«Ударение ( общее представление) »
Оценка 5

«Ударение ( общее представление) »

Оценка 5
Работа в классе
docx
русский язык
22.11.2022
«Ударение ( общее представление) »
конспект урока по русскому языку
Русский язык (1).docx

Технологическая карта

Тема:

«Ударение ( общее представление) »

Тип урока:

Открытие новых знаний.

Цель урока:

 Создать условия для формирования  представления об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов;

Задачи урока:

Образовательная: - умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике  полученные на уроке знания;

Развивающая: развивать познавательную активность; развивать мышление, память и речь; развивать умение сравнивать и анализировать.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, трудолюбие и самостоятельность.

Планируемый результат:

 

 

 

 

 

 

Предметные:

- определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы постановки ударения в слове,

-различать ударные и безударные слоги;

Личностные: 

Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные

Регулятивные: Планирование решения учебной задачи.  Проведение анализа собственной работы: нахождение ошибок, установление их причины;

Познавательные:

Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные: Признание  возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

 

Ресурсы урока: основные

- дополнительные

Учебник В. П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 1 класс. Прописи 1 класс 2 часть.

Презентация, раздаточный материал.

Межпредметные связи:

Русский язык - литературное чтение - развитие речи – окружающий мир

Организация пространства:

Коллективная, индивидуальная работа, групповая, наглядная, словесная, практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I. Организация и мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята!

-Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинам!

- Проверьте свою готовность к уроку, проверили?

- Молодцы! Приступим к уроку.

- Здравствуйте! Садятся на свои места.

 

 

- Слушают учителя

II. Актуализация знаний.

 

 - Ребята, начнем наш урок, откроем наши рабочие тетради, запишем число, классная работа, теперь приступим к чистописанию.

Учащиеся прописывают заглавные и строчные буквы Н и Е.

 

30 марта.

Классная работа.

П п

Л л

 

 

- Все написали? Справили?

Словарная работа.

Ребята, а сейчас у нас будет словарная работа

( учитель раздает карточки)

Слова: малина, осина, медведь. Медвежонок  играл на опушке леса).

Игра составь предложение

Ребята, вам необходимо  составить предложение из слов (Лесной, малину, медведь, житель, любит).

Слова разделить на слоги

Хозяин лесной Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

– Как на письме мы обозначаем предложение? Как слова делятся на слоги?

Можно ли разделить эти слова для переноса? Какие правила переноса вам известны?

 

- Выполняют задания учителя

 - Работают в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока

 

 

Ребята, а сейчас я вам прочитаю сказку, внимательно ее послушайте

Сказка про ударение

Дело в том, что давным-давно слоги не имели ударения. Они пыли трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит. Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда они живут сами по себе. Но когда слоги объединяются, чтобы образовать слово, ударение, конечно, нужно.

Только слоги об этом не знали , начали они образовывать слова. Некоторые слова получились понятные, а некоторые — непонятные. Когда, например, слоги образовывали слова ель, ёжик, селёдка, , всё было понятно. А вот со словами село, замок, пугало, получались недоразумения.

Пришёл человек в хозяйственный магазин, попросил замо'к. Продавец удивляется: «Откуда я вам замок достану?!» А другой человек хотел купить дочке к Восьмому марта гвоздики, а ему предложили килограмм гвоздиков.

Тогда слоги написали письмо в Грамматику, и оттуда им прислали ударение. Вот такое: «'». Чтобы они устанавливали его над теми , которые обозначают ударный слог. И с тех пор все недоумения кончились. Солнце село за село, замок закрыли на замок, гвоздики и гвоздики стали продавать в разных магазинах, а огородное пугало всех пугало, а не наоборот,

— Что нового вы узнали из сказки? Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод. (Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.)

- Как вы думаете какая тема урока у нас сегодня?

- Молодцы, тема нашего урока «Ударение»

 

 

- Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.

- Нет. если все слоги произнести с одинаковой силой, то и слова не получится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ударение

IV. Создание проблемной ситуации (постановка проблемной задачи) выявление места и причины затруднения.

 

1. – Внимание! (учитель ударяет в ладоши)

– Что вы услышали?

 – Почему происходит звук при ударе ?

 – Послушайте, одинаковый ли звук  от удара по столу? (учитель ударяет по столу сильнее – слабее)

– А почему? От чего зависит сила звука?

Д: – От силы удара.

У: – Ребята, напомните мне о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)

2. Работать будем как обычно по плану. – По какому?

Что уже знаем? – Что хотим узнать? – Зачем? – Удалось ли?

– Итак, что мы уже знаем об ударении?

– Что хотим узнать?          

