Уличные дети

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Уличные дети.doc

Раздел 1. Уличные дети: анализ ситуации и основные характеристики (понятия).

 1.4 Психолого-педагогические и медико-психологические аспекты.

Понятия и общее представление об «уличных детях», как о социальном и правовом феномене было дано выше. В данной главе мы посмотрим на этих детей с точки зрения медико-психологических, педагогических и клинических  аспектов.

Конечно, социальный работник – это не врач, не психолог, не психиатр, но при постоянном взаимодействии с детьми и их родителями знания основ медицины, психологии и психиатрии помогут специалисту не только понять особенности конкретного ребенка, наладить с ним контакт, но  помочь ему и его семье понять проблему, направить их к определенном специалисту.

По настоящее время очень много говориться о причинах появления «уличных детей», но не менее важно и то, к чему приводит безнадзорность. Но и в том и в другом случае мало освещаются такие моменты, как здоровье ребенка.

Как вы думаете, уличный ребенок с точки зрения психологии полностью здоров?

Конечно, понятие «норма» - это всегда понятие относительное. Но все же,  при встречи с ребенком, который долгое время находился в условиях игнорирования социальных правил, мы не вольно замечаем особенности его поведения, не совсем соответствующие «норме» в нашем понятии.

Вот эти заметные или мало заметные отклонения от нормы могут быть как причиной, так и следствием отрицательного влияния «уличного» образа жизни, плохой семейной ситуации, долгого пребывания в стрессовом напряжении и т.д.

Именно эти особенности ребенка мы рассмотрим ниже.

Большая часть безнадзорных детей приходиться на подростковый возраст. Для начала разберемся с особенностями подросткового возраста.

Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма.

Особенности организма.

В этом возрасте происходят изменения во всем организме ребенка.

Состояние нервной системы имеет свои отличия. У подростка реакции возбуждения преобладают над торможением, в тоже время на словесную и устную  информацию реакция бывает замедленной или неадекватной. Внешне эта неустойчивость проявляется в повышенной возбудимости, выраженных эмоциональных реакциях на минимальные стрессовые ситуации, потливость.

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функций эндокринных желез.

Главное за что отвечают гормоны - это развитие и рост тканей организма, выработка приспособительных реакции к стрессовым воздействиям, обеспечение основы усвоения знаний, навыков, закрепления социально-значимых уловных рефлексов (поведения) и т.д.

Важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним воздействиям, является иммунная система. Её формирования и становление зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды.

Изменяются в подростковом возрасте и все другие системы организма (сердечно-сосудистая, пищеварительная, половая, дыхательная).

Поэтому для гармоничного развития подростку необходимо следить за своим состояние, соблюдать правила личной гигиены, правильно питаться, а при возникновении проблем (угревой сыпи, отставании в росте, быстром росте, появлении мигрени, одышки и т.д.) нужно обратиться к врачу.

Психическая сфера.

Наиболее ярким и важным для общества являются изменения, происходящие в психической сфере подростка, которые определяют его поведение и деятельность.

Подростничество занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Д. Б. Эльконин в своей возрастной периодизации уделял особое значение ведущей деятельности. В эпохе подростничества  (11-17 лет) он  выделял:

1. Младшее подростничество (11-14 лет). Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает "чувство взрослости" - особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения.

Здесь важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-под контроля взрослых - "трудный возраст", "переломный возраст".

2. Юность - старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

В общем ведущей деятельностью подростка является – общение.

1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;

2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой).

Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечает потребности в безопасности, психологи рассматривают это как механизм психологической защиты.

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

В период подростничества начинает образовываться "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Подростку также присуще:

1.                  Развитие самосознания (формирование "Я-концепции"- система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я").

2.                  Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

3.                  Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

4.                  Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

5.                  Заметное развитие волевых качеств.

6.                  Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

Поведение у подростка формируется и регулируется исходя из его направленности, т.е. того, что для него ближе и что его удовлетворяет. Таким образом, выделяют следующие виды направленности личности:

- гуманистическая направленность (ко всем относиться гуманно и уважительно, на первое место ставит интересы окружающих);

- отношение подростка к себе и обществу положительны (воспринимает общество как фактор способствующий развитию, но в тоже время видит и себя, как ресурс для развития общества);

- эгоистическая направленность (преобладают потребительское восприятие общества, без личной отдачи);

- он сам является более значимым, чем общество (ставит себя во главе всех, считает, что ему все «должны»);

- депрессивная направленность (ни во что не верит, ничего не хочет делать, не видит «светлого будущего». Очень опасна, т.к. может трансформироваться в суицидальную направленность);

- он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным (считает, что все вокруг хорошие, а он ни на что не способен, часто при такой направленности имеет место срытая злость на окружение);

- суицидальная направленность (не считает, что нужно жить в обществе, будет стремиться к самоубийству. Может проявляться в виде шантажа, т.е. для получения своей выгоды, может быть истинным разочарованием в жизни, тогда эта направленность будет сочетаться с депрессией. Очень опасна! В этом случае надо уделять подростку много внимания и оказывать поддержку.);

- ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности (часто проявляется в виде саморазрушающего поведения. Подросток делает все против себя и  окружающих, в этом случае очень сложно найти то, что могло бы помочь, замотивировать его к сотрудничеству).

Особенности личности и характера подростка можно понять по его внешности. Это особо актуально для социальных работников. Немецкий психиатр и психолог Эрнст Кречмер создал типологию темпераментов (врожденных черт характера) на основе особенностей телосложения.

Кречмер разработал метод определения конституции человека и провел исследование характера на основе строения тела. В качестве основных свойств темперамента он рассматривал чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности, психомоторику, индивидуальные особенности.

В итоге он выделил три основных типа (не стоит забывать, что описанные ниже типы не являются «идеальными типами», они в какой-то мере могут помочь при первой встрече с подростком предположить особенности его характера):

1. Астенический тип.

Видим худого, тонкого человека, кажущегося выше, чем он на самом деле, малокровного, с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными кистями, с длинной, узкой, плоской грудной клеткой (на которой иногда можно пересчитать ребра), с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами. У мужчин наблюдается явное отставание веса тела от его длины  и объема груди от объема бедер. У женщин имеется своя особенность – они малорослы и худы.

