«Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Оценка 4.7

«Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Оценка 4.7
docx
15.02.2022
«Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Правописание безударных гласных - 1 класс.docx

Конспект урока русского языка в 1 классе

«На лесной полянке»

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Тип урока: систематизация знаний

Цели урока:

Деятельностная: формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными;

Содержательная: научить обобщению, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.

Основные этапы урока:

       I.            Организационный момент

    II.            Чистописание

 III.            Самоопределение к деятельности

IV.            Актуализация знаний и фиксирование затруднений

   V.            Постановка учебной задачи, целей урока

VI.            Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

VII.            Реализация выбранного проекта

VIII.            Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

IX.            Рефлексия деятельности

Средства обучения:

·        Дидактический материал на доске

·        Карточки для групповой работы

·        Карточки для работы в паре

·        Карточки для индивидуальной работы

·        Учебник 1 класса; автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

·        ТСО (компьютер, проектор, экран)

Методы обучения:

  • репродуктивный
  • проблемный
  • восприятие
  • осознание
  • объяснительно-иллюстративный
  • частично-поисковый
  • контроль

Формы организации познавательной деятельности:

  • общеклассная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.                   Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

 

II.                Чистописание

 -Как называется наш урок? (русский язык)

- Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать)

- Запишите число. (26 апреля)

- Назови буквы.     (на слайде)

- Какие это буквы? (гласные)

 

    а            о           и          е          я             ё

 

- Напиши буквы в строчке.

- Какая буква «лишняя»? Почему?  (буква ё – всегда ударная)

- А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)

 

III.              Самоопределение к деятельности.

- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она, прочитав загадку. (на листочке)

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)

- По каким признакам догадались, что это сова?

- Что вы знаете об этой птице?

-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.

- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.

- Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.

-Обозначьте в словах ударение.  Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.

IV. Актуализация знаний

Появляется карточка:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока. (на слайде)

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

- Почему причиняет много мук?

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

- Значит цель нашего урока…

(открывается вторая половина стихотворения)

Какую гласную писать,

Будем с вами повторять!

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).

V. Постановка учебной задачи, целей урока

1). Подбор проверочного слова

- Давайте  запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)

- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?

- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное)

2) Самостоятельная работа – со слайда

- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.

На тр(о,а)ве сверкают  капли р(о,а)сы.

- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово (устно), выберите верную букву.

Проверка у компьютера- 2 человека; самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись  +,-.)

- Какие буквы выбрали? Докажите.

(открыть карточку)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как проверить безударную гласную в корне  слова?

Появляется карточка:

ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!

VI Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

1. Нахождение проверочного слова

- Сова приготовила нам новое задание. (на слайде)

- Прочитайте слова, которые приготовила мудрая птица.  

(лес

Лесная

Лесник)

- Кто такой лесник

(1. Лесной сторож.2. Работник лесного хозяйства. - даётся определение по словарю Ожегова)

-Во всех словах найди общую часть слова. Назови.

-В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему?

-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?

-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Поставь ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие  безударные гласные.

-Чему научились выполнив это задание? (находить проверочные слова)

Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –Крылья сложим назад

VII. Реализация выбранного проекта

1.Первоначальное закрепление - работа в группах (на карточках)

-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения.

           (Проверка у доски – 3 ученика- устно(выходят по одному)

 ( Живёт в л.су  л.са.

 Летит за мёдом пч.ла.

Гр.чата пищат в гн.зде.)

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

- Так как проверить безударный гласный?

- Оцените работу ребят. Правильно или нет?

2. Работа в парах ( на листочках)

- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата)  (слайд)              

- Сейчас вы  будете работать в парах.  Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.

Вставьте пропущенные буквы, подберите  проверочные слова.

- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.

О или а?                                    и или е?

Г.ра                                           з.мля

Гл.за                                         ч.сло

- Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)

- Так как проверить безударную гласную?

3. Игра «Построй мосток»- самостоятельная работа

- На лесной полянке  журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.

Каждый сам будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово.

 

 

 

 

 

 


- Просигнальте «сигналиком» если справились.

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками.

Физминутка

Электронная музыкальная физминутка на движения (слайд)

 

 

 

VIII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

1. словарная работа.

А). - А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)

Появляется карточка:

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)

Появляется карточка:

ЗАПОМНИ!

Б). Отгадывание загадок

- Сова  предлагает отгадать загадки и написать отгадки.

1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь кружит двадцать пар

И кричит «кар – р» (ворона) (слайд)                 

2. Маленький мальчишка,

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Семечки ворует. (воробей) (слайд)

3. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... 
(сорока).   (слайд)

-  Где записаны такие слова? (в словаре)

- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137

Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.

в). работа по учебнику

Стр.69 № 14

- Прочитай загадку. Ответь на вопросы. (на первые 2 вопроса)

- Посмотрим, есть ли это слово в орфографическом словаре? Найди и напиши его.

- Определи сколько в слове заяц слогов.

- Вспомни, когда так говорят:   (на слайде)

Убить двух зайцев. (выполнить сразу два дела)

Заячья душа. (о трусливом человеке)

- Послушайте четверостишье:

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

Если я купил билет,

Кто я заяц или нет?

- В каком значении употребляется слово заяц? (пассажир, не имеющий билета)

2.     Выборочное письмо.

- Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?»  (слайд)

- Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом. (на слайде)

В лесу нельзя шуметь. Весной  птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.

XI.            Рефлексия деятельности

-Прочитайте то, что составлено из карточек.  (на доске)

- Как проверить безударный гласный звук в слове?

- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?

- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?

- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?

- Продолжите высказывания….

Мне запомнилось…

У меня получилось …

Мне было трудно ….

Я постараюсь лучше…

-Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Наклеим на кормушку орехи, жёлуди . (на доске)

- На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.

- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек  для белочки.

Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + -, то возьмите  орешек для белочки.

 

Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.

 Спасибо за урок!


 

Конспект урока русского языка в 1 классе «На лесной полянке»

Конспект урока русского языка в 1 классе «На лесной полянке»

Методы обучения: репродуктивный проблемный восприятие осознание объяснительно-иллюстративный частично-поисковый контроль

Методы обучения: репродуктивный проблемный восприятие осознание объяснительно-иллюстративный частично-поисковый контроль

Ход урока I.

Ход урока I.

Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки

Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки

Сова приглашает нас посетить лесную поляну

Сова приглашает нас посетить лесную поляну

Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова

Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова

Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы)

Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы)

VIII .Самостоятельная работа с проверкой по эталону 1

VIII .Самостоятельная работа с проверкой по эталону 1

Где записаны такие слова? (в словаре) -

Где записаны такие слова? (в словаре) -

XI. Рефлексия деятельности -Прочитайте то, что составлено из карточек

XI. Рефлексия деятельности -Прочитайте то, что составлено из карточек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022