(что такое ударение и его значение?)

(как называется слог на который падает ударение?)

(как называются слоги, на которые не ставится ударение?)

(в каких словах ударение не ставится?)

– Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной)

- Хорошо, молодцы

– Звук.

 

 

- Звук

– Был удар по ладошам.

 

 

– Нет. Сначала громко. Потом  тихо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка.

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

V. Реализация проекта.

1. Работа с учебником.

– Что поможет нам что же такое ударение? (Учебник)

Открываем учебник на странице 39  (тридцать девятой)

Найдите первое упражнение. Прочитайте задание.

Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте: о каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?

(чтение учителем) + карандаш

– О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?

– Почему один из слогов в слове назван ударным?

– Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)

Прочитай те стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)

– Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли)

– А голосом? (выделяли силой голоса…)

Вывод:

– Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)

– Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете он называется?

– А другие слоги?

Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике?

( учитель читает правило 2 раза, 3 раз с детьми)

2. – А вы заметили, что в стихотворении, ударение стоит не над каждым словом? Как вы думаете, почему?

– Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3?

Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение?

– В учебнике на с 40 есть подсказка. Найдите.

– Прочитайте.

– В каких словах ударение не ставится?

(слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё)

2. Прочитайте слова на слайде.  

(ЗАМОК, КРУЖКИ)

Поставьте ударение.  Можно ли по-другому? Какие слова получились? Что изменилось? (СМЫСЛ)

Найдите в словарике объяснение значения слов ЗАМОК И ЗАМОК.

Послушайте стихотворение

Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок.

Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок.

 Почему стучат молоточки? (надо выделить голосом ударный слог?)

 Какой слог ударный в 1 слове?  Во 2 слове?

 Изменилось ли написание слова?  А значение слов? Почему? (по-разному стоят ударение).

– Ребята, а какие слова вы знаете, одинаковые по написанию, но разные по звучанию?

ИРИС, БЕЛКИ. Оказывается в заповеднике тоже есть такое слово.

Вывод: – Для чего нужно ударение?  (определяет смысл слов)

.

.

-Выполняют задание учителя

- количеством слошов и ударным слогом.

- Выполняют задание в рабочей тетради и на доске

VI. Самостоятельная работа учащихся.

1.( раздаются карточки для учащихся) Игра «Кто быстрее составит слово по схеме и поставит ударение?»

_____,

__/__/__,

__/__

- Давайте проверим, какие слова у вас получились?

2.БЕЛОЧКА  предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте. 

1.     Расположи предложения так, чтобы получился рассказ.

2.     Запиши 1предложение в тетрадь.

3.     Поставь над словами ударение.

Самостоятельная работа.

(Летом мы жили в деревне. За деревней речка и еловый лес. Мы любили ходить в лес за ягодами.)

Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений)

- Выполняют задание учителя

 

- ответы учащихся

VII. Обобщение новых знаний.

– Вы хорошо постарались сегодня на уроке, давайте проверим, что вы сегодня запомнили на уроке

- О чем мы говорили на уроке?

- Какую новую информацию получили, работая на уроке?

- Чему научились?

- Что было самым трудным?

- Самым интересным?

- Назовите ключевые слова темы.

 Что такое ударение?

 Какой слог называется ударным?

– Какой слог называется безударным?

 Когда в словах не ставится знак ударения?

- Ответы учащихся

 

 

VIII. Рефлексия и итог урока.

- А теперь я хочу узнать настроение каждого из вас. Приготовьте 3 цветных карандаша ( зеленый, желтый и красный) Поднимите карандаш, цвет которого описывает ваше настроение сейчас.

- За что Вы можете похвалить себя?

-За что можете похвалить одноклассников?

- Ребята, вы все хорошо работали сегодня на уроке.

Урок окончен, до свидания!

- поднимают карандаши

 

 

 

 

 

 

 

-Прощаются с учителем.

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта Тема: «Ударение ( общее представление) »

Технологическая карта Тема: «Ударение ( общее представление) »

Организация пространства:

Организация пространства:

СЦЕНАРИЙ УРОКА Этап урока

СЦЕНАРИЙ УРОКА Этап урока

А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой

А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой

Что нового вы узнали из сказки?

Что нового вы узнали из сказки?

Хорошо, молодцы – Звук. -

Хорошо, молодцы – Звук. -

А другие слоги? Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

А другие слоги? Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

ИРИС, БЕЛКИ. Оказывается в заповеднике тоже есть такое слово

ИРИС, БЕЛКИ. Оказывается в заповеднике тоже есть такое слово

VII . Обобщение новых знаний. –

VII . Обобщение новых знаний. –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022