Методический материал включает:
1. Описание дидактического приема эффективного включения заданий в учебный процесс: «Умение составлять сложный план текста»
Прием позволяет решать следующие задачи:
- повысить интерес обучающихся изучаемым знаниям и приемам деятельности, пробудить у них любознательность, способствовать принятию обучающимися заданий для их выполнения (стимулирующие приемы),
- уменьшить вероятность неправильного выполнения задания, актуализировать необходимые знания (содержательные приемы),
- облегчить обучающимся нахождение способа выполнения задания (процессуальные приемы),
2. Примеры заданий, выполнение которых способствует формированию указанных в программе умений.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Примеры заданий, способствующих формированию метапредметных умений
Умение составлять сложный план текста
Задание .
Уровень 3. Проанализируйте и оцените сложный план текста, предложенный учителем.
Уровень 2. Проанализируйте и оцените сложный план текста, предложенный учителем,
используя следующие требования:
1) план соответствует структуре сложного плана – содержит не менее трех пунктов, из
которых хотя бы два конкретизированы в подпунктах,
2) план полностью охватывает содержание текста, т.е. с помощью него можно раскрыть
основную мысль текста,
3) пункты плана корректно и четко передают основные мысли каждой части текста,
4) каждый последующий пункт плана связан с предыдущим,
5) в пунктах плана не повторяются формулировки,
6) основные мысли текста отражены в определенной последовательности, адекватной
тексту,
7) подпункта плана раскрывают содержание соответствующих пунктов,
8) пункты плана представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Уровень 1. Формулировка задания такая же, как и для уровня 2, но выполняют его
обучающиеся фронтально, последовательно обсуждая каждый пункт плана.
Задание .
Уровень 3. Составьте сложный план текста п. 4 учебника.
Уровень 2. Составьте сложный план текста п. 4 учебника, используя следующие
определения и один из алгоритмов.
План – это последовательное представление частей содержания текста в кратких
формулировках, отражающих тему или основную мысль.
Сложный план включает названия значительных частей текста, а также их смысловых
компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1. …
1.1. …
1.2. …2. …
2.1. …
2.2. … и т.д.
1. Прочитайте текст и разделите его на смысловые части.
Алгоритм 1
2. Определите основную мысль каждой смысловой части и дайте им названия.
3. Напишите черновик плана, используя для нумерации смысловых частей цифры 1,2,3 и
т.д., между названиями смысловых частей оставьте по несколько строк для записи
подпунктов.
4. Перечислите для каждой смысловой части составляющие ее подпункты, используя для
их нумерации цифры: 1.1.,1.2.,2.1.,2.2. и т.д.
5. сравните черновик плана с текстом, обращая внимание на следующее:
все ли главное нашло отражение в плане,
связаны ли пункты плана по смыслу,
отражают ли они основную мысль текста.
6. Проверьте, можно ли, руководствуясь планом, пересказать текст, и, если необходимо,
откорректируйте план.
7. Перепишите план на чистовик.
Алгоритм 2
1. Прочитайте текст.
2. Напишите черновик, составляя очень подробный простой план.
3. Преобразуйте простой план в сложный, сгруппировав его компоненты под общими для
них заголовками, отражающими основные мысли текста.
4. Сравните черновик плана с текстом, обращая внимание на следующее:
все ли главное нашло отражение в плане,
связаны ли пункты плана по смыслу,
отражают ли они основную мысль текста.
5. Проверьте, можно ли, руководствуясь планом, пересказать текст, и, если необходимо,
откорректируйте план.
6. Пронумеруйте заголовки, отражающие основные смысловые части текста, цифрами 1,2 и
т.д., а соответствующие им подпункты – цифрами 1.1., 1.2, 2.1.,2.2 и т.д.
7. Перепишите план на чистовик.Уровень 1. Формулировка задания такая же, как и для уровня 2, но выполняют его
обучающиеся фронтально, последовательно обсуждая каждый пункт алгоритма.