Указательные слова в СПП

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 20.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная презентация поможет учителю русского языка доступно объяснить и закрепить тему "Указательные слова" в системе уроков по изучению сложноподчиненного предложения в 9 классе. В таблицах и схемах собрана информация о способах выражения указательных слов, его синтаксической функции и так далее.
Иконка файла материала 9кл. Указательные слова.pptx

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Повторение

Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась и росла.
По каким признакам можно определить что это СПП?
Каковы средства связи между главной частью и придаточной?

Союзы или союзные слова?

Невольно мысли Воропаева вернулись к (какому?) тому дому,(какому?) у порога которого он сидел.

Синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений, подчеркивает их основное значение.

В сложном предложении указательные местоимения:
служат для связи придаточного предложения с главным
являются членами главного предложения
синтаксическая роль указательных слов соответствует виду придаточных предложений
1.Долго трое смотрели туда, где гасли последние минуты дня.
2.Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Куда конь с копытом, туда и рак с клешней
 Я десять дней пробыл в городе и попал в такой момент, когда ничего нельзя было сделать.
Судя по лицу полковника, он ожидал упрека за то, что дивизионный комиссар уже переправился.
 Он крикнул так громко, что все вздрогнули. 
Я спохватился тогда, когда было уже поздно
Тоткто любит родину, должен служить ей.
  Я уверен в томчто наши дети мир увидят в золотом расцвете. 

Разряд

Перечень слов

Примеры

1. Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др.

Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет.  Нет величия там, где нет простоты, добра и правды

2. Определительные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.

Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (Федосеев). Везде, где мы побывали, нам видны следы.

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, никогда и др.

Я не знаю никого, кто бы мог заменить старого графа (Лесков).

4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречия

Кто-то, что-то, где-то, когда-то и др.

По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно (Лесков).

5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае, если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (Маршак). Я решил обедать один по той причине, что обед приходился на вахтенные часы Бутлера (Грин).

Способ выражения указательных слов

Дополните главную часть указательным словом.

Я зажмурился от чистого неба в котором еще плавала одна истончившаяся от рассвета прозрачная звездочка.
Что всюду по ущелью здесь растет пихта мы убедились с первых минут пребывания в горах.
Многие любители цветов вероятно замечали что некоторые цветы нельзя соединять в одной вазе.

Я зажмурился от такого чистого неба, в котором еще плавала одна истончившаяся от рассвета прозрачная звездочка.
В том, что всюду по ущелью здесь растет пихта, мы убедились с первых минут пребывания в горах.
Многие любители цветов вероятно замечали то, что некоторые цветы нельзя соединять в одной вазе.

Понаблюдайте

Что изменилось?
Место запятой – союзное слово перенесено из главной части.
Союз, связывающий части что – так что
Значение предложения
Вопрос
Вид придаточного

Место запятой может повлиять на значение придаточного предложения.
Я устал так,(как?) что не мог идти дальше. (придаточное образа действия)
Я устал,(Что из этого следует?) так что не мог идти дальше. (придаточное следствия)

Было видно как орел неподвижно паря и скользя поворачивает голову туда и сюда чтобы разглядеть нас получше.
В тот день о котором идет рассказ ребята пришли пораньше в спортзал.
Гостю постелили в зале на диване и чтобы ему не было темно зажгли лампу.

Можно было легко потерять друг друга так как на этой площади собралось много народа.
Старик говорил с увлечением как будто изливал перед приезжим свою душу.
Чтобы попасть без промаха мячом в корзину вначале нужно отработать движения кисти руки плеча.