"Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе"
Оценка 5

"Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе"

Оценка 5
doc
17.10.2023
"Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе"
Урок №39 Х- 9кл.doc

Химия  9 класс

Тема: "Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе".

Цели:

Образовательная:

закрепление знаний о  средних и кислых солях  на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях. Изучение качественной  реакции на карбонат – ион;

ознакомление с практическим применением карбонатов и гидрокарбонатов.

Развивающая:

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование исследовательских навыков.

Воспитательная:

формирование валеологической и экологической  грамотности учащихся.

Эпиграф к уроку :  «…У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа….»

 

Ход урока

1.Организационный момент.

 Я рада встрече с вами. Сегодня мы  продолжим изучение соединений углерода. Перед началом урока я пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов, надеюсь, что наша встреча пройдёт плодотворно.

2.Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

- 1)Какой вид химической связи в молекуле углекислого газа?

- 2)Почему молекула углекислого газа неполярна?

- 3)Как получают углекислый газ в лаборатории?

- 4)Как получают углекислый газ в промышленности?

- 5)Опишите физические свойства углекислого газа.

- 6)Перечислите все известные вам названия оксида углерода (IV) (всего 4).

- 7)Охарактеризуйте химические свойства углекислого газа.

- 8)При помощи, какой реакции можно обнаружить углекислый газ?

- Обладает ли углекислый газ окислительно – восстановительными свойствами?

Предполагаемые ответы учеников:

- 1)Ковалентная неполярная связь (слабополярна);

- 2)В линейной молекуле СО2, например, каждая из связей

 С–О полярна. Однако молекула СО2 в целом неполярна, так как дипольные моменты связей компенсируют друг друга. Дипольный момент молекулы углекислого газа m = 0.

Рис. Дипольный момент углекислого газа.

http://onx.distant.ru/posobie-1/chemistry/picture/48.gif

- 3)Получение углекислого газа в лаборатории  СаСО3 + 2HCl = CaCl2  + H2O + СО2

- 4)Получение углекислого газа в промышленности обжигом известняка СаСО3 → СаО + СО2

 

-5) Углекислый газ СО2 – бесцветный газ, без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха, при обычных условиях в 1 объёме воды растворяется 1 объём углекислого газа. При давлении в 60 атмосфер CO2 превращается в бесцветную жидкость. При испарении жидкого СО2 образуется снегообразная масса, которую прессуют – «сухой лёд»  - для хранения пищевых продуктов. Вы уже знаете, что твёрдый СО2 имеет молекулярную решётку, способен к возгонке.

-6) Диоксид углерода (углекислый газ, двуокись углерода, оксид углерода (IV), угольный ангидрид).

- 7)СО2 – кислотный оксид (реагирует со щелочами, основными оксидами и водой).

СО2 + NaOH = NaHCO3                       СО2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O

СО2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O         СО2 + CaO = CaCO3       

СО2 + H2O = H2CO3

- 8)СО2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O        

Выпадет белый творожистый осадок  - CaCO3.

3. ( Мотивация целеполагание ).

Беседа

Зачитываю фрагмент:

В романе Г.Г. Хаггарда «Клеопатра» написано: «… она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и опустила жемчужину в уксусную кислоту? Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».

Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой в природе кислоты: угольной.

4. Изучение нового материала

Учитель: 1. Какие соединения  образует углерод?

Учащиеся составляют кластер: «Соединения углерода»

 

 

 

2.Как называется ряд, составленный из следующих формул  веществ?

                          C CO→   CO2H2CO3CaCO3

(Ответ учащихся: генетический ряд углерода)

У доски учащийся выполняет индивидуальное задание: записывает  уравнения реакций переходов.

1)CO2 + C = 2CO
2)2CO + O2 = 2CO2
3)CO2 + H2O = H2CO3
4)H2CO3 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + 2H2O

3.Какие соединения углерода мы уже изучили?  ( Ответ: оксиды углерода)

  4. А какие соединения предстоит изучить?            (Ответ: угольную кислоту и её соли)

«Открывание бутылки с газированной водой»

Учитель: Открывая бутылку лимонада, “Пепси-колы” или любого другого газированного напитка мы сталкиваемся с нашей незнакомкой. Это она, угольная кислота. Как часто предательски вырывается она из бутылки, разбрызгиваясь вокруг. Это происходит от того, что молекулы её крайне неустойчивы, а в бутылке она находится под большим давлением, когда мы открываем крышку , она сразу разлагается:   H2CO3=H2O + CO2

Угольная кислота- это тот редкий случай вещества, формулу которого принято считать условной, т. е. такой молекулы не существует, однако возможно рассматривать не только свойства её соединений, но и собственные свойства этой кислоты.

