Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО
Оценка 4.8

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
библиотека
5 кл—8 кл
10.06.2019
Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО
Успешность учебного процесса во многом зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь в формировании основных компонентов учебной деятельности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Важнейшее место занимают отношения ― учитель - ученик. Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в центре стоит ученик - личность.
Предмет СБО.docx
Учитель – ученик – личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО.  «И сотворили школу так, как велел им дьявол Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Ребёнку   нравится   сознавать,   что   его   работа   имеет   какой­то   смысл,   поэтому   всё устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения — его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить — ему приказали молчать. Он стремится понять — ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания — ему они даются в готовом виде… И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они   научились   лгать   и   притворяться.   И   вот   что   произошло.   Как   и   хотел   того   дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились. И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол.» Адольф Ферьер, швейцарский педагог.  Внедрение инновационных технологий в обучении детей с ОВЗ – актуально. Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и ­ учение. Значит     термин   «педагогическая   технология»   в   буквальном   переводе   означает   учение   о педагогическом искусстве, мастерстве.  Успешность учебного процесса во многом зависит от того, насколько учитель сможет профессионально   оказать   компетентную  помощь    в  формировании  основных  компонентов учебной деятельности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. В   соответствии   с   основными   законодательными   актами   в   области   специального образования   перед     педагогами   стоят   глобальные   задачи   в   отношении   детей   с   особыми образовательными потребностями: создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной адаптации  и реабилитации, подготовке к полноценной жизни в обществе. И здесь важно обучение в сотрудничестве.  Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок.  ― Важнейшее   место   занимают   отношения     учитель   ­   ученик.   Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в центре стоит ученик ­ личность.        Я  считаю, что не маловажное  значение имеют  различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний детьми с ОВЗ:  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их; адаптация   содержания,   очищение   учебного   материала   от   сложных подробностей и излишнего многообразия;       одновременное   подключение   слуха,   зрения,   моторики,   памяти   и логического мышления в процессе восприятия материала; предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору; реализация детского творчества. Сегодня   мы   поговорим   о   реализации     инновационных   идей   –   как   основе эффективности учебно­образовательного процесса на уроках СБО. Социально­бытовая ориентировка, помогает ребёнку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир. Почти каждый   урок   СБО   имеет   практическую   направленность,   нацеленную   на   формирование   и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Практика показывает, что уроки СБО с использованием игровых ситуаций, сюжетно­ ролевых игр, моделированием реальных ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют   проявлению   активного   познавательного   интереса.   Применение   сюжетно­ ролевых   игр   способствует   накоплению   опыта   взаимоотношений,   приобретению   навыков правильного поведения, которые потом используются вне игровой обстановки. Игра способна активизировать даже самых пассивных учеников. При этом, переживание эмоций, вызванных ходом игры, сближает школьников. Игры позволяют эффективно реализовывать все функции обучения:   образовательную,   воспитательную   и   коррекционно­развивающую   на   основе принципов   педагогики   сотрудничества;   осуществлять   более   свободный,   психологически раскрепощенный контроль знаний. Игры на уроках СБО являются  средством всестороннего развития   интеллектуальных   и   творческих   способностей   учащихся   с   ОВЗ;   вызывают положительные   эмоции,   наполняют   жизнь     интересным   содержанием,   способствуют самоутверждению; стимулируют познавательную деятельность;  активизируют мыслительную деятельность.          При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания,   умения   и   навыки   учащихся   стоит   придерживаться   некоторых   методических рекомендаций:   должен быть последовательный переход от простых задач к сложным; необходимо учитывать индивидуальные качества учащегося, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности. Занимательные   задания   можно   применять     на   любом   этапе   урока   ­   они   могут использоваться   при   объяснении   нового   материала   (переключение   внимания),   перед закреплением материала и т.д. Кроссворды  на уроках СБО Составлять   и   предлагать   кроссворды   надо   осмысленно,   в   определённой   системе   и последовательности, с учётом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже если  с помощью учителя, он испытает радость и удовлетворение, у него появится  желание решать более сложный. Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость,   умение   анализировать   и   обобщать.   