УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В настоящее время проблема оздоровления детей средствами и методами физической культуры возникает в связи с постоянно увеличивающимися нагрузками психического и интеллектуального характера. С каждым годом, не смотря на все достижения медицины, увеличивается количество детских заболеваний, в то время как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущего здоровья, формируются важнейшие функциональные системы человека, вырабатывается иммунитет. В статье представлен проект по укреплению и сохранение здоровья детей старшего дошкольного возраста посредством повышения двигательной активности.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является в настоящее время самой актуальной для дошкольных образовательных учреждений, так как уже с самого рождения дети начинают подвергаться воздействию многочисленных отрицательных факторов, которые приводят к различным заболеваниям. Здоровье – это важнейшая потребность ребенка, которая обеспечивает гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности детей играет важную роль.
Недостаток двигательной активности следует рассматривать, как фактор риска, отрицательно сказывающийся на здоровье, физическом и общем развитии детей. Очень важно соблюдать рациональный двигательный режим. Двигательная активность в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. От степени удовлетворения естественной потребности ребенка в движении зависят его здоровье, физическая и умственная работоспособность, поэтому требуется уделить особое внимание созданию предпосылок для обеспечения детей сбалансированного уровня двигательной активности в условиях детского сада. Регулярная двигательная активность, в диапазоне от умеренной к высокой интенсивности, снижает риск возникновения различных заболеваний у детей. Она также способствует повышению минерализации костей, снятию стресса, улучшению настроения и повышению умственной работоспособности. Тем не менее, несмотря на очевидные выгоды двигательной активности, все возрастающее число детей продолжает демонстрировать физически низкое активное поведение. Проблема низкой двигательной активности перестала быть локальной и приобрела масштабный характер.
Снижение физической активности отмечено у всех категорий населения, в том числе и у детей дошкольного возраста. Неблагоприятные факторы окружающей среды ХМАО-Югры накладывают свой отпечаток на процессы адаптации и развития детского организма. В этой связи определение и коррекция двигательной активности и подготовленности детей дошкольного возраста представляется актуальной проблемой, требующей оперативного разрешения.
Доказано, что для поддержания нормальной двигательной активности дошкольник должен ежедневно делать в среднем 12 тыс. шагов. По данным нашего исследования объем колеблется в среднем 7,5 тыс. шагов, т.е. 60%, поэтому потребность в двигательной активности не реализуется.
Для укрепление и сохранение здоровья детей старшего дошкольного возраста посредством повышения двигательной активности в дошкольном учреждении разработан и реализуется проект "Здоровячок-сибирячок"
Цель проекта: укрепление и сохранение здоровья детей старшего дошкольного возраста посредством повышения двигательной активности.
Задачи проекта:
- формировать потребность в ежедневной двигательной активности детей;
- обеспечить достаточную двигательную активность детей в течение всего дня, используя физические упражнения, спортивные и подвижные игры в процессе занятий; повысить уровень педагогической компетентности педагогов в вопросе двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;
- повысить уровень компетентности у родителей в вопросе двигательной активности детей; разработать педагогическую модель оптимизации двигательной активности детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения.
Подготовительный этап представляет собой подготовку к реализации проекта; направлен на сбор информации, позволяющий определить план перспективной работы с детьми. Он включает в себя: учет и анализ заболеваемости детей; проведение диагностики физических качеств на начало года; поиск информации по вопросу двигательной активности детей; анкетирование родителей.
Организационно-деятельностный (основной) этап включает разработку плана мероприятий для повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и консультирование воспитателей и родителей.
Аналитический (итоговый) этап представляет собой работу по анализу двигательной активности и выявление как слабых, так и сильных сторон деятельности по повышению двигательной активности детей старшего дошкольного возраст. Он включает в себя: проведение диагностики заболеваемости детей; разработку методических рекомендаций по вопросу повышения двигательной активности для педагогов и родителей; совершенствование материально-технической базы; проведение диагностики физических качеств на конец года; опрос родителей.
На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №65 «Фестивальный» было организовано исследование объема двигательной активности детей с помощью электронного шагомера OMRON HJ-109 E. Участвовало 40 детей в возрасте 5-7 лет (20 мальчиков и 20 девочек). Для измерения двигательной активности шагомер надевался детям старшей и подготовительной группам и снимался в определенный временной диапазон (с 8.00 до 21.00).
Диагностика двигательной активности у детей экспериментальной группы в нашем детском саду выявила три уровня подвижности: высокий уровень – 20% (8 детей); средний уровень – 45% (18 детей); низкий уровень – 35% (14 детей).
На основании полученных показателей, составлена диагностическая карта здоровья, физического и двигательного развития детей. Это позволило нам определить детей с низкой и высокой двигательной активностью и разработать план физкультурно-оздоровительных мероприятий в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников. Повторная диагностика будет проведена в конце учебного года.
Для повышения двигательной активности старших дошкольников и укрепления их здоровья в детском саду используются в основном традиционные формы работы: непрерывная образовательная деятельность, подвижные игры, физкультурно-оздоровительные досуги, самостоятельная двигательная деятельность.
В нашем дошкольном учреждении помимо выше перечисленных форм, используются нетрадиционные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые позволяют повысить двигательную активность и укрепить их здоровье. В программный блок по оздоровлению были включены различные физкультурно-оздоровительные, лечебно-профилактические мероприятия: физкультурные занятия в помещении и на улице; утренняя гимнастика, корригирующая и дыхательная гимнастика после сна; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; физкультминутки на занятиях, помогающие снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей; спортивные развлечения, физкультурные праздники и соревнования; лечебная профилактическая гимнастика в зале и на воде – по назначению врача для детей с ослабленным здоровьем; стретчинг; дозированная ходьба в конце каждой прогулки; силовая гимнастика, прогулки-походы.
Исследования режима двигательной активности, проведенные нами в разных группах детского сада, показали, что суточный объем двигательной активности и количество локомоций значительно меньше, таковых для средней полосы России.
Анализируя результаты исследований, мы выявили те причины, которые ведут к снижению двигательной активности. Прежде всего, это: недостатки в организации и проведении режимных моментов, например, таких как одевание и раздевание; недостаточность нагрузки и низкая моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики; неудовлетворительная организация самостоятельной двигательной деятельности детей; развивающая предметно-пространственная среда в группе не провоцирует детей на двигательные действия; низкая двигательная активность малышей на прогулке в зимнее время, неадекватная, ограничивающая движения одежда.
Объективные причины - низкие двигательные навыки, обусловленные возрастными особенностями детей этих групп. Субъективные – недостаточный профессиональный уровень и общая культура молодых педагогов и родителей.
На основании проведенных нами исследований проблемы недостатка физической активности и ее оптимизации у детей дошкольного возраста в условиях детского сада можно заключить:
1. исследования режима двигательной активности, показали, что суточный объем двигательной активности и количество локомоций сургутских детей значительно меньше, чем в условиях средней полосы России (7860 против 12678 шагов в среднем);
2. предложенная нами педагогическая модель двигательного режима позволила оптимизировать в определенной степени двигательную активность воспитанников старшего дошкольного возраста.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.