Наиболее характерен шизотимический темперамент. Кратко можно описать: человек живет в своем внутреннем мире, необщителен, тих, сдержан, серьезен (лишен юмора), чудак, застенчив, боязлив, тонко чувствует, сентиментален, нервен, возбужден, друг книги и природы; послушен, добродушен, честен, равнодушен, туп, глуп. Легко могут возникать бредовые идеи.

2. Атлетический тип.

Представители этого типа имеют средний и высокий рост, с широкими и выступающими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом, с формой туловища, сужающегося книзу,  хорошая мускулатура, тонкий жировой слой. У женщин жировой слой более толст, чем у мужчин, но по сравнению со всем телом он нигде не выделяется.

Характерен вязкий темперамент. Как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения внимания и склонностью к аффективным вспышкам (взрывам эмоций), наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям.

3. Пикнический тип.

Пикнический тип характеризуется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабых структурах двигательного аппарата (плечевого пояса и конечностей). Общее впечатление: среднего роста плотная фигура, с мягким широким лицом на короткой массивной, сидящей между плечами, шее, основательный жирный живот выступает из расширяющейся книзу глубокой сводчатой грудной клетки.

Характерен циклотимический темперамент: характер меняется от общительного, добросердечного, ласкового, душевного, веселого, живого до тихого, спокойного, впечатлительного, мягкого, депрессивного настроения.

Знания описанных типов может помочь специалисту по социальной работе предположить особенности того или иного человека, но не стоит забывать, что с первого раза невозможно точно определить личность, для этого нужно долгое время и желание.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным (крайний вариант нормы).

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности нарушений поведения, острые аффективные реакции и неврозы. Конечно, специалисту в области социальной работы сложно определить точный преобладающий тип акцентуации, в этом ему поможет психолог, у которого есть специальные методики для их выявления. С типом акцентуации характера социальному работнику необходимо считаться при разработке перспективных планов реабилитации для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для профилактики.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.

- Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

- Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".

 Существует две классификации типов акцентуаций - первая предложена К. Леонгардом (1968), а вторая Личко А.Е. (1977). Сопоставление этих классификаций, приводится ниже.

Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду:

Лабильный, Сверхподвижный, Эмотивный, Демонстративный, Сверхпунктуальный, Ригидно-аффективный, Неуправляемый, Интравертный, Боязливый, Неконцентрированный или неврастенический, Экстравертный, Слабовольный;

Тип акцентуации характера, по А. Е. Личко:

Лабильный циклоид, Лабильный, Истероидный, Психастенически, Эпилептоидный, Шизоидный, Сенситивный, Астено-невротический, Конформный, Неустойчивый, Гипертимный, Циклоидный;

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, выделяют 10 основных типов акцентуации:

1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию.

2. Застревание. Склонность к "застреванию аффекта", к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопямятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появится навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, "упертые в одно", зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны (ниже нормы). Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбуждение), могут проявлять агрессию.

3. Эмотивность. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все - и работоспособность, и самочувствие и т.д. тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым взаимоотношениям с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опекали, заботились.

4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли - крайний педантизм. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии - эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию (долго помнят и выливают).

5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как "тревожные", быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении как гипертимные.

7. Демонстративность. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания ("пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными"). Много таких людей среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость - чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду - могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем. Быстро утомляется в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т.е. от темперамента).

В зависимости от классификации типы акцентуаций также разделяют:

1) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

2) астенический - тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;

3) боязливый (сензитивный) тип - робость, стеснительность, повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;

4) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию ритуальных действий;

5) шизоидный - отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов (см. экстраверсия - интроверсия), эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток интуиции в процессе общения;

6) эпилептоидный - недостаточная управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;

7) неустойчивый (экстравертированный) тип - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

8) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

Для определения типа акцентуации используются два основных опростника: Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко (ПДО), Характерологический опросник К. Леонгарда.

Акцентуации характера, описанные выше, относятся к непатологическим формам отклоняющегося поведения. Смысл выявления акцентуации состоит также в том, что позволяет заранее предсказать, в каких ситуациях у подростка возможен психологический срыв.

Об отклоняющемся поведении.

Данное пособие предназначено не столько для того, что дать вам знания о «норме» (напомню, что это понятие относительное), сколько о тех отклонениях от нормы, которые могут являться как причинами, так и следствиями нарушений поведения подростка.

Социальному работнику необходимо знать причины появления того или иного отклонения, а также механизмы их развития для понимания специфики работы с определенным подростком.

Когда говорят о подростках, наиболее часто упоминают термин «девиантное поведение». Подробнее об этом вы прочитаете в главе, посвященной девиациям. Но подчеркну только, что по своему происхождению девиантное поведение может быть обусловлено различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только социальным работником, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.(1)

Природа отклоняющегося поведения различна. Нарушения поведения рассматриваются в тесной связи с особенностями личности.

К поведенческим нарушениям относят:

1.                  Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, ребята их не любят, отказываются с ними общаться. Может быть также заниженная самооценка.

2.                  Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

3.                  Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги.

4.                  Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. Со взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

5.                  Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства - сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, в других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

Расстройства детского и подросткового возраста включены в МКБ-10.

Разделы F80 — F89 (расстройства психологического (психического) развития) и F90 — F98 (эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте) охватывают расстройства, которые являются специфичными для детского и подросткового возраста.

Отсутствие или недостаточность контроля за поведением подростков может привести не только к появлению девиаций и акцентуации характера. Могут развиться аддикции.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает подростка, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. Рассмотрим немного подробней отдельные формы аддиктивного поведения.

Алкоголизм. Началом развития алкогольной аддикции может стать первая встреча с алкоголем, когда опьянение сопровождают интенсивные эмоциональные переживания. Они фиксируются в памяти и провоцируют повторное употребление алкоголя. Символический характер приема спиртного утрачивается, и подросток начинает ощущать необходимость приема алкоголя с целью достичь определенного желаемого состояния. На каком-то этапе, благодаря действию алкоголя, происходит подъем активности, повышается творческий потенциал, улучшается настроение, работоспособность, но эти ощущения, как правило, кратковременны; они могут смениться понижением настроения, апатией и психологическим дискомфортом.

