Проект= "Улицы родного села"
Вид проекта: исследовательский, практико-ориентировочный
Цель: Установить связи между историей села и названиями улиц. Собрать и систематизировать материалы об истории села.
Задачи: 1. Изучить название улиц села, выяснить, откуда они произошли.
2. Создать фотоальбом с названиями улиц.
3. Развивать любовь к Родине, родному краю, родному селу, его истории; учить сохранять и преумножать богатства родного края; «видеть историю» вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц)Цель: Установить связи между историей села и названиями улиц. Собрать и систематизировать материалы об истории села.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа села Знаменка»
Нерчинский район, Забайкальский край
Муниципальный конкурс проектных работ учащихся
Вид проекта: исследовательский, практикоориентировочный
Предметная область:
Краеведение
Название работы:
«Улицы родного села»
Работу выполнил ученик 4 класса
МБОУ «СОККШ села Знаменка»
Федотов Семен Владимирович
Руководитель – учитель начальных
классов Хаустова Т.А.
МБОУ «СОККШ села Знаменка»2012 год
Паспорт проектной папки
1. Название проекта «Улицы родного села»
2. Руководитель проекта учитель начальных классов Хаустова Т.А.
МБОУ «СОККШ села Знаменка»
3. Предметная область: краеведение
4. Возраст учащихся, на которых рассчитан учебный проект: учащиеся 14
классов (6 – 11 лет)
5. Тип проекта: исследовательский, практикоориентировочный
6. Цель: Установить связи между историей села и названиями улиц. Собрать и
систематизировать материалы об истории села.
Задачи: 1. Изучить название улиц села, выяснить, откуда они произошли.
2. Создать фотоальбом с названиями улиц.
3. Развивать любовь к Родине, родному краю, родному селу, его
истории; учить сохранять и преумножать богатства родного
края; «видеть историю» вокруг себя (в домах, которые нас
окружают, в названиях улиц)
7. Необходимое оборудование: фотоаппарат, папка с файлами, цветная бумага,
ножницы, клей, альбомные листы.
8. Предполагаемые продукт проекта: альбом, рассказывающий об исторических
памятниках нашего села.
9. Этапы работы над проектом:
1. Посетить школьный музей. Познакомиться с историей возникновения
села.
2. Выявить знания учащихся начальной школы по теме проекта через
анкетирование.
3. Выяснить у жителей, какие названия и почему носят улицы села.
4. Прогулки и экскурсии по улицам родного села.
5. Изготовить альбом, рассказывающий об исторических памятниках села.
6.
Обобщить результаты проекта и обеспечить презентацию.
10. РецензияРецензируемая работа ученика 4 класса Федотова Семена «Улицы родного
села»
Актуальность данного проекта в том, что многие дети не знают историю
своего села, где живут; чтобы они в дальнейшем остались жить в селе,
трудились на его благо, необходимо как можно раньше пробудить любовь и
уважение к родной земле: к дому, улице, селу. Свой проект автор посвятил
родному селу Знаменка, которое в 2012 году отмечает 350 юбилей.
На первом этапе автор собирал материал по истории села. Он
обращался в школьный краеведческий музей, беседовал со старожилами,
Интернет –
обращался к работам сотрудников музея, пользовался
ресурсами, изучал картографические материалы, иллюстрации.
На
втором этапе проектной деятельности прошла обработка
собранного материала. Были сделаны фотографии, приведён в порядок весь
статистический материал.
На последнем этапе создал презентацию, где представил собранный
материал об истории села. В завершении работы оформлен альбом об
исторических памятниках села, дополненный стихотворениями местных
авторов.
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и
формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота. Он
привлекает к изучению исторического наследия малой Родины. Продолжить
дальнейшую исследовательскую работу, способствовать поднятию престижа
села. Представленный материал соответствует требованиям, предъявляемым к
работе.
В ходе работы над проектом автор научился презентовать результаты
своей работы; формулировать и достигать цели; выбирать проблему для
исследования; работать с историческими источниками различного характера.
Рецензент _____________(Хаустова Т.А.)«__»____________________ 2012 г.
Содержание
Введение ………………………………………………….2
Историческая справка……………………………..……..4
Все на Земле имеет адрес………………………………..4
Заключение ………………………………………………7
Литература………………………………………………..8
ПриложениеВведение
Если человек не любит старые дома,
старые улицы, пусть даже и плохонькие,
значит, он равнодушен к памятникам
истории своей страны, значит, он
равнодушен к своей стране.