Кроме   того,   это   способствует   более глубокому изучению русского языка ­ без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Всё это, в конечном счёте, увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей. Ребусы на уроках  СБО Ребусы   ­   загадочные   рисунки,   в   которых   слова   и   высказывания     зашифрованы сочетаниями   букв,  цифр  и   других  знаков,  изображениями  предметов   домашнего  обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д. Загадки на уроках  СБО Мой опыт показывает, что использование при обучении СБО загадок, включающих разнообразные   термины   и  понятия,   связанные   с   темами   СБО,   расширяет   общий   кругозор учащихся,   способствует   их   умственному   развитию,   повышает   интерес   к   учёбе,   помогает лучшему усвоению материала. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины.   Дидактические игры          В дидактических играх на занятиях по СБО могут использоваться натуральные предметы, игрушки, муляжи, модели, картинки (предметные и сюжетные), карточки, а также вербальный материал: слова, фразы, предъявленные в устном или письменном виде. Игровые действия могут быть следующие:  манипуляции   с   предметами,   игрушками,   моделями,   картинками, табличками со словами, фразами: подбор, выбор;       раскладывание по группам; соотнесение предметов с изображениями, изображений с названиями; узнавание на ощупь; поиск и показ (например: предметов, изображений, слов); хлопанье в ладоши, топанье ногой и прочее; называние предметов, действий, признаков  Сюжетно­ролевые игры        Роли выполняются самими детьми. В процессе этих игр происходит закрепление определённых представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей (например: сына, пассажира, покупателя), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений. Игровые ­ ситуации        В обучении детей  с ОВЗ традиционно эффективно используется приём игровых ситуаций, связанных с какими­либо игровыми персонажами. Игровые персонажи могут быть взяты   из   книг,   мультфильмов   (например:   Буратино,   Незнайка,   домовой   Нафаня),     либо придуманы педагогом или детьми. Игровые ситуации, связанные с ними, могут быть самые разные. Например, игровой персонаж:    ошибки;  чего­либо не знает, не умеет; просит помощи; утверждает,   что   он   знает,   умеет,   демонстрирует   это   детям,   допуская утверждает о ненужности выполнения какого­либо трудового процесса (например, стирки одежды, мытья посуды) или соблюдения правил поведения;   опоздал на занятие и не слышал, не видел, чему учились дети; другие ситуации.  Из   игровых   методов   обучения   социально­бытовой   ориентировке   особо   необходимо отметить метод моделирования реальных ситуаций, который является вариантом сюжетно­ ролевых игр. Сюжетно­ролевые игры могут применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.  Применения   этого  методического   приёма   на  уроках  позволяет  решать  ряд  важных задач: расширение социального опыта; приобретение знаний о различных сферах жизни и быта людей; накопление практического опыта и его использование; развитие навыков культуры общения; формирование целенаправленной деятельности; подчинение нормам поведения; развитие спонтанной диалоговой речи; формирование   привычки   анализировать   условия,   находить   верные         решения. Применение   игровой   деятельности   в   процессе   обучения   детей   на   уроках   играет важную роль, так как игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки   полученных   из   окружающего   мира   впечатлений.   В   игре   ярко   проявляются особенности   мышления   и   воображения   ребенка,   его   эмоциональность,   активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра ­ это только один из методов, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и т.д. Очень важным моментом является своевременное окончание игры. Преждевременное окончание игры также нежелательно. По окончании игры надо дать оценку в целом и игры отдельных учащихся. К разбору игр следует привлекать самих учащихся, что способствует выявлению наблюдательности у учащихся, упражняет их в критическом мышлении. Пусть учитель будет метеорологом, предвидящим погоду в классе; Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове; Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим; Пусть светит в вашем классе радуга открытий; Пусть   изменчивый   характер   носит   методика   преподавания   вашего   предмета,   но неизменными   остаются   Ваш   профессионализм,   преданность   детям   и   делу,   простая человеческая порядочность; Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света; Пусть учитель, воспитатель будет в классе солнышком; Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятёрки» и успехи льются рекой; Пусть   ваш   класс   будет   парником   –   парником   любви,   доброты,   уважения   и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект ! 6 класс       Кроссворд " Транспорт". 1. Спозаранку за окошком Стук и звон и кутерьма. По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома.( Т…….) 2.Словно рубанок, землю строгаю, Делать дороги я помогаю. Где новостройки ­ всюду вниманье Славной машине. ( Б…….). 3.С трудным названьем Плывет белый гусь ­ Брюхо деревянное, Крыло полотняное. (Я……..) 4.Для этого коня еда ­ Бензин, масло и вода. На лугу он не пасется, По дороге он несется. (М……….) 5. Что за чудо ­ синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином. (А…….). 6.Я зашел в зеленый дом , Больше суток пробыл в нем. Оказался этот дом  В дальнем городе другом. ( П……..) 7. Лети птица ­ небылица, А внутри народ сидит, Меж собою говорит. (С……….) 8. Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей. ( М……..) 9. Несется и стреляет,  Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться  За этой тараторкой.( М……….) 7 класс 1.Он по рельсам катит резво, Все колеса из железа. Эй, прохожий, не зевай – Это катится?…(Трамвай) 2. Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом. Где пройдет он, станет гладко, Будет ровная площадка. (Бульдозер) 3.струдным названием Плывет белый гусь ­ Брюхо деревянное, Крыло полотняное.(Яхта)                                                      4.  