Профессиональное воспитание будущего учителя — это длительный процесс, который начинается задолго до поступления в профессиональное учебное заведение и начала работы. Многолетний опыт педагогического образования в нашей стране говорит о том, что большое значение имеет допрофессиональная подготовка. Одной из самых проверенных и эффективных форм являются педагогические классы.
Особенностью деятельности педагогических классов является их единство в целях, содержании, методах обучения и воспитания и вариативность с точки зрения построения учебных курсов, программ деятельности.
Целями допрофессионального обучения и воспитания школьников являются формирование у старшеклассников представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику педагогической деятельности, организация самопознания, развитие профессиональных интересов, профессиональное самоопределение, соотнесение собственных возможностей, особенностей с представлениями о профессии.
Для решения стоящих перед педагогическим классом задач учебный план включает в себя уроки основ педагогики, психологии, педагогический практикум.
Во время изучения курса педагогика, учащиеся знакомятся с жизненным путем и образом мыслей выдающихся педагогов: Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинским, А.С.Макаренко
Занятия по основам педагогики проходят в форме лекций, коллоквиумов, круглых столов с использованием ИКТ, презентаций и носят теоретический характер.
При изучении блока по психологии
Занятия по педагогическому практикуму проводятся в форме семинаров, где каждый участник выступал с небольшим сообщением, а также имел возможность высказать свое мнение и услышать мнение других учащихся. Иногда занятия по педагогическому практикуму проводятся как проигрывание ситуаций в своем классе. Положительной стороной этого вида занятий является то, что ребята готовы быть не только организаторами какого-то дела, но и его участниками. Зная трудности, которые возникают у тех, кто организует мероприятие, они стараются помочь, поддержать одноклассников. У ребят происходит изменение в отношении к «педагогу», изменяется и позиция ученика. Это является важным шагом в процессе осознания деятельности учителя. Например, занятие по обсуждению профессиональной этики и личных качеств педагога, позволило лично мне посмотреть на свою деятельность и деятельность коллег глазами наших учеников. Затем, при проигрывании различных воспитательных ситуаций на практическом занятии, поделиться своими рассуждениями с ребятами.
Наблюдения показывают, что большинство учеников педкласса успешно справляются с заданиями данного уровня, хотя уже на этом этапе можно увидеть ребят, которые испытывают трудности. Причины трудностей могут быть различны: отсутствие достаточной мотивации, низкий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей, недостаточность индивидуального опыта участия во внешкольной деятельности в качестве ученика, низкий уровень знаний, умений и навыков и т.д. Задача преподавателя педагогического класса помочь определить причины неудач и способы преодоления трудностей, то есть наметить индивидуальную программу деятельности в рамках допрофессионального обучения.
Кроме того, важным является социальная направленность деятельности учеников педагогического класса, так как это позволяет показать школьникам предназначение деятельности учителя, его направленность на служение государству, обществу, воспитание личности. Накоплен большой опыт работы в этом направлении. В педагогических классах реализуются различные социальные проекты, акции, ребята ведут поисковую, краеведческую, тимуровскую работу, оказывают помощь детям-инвалидам, являются активными участниками школьного самоуправления. Все это является основой для развития как личностных качеств, необходимых для учителя, так и возможностью для ребят реализовать себя, приобрести социальный опыт.
В результате на занятиях, практикумах, во время семинаров старшеклассники познают себя, свои возможности и ограничения, познают профессию, соотносят требования профессии и индивидуальных целей, ценностей особенностей; идет процесс активного самоопределения личности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.