Д.С. Лихачев[1]
Проезжая или прогуливаясь по селу, мы даже не задумываемся над тем,
а почему именно так названы наши улицы. Что они могут рассказать нам о
прошлом нашего села? Улица – творение рук человеческих. Она как зеркало
отражает всю жизнь человека и в будни, и в праздники. В их названиях
отражается история села и его жителей. Поэтому мы должны знать, чьим
именем названы улицы села, как их жизнь отразилась в его истории и
сохранить это знание для будущих поколений.
Актуальность: многие дети не знают историю своего села, где живут;
чтобы они в дальнейшем остались жить в селе, трудились на его благо,
необходимо как можно раньше пробудить любовь и уважение к родной земле:
к дому, улице, селу. Свой проект я посвятил моему родному селу Знаменка,
которое в 2012 году отмечает 350 юбилей.
Поклонись той земле, где родился и вырос,
Пусть тебя согревает её доброта.
Спой ей тихую песню, что в сердце сложилась,
С ней – ты сын, без неё – сирота.
Гипотеза: так мы живем в селе с богатейшей историей, большинство улиц
нашего села имеют исторические названия.
Объект: улицы села ЗнаменкаПредмет: исторические памятники села
Цель: Установить связи между историей села и названиями улиц. Собрать и
систематизировать материалы об истории села.
Задачи:
2
1. Изучить название улиц села, выяснить, откуда они
произошли.
2. Создать фотоальбом с историческими памятниками.
3. Развивать любовь к Родине, родному краю, родному селу, его
истории; учить сохранять и преумножать богатства родного
края; «видеть историю» вокруг себя (в домах, которые нас
окружают, в названиях улиц).
План работы:
1. Посетить школьный музей. Познакомиться с историей возникновения
села.
2. Выявить знания учащихся начальной школы по теме проекта через
анкетирование.
3. Выяснить у жителей, какие названия и почему носят улицы села.
4. Прогулки и экскурсии по улицам родного села.
5. Изготовить альбом, рассказывающий об исторических памятниках села.
6.
Обобщить результаты проекта и обеспечить презентацию.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для выполнения
проекта: фотоаппарат, папка с файлами, цветная бумага, ножницы, клей,
альбом.
Практическая значимость: данные полученные в результате проектной
работы можно использовать на уроках «Забайкаловедения».3
Историческая справка.
Основание села Торга (ныне с.Знаменка) относится к 16601662 гг
.Вначале был поставлен небольшой острог для сбора ясака на правом берегу
Нерчи, затем стал заселяться левый берег. Оба села носили одно название –
Торга. В начале 1917 года наказной атаман Забайкальского казачьего войска
утвердил ходатайство о переименовании сёл. Правобережное село стало
называться Беломестново в честь первых основателей села, левобережное –
Знаменкой, в честь иконы Знамения Божьей матери, которая находилась в
станичной церкви.[2]
В 1851 году село стало центром Торгинской казачьей станицы, в
которую входили селения Знаменка, Беломестново, Кангил, Илим, Кумаки,
Большой Луг, Крупянка, Зюльзя, Бронниково, Козулин.
Все на Земле имеет адрес
Все на Земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места
рождения человека. Родное село, улица, на которой мы живем, город, страна –
все имеет свои имена.
В настоящее время в нашем селе по данным местной администрации
официально зарегистрировано 13 улиц.
В 2005 году была создана комиссия, которой было поручено присвоить
названия улицам села. Были изготовлены и установлены таблички – номера на
домах, что означало появление почтового адреса у домовладельцев.
В настоящее время выделяют несколько принципов, по которым улицы
городов и сёл получают свои названия, например, по именам (фамилиям)
выдающихся людей, по объектам, расположенным на улице или поблизости от
неё, по внешним особенностям улицы, по историческому прошлому.Меня заинтересовал вопрос, по каким принципам давались названия
4
улицам в селе Знаменка, и как в этих названиях отразилась история
самого села. В начале исследования мною был проведен опрос учащихся
начальных классов нашей школы по вопросу происхождения названия улиц, на
которых они проживают. Результаты опроса показали, что многие ребята не
знают историю названия своей улицы. Приложение 1
Есть улицы центральные, высокие и важные
С витринами зеркальными, с гирляндами огней.
