отражать определенную периодичность деятельности учителя-дефектолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;
— ориентироваться на деятельность учителя-дефектолога как специалиста наиболее приближенного к ребенку и семье;
— быть не громоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
Перечень необходимой документацииучителя-дефектолога
Перспективный план (годовой)
График работы
Циклограмма работы
Расписание занятий (групповые, индивидуальные)
Планы индивидуальных занятий (МС)
Программы КРР
Журнал учета обследованных детей (с протоколами)
Список детей с ОВЗ
Журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми
Карта развития ребенка
Рабочие тетради детей
Тетрадь взаимодействия с воспитателями и другими специалистами
Анализ работы за учебный год утвержденный руководителем образовательного учреждения (отчет)
Картотека оборудования и наглядных пособий (по требованию администрации ОО)
Составляется на текущий учебный год, утверждается руководителем учреждения. В перспективном плане отражаются основные направления деятельности учителя –дефектолога (педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа (индивидуальная, групповая, подгрупповая), работа с родителями, другими педагогами (логопедом, психологом, учителями – предметниками, воспитателями и др.)), участие в ПМП консилиуме учреждения, конкретные мероприятия.
Перспективный план работы
В аналитическом отчете отражаются все виды деятельности в соответствии с планом работы и журналом учета. В отчете реализуется принцип анонимности и конфиденциальности. Пишется в свободной форме и включает:
• количественные данные о проведенной в течение года работе;
• качественный анализ основных проблем, которые решает учитель-дефектолог;
• обеспеченность их решения научными, методическими средствами;
• основные проблемы и трудности в работе;
• перспективные направления работы.
Отчетная документация учителя-дефектолога, образовательного учреждения наглядно демонстрирует содержание проведенной диагностической и коррекционно-развивающей работы. Единицами деятельности следует считать отчет по проведенным диагностическим работам, среди которых первичное (углубленное) обследование, динамическое и итоговое индивидуальные обследования, заключение по групповым формам диагностической работы, а также отчет по промежуточным и итоговым результатам индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.
Учитель-дефектолог должен знать!
Требуются хорошие знания по педагогике, психологии, специальной и возрастной педагогике и психологии, по разделам медицины в области имеющихся нарушений, по социальным, правовым вопросам, по профессиональной ориентации, социальной адаптации и перспективам трудоустройства.
Профессионально важные качества учителя-дефектолога
терпение;
сострадание;
иметь выраженную гуманистическую направленность;
эмоциональная устойчивость;
наблюдательность;
такт;
умение анализировать;
настойчивость;
нацеленность на результат.
Медицинские противопоказания
нервные и психические заболевания;
устойчивые нарушения зрения и слуха;
хронические инфекционные заболевания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.