Учитель: что вы будете наблюдать при длительном пропускании углекислого газа через дистиллированную воду, подкрашенную фиолетовым лакмусом?

1.      образование белого осадка;

2.      появление синей окраски раствора;

3.      видимых изменений не происходит;

4.      появление красноватой окраски раствора

Учащиеся  предлагают варианты ответов и выбирают правильный.

Вывод: угольная кислота является слабой, что подтверждает розовая окраска лакмуса, а не красная, как в растворах сильных кислот.

Учащиеся  объясняют  наблюдаемые явления и записывают уравнение реакции получения угольной кислоты, определяют тему урока : «Угольная кислота и ее соли

Характеристика угольной кислоты составляется в ходе беседы с классом. Учащиеся классифицируют угольную кислоту по известным признакам, записывают уравнения диссоциации по ступеням.

Учитель: в ходе дальнейшей работы на уроке вам предстоит изучить:

- состав солей угольной кислоты, их названия

- свойства солей: гидролиз, взаимодействие с солями, с кислотами, взаимопревращение карбонатов и карбонатов, разложение их при нагревании

-качественную реакцию на карбонаты

- практическое значение карбонатов

-нахождение карбонатов в природе, их происхождение

Полученные  знания и умения вам пригодятся  в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Учитель:так как  угольная кислота двухосновная, то ей состветствуют соли двух типов.  Какие?

                                                     Соли

Средние                                                                      Кислые

CaCO3                                                                              Ca(HCO3)2

Дайте названия этим солям

(Карбонат кальция )                                                       (Гидрокарбонат кальция)

Что можно сказать о растворимости карбонатов? (работа с таблицей растворимости:  растворимы только соли K+, Na+,   NH4+ )

А гидрокарбонаты ? ( растворимы все)

Учитель: Особенностью солей угольной кислоты является их способность превращаться друг в друга. «Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов»-  

Какой вывод можно сделать из наблюдаемых явлений?: (в избытке кислоты карбонаты превращаются в гидрокарбонаты, а при нагревании - наоборот).

Учитель: известно ли вам, что  для устранения изжоги в желудке можно  использовать 3%-ный раствор пищевой соды или таблетки гидрокарбоната натрия

Учитель: соли угольной кислоты, карбонаты и гидрокарбонаты в воде подвергаются гидролизу,  обладают щелочной реакцией среды, поэтому могут быть использованы для нейтрализации кислотной среды.

 Итак, мы переходим к следующему свойству солей угольной кислоты: взаимодействию их с кислотами:

Учитель : соли угольной кислоты реагируют с кислотами. Будучи одной из самых слабых кислот она легко вытесняется из солей более сильными кислотами : соляной, серной и др.

Как а практике можно использовать реакцию этерификации?

(Таким образом можно распознать соли угольной кислоты среди других солей. Это качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты).

Учитель:  действительно, основной компонент этих объектов живой и неживой природы- карбонат кальция. Не случайно в своей поэме о минералах Н.М.Федоровский написал:

По формуле, как не смотри,

Они не рознятся никак:

Все те же кальций це о три,

Как мрамор, так и известняк.    

Учитель. Вам никогда не приходило задуматься о том, почему, желая дать какому-то произведению искусства оценку, говорят: «Это-жемчужина…». А далее уже называют вид искусства. Но почему жемчужина? А потому, что жемчуг всегда считался символом высочайшего проявления прекрасного. Так что же такое жемчуг

Учитель:  В  романе  Г. Хаггарда  «Клеопатра»  читаем:  «… она вынула из уха одну из 3-х огромных    жемчужин и опустила жемчужину в …?.  Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».

   Я думаю, сейчас вы сможете ответить на вопрос:   «В чём же растворила жемчужину Клеопатра?»  (ответ: в кислоте)    -   В какой?   Ведь она потом выпила полученный раствор (ответ: в уксусной).

Учитель предлагает учащимся  вернуться к эпиграфу  и закончить это высказывание.

