Конспект урока русского языка в 1 классе
«На лесной полянке»
Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Тип урока: систематизация знаний
Цели урока:
Деятельностная: формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными;
Содержательная: научить обобщению, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.
Основные этапы урока:
I. Организационный момент
II. Чистописание
III. Самоопределение к деятельности
IV. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
V. Постановка учебной задачи, целей урока
VI. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения
VII. Реализация выбранного проекта
VIII. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
IX. Рефлексия деятельности
Средства обучения:
· Дидактический материал на доске
· Карточки для групповой работы
· Карточки для работы в паре
· Карточки для индивидуальной работы
· Учебник 1 класса; автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
· ТСО (компьютер, проектор, экран)
Методы обучения:
Формы организации познавательной деятельности:
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
II. Чистописание
-Как называется наш урок? (русский язык)
- Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать)
- Запишите число. (26 апреля)
- Назови буквы. (на слайде)
- Какие это буквы? (гласные)
а о и е я ё
- Напиши буквы в строчке.
- Какая буква «лишняя»? Почему? (буква ё – всегда ударная)
- А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она, прочитав загадку. (на листочке)
Днём
спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)
- По каким признакам догадались, что это сова?
- Что вы знаете об этой птице?
-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.
- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.
- Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.
-Обозначьте в словах ударение. Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.
- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.
IV. Актуализация знаний
Появляется карточка:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока. (на слайде)
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
- Почему причиняет много мук?
- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?
- Значит цель нашего урока…
(открывается вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять!
- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).
V. Постановка учебной задачи, целей урока
1). Подбор проверочного слова
- Давайте запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)
- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?
- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное)
2) Самостоятельная работа – со слайда
- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.
На тр(о,а)ве сверкают капли р(о,а)сы.
- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово (устно), выберите верную букву.
Проверка у компьютера- 2 человека; самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись +,-.)
- Какие буквы выбрали? Докажите.
(открыть карточку)
ПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Появляется карточка:
ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!
VI Составление плана, стратегии по разрешению затруднения
1. Нахождение проверочного слова
- Сова приготовила нам новое задание. (на слайде)
- Прочитайте слова, которые приготовила мудрая птица.
(лес
Лесная
Лесник)
- Кто такой лесник?
(1. Лесной сторож.2. Работник лесного хозяйства. - даётся определение по словарю Ожегова)
-Во всех словах найди общую часть слова. Назови.
-В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему?
-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?
-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Поставь ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие безударные гласные.
-Чему научились выполнив это задание? (находить проверочные слова)
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –Крылья сложим назад
VII. Реализация выбранного проекта
1.Первоначальное закрепление - работа в группах (на карточках)
-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения.
(Проверка у доски – 3 ученика- устно(выходят по одному)
( Живёт в л.су л.са.
Летит за мёдом пч.ла.
Гр.чата пищат в гн.зде.)
- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
- Так как проверить безударный гласный?
- Оцените работу ребят. Правильно или нет?
2. Работа в парах ( на листочках)
- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата) (слайд)
- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.
О или а? и или е?
Г.ра з.мля
Гл.за ч.сло
- Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)
- Так как проверить безударную гласную?
3. Игра «Построй мосток»- самостоятельная работа
- На лесной полянке журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.
Каждый сам будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово.
- Просигнальте «сигналиком» если справились.
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками.
Физминутка
Электронная музыкальная физминутка на движения (слайд)
VIII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону
1. словарная работа.
А). - А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?
- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)
Появляется карточка:
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)
Появляется карточка:
ЗАПОМНИ!
Б). Отгадывание загадок
- Сова предлагает отгадать загадки и написать отгадки.
1. Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружит двадцать пар
И кричит «кар – р» (ворона) (слайд)
2. Маленький мальчишка,
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
В полях ночует,
Семечки ворует. (воробей) (слайд)
3. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...
(сорока).
(слайд)
- Где записаны такие слова? (в словаре)
- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137
Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.
в). работа по учебнику
Стр.69 № 14
- Прочитай загадку. Ответь на вопросы. (на первые 2 вопроса)
- Посмотрим, есть ли это слово в орфографическом словаре? Найди и напиши его.
- Определи сколько в слове заяц слогов.
- Вспомни, когда так говорят: (на слайде)
Убить двух зайцев. (выполнить сразу два дела)
Заячья душа. (о трусливом человеке)
- Послушайте четверостишье:
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?
- В каком значении употребляется слово заяц? (пассажир, не имеющий билета)
2. Выборочное письмо.
- Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?» (слайд)
- Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом. (на слайде)
В лесу нельзя шуметь. Весной птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.
XI. Рефлексия деятельности
-Прочитайте то, что составлено из карточек. (на доске)
- Как проверить безударный гласный звук в слове?
- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?
- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?
- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?
- Продолжите высказывания….
Мне запомнилось…
У меня получилось …
Мне было трудно ….
Я постараюсь лучше…
-Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Наклеим на кормушку орехи, жёлуди . (на доске)
- На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.
- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек для белочки.
Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + -, то возьмите орешек для белочки.
Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.