Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 9 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к и 42–43
УГЛЕРОД. ОКСИДЫ УГЛЕРОДА
Э л е м е н т ы
аллотропные
модификации, физические и химические свойства углерода; угарный газ
– свойства и физиологическое действие на организм; углекислый газ.
с о д е р ж а н и я :
углерод,
Т р е б о в а н и я
в ы п у с к н и к о в .
к
у р о в н ю
п о д г о т о в л е н н о с т и
У м е т ь : характеризовать связь состава, строения и свойств веществ
на примере аллотропных модификаций и оксидов углерода; составлять
уравнения реакций с участием углерода, угарного и углекислого газов.
Ц е л ь : продолжать формирование представлений об аллотропии, об
окислительновосстановительных свойствах веществ на примере
углерода и его оксидов.
О б о р у д о в а н и е :
каменного угля,
активированного угля; таблица «Применение алмаза и графита»;
раствор краски; модели кристаллических решёток алмаза и графита;
мел, раствор НCl, пробирки, пробка с трубкой.
образцы
графита,
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
У с т н ы й о п р о с о классификации и значении минеральных
удобрений; п и с ь м е н н о у д о с к и (2 чел.) – азотные и фосфорные
удобрения (формулы, названия, получение).
II. Изучение нового материала.
Р а с с к а з у ч и т е л я об алмазе, графите, угле, их применении
человеком (демонстрация адсорбции краски активированным углем).
Углерод в природе встречается в виде алмаза и графита.
Алмаз – самое твердое природное вещество, бесцветный,
прозрачный, нерастворимый, не проводит электрический ток, имеет
атомную кристаллическую решетку тетраэдрического строения. При
1750 ºС переходит в графит.Графит – темносерое, непрозрачное, жирное на ощупь вещество,
мягкое, электропроводное, со слабым металлическим блеском. Имеет
слоистую кристаллическую решетку. В слоях атомы связаны прочно в
виде шестиугольников, между слоями связи слабые. При t = 1200 ºС и
давлении 4 ГПа графит переходит в алмаз. Сажа и уголь –
разновидности графита.
Алмаз и графит – тугоплавкие, нерастворимые вещества.
Получены искусственные аллотропные модификации углерода –
фуллерены (имеют сферические молекулы С60, С70), карбин (имеет
цепочечное строение (–С
С–)n).
Алмаз используют для изготовления ювелирных украшений, для
резки и шлифовки металлов и других материалов, графит – в качестве
электродов, смазочного материала, уголь – в качестве топлива;
активированный уголь обладает способностью удерживать на своей
поверхности газообразные и твердые вещества (адсорбция), это
свойство применяется в противогазах, для очистки питьевой воды
(демонстрация адсорбции).
По химическим свойствам углерод в большей степени
металлов,
восстановитель
концентрированными серной и азотной кислотами):
оксидами
кислородом,
(с
С металлами и водородом может проявлять окислительные свойства:
– карбид алюминия
– метан
Углерод образует два оксида – CO и CO2.
ОКСИДЫ УГЛЕРОДА
1
CO
2
CO2
3
Название
Оксид углерода (II), монооксид углерода, Оксид углерода (IV),угарный газ
Строение
молекулы
В молекуле тройная связь, одна из связей
образована по донорноакцепторному
механизму:
Физические
свойства
Бесцветный газ, без запаха, плохо
растворимый в воде, ядовит
диоксид углерода,
углекислый газ
Линейная молекула с двумя
двойными связями:
Бесцветный газ, без запаха,
тяжелее воздуха, растворим
в воде, в растворе имеет
кислый вкус1
2
Способы
получения
Неполное сгорание углеродсодержащих
веществ:
Взаимодействие углекислого газа с углем:
Химические
свойства
Несолеобразующий оксид. Обладает
окислительновосстановительной
двойственностью:
Окончание табл.
3
Полное сгорание
углеродсодержащих
веществ:
Разложение карбонатов:
Взаимодействие карбонатов
с кислотами:
выделяется также при
дыхании живых существ
Кислотный оксид:
Окислитель:
Домашнее задание: § 29, упр. 6,8; § 30.