Технологическая карта
Тема: |
«Ударение ( общее представление) » |
||
Тип урока: |
Открытие новых знаний. |
||
Цель урока: |
Создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; |
||
Задачи урока: |
Образовательная: - умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике полученные на уроке знания; Развивающая: развивать познавательную активность; развивать мышление, память и речь; развивать умение сравнивать и анализировать. Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, трудолюбие и самостоятельность. |
||
Планируемый результат:
|
Предметные: - определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы постановки ударения в слове, -различать ударные и безударные слоги; |
Личностные: Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Метапредметные Регулятивные: Планирование решения учебной задачи. Проведение анализа собственной работы: нахождение ошибок, установление их причины; Познавательные: Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. Коммуникативные: Признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. |
|
Ресурсы урока: основные - дополнительные |
Учебник В. П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык 1 класс. Прописи 1 класс 2 часть. Презентация, раздаточный материал. |
||
Межпредметные связи: |
Русский язык - литературное чтение - развитие речи – окружающий мир |
||
Организация пространства: |
Коллективная, индивидуальная работа, групповая, наглядная, словесная, практическая работа |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
I. Организация и мотивация к учебной деятельности. |
- Здравствуйте, ребята! -Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинам! - Проверьте свою готовность к уроку, проверили? - Молодцы! Приступим к уроку. |
- Здравствуйте! Садятся на свои места.
- Слушают учителя |
||||
II. Актуализация знаний.
|
- Ребята, начнем наш урок, откроем наши рабочие тетради, запишем число, классная работа, теперь приступим к чистописанию. Учащиеся прописывают заглавные и строчные буквы Н и Е.
- Все написали? Справили? Словарная работа. Ребята, а сейчас у нас будет словарная работа ( учитель раздает карточки) Слова: малина, осина, медведь. Медвежонок играл на опушке леса). Игра составь предложение Ребята, вам необходимо составить предложение из слов (Лесной, малину, медведь, житель, любит). Слова разделить на слоги Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.) – Как на письме мы обозначаем предложение? Как слова делятся на слоги? Можно ли разделить эти слова для переноса? Какие правила переноса вам известны? |
- Выполняют задания учителя - Работают в тетрадях
|
||||
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока
|
Ребята, а сейчас я вам прочитаю сказку, внимательно ее послушайте Сказка про ударение Дело в том, что давным-давно слоги не имели ударения. Они пыли трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит. Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда они живут сами по себе. Но когда слоги объединяются, чтобы образовать слово, ударение, конечно, нужно. Только слоги об этом не знали , начали они образовывать слова. Некоторые слова получились понятные, а некоторые — непонятные. Когда, например, слоги образовывали слова ель, ёжик, селёдка, , всё было понятно. А вот со словами село, замок, пугало, получались недоразумения. Пришёл человек в хозяйственный магазин, попросил замо'к. Продавец удивляется: «Откуда я вам замок достану?!» А другой человек хотел купить дочке к Восьмому марта гвоздики, а ему предложили килограмм гвоздиков. Тогда слоги написали письмо в Грамматику, и оттуда им прислали ударение. Вот такое: «'». Чтобы они устанавливали его над теми , которые обозначают ударный слог. И с тех пор все недоумения кончились. Солнце село за село, замок закрыли на замок, гвоздики и гвоздики стали продавать в разных магазинах, а огородное пугало всех пугало, а не наоборот, — Что нового вы узнали из сказки? Какую роль выполняет ударение? Сделайте вывод. (Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова.) - Как вы думаете какая тема урока у нас сегодня? - Молодцы, тема нашего урока «Ударение» |
- Ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова. - Нет. если все слоги произнести с одинаковой силой, то и слова не получится.