Для этого коня,еда Бензин, масло и вода. На лугу он не пасется, По дороге он несется. (Машина)                                                            6. Я зашел в зеленый дом   Больше суток пробыл в нем. Оказался этот дом В дальнем городе другом(Поезд) 5. Дом по улице идет, На работу всех везет Не на курьих тонких ножках А в резиновых сапожках (Автобус)  7. Летит птица А внутри народ сидит, Меж собою говорит. (Самолет) 9. Несется и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться За этой тараторкой. (Мотоцикл) 8. Я в любое время года                                                      И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей. (Метро) Приложение 1. Тема    «Торговля». 1. О П 2. Р 4. М А П Р О 6. Т Д Е     Т     О З 3. Р Ы     Г А     О Д     В А     Л 7. Я Р А Н Н З А Р Л И О И Ж Ы Ц К Н А К 5. Р А С 6. О Т 1. Вид торговли крупным партиями. 2. Вид торговли поштучным товаром. 3. Вид торгового предприятия, где можно торговаться. 4. Вид торгового предприятия, может быть продовольственный, может промтоварный. 5. Мероприятие в магазине, которое проводится обычно в конце сезона.  6. Продукт труда, произведенный для продажи. 7. Часть магазина, где продаются товары близкие по виду, например мясные. 8. Наклейка на вещи, товаре с указанием размера, фирмы и т.п. Ключевое слово ­ ТОРГОВЛЯ Тема «Ремонт одежды. Наложение заплаты» 7 класс. 1.н а п е 2.в 4.ш т 6.з а п л а     Р с     Е ш 3. М о     О п 5. Н о     Т а т а л к ж о л Ь а н к к и А ц Ы 1. НАПЕРСТОК­ инструмент для безопасного шитья, надевается на палец. 2. ВЕШАЛКА­ деталь одежды, которая необходима и пришивается для   хранения  одежды. 3. МОЛЬ­ враг шерстяных и меховых вещей (пол погрызли мыши, а ткань поела­ ….) 4. ШТОПКА­ ремонт разорванного места, обычно он выполняется на носках. 5. НОЖНИЦЫ­ режущий инструмент, необходимый для шитья. 6. ЗАПЛАТА­ ремонт разорванного места, когда это место очень большое и штопать нет  смысла. Ключевое слово ­  РЕМОНТ. Реализация инновационных идей – как основа эффективности учебно­образовательного  процесса в общем так и на уроках СБО. На уроках СБО вопросам формирования профессиональной культуры воспитанников  посвящён целый раздел «Трудоустройство». В пятых классах происходит знакомство с рабочими профессиями. Календарное  планирование предусматривает изучение таких тем, как: Завод, фабрика, ферма. Назначение. Рабочие профессии Работники почты Работники транспорта Строительные профессии. В шестых­ седьмых классах: Собственность, формы собственности, (понятия « моё», «твоё», «наше», «чужое»). Человек и его индивидуальная собственность. Государственные, частные, малые предприятия. Трудовой коллектив в роли собственника. Промышленные объекты. Работники промышленных специальностей. Сельскохозяйственные объекты. Работники сельского хозяйства. Моя будущая профессия. По темам «Профессии», «Транспорт» и др. нами были разработаны компьютерные  презентации. Использование информационных компьютерных технологий на уроках СБО способствуют  повышению эффективности процесса обучения и воспитания . Регулярное использование  дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на  уроках СБО  вызывает у обучающихся  эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной  деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели –   успешной социализации и интеграции детей в  информационное общество. Благодаря  использованию презентаций  наблюдается концентрация внимания; включение всех видов  памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; осуществляется более быстрое и  глубокое восприятие излагаемого материала. Практика показывает широкий интерес  к таким  урокам. Изучение тематического раздела «Трудоустройство» в девятых классах предусматривает  усвоение учащимися следующих тем: 1. учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, бюро по трудоустройству); 2. оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их  оформление; 3. деловые бумаги (заявление, анкета, расписка), правила их составления. Целями этого раздела являются: Формирование у детей ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной  среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности; Содействие профессиональному самоопределению воспитанников Обучение планированию карьеры, технологиям поиска работы и трудоустройства. Для решения профориентационнных задач незаменима игровая технология обучения. С целью  формирования познавательных и профессиональных мотивов и интересов, передачи  целостного представления о профессиональной деятельности с учетом эмоционально­ личностного восприятия на уроках проводятся деловые и сюжетно­ролевые игры. Такой подход к организации образовательного процесса дает положительные результаты и  повышение интереса у учащихся к предмету. Инновационные технологии должны не заменить  известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными. Заканчивая свое выступление, хочется отметить, что успешное решение профориентационной  работы может быть достигнуто при условии комплексного подхода, который не только  создаст возможность для более широкой целенаправленной работы по подготовке школьников к выбору профессии, но и будет способствовать сглаживанию и положительному разрешению  многих противоречий, возникающих в процессе трудового самоопределения школьников с  нарушением интеллекта, особенно между профессиональным намерением и его реальным  осуществлением. На уроках успешно ведётся профориентационная работа, с внедрением в практику работы  элементов инновационных педагогических технологий, тренингов, проведение внеклассной и  кружковой работы, мероприятий профориентационной направленности. Технология  уровневой дифференциации, как составляющая личностно – ориентированного подхода,  представляет шанс каждому ребёнку организовать обучение с максимальным использованием  учебных возможностей, прежде всего, социально – бытовых. При таком подходе каждый  ученик принимает самое активное участие в познавательной и трудовой деятельности на  уроке и уверенно может переносить полученные знания и умения в новую ситуацию.

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО

Учитель - ученик - личность. Педагогика сотрудничества. Предмет СБО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2019