Удивительная история слов
Оценка 4.6

Удивительная история слов

Оценка 4.6
doc
19.12.2021
Удивительная история слов
Удивительная история слов.doc

Удивительная история слов

Урок для 4-5  классов по этимологии слова.

Учитель: Постарайтесь всё понять, многое узнать… Послушайте стихотворение, которое написал Сергей Григорьевич Островой. Подумайте, какие строчки важные в этом стихотворении.

Ученик: К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полн
Ы

У слова свои пространства, свои рубежи

И когда я слышу:
– Обереги меня! –
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Укрой меня за щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова – свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.

 

-  Как вы поняли это стихотворение? О чём мы будем говорить? Какие слова главные.( Слайд 1)

 

(Мы будем говорить о слове, о его рождении)

Посмотрите, на доске знакомые нам слова(Фонетика, графика, орфография)

СЛАЙД 2.

 Давайте объясним их.

При объяснении слова, на что мы опирались? (на происхождение слова, на значение его частей). Я думаю, что вы сами сможете объяснить, что изучает наука ЭТИМОЛОГИЯ (СЛАЙД 3.)

Этимология (этимон – истинный, правильный, верный, логос – слово, учение)

Этимология изучает истинное значение слова, т. е. откуда оно появилось и почему то или иное понятие, предмет так называет.

Итак, новый для вас раздел науки о языке. Чем же мы займёмся сегодня на уроке?

- Попытаемся понять, что конкретно изучает этимология.

-Как рождаются слова.

- Что слова обозначали раньше.

Я надеюсь, что вы сегодня сделаете много открытии для себя. А ещё сегодняшний урок – это стартовая площадка для изучения следующей темы, о которой мы будем говорить завтра. А завтра мы будем говорить о значении слова. О нём нельзя говорить,  не зная историю многих слов.

Практически у каждого, ребята, слова есть слова-родители, те которые дали жизнь новым словам. Поэтому тема нашего урока: «И У СЛОВ БЫВАЮТ РОДИТЕЛИ»

 

 

Вернёмся к стихотворению.

Обратите внимание на слова из стихотворения ( они написаны на доске)

Обереги меня  - берегами меня окружи.

СЛАЙД 4.

С каким словом родственно слово БЕРЕГ (Берег – беречь)

Что же охраняли, берегли берега? (Берега охраняют воды реки, окружая её)

- А слышали ли вы такое слово: оберег? Что это?( талисман, амулет, магический предмет, назначением которого является защита его обладателя)

(предмет, который предназначен человеку для того, чтобы он оберегал его)

 

Ещё в стихотворении были слова: «Защити меня» СЛАЙД 5.

- Какому слову было родственно это слово? Подумайте сами. ( защити – щит, т.е. закрой меня щитом) Но сейчас эта связь утрачена, в слове выделяется корень «защит».

 

Оказывается, слова, как и люди, иногда теряют своих близких, теряют родство.

У слов, как у людей, есть своя судьба, своя история. У каждого слова есть родители, родные и родственники. А некоторые слова, ребята, уже умерли и родились другие слова.

 

- Вы знаете, что у каждого ребёнка есть свидетельство о рождении, а у взрослого человека – паспорт? А знаете, что там пишется, указывается?

( родители, место рождения, дата рождения, национальность)

Оказывается, что и словам можно давать такие свидетельства о рождении., т.е. слово также имеет родителей, место рождения, дату рождения, правда примерную, и даже национальность!

 

Посмотрите паспорт слова «спасибо» ( записываем в тетрадь)

Установите родителей ( спаси бог)

Национальность: русское

дата рождения: 16 век

место рождения: Русь

А расскажите, пожалуйста, как произошло слово «здравствуй»

Это иконно-русское слово

Родители: здоровье (обозначает – желаю быть здоровым, в старославянском языке было слово: здравие. Раньше и говорили: желаю здравия)

Место рождения: Русь

 

Чтобы составить паспорт слова надо трудиться, поискать в разных источниках материал. Но, поверьте, это интересно. Я сама часто этим занимаюсь. Я даже уже почти составила этимологический паспорт ваших фамилий! А если кому-то будет интересно этим заниматься, мы можем с вами целый проект исследовательский сделать.

 

Итак, подведём небольшой итог этой части урока. Что мы можем сказать о словах.

(Они рождаются и умирают, у них есть родители, место и дата рождения)

 

 

Итак, многие слова, если хорошо подумать, можно объяснить, как они произошли.
Давайте попробуем сами установить родителей некоторых слов.

Творческая работа .

 

Подумайте, как образованы слова: медведь, туземец, шиповник, земляника, погреб (грести, выгребать землю) СЛАЙД 8-9

 

- А какой сегодня день недели? Вы все дни недели знаете? Назовите.

А вы задумывались, почему и как образовались эти названия? Начнём по порядку. (на доске карточки-названия)

СЛАЙД 10.

