Умение составлять сложный план текста

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 24.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал включает: 1. Описание дидактического приема эффективного включения заданий в учебный процесс: «Умение составлять сложный план текста» Прием позволяет решать следующие задачи: - повысить интерес обучающихся изучаемым знаниям и приемам деятельности, пробудить у них любознательность, способствовать принятию обучающимися заданий для их выполнения (стимулирующие приемы), - уменьшить вероятность неправильного выполнения задания, актуализировать необходимые знания (содержательные приемы), - облегчить обучающимся нахождение способа выполнения задания (процессуальные приемы), 2. Примеры заданий, выполнение которых способствует формированию указанных в программе умений.
Иконка файла материала умение составлять сложный план текста.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Примеры заданий, способствующих формированию метапредметных умений Умение составлять сложный план текста Задание . Уровень 3. Проанализируйте и оцените сложный план текста, предложенный учителем.  Уровень 2.  Проанализируйте и оцените сложный план текста, предложенный учителем, используя следующие требования: 1) план соответствует структуре сложного плана – содержит не менее трех пунктов, из которых хотя бы два конкретизированы в подпунктах, 2) план полностью охватывает содержание текста, т.е. с помощью него можно раскрыть основную мысль текста, 3) пункты плана корректно и четко передают основные мысли каждой части текста, 4) каждый последующий пункт плана связан с предыдущим, 5) в пунктах плана не повторяются формулировки, 6)   основные   мысли   текста   отражены   в   определенной   последовательности,   адекватной тексту, 7) подпункта плана раскрывают содержание соответствующих пунктов, 8) пункты плана представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Уровень 1.  Формулировка задания такая   же,   как и для уровня 2, но выполняют его обучающиеся фронтально, последовательно обсуждая каждый пункт плана. Задание . Уровень 3. Составьте сложный план текста  п. 4 учебника. Уровень   2.  Составьте   сложный   план   текста     п.   4   учебника,   используя   следующие определения и один из алгоритмов. План  –   это   последовательное   представление   частей   содержания   текста   в   кратких формулировках, отражающих тему или основную мысль. Сложный план  включает названия значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом: 1. …     1.1. …     1.2. …2. …     2.1. …     2.2. … и т.д. 1. Прочитайте текст и разделите его на смысловые части. Алгоритм 1 2. Определите основную мысль каждой смысловой части и дайте им названия. 3. Напишите черновик плана, используя для нумерации смысловых частей цифры 1,2,3 и т.д.,   между   названиями   смысловых   частей   оставьте   по   несколько   строк   для   записи подпунктов.  4. Перечислите для каждой смысловой части составляющие ее подпункты, используя для их нумерации цифры: 1.1.,1.2.,2.1.,2.2. и т.д. 5. сравните черновик плана  с текстом, обращая внимание на следующее: ­ все ли главное нашло отражение  в плане, ­ связаны ли пункты плана по смыслу, ­ отражают ли они основную мысль текста. 6. Проверьте, можно ли, руководствуясь планом, пересказать текст, и, если необходимо, откорректируйте план. 7. Перепишите план на чистовик. Алгоритм 2 1. Прочитайте текст. 2. Напишите черновик, составляя очень подробный простой план. 3. Преобразуйте простой план в сложный, сгруппировав его компоненты под общими для них заголовками, отражающими основные мысли текста. 4. Сравните черновик плана с текстом, обращая внимание на следующее: ­ все ли главное нашло отражение  в плане, ­ связаны ли пункты плана по смыслу, ­ отражают ли они основную мысль текста. 5. Проверьте, можно ли, руководствуясь планом, пересказать текст, и, если необходимо, откорректируйте план. 6. Пронумеруйте заголовки, отражающие основные смысловые части текста, цифрами 1,2 и т.д., а соответствующие им подпункты – цифрами 1.1., 1.2, 2.1.,2.2 и т.д. 7. Перепишите план на чистовик.Уровень 1.  Формулировка задания такая   же,   как и для уровня 2, но выполняют его обучающиеся фронтально, последовательно обсуждая каждый пункт алгоритма.