«Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

  • docx
  • 15.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Правописание безударных гласных - 1 класс.docx

Конспект урока русского языка в 1 классе

«На лесной полянке»

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Тип урока: систематизация знаний

Цели урока:

Деятельностная: формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными;

Содержательная: научить обобщению, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.

Основные этапы урока:

       I.            Организационный момент

    II.            Чистописание

 III.            Самоопределение к деятельности

IV.            Актуализация знаний и фиксирование затруднений

   V.            Постановка учебной задачи, целей урока

VI.            Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

VII.            Реализация выбранного проекта

VIII.            Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

IX.            Рефлексия деятельности

Средства обучения:

·        Дидактический материал на доске

·        Карточки для групповой работы

·        Карточки для работы в паре

·        Карточки для индивидуальной работы

·        Учебник 1 класса; автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

·        ТСО (компьютер, проектор, экран)

Методы обучения:

  • репродуктивный
  • проблемный
  • восприятие
  • осознание
  • объяснительно-иллюстративный
  • частично-поисковый
  • контроль

Формы организации познавательной деятельности:

  • общеклассная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.                   Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

 

II.                Чистописание

 -Как называется наш урок? (русский язык)

- Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать)

- Запишите число. (26 апреля)

- Назови буквы.     (на слайде)

- Какие это буквы? (гласные)

 

    а            о           и          е          я             ё

 

- Напиши буквы в строчке.

- Какая буква «лишняя»? Почему?  (буква ё – всегда ударная)

- А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)

 

III.              Самоопределение к деятельности.

- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она, прочитав загадку. (на листочке)

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)

- По каким признакам догадались, что это сова?

- Что вы знаете об этой птице?

-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.

- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.

- Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.

-Обозначьте в словах ударение.  Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.

IV. Актуализация знаний

Появляется карточка:

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока. (на слайде)

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

- Почему причиняет много мук?

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

- Значит цель нашего урока…

(открывается вторая половина стихотворения)

Какую гласную писать,

Будем с вами повторять!

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).

V. Постановка учебной задачи, целей урока

1). Подбор проверочного слова

- Давайте  запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)

- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?

- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное)

2) Самостоятельная работа – со слайда

- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.

На тр(о,а)ве сверкают  капли р(о,а)сы.

- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово (устно), выберите верную букву.

Проверка у компьютера- 2 человека; самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись  +,-.)

- Какие буквы выбрали? Докажите.

(открыть карточку)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как проверить безударную гласную в корне  слова?

Появляется карточка:

ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!

VI Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

1. Нахождение проверочного слова

- Сова приготовила нам новое задание. (на слайде)

- Прочитайте слова, которые приготовила мудрая птица.  

(лес

Лесная

Лесник)

- Кто такой лесник

(1. Лесной сторож.2. Работник лесного хозяйства. - даётся определение по словарю Ожегова)

-Во всех словах найди общую часть слова. Назови.

-В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему?

-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?

-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Поставь ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие  безударные гласные.

-Чему научились выполнив это задание? (находить проверочные слова)

Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –Крылья сложим назад

VII. Реализация выбранного проекта

1.Первоначальное закрепление - работа в группах (на карточках)

-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения.

           (Проверка у доски – 3 ученика- устно(выходят по одному)

 ( Живёт в л.су  л.са.

 Летит за мёдом пч.ла.

Гр.чата пищат в гн.зде.)

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

- Так как проверить безударный гласный?

- Оцените работу ребят. Правильно или нет?

2. Работа в парах ( на листочках)

- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата)  (слайд)              

- Сейчас вы  будете работать в парах.  Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.

Вставьте пропущенные буквы, подберите  проверочные слова.

- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.

О или а?                                    и или е?

Г.ра                                           з.мля

Гл.за                                         ч.сло

- Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)

- Так как проверить безударную гласную?

3. Игра «Построй мосток»- самостоятельная работа

- На лесной полянке  журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.

Каждый сам будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово.

 

 

 

 

 

 


- Просигнальте «сигналиком» если справились.

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками.

Физминутка

Электронная музыкальная физминутка на движения (слайд)

 

 

 

VIII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

1. словарная работа.

А). - А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)

Появляется карточка:

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)

Появляется карточка:

ЗАПОМНИ!

Б). Отгадывание загадок

- Сова  предлагает отгадать загадки и написать отгадки.

1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь кружит двадцать пар

И кричит «кар – р» (ворона) (слайд)                 

2. Маленький мальчишка,

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Семечки ворует. (воробей) (слайд)

3. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... 
(сорока).   (слайд)

-  Где записаны такие слова? (в словаре)

- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137

Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.

в). работа по учебнику

Стр.69 № 14

- Прочитай загадку. Ответь на вопросы. (на первые 2 вопроса)

- Посмотрим, есть ли это слово в орфографическом словаре? Найди и напиши его.

- Определи сколько в слове заяц слогов.

- Вспомни, когда так говорят:   (на слайде)

Убить двух зайцев. (выполнить сразу два дела)

Заячья душа. (о трусливом человеке)

- Послушайте четверостишье:

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

Если я купил билет,

Кто я заяц или нет?

- В каком значении употребляется слово заяц? (пассажир, не имеющий билета)

2.     Выборочное письмо.

- Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?»  (слайд)

- Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом. (на слайде)

В лесу нельзя шуметь. Весной  птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.

XI.            Рефлексия деятельности

-Прочитайте то, что составлено из карточек.  (на доске)

- Как проверить безударный гласный звук в слове?

- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?

- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?

- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?

- Продолжите высказывания….

Мне запомнилось…

У меня получилось …

Мне было трудно ….

Я постараюсь лучше…

-Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека. Поможем и мы им. Наклеим на кормушку орехи, жёлуди . (на доске)

- На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.

- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек  для белочки.

Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + -, то возьмите  орешек для белочки.

 

Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.

 Спасибо за урок!