Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения
В педагогической теории и практике существуют различные подходы к изучению эффективности функционирования образовательного учреждения, к определению критериев и показателей ее результативности. Однако, как утверждают многие исследователи, в качестве мерила эффективности любой деятельности человека можно выделить два универсальных критерия.
Это:
1. продуктивность деятельности;
2. удовлетворенность деятельностью ее участников.
3. Следует заметить, что в науке и в практике большое внимание уделено разработке диагностик продуктивности и крайне мало - созданию методик, позволяющих определить удовлетворенность участников образовательного процесса. В то же время выяснить степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса происходящим в школе не менее важно, чем определить, насколько продуктивна их деятельность.
Под удовлетворенностью чаще всего понимается эмоционально-оценочное отношение личности и коллектива к выполняемой работе и условиям ее протекания. Для человека важен, как правило, не только продукт деятельности, но и то, насколько он доволен или недоволен этим продуктом, удовлетворен или неудовлетворен процессом деятельности, отношениями между ее участниками. Не случайно большинство педагогических работников отчетливо осознают, что, вряд ли можно признать школу успешно работающей, если в ней достигаются хорошие показатели обученности и воспитанности школьников, и наряду с этим учащиеся и педагоги находятся в состоянии дискомфорта, не горят желанием учиться и работать в ней.
Оценить удовлетворенность не всегда удается с помощью наблюдения. В процессе опытно-экспериментальной деятельности нами были разработаны и апробированы методики, использование которых в диагностико-аналитической работе помогает получить достаточно полную информацию об удовлетворенности членов школьного сообщества деятельностью школы, отношениями в учебном заведении. Эта информация может оказаться полезной для оценки работы образовательного учреждения, поэтому предлагаем вам познакомиться с содержанием созданных нами методик.
I. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Процедура проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать)
утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен;
3 - скорее, согласен;
2 - трудно сказать;
1 - скорее, не согласен;
0 - совершенно не согласен.
Утверждения
1. Я иду в школу с радостью. ___________
2. В школе у меня обычно хорошее настроение. __________
3. В нашем классе хороший классный руководитель. _______
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. _________
5. У меня есть любимый учитель. _________
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. ______
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. _______
8. У меня есть любимые школьные предметы. ________
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. _______
10. На летних каникулах я скучаю по школе. _______
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащегося школьной жизнью (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 10). Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это, соответственно, свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащегося школьной жизнью.
II. Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н. Степановым)
Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школе и своим положением в ней.
Процедура проведения. Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого учителю следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
4 - совершенно согласен;
3 - скорее, согласен;
2 - трудно сказать;
1 - скорее, не согласен;
0 - совершенно не согласен.
Утверждения
Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой.
Меня устраивает расписание уроков.
Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально.
Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в
ней.
У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.
Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь
реализовать.
Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.
Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск.
У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.
Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.
Мне кажется, что администрация школы справедливо оценивает результаты моей работы.
Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны руководства школы.
Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.
Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.
В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.
Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.
Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.
Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе.
На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.
Я доволен размером заработной платы и свое-временностью ее выплаты. Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности педагога
жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов (на 20). Если коэффициент У равен или больше трех, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше двух, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше двух, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.
Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:
организация труда (утверждения 1-4);
возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (утверждения 5-8);
отношения с учителями и администрацией учебного заведения (утверждения 9-12);
отношения с учащимися и их родителями (утверждения 13-16);
обеспечение деятельности педагога (утверждения 17-20).
Коэффициент удовлетворенности педагога перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью описанных выше вычислительных операций.
III. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
Ход проведения. На родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы: 4 - совершенно согласен; 3 - скорее, согласен; 2 - трудно сказать;
1 - скорее, не согласен;
0 - совершенно не согласен.
Утверждения |
|
|
|
|
1. |
Класс, в котором учится мой ребенок, можно назвать дружным. |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
2. |
В среде своих одноклассников мой ребенок чувствует себя комфортно. |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3. |
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к моему ребенку. |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
4. |
Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учителями и |
|||
администрацией школы, в которой учится мой ребенок. |
||||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
5. |
В классе, где учится мой ребенок, хороший классный руководитель. |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
6. |
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе моего ребенка. |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
7. |
Мой ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
8. |
Учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребенка. |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
9. |
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку. |
|||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься мой ребенок.
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
11. Педагоги дают моему ребенку глубокие и прочные знания. |
||||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребенка. |
||||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего |
||||
ребенка. |
|
|
|
|
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития |
||||
способностей моего ребенка. |
|
|
||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
15. Школа по-настоящему готовит моего ребенка к самостоятельной жизни. |
||||
4 |
3 |
2 |
1 |
0 |
Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителя работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех его ответов на общее количество ответов (на 15).
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.
Иной вариант методики изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения предложен А.А. Андреевым.
IV. Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана А.А.Андреевым)
Часть I
Цель: получение информации об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у их детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой: 5 - в полной мере; 4 - в значительной степени;
3 - на достаточном уровне;
2 - в незначительной степени;
1 - практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей точке зрения.
Утверждения
1. |
Аккуратность (умение содержать в порядке вещи) |
|
5 4 3 2 1 |
2. |
Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах) 5 |
4 3 2 1
Ответственнсть (умение держать слово) 5 4 3 2 1
Воля (умение не отступать перед трудностями)
|
|
5 4 3 2 1 |
|
5. |
Хорошие манеры поведения |
5 4 3 2 1 |
|
6. |
Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться ей) |
5 4 3 2 1 |
|
7. |
Образованность |
5 4 3 2 1 |
|
8. |
Ум (способность здраво и логично мыслить) |
|
|
|
|
5 4 3 2 1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.