Наркомания. В большинстве случаев прием наркотических веществ связан со стремлением к новым ощущениям, к расширению их спектра. Ищутся новые способы введения, новые вещества и разные сочетания этих веществ в целях достижения максимального эффекта. Наиболее распространены мягкие наркотики (марихуановый ряд). Они быстро вызывают психологическую зависимость: ощущение кайфа, усиление воображения, физической активности, философствование. С мягких наркотиков происходит довольно быстрый переход на более сильные вещества (кокаин, экстази, героин). Длительный приём марихуаны и многих других веществ (мескалин, ЛСД и др.) провоцируют психические заболевания. Наркотическая зависимость носит более выраженный характер по сравнению с алкогольной. Очень быстро вытесняется все, не относящееся к аддикции, быстрее наступает опустошенность. Возрастает интровертированность. Круг общения охватывает в основном тех, кого объединяет наркотическое пристрастие. Лица, злоупотребляющие наркотиками стараются вовлечь в свой круг большее количество людей, препятствуют выходу из этой среды. Параллельно с личностным распадом развиваются серьезные нарушения на органном и психическом уровнях. Возрастающая потребность в увеличении дозы может повлечь за собой потерю контроля и смерть от передозировки. Наркотическая зависимость часто сопряжена с криминальной деятельностью, т. к. всегда актуальна проблема наличия средств для приобретения наркотиков.

Прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические. Приём транквилизаторов (элениум, реланиум и др.) приводит к определённой релаксации, создаётся впечатление, что повышается сообразительность, способность контролировать своё состояние. Риск возникновения аддикции наступает тогда, эти препараты начинают использоваться регулярно в качестве снотворных. Появляются симптомы физической зависимости (частые случаи употребления, попытки прекратить приём и срывы). Малейший психологический дискомфорт становится поводом для приема транквилизаторов. Появляется ряд нарушений состояния: сонливость, трудности с концентрацией внимания, рассеянность (в связи с этим существует риск оказаться жертвой несчастного случая), подёргивание мышц рук и лица. Состояния такого рода иногда неправильно диагностируются. Злоупотребление психоактивным веществом (наиболее агрессивны снотворные (барбитураты)) вызывает психоорганический синдром: головные боли, нарушение памяти, плохая переносимость жары и душных помещений, головокружения, нарушения сна, явления потери контроля над дозой приёма.

Приём препаратов бытовой химии. Стремление к приёму высокотоксичных веществ возникает обычно в подростковом возрасте из любопытства и носит коллективный характер. Нередко эти ингалянты употребляются и детьми. Эффект заключается в том, что развивается состояние “напоминающее опьянение, головокружение “взлёта”, повышенное настроение, беспечность. Могут возникать видения (галлюцинации) типа быстро движущихся кадров мультипликаций”.

Сексуальное аддиктивное поведение характеризуется сверхценным отношением к сексу, восприятием лиц, к которым возникают сексуальные влечения, не как личностей со своими особенностями и стремлениями, а как сексуальных объектов. При этом очень значимым, целевым становится “количественный” фактор. Сексуальная аддикция может маскироваться в поведении нарочитой праведностью, целомудрием, порядочностью, становясь при этом теневой стороной жизни. Эта вторая жизнь постепенно приобретает все большую значимость, разрушая личность.

Азартные игры не связаны с приемом изменяющих состояние веществ, но отличаются характерными признаками: постоянной вовлеченностью, увеличением времени, проводимого в ситуации игры; вытеснением прежних интересов, постоянными мыслями о процессе игры; потерей контроля (неспособностью вовремя прекратить игру); состоянием дискомфорта вне игровой ситуации, физическими недомоганиями, дискомфортом; постепенным учащением ритма игровой активности, стремлением к риску; снижением способности сопротивляться роковому пристрастию. Наряду с этим может происходить злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами и т. д. в целях стимуляции активности и обострения ощущений. Способствовать риску развития пристрастия к азартным играм могут дефекты воспитания в семье: гипоопека (недостаточное внимание родителей к воспитанию), эмоциональная нестабильность, излишняя требовательность, стремление к престижности и переоценка значимости материальных благ.

Работогольная аддикция (применительно к подросткам возможен вариант чрезмерного увлечения учебой, работой)  представляет опасность уже потому, что считается важным звеном в положительной оценке личности и ее деятельности. Работоголизм трудно распознается не только окружающими, но и самим работоголиком. За внешней общепринятой респектабельностью работоголизма стоят глубокие нарушения в эмоциональной сфере личности и в сфере межличностных контактов. Уход от реальности прячется за успешной деятельностью, преуспеванием в карьерных устремлениях. Постепенно работоголик перестает получать удовольствие от всего, что не связано с работой. Вне трудовой занятости возникает ощущение дискомфорта. Работоголиков отличают консерватизм, ригидность, болезненная потребность в постоянном внимании и положительной оценке со стороны, перфекционизм, излишняя педантичность, крайняя чувствительность к критике. Могут быть ярко выражены нарцистические черты, манипулятивные стратегии взаимодействия с окружающими. При полной идентификации с работой (учебой) из зоны внимания выпадают личностные качества и гуманистические ценности.

Аддикции к еде. Еда используется не как средство утоления голода, а как способ отвлечения от чего-то. Таким образом с одной стороны происходит уход от неприятностей, а с другой стороны фиксация на приятных вкусовых ощущениях. Таким образом увеличивается количество съедаемой пищи и возрастает частота приёма пищи, что влечет за собой нарастание веса, сосудистые нарушения.

Ранняя алкоголизация и наркотизация - это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками.

Основная патология.

Как вам уже стало известно, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска». В эту группу включены: дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики, дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации  и др.

Обращаю ваше внимание именно на эти две категории детей. Ведь «дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики» вовсе не означает отсутствие паталогии в развитии. Поэтому далее мы с вами рассмотрим основные моменты патологии в развитии и поведении.