А мне милей нешумные, милей одноэтажные,
От их названий ласковых становится светлей.
Вот так поет Юрий Антонов о московских улицах. У нас в Знаменке улицы
посвоему милы.
Название
улицы
Агафониха
Верхняя
Гагарина
Заречная
Луговая
Молодежная
Происхождение
Я думал, что улица была названа в честь нашего
земляка Декина Агафона Ивановича. Но расспросив
старожилов, выяснил, что он на этой улице
поселился намного позже её основания. А улица
названа по пади Агафониха.
Расположена на окраине села. У населения село
делилось на две части верх и низ, поэтому улица
стала называться Верхняя.
Улица связана с именем космонавта Юрия Гагарина,
совершившего первый полет в космос.
Дома на этой улице находятся за небольшой речкой,
разделяющей основную часть села и гору.
Название улицы связано с расположенным неподалеку
лугом.
Первоначально улица называлась Молдаванская, на
ней строили дома для переселенцев, основная часть
которых переезжала из Молдавии. Данная улица
была переименована и получила свое название от
возраста, проживающих на ней людей. В основном это
молодые семьи, возраст которых до 40 лет.Набережная
Новая
Северная
Стрелка
Песочная
Центральная
Школьная
Эта улица первоначально называлась Средняя, но так
как она расположилась вдоль реки Нерча, была
переименована.
Строительство новых домов в селе определило и
название улицы.
Улица расположена в северной стороне села.
По отношению к другим улицам она расположена
перпендикулярно, в виде стрелы.
Название связано со словом песок.
В годы основания села она была одной из главных
улиц. На этой улице расположена церковь.
Название улицы связано со школой,
На улице находятся здания администрации,
медицинского пункта, детского сада, сельского дома
культуры.
В определении названий улицам участвовали все жители села. В
основном улицы получили название по объектам, расположенным на улице
или поблизости от неё и по внешним особенностям улицы. Село с богатейшим
историческим прошлым, практически не имеет улиц с историческим
названием.
Во время экскурсии по улицам, понаблюдал, какие объекты построены
на этих улицах, сделал фотосъемку. Больше всего внимание привлекли
старинные дома, напоминающие далекое прошлое моего села.
6
Заключение
Подводя итоги проделанной работы можно сказать, что поставленные
задачи выполнены,
установлено, что название каждой улицы имеет
подробное, развернутое объяснение. Появление и определение названий
улицам не случайно, а закреплено документально.Если данную таблицу показать в диаграмме, то будет видно, что улиц с
историческим названием меньше. Таким образом, гипотеза не подтвердилась.
Название некоторых улиц на сегодняшний день неактуальны, поэтому к
празднованию юбилея предложил некоторые улицы переименовать, чтобы в
них продолжала жить память о близких и великих людях, о дорогих сердцу
Школьная может стать
местах, о величии малой Родины. Например,
Центральной, Центральная – Торгинской, а Новая называться именем одного
из участников ВОВ, живших на ней – улица Лагунова или Миронова.
Дальнейшее развитие – дополнить альбом, содержащий материал об
известных, талантливых и интересных людях – односельчанах.
Работая над проектом, мне было интересно узнать, что раньше два села
имели одно название – Торга. Я научился соединять информацию в единое
целое, делать выводы, работать с историческими источниками различного
характера.
Чтобы село не умирало
Подобно многим деревням,
Чтобы ещё прекрасней стало,
Заботиться придётся нам.
Всем тем, кто здесь родился
И продолжает жить,
Станицу нужно возродить.
В. Беседин.
7
Литература
Интернет ресурсы
1. http://ethics.narod.ru/edu/likhachev14.htm
2. http://nerchinsk.ezab.ru/information/?mid=4789&id=7969• Материалы школьного краеведческого музея, сельской
Другие источники
библиотеки
• Данные администрации
8
Приложение 1
Выявление первичных знаний учащихся по теме проекта через
анкетирование.Опрошено 65 учащихся начальных классов.
1. На какой улице ты живешь?
владеют информацией – 95 %
не владеют информацией – 5 %
2. Знаешь, почему она так называется?
знают 25 %
затрудняются ответить – 5%
не знают – 70%
3. Какова история названий улиц села?
4. Как возникло название улицы Школьная?
5. Как возникло название улицы Гагарина?
6. Как возникло название улицы Агафониха?
.