Неделя – общеславянское слово ( не делать – день отдыха) Поскольку  почти во всех славянских языках неделя - это седьмой день недели, иначе говоря, воскресенье. День, в который по церковным канонам работать нельзя.  Это сейчас мы неделей называем все семь дней.

Понедельник – неделя заканчивается, раз воскресенье называлось неделей, то понедельник – день после недели.

Вторник – второй

Среда – середина, сердце недели.

Четверг- четвёртый

Пятница – пятый день

Суббота – греч. слово, саббатон, обозначает шабаш (праздник)

Воскресение – старославянское слово ( воскресать, отдыхать, обновление)

Слова все эти родились в 17-18 веках, т.е опять можно бы было составить паспорт слова.

ФИЗМИНУТКА

Творческая работа. СЛАЙД 11.

Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову род. А я пока тоже напишу такие слова ( карточки): (роды, родные, родители, родственники, родиться, родник, Родина, урожай, родство, родственный, родня, родить, новорождённый, родимый, родинка, родненький, Рождество, уродиться, народ) СЛАЙД 12.

Обратите внимание на слова УРОЖАЙ и РОДИНА, РОДНИК. Почему же эти слова тоже однокоренные? Земля родит, урожай родится из зёрнышка, из земли.

Родина – место, где родится человек. Родник – родится под землёй)

 

А сейчас поговорим о том, что мы кушаем, о продуктах.

Отгадайте загадку: ЗАГАДКА

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я.../капуста/.

 

КАПУСТА – огородный овощ, произошло слово от латинского слова  «капут- голова»

- Подберите слова, которые имеют похожий корень и обозначают что-то похожее. ( капитан – голова, главный на корабле; капор – головной убор, Капуцин – монах, который носит капюшон).

Давайте подведём небольшой итог. На что надо обращать внимание, когда мы стараемся дойти до истоков слова?. (на корень, на значение слова, с какими словами оно может быть родственным)

Сейчас вы профессионалы в нахождении родственных слов и родителей. Поработаем в группах.

 

Задания:

1 группа: малина, мешок, телефон.

2 группа: обои, магнитофон, сумерки

3 группа: черепаха, невеста, напёрсток

4 группа: перчатка, цапля, чёлка

5 группа: запятая, точка.

6 группа: город, беспризорник

7 группа: лицемер, биология

 

Подумайте, родственны ли слова: минус, минута, минимум

КОЛО – общеславянское слово – круглый. Попробуйте подобрать однокоренные слова, у которых в слове будет присутствовать этот старый корень – КОЛО.

 ( колобок, колесо, колея, кольцо, кольчуга)

 

А ПЕЛЬМЕНИ все любят? А кто умеет их стряпать?

Слово, ребята, совсем не русское, национальность у него – финн, т.е пришло слово в русский язык из Финляндии. Пель- ухо, нянь – хлеб, т.е это «ушки из теста» А вот мы с вами, русские люди, в эти ушки стали класть мясо. И если в Финляндии они назывались пельняни, то в России их стали называть пельмени.

 

 

 

 

Все знают слово МЕШОК. А как объяснить, что слова «мех» и «мешок» были когда-то однокоренными словами? ( словом мешок называлась ёмкость, сшитая из шкуры дикого животного, зверя, т.е. из меха. Так вот исторически слово мешок можно было проверить словом мех.)

 

А покажите мне очи ( глаза) – окна, очки. Окна – глаза дома.

 перст (палец) – перчатки, напёрсток, перстень.

десница (правая рука),

шуйца –левая рука

выя – шея

чело лоб , чёлка, человек.

Ланиты – щёки

 

 

Вывод:

- Для чего нужно знать этимологию, происхождение слова?

(Чтобы знать, понимать значение слов.

Чтобы правильно писать.

Это очень интересно.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составить паспорт слов: Можете выбрать любое из тех слов, которые сегодня прозвучали на уроке.


 

 

ЭТИМОЛОГИЯ


Удивительная история слов Урок для 4-5 классов по этимологии слова

Удивительная история слов Урок для 4-5 классов по этимологии слова

А завтра мы будем говорить о значении слова

А завтра мы будем говорить о значении слова

Чтобы составить паспорт слова надо трудиться, поискать в разных источниках материал

Чтобы составить паспорт слова надо трудиться, поискать в разных источниках материал

Родина – место, где родится человек

Родина – место, где родится человек

Все знают слово МЕШОК. А как объяснить, что слова «мех» и «мешок» были когда-то однокоренными словами? ( словом мешок называлась ёмкость, сшитая из шкуры дикого…

Все знают слово МЕШОК. А как объяснить, что слова «мех» и «мешок» были когда-то однокоренными словами? ( словом мешок называлась ёмкость, сшитая из шкуры дикого…

ЭТИМОЛОГИЯ

ЭТИМОЛОГИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2021