Очень часто люди не подозревают о том, что рядом с ними, на улице проходят сотни человек, все разные, все со своими особенностями, проблемами, болезнями, не только физическими, но и психическими. Социальному работнику, который большую часть своей жизни проводит во взаимодействии с разными людьми, нужно понимать, что вероятность встречи с «нездоровым» человеком (диагноз ставит только врач!) очень высока. Конечно, не все «нездоровые» люди опасны. Психиатрическое лечение у нас добровольное, буйные и опасные люди лежат в специальных клиниках и по улице не ходят. Как  любое заболевание, психическое в том числе, может протекать без осложнений, может иметь стадию ремиссии (затихания). С такими людьми, не только взрослыми, но и с детьми, вероятность встречи и взаимодействия очень большая. Поэтому специалисту по социальной работе важно знать признаки и особенности протекания основных  психических и психиатрических  заболеваний.

Зарубежные психиатры при выделении определенных форм поведения не ставят вопрос об их разделении на патологические и непатологические формы. Однако в детском и подростковом возрасте нередко встречаются стойкие нарушения поведения, связанные с болезненной психикой, в виде психопатоподобного синдрома или состояния, которые требуют диагностики и лечения у детских психиатров.

 Подобные состояния наблюдаются у детей с патологией центральной нервной системы; при соматических, хронически протекающих заболеваниях; при олигофрениях, микросоциальной запущенности, при шизофрении, эпилепсии.

Олигофрения.

Умственная отсталость (малоумие, олигофрения от греч. oligos — малый + греч. phrēn — ум, разум) — это стойкое, малообратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Помимо  умственной недостаточности имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями.

Причины умственной отсталости

-наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия);

-внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);

-вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия).

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы:

-Дебилы.

Мышление имеет наглядно-образный характер. Смысл прочитанного понимается с большим трудом. С интеллектуальным недоразвитием связана незрелость личности. При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, поступки обдумываются недостаточно, в поведении проявляется импульсивность, повышенная внушаемость. Однако к жизни лица с дебильностью приспосабливаются неплохо. Речь косноязычна, содержит аграмматизмы. Словесные определения воспринимаются медленно. Отставания в развитии отчетливо видны на ранних этапах. С годами отставание становится менее выраженным и выступает не так явно. Хорошо развиты механическая память и подражательность. Дебилы способны к обучению. Они овладевают несколькими трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление.

- Имбецилы.

Речь у имбецилов аграмматична и косноязычна. Словарный запас составляет иногда 200-300 слов, имбецилы могут произносить несложные фразы. Испытывают затруднения при запоминании букв, которые сходны по написанию или звучанию. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания, которыми пользуются как штампами. Имбецилы полностью неспособны к отвлечению от конкретной ситуации. Больные усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят. Способны к самообслуживанию. Некоторые лица с имбецильностью владеют порядковым счетом, знают отдельные буквы. Но усваивают только простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). Отмечается крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.

Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. При перемене привычной обстановки на новую дают негативную реакцию. Имбецилы обидчивы, стесняются своих недостатков, более или менее адекватно реагируют на порицание или одобрение.

Имбецилы нуждаются в постоянной опеке и контроле. Очень легко теряются в непривычных условиях, так как не обладают инициативой и самостоятельностью. Следует также учитывать тот факт, что имбецилы обладают повышенной внушаемостью и часто склонны к подражанию вслепую. При отсутствии осложненности, дети и подростки, страдающие имбецильностью легкой и средней степеней, способны к овладению простыми видами физического труда (картонажные работы, работы, где подбираются по цвету и размеру простые детали для бытовых изделий и т.д.). Если имбецильность тяжелой степени (IQ = 20-34), обучение разным видам труда не представляется возможным.

- Идиоты.

 Почти полностью отсутствуют речь и мышление. Нуждаются в постоянном уходе. У подобных больных реакция на внешние раздражители либо неадекватна, либо вообще отсутствует. Внимание или отсутствует, или очень неустойчиво. Сознание собственной личности смутное. Больные нередко не отличают родных людей от посторонних. Эмоции элементарны, связаны только с удовольствием или неудовольствием. Выражаются эмоции примитивным образом, в виде крика или двигательного возбуждения. Легко возникают приступы злобы, что проявляется в виде ярости и агрессивного поведения, которое направлено не только на окружающих, но и на самого себя (кусаются, царапаются, наносят удары). Довольно часто больные могут поедать свои экскременты, отбросы, жуют все, что попадает под руку. Глубокое недоразвитие психики сопровождается грубыми дефектами физического развития. Часто больные не могут жевать пищу, могут питаться только жидкой пищей.

Навыки самообслуживания сформированы быть не могут. Если больные предоставлены сами себе, то могут впадать в бессмысленное возбуждение с однообразными стереотипными действиями (хлопают в ладоши, размахивают руками, раскачиваются) или остаются неподвижны.

Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.

Олигофрены  растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети и подростки не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.

Для наглядности могу посоветовать посмотреть и прочитать следующие произведения:

Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона»

Игорь Поль. «Путешествие идиота»

Ф. М. Достоевский «Идиот»

Джон Стейнбек. «О мышах и людях» (книга и фильм)

Лассе Халльстрём «Что гложет Гилберта Грейпа?» (фильм)

Уинстон Грум. «Форрест Гамп» (книга и фильм)

Шизофрения.

Шизофрения (др.-греч. σχίζω — «раскалываю» + φρήν — «ум, рассудок») — психическое расстройство или группа психических расстройств, для которых характерны отклонения в восприятии реальности или её отражении.

Важными патогенными факторами, по предположительным данным, являются генетическая предрасположенность, условия жизни в раннем детстве, нейробиологические нарушения, психологические и социальные взаимодействия.

Считается, что заболевание в первую очередь поражает мыслительные процессы, но оно обычно также вызывает устойчивые проблемы в поведении и эмоциональной сфере.