Учитель:  я думаю,   вы уже поняли, что  соли угольной кислоты широко распространены в природе и участвуют во многих химических процессах. А теперь я предлагаю вам объединиться в группы с тем, чтобы поработать с предложенными текстами, из которых вы узнаете о значении и  применении карбонатов и гидрокарбонатов в повседневной и  практической деятельности человека

5 .Закрепление

Упр.2,7,стр.128-129

6 . Рефлексия

---Я узнал сегодня много нового

---- Мне это пригодится в жизни

----На все вопросы, возникающие в ходе урока я получил(а) ответы

-----На уроке я работал добросовестно и цели урока достиг

 

7.Домашнее  задание: п. 35, в.5,6,с.129

8. Итог урока( оценки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сообщение учащегося о жемчуге

Жемчуг - твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюсков. Ценится  как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий. У многих народов Востока (и даже Запада) существует бесконечное число легенд, объясняющих происхождение жемчужин из слез счастья или горя, слез богинь, слез красавиц или дурнушек, из росы утренней зари и так далее, но ни одна из них не указывает на истинного творца этого дивного сокровища - на невзрачного слизняка, на моллюска... Жемчуг не является «камнем». Жемчуг – это продукт жизнедеятельности моллюска. Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). Вокруг предмета-«затравки» происходит отложение перламутра, образующего тонкими плёнками концентрические слои. Перламутр представляет собой органоминеральный агрегат карбоната кальция (чаще всего в форме арагонита) и конхиолина (рогового вещества).  Обычно жемчуг имеет белый цвет, иногда кремовый или розовый; встречаются также жёлтые, зелёные, чёрные и даже голубые жемчужины. Голубые жемчужины очень редки, имеют высокую стоимость и привлекательность из-за редкого, голубого, свинцово-серого оттенка.
Жемчужины были всегда любимыми украшениями у многих народов, чествовали их за нежную красоту и оригинальную форму.

К сожалению, к нашему времени не сохранилась ни одна старинная жемчужина из-за своего непродолжительного века.

     Это объясняется тем, что со временем органическое вещество, которое находится в них, высыхает, подвергается разложению. История знает много примеров больших жемчужин. Однако ни одна из них не дошла до наших дней: жемчужины не сохраняются больше 150—200 лет (исключение составляют случаи, когда нет доступа воздуха; при раскопках находили жемчужины в слоях 2000-летней давности). Наиболее старая жемчужина, чья история может быть прослежена, — «Перегрина», принадлежавшая Элизабет Тейлор.

Перегрина - довольно крупная жемчужина грушевидной формы в 50,95 карата (10,19 грамма). Она имеет яркий молочный цвет. Перегрина, что в переводе с испанского означает «путешественница» или «паломница»,  действительно проделала довольно долгий путь, прежде чем попасть в коллекцию голливудской актрисы. Первые упоминания о Перегрине относятся к XVI веку - жемчужина стала свадебным подарком испанского короля Филипа II его второй супруге, королеве Англии Марии I Кровавой. На нескольких портретах Мария изображена с этой жемчужиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Сообщение учащегося об образовании сталактитов и сталагмитов.

 

    В земной коре могут быть большие залежи известняка. Под действием воды и углекислого газа нерастворимые карбонаты превращаются в растворимые гидрокарбонаты, которые вымываются водой. В результате в земной коре  образуются пустоты (карсты). Вот такие пустоты и называют карстовыми пещерами. Мраморная пещера — одна из красивейших пещер Крыма, которая находится в семи километрах от Алушты на одном из плато Чатырдага  на высоте 1000 метров над уровнем моря. Мраморная пещера создавалась в течение сотен тысяч лет и образована из мраморированного известняка. Это настоящий подземный природный музей, в котором можно увидеть восхитительные по своей красоте каменные водопады, каскады небольших озер, натечные занавеси, россыпи пещерного жемчуга. По богатству сталагмитового и сталактитового убранства, а также благоустройству и обслуживанию экскурсантов она входит в число пяти самых известных пещер Европы. Откуда же появилось это чудо природы? Всё это создано из соединений кальция, а точнее из карбоната и гидрокарбоната кальция. Образование сталактитов и сталагмитов в пещерах можно объяснить так. Дождевая вода, просачиваясь через свод известняковой пещеры, растворяет в себе содержащийся в горной породе известняк. Разумеется, вода не стекает со свода пещеры ручьём, а очень медленно капает, настолько медленно, что часть её успевает испариться, а растворённый в ней известняк снова кристаллизуется в виде свисающих с потолка каменных «сосулек». Так образуются сталактиты.
Упавшие вниз капли известковой воды тоже испаряются, а растворённый в них известняк остаётся в месте падения капель, образуя вертикальные конусообразные наросты – сталагмиты.