- Ударение |
||||
IV. Создание проблемной ситуации (постановка проблемной задачи) выявление места и причины затруднения.
|
1. – Внимание! (учитель ударяет в ладоши) – Что вы услышали? – Почему происходит звук при ударе ? – Послушайте, одинаковый ли звук от удара по столу? (учитель ударяет по столу сильнее – слабее) – А почему? От чего зависит сила звука? Д: – От силы удара. У: – Ребята, напомните мне о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении) 2. Работать будем как обычно по плану. – По какому? Что уже знаем? – Что хотим узнать? – Зачем? – Удалось ли? – Итак, что мы уже знаем об ударении? – Что хотим узнать? (что такое ударение и его значение?) (как называется слог на который падает ударение?) (как называются слоги, на которые не ставится ударение?) (в каких словах ударение не ставится?) – Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной) - Хорошо, молодцы |
– Звук.
- Звук – Был удар по ладошам.
– Нет. Сначала громко. Потом тихо.
|
||||
Физ. минутка. Хома, хома,
хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками) |
||||||
V. Реализация проекта. |
1. Работа с учебником. – Что поможет нам что же такое ударение? (Учебник) Открываем учебник на странице 39 (тридцать девятой) Найдите первое упражнение. Прочитайте задание. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте: о каком невидимке-молотке говорится в стихотворении? (чтение учителем) + карандаш – О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении? – Почему один из слогов в слове назван ударным? – Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка) Прочитай те стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух) – Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли) – А голосом? (выделяли силой голоса…) Вывод: – Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов) – Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете он называется? – А другие слоги? Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…) Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? ( учитель читает правило 2 раза, 3 раз с детьми) 2. – А вы заметили, что в стихотворении, ударение стоит не над каждым словом? Как вы думаете, почему? – Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3? Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение? – В учебнике на с 40 есть подсказка. Найдите. – Прочитайте. – В каких словах ударение не ставится? (слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё) 2. Прочитайте слова на слайде. (ЗАМОК, КРУЖКИ) Поставьте ударение. Можно ли по-другому? Какие слова получились? Что изменилось? (СМЫСЛ) Найдите в словарике объяснение значения слов ЗАМОК И ЗАМОК. Послушайте стихотворение Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок. Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок. – Почему стучат молоточки? (надо выделить голосом ударный слог?) – Какой слог ударный в 1 слове? Во 2 слове? – Изменилось ли написание слова? А значение слов? Почему? (по-разному стоят ударение). – Ребята, а какие слова вы знаете, одинаковые по написанию, но разные по звучанию? ИРИС, БЕЛКИ. Оказывается в заповеднике тоже есть такое слово. Вывод: – Для чего нужно ударение? (определяет смысл слов) |
. . -Выполняют задание учителя - количеством слошов и ударным слогом. - Выполняют задание в рабочей тетради и на доске |
||||
VI. Самостоятельная работа учащихся. |
1.( раздаются карточки для учащихся) Игра «Кто быстрее составит слово по схеме и поставит ударение?» _____, __/__/__, __/__ - Давайте проверим, какие слова у вас получились? 2.БЕЛОЧКА предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте. 1. Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. 2. Запиши 1предложение в тетрадь. 3. Поставь над словами ударение. Самостоятельная работа. (Летом мы жили в деревне. За деревней речка и еловый лес. Мы любили ходить в лес за ягодами.) Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений) |
- Выполняют задание учителя
- ответы учащихся |
||||
VII. Обобщение новых знаний. |
– Вы хорошо постарались сегодня на уроке, давайте проверим, что вы сегодня запомнили на уроке - О чем мы говорили на уроке? - Какую новую информацию получили, работая на уроке? - Чему научились? - Что было самым трудным? - Самым интересным? - Назовите ключевые слова темы. – Что такое ударение? – Какой слог называется ударным? – Какой слог называется безударным? – Когда в словах не ставится знак ударения? |
- Ответы учащихся
|
||||
VIII. Рефлексия и итог урока. |
- А теперь я хочу узнать настроение каждого из вас. Приготовьте 3 цветных карандаша ( зеленый, желтый и красный) Поднимите карандаш, цвет которого описывает ваше настроение сейчас. - За что Вы можете похвалить себя? -За что можете похвалить одноклассников? - Ребята, вы все хорошо работали сегодня на уроке. Урок окончен, до свидания! |
- поднимают карандаши
-Прощаются с учителем. |
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.