Исследованиями было установлено, что систематика форм течения шизофрении, разработанная применительно к больным зрелого возраста, может использоваться и для диагностики шизофрении у детей и подростков. В классификации выделяются следующие ее формы: непрерывнотекущая шизофрения (злокачественная, параноидная, вялотекущая), приступообразно-прогредиентная, рекуррентная.

Детскую шизофрению и подростковую шизофрению разделяют несколько условно — только по началу заболевания, соответственно до 9—10 лет и с 10 до 12—14 лет.

Наряду с общими закономерностями течения детской и взрослой шизофрении имеются и некоторые различия, которые важны для правильной диагностической оценки психической патологии в детском возрасте.

Подростковая шизофрения имеет с шизофренией взрослых большее сходство. Проявления шизофрении детского и подросткового возраста зависят не только от типа течения болезненного процесса (непрерывное или приступообразное), но и от времени  начала болезни (тем значительнее выражены, чем моложе ребенок).

Клинические формы шизофрении у детей и подростков имеют общие закономерности развития с таковыми у взрослых:

- Непрерывнотекущая шизофрения.

Злокачественная рано начавшаяся шизофрения встречается у 8—12 % детей, больных шизофренией. Начальные признаки заболевания проявляются исподволь и становятся отчетливыми к 2—4 годам. Начальный период болезни характеризуется отчуждением от близких, снижением интереса к окружающему, вялостью, сочетающейся с раздражительностью и упрямством. Близкими людьми эти изменения чаще всего оцениваются как характерологические сдвиги. На фоне этих явлений возникают немотивированные и разнообразные страхи, затем выявляются расстройства настроения: в одних случаях неопределенные тревожные ожидания, общая подавленность, в других — гипомания с дурашливостью, эйфорией и кататоническими расстройствами — эхолалия, эхопраксия,  импульсивность, негативизм, амбивалентность [Буреломова И. В., 1986]. Их игровая деятельность становится примитивной и однообразной (манипуляции с ниточкой, прутиком, нелепым собиранием каких-либо предметов и т. п.).

Основными особенностями злокачественной шизофрении у детей являются быстрое нарастание негативных расстройств и формирование личностного и интеллектуального дефекта с выраженным аутизмом, снижением активности и эмоциональным оскудением. Детская шизофрения в сравнении с подобным типом течения при начале заболевания в подростковом возрасте отличается от последней значительно большей злокачественностью болезненного процесса и формированием олигофреноподобного дефекта.

Параноидная шизофрения. Начало параноидной шизофрении у детей и подростков характеризуется усилением и некоторым утрированием черт личности. Появляются бредовые ипохондрические идеи, идеи отношения, отравления, преследования отмечаются чаше у детей 10—12 лет и старше. Эти нарушения отличают нестойкость, изменчивость фабулы, наивность содержания. [Моисеева М. И., 1969; Вроно М. Ш., 1971].

В старшем подростковом возрасте (13—15 лет) бредовые симптомокомплексы достигают большей завершенности. Бредовые идеи в подростковом возрасте более разнообразны по содержанию и приближаются к типичным вариантам бреда взрослых (бред преследования, отравления, воздействия, величия и т. п.). Галлюцинации при параноидной шизофрении у детей и подростков нестойки. Особенно характерны их фрагментарность и своеобразная расчлененность галлюцинаторных образов: ребенок «видит» горящие глаза, черную руку, безобразное лицо и т. д.

Вялотекущая шизофрения. Как и у взрослых, детская шизофрения в этих случаях начинается незаметно и развивается постепенно.

Здесь по существу уже на первом этапе формируется типичный для шизофрении психический дефект. Он проявляется в трех категориях расстройств: дефиците психической активности, нарушении межперсональных отношений и диссоциации психической активности.

Второй этап болезни — это период становления ее проявлений. Возникают и нарастают страхи, навязчивости, аффективные расстройства, патологическое фантазирование, явления деперсонализации.

Особенностью вялотекущего болезненного процесса у детей является отсутствие таких психотических симптомов, как галлюцинации, бред, кататонические расстройства.

Приступообразно-прогредиентная шизофрения. Клиническая картина начинающегося психоза, возникшего в возрасте 10—15 лет, оказывается более сложной, чем при заболевании на более раннем этапе жизни. Аффективные расстройства в этих случаях носят смешанный характер, сочетаясь с ипохондрическими и стертыми бредовыми расстройствами. Более редко возникают обманы восприятия в виде окликов, образных представлений и т. д. В некоторых случаях заболевание развивается в виде серии приступов, достаточно продолжительных по времени, — от полугода до 1,5—2 лет, а затем течение болезни приобретает циркулярный характер. В ремиссиях отмечаются негрубые изменения личности без выраженного интеллектуального дефекта, но с выраженным эмоциональным снижением.

Синдром патологического фантазирования. Он встречается не только при шизофрении. Он относится вообще к синдромам детского возраста. При его оценке в области патологии нужно иметь в виду, что фантазирование является неотъемлемой частью нормально развивающейся детской психики. Он особенно выражен у детей личностно акцентуированных и с чертами психопатий по шизоидному, шизотимному, истерическому или психастеническому типу. Патологическим следует считать только фантазирование, которое затрудняет адаптацию ребенка к реальной действительности, приводит к необычным, дезадаптивным формам поведения, нарушению естественных контактов с окружающими, а также фантазирование с необычным, вычурным, странным содержанием, невыводимым из известного реального жизненного опыта ребенка или преформирующим этот опыт причудливым, психологически непонятным образом. Патологическим также является фантазирование, не соответствующее по своему характеру возрасту ребенка: например, игровое перевоплощение, свойственное более раннему возрасту, возникающее в препубертатном и более позднем возрасте, или возникновение фантазий отвлеченно познавательного содержания у дошкольников. Необходимо всегда иметь в виду, что патологическое фантазирование относительно редко выступает как самостоятельный синдром, исключительно и полностью определяющий болезненное состояние ребенка, чаще входит в структуру какого-либо заболевания.