Самой длинной считается Мамонтова пе­щера в штате Кентукки в США. Общая длина подземных коридоров составляет почти 600 км. Пещера Крубера-Воронья — глубочай­шая в настоящий момент пещера мира (глу­бина более 2000 м), она расположена в гор­ном массиве Арабика в Абхазии.

Образование карст в районах жилых или промышленных  построек может привести к тому, что под землю проваливаются жилые дома, промышленные здания, другие постройки.

    Когда холодный раствор гидрокарбоната кальция с током воды оказывается на поверхности земли, то он нагревается под солнечными лучами и разлагается на карбонат кальция, углекислый газ и воду. Таким образом, карбонат кальция вновь осаждается, только в другом месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Текст для группы 1

 Карбонаты в виде известняков используют при строительстве. При обжиге известняка образуется оксид кальция, или негашёная известь:   СаС03 = СаО + С02.

При добавлении к оксиду кальция воды образуется гашёная известь:   СаО + Н20 = Са(ОН)2.

Гашёную известь используют при строи­тельстве для побелки, штукатурки, при этом для прочности добавляют песок. Гидроксид кальция, реагируя с углекислым газом воз­духа, превращается в карбонат кальция и по­степенно твердеет.

Многие памятники скульптуры и архитектуры сделаны из известняка и мра­мора. Вы, наверное, знаете, что за последние десятилетия они начали сильнее разрушаться, чем за всё предыдущее время. Это происходит под воздействием кислотных дождей. Кисло­ты получаются при взаимодействии в атмо­сфере оксидов азота и серы, образующихся при сжигании различных видов топлива, с во­дой. Под воздействием этих кислот из памят­ников культуры вымываются карбонаты:   СаС03 + H2S04 = CaS04 + С02 + Н20.

В последнее время для их защиты исполь­зуют покрытия из высокомолекулярных сое­динений — силиконов.

          Текст для группы 2

Вода в природе бывает мягкая и жёсткая. Жёсткой называют воду, содержащую раз­личные соли. Различают временную и по­стоянную жёсткость.

Временная жёсткость обусловлена при­сутствием растворимых гидрокарбонатов каль­ция и магния — Са(НС03)2 и Mg(HC03)2. Дан­ные соли разрушаются при кипячении, поэто­му такую жёсткость и называют временной.

Постоянная жёсткость обусловлена при­сутствием других солей, например сульфатов (CaS04) и хлоридов (СаС12).

 Использование в быту воды с по­вышенной жёсткостью приводит к дополнительным материальным и энергетическим за­тратам. Например, при кипячении такой воды на стенках посуды образуется постепенно тол­стый слой накипи, образованной нераство­римыми карбонатами кальция и магния:

Са(НС03)2 = СаС03 + Н20 + С02.

Чем больше слой накипи, тем дольше за­кипает чайник

При стирке в жёсткой воде расходуется больше стиральных средств, в частности мыла. При этом часть мыла тратится на связывание ионов кальция и магния, в результате этого образуются нерастворимые соединения каль­ция и магния, которые выпадают в осадок.

В настоящее время для стирки используют синтетические моющие средства, эффектив­ность которых мало зависит от жёсткости воды. Однако синтетические моющие сред­ства медленно разрушаются в природной среде и вызывают загрязнение водоёмов.

Смягчить воду можно химическим путём. Для этого в жёсткую воду добавляют соду Na2C03 или известковую воду Са(ОН)2, при этом карбонат кальция выпадает в осадок. Временную жёсткость устраняют также кипя­чением.

 Как влияет жёсткая вода на организм человека? Хотя ионы кальция и магния играют важную роль в водно-солевом балансе орга­низма, их избыток может привести к наруше­нию обмена веществ и развитию заболева­ний, например почечно-каменной болезни.

Наши прабабушки старались умывать ли­цо, мыть волосы талой или дождевой водой, которая содержит очень малое количество солей. Такая вода не сушит кожу, и волосы после мытья мягкие и блестящие. Обратите внимание, что в составе кремов присутствует умягчённая вода, а шампуни, пены для ванн обязательно содержат смягчители воды.

