«Ультразвуковые и инфразвуковые волны».

  • docx
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок по физике на тему.docx

Открытый урок по физике на тему  «Ультразвуковые и инфразвуковые волны».

Цели урока:

Обучающие:

-усвоить следующие элементы неполного опыта учащихся в рамках отдельного урока;

-инфразвуковые и ультразвуковые волны, их применение в жизнедеятельности человека;

-закрепить знания о звуковых волнах.

Развивающие:

-формирование научного мировоззрения на основе знаний об ультразвуковых и инфразвуковых волнах;

-развивать аналитико-синтетическое и образное мышление учащихся, побуждать учащихся к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей;

-при работе в паре и в группе сформировать ключевые компетенции: информационную, организационную, самоорганизационную, коммуникационную.

Воспитательные:

-развитие эстетического восприятия материала, используя в презентации оригинальный дизайн;

-воспитание культуры восприятия теоретического материала с помощью компьютера и приборов для показа получения и применения ультразвуковых и инфразвуковых волн;

-воспитание чувства гордости за свою Родину на основе применения ультразвуковых и инфразвуковых волн.

План урока:

1.Актуализация знаний.

2.Изучение нового материала.

3Закрепление.

4.Рефлексия.

5.Домашнее задание.

                                                 Х О Д     У Р О К А.

1.Актуализация знаний.

Учитель. Добрый день , ребята! Рада вас видеть!

Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки, пожелаем попутного ветра, волну удачи. А также плыть на гребне стремлений и съесть пуд соли под килем.

Мы изучаем тему «Звуковые волны», цели нашего урока (открываем на доске), но сначала мы повторим знания, полученные на предыдущих уроках. У нас будет работа в парах. Вы получаете вопросы, обсуждаете их, а затем отвечаете на них.

Вопросы для работы в парах:

1.Можетли звук распространяться в газах, жидкостях и твердых телах, в вакууме? Приведите примеры.

2.Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле? Ответ обоснуйте.

3.Еакую волну –продольную или поперечную представляет собой звук, распространяющийся в воздухе? В воде?

4.Приведите пример, показывающий, что звуковая волна распространяется не мгновенно, а с определенной скоростью?

5.Кем и как была измерена скорость звука в воздухе?

6.Чему равна скорость распространения звука в воздухе при температуре 20 С?

7.Врезультате чего образуется эхо?

8.Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью комнате, но возникает в большом пустом зале?

9.Приведите примеры проявления звукового резонанса?

10.Для чего камертоны устанавливают на резонаторных ящиках? ( опыт)

11.Каково назначение резонаторов, применяемых в музыкальных инструментах?

12.Что является источником голоса человека и животных?

Ответы на вопросы.

1.Звук распространяется во всех упругих телах, твердых, жидких и газообразных, но не может распространяться в безвоздушном пространстве. Звук распространяется и в воде. Примеры: рыбы слышат шаги и голоса людей на берегу, это хорошо известно рыболовам.

2.Топот копыт передается по Земле и по воздуху.

3.Звук сильного взрыва на Луне не будет слышен на Земле, так как на Луне нет атмосферы.

4.Звук распространяющийся в воздухе и воде представляет собой продольную волну.

5.Во время грозы мы сперва видим молнию, и только через некоторое время слышим гром, так как скорость  света 30 000 км/с, а скорость звука в воздухе 343 м/с.

6.Скорость звука в воздухе впервые довольно точно была определена в 1822 году французскими учеными.

Скорость звука в воде измерили также Ж.Колладон и Я.Штурм в 1826 году. Измерения они проводили на  Женевском озере в Швейцарии. К одной лодке был привязан опущенный в воду колокольчик, а к другой – опущенный в воду рупор. Лодки находились на расстоянии 14 км. На первой лодке били в колокольчик и одновременно поджигали порох, на второй – регистрировали время задержки между вспышками и приходом звука. Скорость распространения звука в воде 1440 м/с при температуре 8 С?

7.Скорость звука в воздухе при температуре 20 С равна 340 м/с.

8.Эхо образуется в результате отражения звука от различных преград – стен большого пустого помещения, леса, сводов высокой арки в здании.

9.Образованию эха в комнате препятствует находящаяся в ней мебель, шторы и другие предметы, частично поглощающие отраженный звук. Поэтому в таком помещении речь людей и другие звуки не искажаются эхом и звучат четко и разборчиво.

10.Примером проявления звукового резонанса могут служить два камертона с одинаковыми собственными частотами, укрепленными на резонаторных ящиках и установленными на некотором расстоянии друг от друга.

11.Для усиления звука камертоны часто устанавливают на так называемых резонаторных ящиках определенных размеров. При звучании камертонов колебание приходит столб воздуха в ящике. Этот способ колеблется в резонанс с колебаниями камертона.

12.В музыкальных инструментвх роль резонаторов выполняют части  их корпусов. Например, в гитаре, скрипке и других подобных струнных инструментах резонаторами служат деки.

           Физминутка.

Сейчас у нас физкультминутка.

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз-два!

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка!

А теперь все дружно встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

II. Изучение нового материала.

Учитель. Мы на уроке должны решить проблему «Благо или зло волны для человека?» Где вам пригодятся знания данной темы? (Проблема урока на доску)

Мы изучили волны в диапазоне 20 ГЦ – 20 кГЦ. На сегодняшнем уроке мы изучим колебания, лежащие за пределами этого диапазона, т.е. меньше 20 Гц и больше 20 кГц. Это ультразвуковые и инфразвуковые волны.

Учащимся было дано задание подготовить презентацию и сообщения по данной теме.

Презентация «Ультразвук и инфразвук « подготовила Тормозова Юля.

Слайды 2-7

Сообщение «Влияние инфразвука на здоровье человека» подготовил Зеленов Влад

Слайд 8

Сообщение «Инфразвуковое оружие « подготовил Беликин Александр

 Вывесить таблицу «Собственные (резонансные) частоты некоторых частей тела»

20-30 Гц (резонанс головы)

4-6 Гц (резонанс сердца)

2-5 Гц (резонанс рук)

40-100 Гц (резонанс глаз)

0,5 -13 Гц (резонанс вестибулярного аппарата)

2-3 Гц (резонанс желудка)

2-4 Гц (резонанс кишечника)

6-8 Гц (резонанс почек)

Вопрос: глядя на схему скажите как инфразвук может навредить человеку( (Достаточно , чтобы частота собственных колебаний органов человека совпала с частотой звуковой волны и тогда произойдет резонанс, в результате которого органы человека могут разорваться)

       Физкультминутка

Слайд 9

Про ультразвук расскажет нам Балдов Влад

Слайды 10-16

Задача ( Определить глубину моря)

Какова глубина моря, если промежуток времени между излучением и приемом сигнала эхолота 4 с., скорость звука в воде 1500 м/с?

Дано                                                            Решение.

t = 4 c                                                 2h=vt                                                  

V=1500 м/с                                        H=vt/2

Найти Н =?                                        H=1500 м/с  4с /2= 3000 м.

                                              Ответ: Н = 3000 м.

Вывод: Инфразвук –это страшное оружие в руках человека. В настоящее время в стране неспокойно. Идет война в  Украине, нашей соседке. Различные виды оружия могут привести к непоправимому…

Природа едина. Очень бы хотелось, чтобы человек в лице каждого представителя был прекрасным во всех отношениях.

Итог урока. Оценки.

3.Домашнее задание. П.34. таблица

4. Рефлексия ( смайлики)