При обострении болезни возможны галлюцинации, сливающиеся с окружающей обстановкой, что чаще происходит в одиночестве, темноте, особенно перед сном. Образы фантазии отличаются от реальности, бывают яркими, красочными, живыми. Синдром уходов и бродяжничества при шизофрении определяет клиническую картину болезни уже на ее начальных этапах. У мальчиков синдром уходов и бродяжничества появляется раньше (в дошкольном, раннем школьном возрасте — 5—7 лет) и носит вначале реактивный характер в виде протеста, оппозиции, приобретая с возрастом сверхценный характер с переходом в дромоманию. У девочек этот синдром формируется позже (после второго возрастного криза — 8—9 лет) и сразу же принимает характер неодолимого влечения. Особенностью этих состояний можно считать раннее пристрастие к алкоголю, курению (с 11—12 лет) без формирования зависимости от них («аддиктивное поведение»).

Рекуррентная шизофрения. Эта самая редкая форма шизофрении у детей и подростков. Она отмечается менее чем в 5 % всех случаев детской и в 15 % случаев подростковой шизофрении. Рекуррентная шизофрения наблюдается чаще у девочек.

Для рекуррентной шизофрении подросткового возраста характерно преобладание аффективных и бредовых расстройств, нарушение восприятия и психомоторное возбуждение. Приступы сопровождаются тревожным возбуждением, вегетативными расстройствами (тахикардия, озноб, полиурия). Возбуждение больных отличается большой экспрессией и выразительностью. Возможны так же: эмоциональная напряженность, растерянность, бредовое восприятие и истолкование окружающего. Продолжительность первых приступов от 2—3 нед. до 2 мес. Однако при неблагоприятном течении приступ может стать затяжным, особенно в тех случаях, когда возникает серия приступов без отчетливых ремиссий.

Таким образом, мы просмотрели основные особенности шизофрении в подростковом (пубертатном) возрасте.

Для наглядности могу посоветовать посмотреть и прочитать следующие произведения:

Рон Ховард «Игры разума» (книга и фильм)

Дэвид Финчер «Бойцовский клуб» (фильм)

Анна Дивсон «Скажи мне, что я здесь» (книга и фильм)

Терри Гиллиам «Король-рыбак» (фильм)

Джо Райт «Солист» (фильм)

Эпилепсия.

Согласно современному определению, эпилепсия — это состояния, характеризующиеся повторными, относительно стереотипными припадками.

Существует значительное число факторов, способствующих возникновению эпилепсии. Немаловажная роль принадлежит и наследственной предрасположенности. Замечено, что в тех семьях, где имеются родственники, страдающие эпилепсией, вероятность развития эпилепсии у ребенка выше, чем в тех семьях, где заболевания у родственников отсутствуют. В последние годы убедительно доказана наследственная природа ряда форм эпилепсии, обнаружены гены, ответственные за их возникновение. В то же время ошибочно мнение, что эпилепсия обязательно передается по наследству. В подавляющем большинстве случаев эпилепсия не является наследственной болезнью, то есть не передается от отца или матери к ребенку. Многие формы эпилепсии имеют мультифакториальную природу, т.е. обусловлены совокупностью генетических и приобретенных факторов. Вклад генетических факторов значителен, но не является решающим.

При некоторых формах эпилепсии, которые получили название симптоматических, причиной развития заболевания является повреждение головного мозга вследствие:

• врожденных аномалий его развития;

• внутриутробных инфекций;

• хромосомных синдромов;

• наследственных болезней обмена веществ;

• родовых повреждений центральной нервной системы;

• инфекций нервной системы;

• черепно-мозговой травмы;

• опухолей.

Эпилептические приступы могут появиться у человека в любом возрасте - от периода новорожденности (первый месяц жизни) до глубокой старости. Наиболее часто судороги встречается у детей до 15 лет, приблизительно половина всех судорог, случающихся у человека за всю его жизнь, приходится на этот возраст. Наибольший риск развития судорог имеют дети в возрасте от 1 до 9 лет.

У большей части больных с эпилепсией приступы наступают внезапно и неожиданно, как "гром среди ясного неба". У некоторых больных за несколько часов перед приступом отмечаются нервозность, беспокойство, головокружение, головная боль.

Нередко перед приступом возникает аура. Аура - часть приступа, предшествующая потере сознания, о которой больной помнит после его восстановления. Слово "аура" (лат. "бриз", греч. "воздух") вошло в медицинскую терминологию во времена Галена и было предложено не врачом, а больным. Один из пациентов древнеримского врача при описании ощущений, испытываемых в момент приступа, отметил: « это начинается с ноги и поднимается вверх по прямой линии, проходя через бедро, а потом по боку тела к шее и голове, и как только коснется головы, я уже ничего не чувствую... Это похоже на легкий холодный бриз...» [О. Темкин, 1924].

Как, правило, аура имеет очень кратковременный характер и продолжается всего несколько секунд.

Последствия эпилептических приступов различны. Кратковременные однократные эпилептические приступы не оказывают повреждающего действия на клетки головного мозга, тогда как длительные приводят к необратимым изменениям и гибели нервных клеток. Наибольшая опасность подстерегает детей при внезапной потере сознания - возможны ушибы, травмы, несчастные случаи. Эпилептические приступы имеют и негативные социальные последствия. Невозможность контроля над собой в момент приступа, страх перед возникновением приступов в общественных местах, в школе, в присутствии друзей "заставляют" многих страдающих эпилепсией детей вести уединенный образ жизни, избегать общения со сверстниками.

Подростковый возраст является переходным от детского к взрослому. У подростков изменяется стиль жизни, они реже бывают дома, больше общаются со сверстниками, чем с родителями, в этот период появляются новые увлечения (вождение мотоцикла, автомобиля, видеоигры, дискотеки и т.д.), первый сексуальный опыт. Стремясь соответствовать уровню взрослых, подростки нередко перенимают их привычки (алкоголь, курение и др.), их влечет рискованное, иногда девиантное, т.е. отличное от нормального в социальном смысле, поведение. Трудности в адаптации к новому социальному статусу, которые часто испытывают даже здоровые подростки, могут усугубляться при наличии у подростка эпилепсии.

С точки зрения эпилепсии, всех подростков можно разделить на 2 группы:

1) подростки, у которых эпилепсия началась в детском возрасте;

 2) подростки с вновь диагностированной эпилепсией.

