Методический материал включает:
1. Описание дидактического приема эффективного включения заданий в учебный процесс: «Умение определять основание классификации на уроках химии»
Прием позволяет решать следующие задачи:
- повысить интерес обучающихся изучаемым знаниям и приемам деятельности, пробудить у них любознательность, способствовать принятию обучающимися заданий для их выполнения (стимулирующие приемы),
- уменьшить вероятность неправильного выполнения задания, актуализировать необходимые знания (содержательные приемы),
- облегчить обучающимся нахождение способа выполнения задания (процессуальные приемы),
2. Примеры заданий, выполнение которых способствует формированию указанных в программе умений.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Умение определять основание классификации на уроках химии
Пример
Задание 41.
Дана схема, изображающая классификацию веществ.
Классификация веществ.
…
HNO2, HCl, HNO3
…
…
H2SO4, H2CO3, H2SiO3
…
H3PO4
Уровень 3. Впишите понятия, пропущенные в схеме. Укажите основание классификации.
Уровень 2. Впишите понятия, пропущенные в схеме, используя алгоритм.
Алгоритм
1. Проанализируйте состав всех веществ, формулы которых приведены в схеме.
2.Определите общий существенный признак веществ, формулы которых приведены в
схеме.
3. Подберите обобщающее понятие для всех веществ, формулы которых приведены в
схеме, и впишите его на соответствующее место.
4. Проанализируйте состав веществ в каждой группе.
5. Определите общий существенный признак веществ, формулы которых входят в каждую
группу.
6. Подберите обобщающие понятия для веществ, формулы которых входят в каждую
группу, и впишите их на соответствующие места в схеме.
Укажите основание классификации, т.е. признак, по которому она проведена.
Уровень 1. Впишите понятия, пропущенные в схеме, используя алгоритм.
Алгоритм
1. Проанализируйте качественный состав всех веществ, формулы которых приведены в
схеме.2.Определите общий существенный признак веществ, формулы которых приведены в
схеме.
3. Подберите обобщающее понятие для всех веществ, формулы которых приведены в
схеме, выбрав его из списка: «оксиды», «основания», «кислоты». Впишите его на
соответствующее место.
4. Проанализируйте количественный состав веществ в каждой группе.
5. Определите общий существенный признак веществ, формулы которых входят в каждую
группу.
6. Подберите обобщающие понятия для веществ, формулы которых входят в каждую
группу, выбрав их из списка: «одноосновные кислоты», «двухосновные кислоты»,
«трехосновные кислоты». Впишите их на соответствующие места в схеме.
Укажите основание классификации, т.е. признак, по которому она проведена. Для этого
сравните названия всех групп.