Овощи, мясо, сваренные в мягкой воде, гораздо вкуснее и сочнее. Жёсткую воду не рекомендуют использовать для приготовле­ния пищи, так как она снижает вкусовые качества блюд.

Текст для группы 3.

Кар­бонаты применяют в производстве стекла. Сырьём для получения обычного стекла слу­жат чистый кварцевый песок, сода и извест­няк. Эти вещества тщательно перемешивают и подвергают сильному нагреванию (до 1500 °С). При этом протекают реакции:

Na2C03 + Si02 = Na2Si03 + C02↑;

CaC03 + Si02 = CaSi03 + C02↑.

Расплавленное стекло охлаждается по­степенно, и ему можно придать различную форму.

Из­вестняк и глина, содержащая оксид кремния, служат основным сырьём для производства цемента. Эти вещества тщательно перемеши­вают и обжигают смесь в наклонных цилин­дрических печах, длина которых достигает 200 м, а диаметр составляет около 5 м. В про­цессе обжига печь медленно вращается, ис­ходные материалы постепенно движутся, при этом между глиной и известняком происходят сложные реакции. Образовавшиеся вещества спекаются в куски, после охлаждения их раз­малывают до тонкого порошка. Цемент ши­роко используют в строительстве как связую­щий материал.

Гидрокарбонаты аммония и на­трия применяют в кондитерском деле, они легко разлагаются при нагревании, образуя газы, разрыхляющие тесто и делающие его пышным:

NH4HC03 = NH3 + Н20 + С02;   2NaHC03 = Na2C03 + Н20 + С02.

Карбонат натрия, или соду, используют в огнетушителях. Огнетушитель представляет собой стальной баллон, запол­ненный раствором соды. Сверху помещена ампула с серной кислотой. Когда огнетуши­тель приводят в действие, ампула разбивается, серная кислота реагирует с карбонатом на­трия, начинает выделяться углекислый газ и образуется пена. Пена прекращает доступ кислорода к горящему предмету, и таким об­разом происходит тушение пожара.

 

 

Текст для группы 4

 

В нашей стране значительные площади занимают кислые почвы. Наличие в кислых почвах большого количества ионов водорода резко ухудшает плодородие земли. Для нейтрализации кислотности и повышения плодородия проводят известкование кислых почв, т. е. вносят в почву известняк СаС03 и доломит СаС03MgC03 в измельчённом виде.

Известкование известно человеку давно. Земледельцы Галлии и Британских островов использовали известняк и мел на полях, лугах и пастбищах около 2000 лет назад.

К карбонатам относится также минерал малахит (СuОН)2С03. Его использу­ют как декоративный и поделочный камень. Красоту малахиту придают ярко-зелёный цвет, затейливый узор, нередко создающий загадочную картину. В Зимнем дворце, рас­положенном в Санкт-Петербурге, имеется малахитовый зал. Из малахита также получа­ют зелёную краску.

 

 


Химия 9 класс Тема: "Угольная кислота и её соли

Химия 9 класс Тема: "Угольная кислота и её соли

При испарении жидкого СО 2 образуется снегообразная масса, которую прессуют – «сухой лёд» - для хранения пищевых продуктов

При испарении жидкого СО 2 образуется снегообразная масса, которую прессуют – «сухой лёд» - для хранения пищевых продуктов

CO2 + C = 2CO 2)2CO + O2 = 2CO2 3)CO2 +

CO2 + C = 2CO 2)2CO + O2 = 2CO2 3)CO2 +

Полученные знания и умения вам пригодятся в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами - критической оценки информации о…

Полученные знания и умения вам пригодятся в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и материалами - критической оценки информации о…

Учитель . Вам никогда не приходило задуматься о том, почему, желая дать какому-то произведению искусства оценку, говорят: «Это-жемчужина…»

Учитель . Вам никогда не приходило задуматься о том, почему, желая дать какому-то произведению искусства оценку, говорят: «Это-жемчужина…»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сообщение учащегося о жемчуге

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сообщение учащегося о жемчуге

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сообщение учащегося об образовании сталактитов и сталагмитов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Сообщение учащегося об образовании сталактитов и сталагмитов

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Текст для группы 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Текст для группы 1

Текст для группы 3. Кар­ бонаты применяют в производстве стекла

Текст для группы 3. Кар­ бонаты применяют в производстве стекла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2023