Одним из важных вопросов, который часто беспокоит родителей детей с эпилепсией, является вопрос о том, как повлияет подростковый возраст на течение заболевания. Необходимо отметить, что в подростковом возрасте может отмечаться как улучшение, так и ухудшение состояния ребенка с эпилепсией. При ряде форм эпилепсии, начавшихся в детстве, в подростковом возрасте наступает полная ремиссия - прекращение приступов и отмена терапии. В то же время, существуют формы эпилепсии, течение которых у подростков усугубляется - появляются новые виды приступов, повышается их частота, возникают выраженные нарушения поведения. Кроме того, некоторые эпилепсии возникают исключительно в подростковом возрасте.

Круг проблем, с которыми сталкиваются родители подростков, больных эпилепсией, достаточно широк. Наиболее важными среди них являются психологические проблемы и проблемы, обусловленные непосредственным влиянием эпилепсии на качество жизни подростка. Согласно данным нейропсихологических исследований, у подростков с эпилепсией нередко наблюдается нестабильность формирования личности. Многие подростки, страдающие эпилепсией, стремясь во что бы то ни стало соответствовать общему уровню, нарушают запреты врачей и родителей (нерегулярный сон, прием алкоголя, занятия потенциально травматичными видами спорта и др.), отрицают свою болезнь, не принимают противосудорожные препараты. Не признавая авторитет родителей, учителей, врачей, некоторые больные эпилепсией подростки испытывают повышенное доверие к друзьям и даже зависимость от них. Вместе с тем, возможна и обратная ситуация, когда подростки с эпилепсией находятся в социальной изоляции, чувствуют себя отверженными сверстниками. Некоторые из них, стесняясь своего заболевания, умышленно не заводят друзей и подруг. Эпилепсия у подростка оказывает влияние и на внутрисемейные отношения, проявляющееся гиперопекой со стороны родителей и снижением социального опыта самого подростка. Наличие большого числа проблем, с которыми сталкиваются подростки, страдающие эпилепсией, и их родители, определяет необходимость консультации психолога. Психолог может не только помочь выявить существующие проблемы, но и найти пути их решения.

Учитывая особенности подросткового возраста и самого заболевания социальный работник может подсказать родителям тактику поведения и наблюдения за подростком с эпилепсией, а также  посоветовать обратиться к врачу. Он может обсуждать все вопросы не только с родителями, но и с самим подростком непосредственно. Особое внимание следует уделить следующим аспектам:

• употребление алкоголя и курение;

• просмотр телевизионных передач, видеоигры, посещение дискотек;

• режим сна и отдыха;

• занятия спортом;

• прием оральных контрацептивов девушками-подростками;

• вождение автомобиля;

• профессиональная ориентация.

Подросток должен знать, что недостаток сна, излишний прием алкоголя, а в ряде случаев светомузыка и видеоигры могут провоцировать эпилептические приступы. Родителям необходимо понимать, что круг запретов должен быть очерчен максимально четко. Излишние запреты могут вызывать негативизм со стороны подростков, приводить к нарушениям приема противосудорожных препаратов, неблагоприятно отражаться на общем самочувствии подростка и снижать качество жизни.

Многие молодые люди, у которых судороги находятся под контролем, успешно заканчивают среднюю школу и учатся в колледжах и высших учебных заведениях. Список возможных профессий бесконечен, так как люди с редкими эпилептическими приступами могут работать врачами, учителями, юристами, социальными работниками и получить другие специальности. С другой стороны, существуют ограничения для водителей грузовиков, автобусов, а также для летчиков. Серьезные трудности возникают, если подросток с эпилепсией стремится стать военным или работать в милиции. Ему не следует ориентироваться также на профессию ныряльщика или пожарника. Если избегать данных исключений, то молодые люди с эпилепсией могут сделать вполне успешную профессиональную карьеру, дарующую им уверенность в себе и приносящую удовлетворение.

Предубеждение в отношении эпилепсии является серьезным фактором, лимитирующим трудоустройство больных молодых людей. Работодатели, узнав о диагнозе, нередко не нанимают на работу больных эпилепсией. Больные эпилепсией при поступлении на работу часто скрывают свой диагноз, чтобы не лишиться возможности адекватного трудоустройства. Несмотря на тот факт, что "стигматизация" больных эпилепсией является достаточно распространенной точкой зрения, большинство трудоустроенных больных с эпилепсией чувствуют себя полноценными членами общества. Обобщая представленные данные, следует отметить, что большинству больных эпилепсией не требуется специальная помощь для того, чтобы стать социально активными членами общества. Больные эпилепсией имеют равные с остальными членами общества права на поиск работы, выбор профессии и трудоустройство.

Для наглядности могу посоветовать посмотреть и прочитать следующие произведения:

Стефен Полякофф «Потерянный принц» (фильм)

Ханс-Кристиан Шмид «Реквием»

Зак Брафф «Страна садов»

Ирвинг Стоун «Жажда жизни» (книга и фильм)

Микросоциальная запущенность.

Трудновоспитуемость или микросоциальная запущенность также характеризуется стойким изменением поведения. К микросоциально-педагогической запущенности могут привести различные причины. Среди них большое место занимает воспитание ребенка в семьях примитивных родителей, в условиях эмоционального отвержения ребенка, в конфликтных семьях, воспитание в чужой семье, там, где создаются условия безнадзорности. Поведение педагогически запущенного ребенка изменчиво и находится в тесной зависимости от среды и ситуации. Поведение формируется в силу неправильного педагогического подхода взрослых, несправедливого порицания и приводит к образованию различных реакций протеста, имитации.

В основе микросоциальной запущенности лежит социальная незрелость личности. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллектуальных интересов, потребность в труде, недостаточность чувства долга, ответственности, искаженное понимание нравственности ведут к отклонениям в поведении, отказу от посещения школы, нежеланию учиться, пренебрежению обязанностями. Микросоциальная педагогическая запущенность и нарушения школьной адаптации могут возникнуть у детей с потенциально сохранными интеллектуальными способностями, но с проявлениями патологии поведения как следствия конституциональных или приобретенных нарушений формирующейся личности и характера. Интеллектуальная недостаточность у этих детей и подростков проявляется в выраженном недостатке объема знаний, представлений, навыков, которые должны быть у ребенка данного возраста. При этом сохраняется способность к обобщению, умению использовать помощь, ориентироваться в повседневной жизни.

Педагогическая запущенность сопровождается недоразвитием интеллектуальных интересов, бедным словарным запасом, бедностью эмоциональных реакций, недостаточностью высших потребностей и установок личности. У детей и младших подростков с их недостаточной зрелостью усвоение асоциальных форм поведения при неправильном воспитании может возникнуть и быстро закрепиться как привычка к определенному стереотипу поведения. В отличие от отклоняющегося поведения детей с болезненно измененной психикой, при трудновоспитуемости имеется более выраженная избирательность форм поведения. Педагогически запущенный ребенок проявляет симпатии к избранным, чаще всего сверстникам, и в тоже время может быть груб, циничен, агрессивен со взрослыми. Не характерны для трудновоспитуемых подростков соматовегетативные расстройства, астенические, истерические, аффективные колебания настроения.

В данной части мы рассмотрели основные психологические и психиатрические заболевания, которые влияют на подростка и обуславливают возникновение отклонений и проблем в поведении.

Специалисту по социальной работе важно знать признаки и особенности протекания основных  психических и психиатрических  заболеваний для упрощения своей работы, для более четкого построения планов взаимодействия с подростком и его семьей. Очень часто родители не видят (или не хотят видеть) отклонения в поведении, здоровье и развитии своего ребенка, также часто семья умалчивает о поставленных диагнозах, что в свою очередь может привести к трудностям в выполнении работы.

Не мало важен тот факт, что часто родителям необходим «универсальный» специалист и социальный работник, в силу своего профессионализма, может выступать в его роли. Он может  указать на проблему, которую семья не замечает или  подсказать родителям примерные пути решения проблемы, и куда им обратиться, к какому специалисту (психологу, врачу).

Вместо заключения.

Подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это возраст кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр.

Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям.

Выше мы с вами разобрали особенности личности, поведения подростка, а также искаженные и патологические формы развития психики несовершеннолетнего. Просмотрели в общем их причины, проявления, развитие и последствия, но все это в общих чертах. Все эти знания могут помочь социальному работнику в профессиональной деятельности, а, следовательно, ребенку и его семье, так как освещенные выше проблемы требуют более внимательного изучения, так же как и сами подростки.

 


Список используемых терминов.

Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспосабливания к изменяющимся условиям внешней среды.

Аддиктивное поведение- поведение, связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания.

Акцентуированная личность - это вид здоровой личности, который заметно отличается от распространенных в обществе типов людей, но при этом остается полностью адаптированными в большинстве жизненных ситуаций.

Аффект (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) - эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью, интенсивностью и выраженными физиологическими проявлениями. Аффект (уголовное право) — эмоциональное состояние человека, в котором он считается невменяемым.

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Устав ВОЗ вступил в силу 7 апреля 1948 года — отныне это Всемирный день здоровья.

Девиантное поведение — это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Девиация  - отклонение в поведении человека. Изучается девиантологией.

Дезадаптация- какое-либо нарушение адаптации, приспособление  организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды.

Делинквентное поведение (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.

Дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.

Ипохондрия (от греч. hypochóndria — подреберье) (ипохондри́ческое расстро́йство, ипохондри́ческий синдро́м) — состояние человека, проявляющееся в постоянном беспокойстве по поводу возможности заболеть одной или несколькими болезнями, жалобах или озабоченности своим физическим здоровьем; восприятии своих обычных ощущений как ненормальных и неприятных; предположениях, что кроме основного заболевания есть какое-то дополнительное. При этом человек может считать, что знает, какое у него «на самом деле» заболевание, но степень его убежденности обычно раз от раза меняется, и он считает более вероятным то одно заболевание, то другое.

Кататония - психопатологический синдром (группа синдромов), основным клиническим проявлением которого являются двигательные расстройства.

Леонгард Карл (нем. Karl Leonhard, 1903—1988) — выдающийся немецкий психиатр. Автор понятия «акцентуированная личность» и первой типологии таких личностей.

Личко  Андрей Евгеньевич (1926-1996) — заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора Психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Опираясь на труды Ганнушкина и Леонгарда, создал собственную типологию акцентуированных личностей. Автор руководств «Подростковая психиатрия» и «Подростковая наркология», а также нескольких монографий по подростковой психиатрии. Основные направления научных исследований — диагностика и лечение психических расстройств в подростковом возрасте и патохарактерологическая диагностика.

МКБ – 10- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем — документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. Периодически (раз в десять лет) пересматривается под руководством ВОЗ. МКБ является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

Невроз - это состояние, обусловленное в большинстве случаев длительными, тяжело переживаемыми стрессовыми ситуациями, которые срывая психологическую адаптацию, вызывают истощение нервной системы (сочетание раздражительности и повышенной утомляемости), тревогу и вегетативные нарушения (потливость, сердцебиение, нарушение работы желудка и др.).

Патология - отклонение от нормального состояния или процесса развития. В медицине слово Патология — часто синоним заболевания.

Психологическая защита – это неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.

Пубертатные кризы - совокупность преходящих психических изменений, закономерно возникающих у детей в возрасте 13-15 лет: психическая неуравновешенность, аффективная лабильность и склонность к депрессии, поиски путей самоутверждения, оппозиция авторитету взрослых, конфликты, связанные с пробуждающейся сексуальностью, и др.

Рефлексия - обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние.

Условные рефлексы - это благоприобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивидууму (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии.

Эльконин Даниил Борисович (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

Энурез - заболевание, характеризующееся недержанием мочи во время сна, в большинстве случаев наблюдается у детей.

Этиология - раздел медицины, изучающий причины болезней.

Эхолалия - неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Наблюдается у детей и взрослых при различных психических заболеваниях, но иногда встречается у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов развития и становления речи.

Эхопраксия - непроизвольное повторение или имитация психически больным движений окружающих его лиц.