Урок математики во 2 классе. Учитель: Федорова Т. Б.
Тема. Уменьшение числа на несколько единиц.
Цель: совершенствовать навык уменьшения чисел на несколько единиц в пределах 20.
Задачи:
· формировать умение уменьшать числа, путем удаления несколько единиц; соотносить с соответствующим арифметическим действием «вычитанием»; составлять и решать примеры на уменьшение числа;
формировать навык решения простых задач на уменьшение нескольких единиц;
· развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в анализе, сравнении, обобщении;
· воспитывать любовь к предмету через ситуацию успеха; воспитывать аккуратность при работе в тетради.
1. Организационный момент.
1) Приветствие гостей.
2) Один – два, один – два – заниматься нам пора.
Один, два, три. Один, два, три – слушай, думай и смотри.
3) Выяснение временных представлений.
- Какой сегодня день недели?
- Какое сегодня число?
- Какой по счёту урок?
- Как называется урок?
- Чем мы занимаемся на уроках математики?
Математика – это наука, ( 1 слайд)
Без которой сейчас никуда.
Математика – сложная штука,
И придумана неспроста.
2. Введение в тему.
На доске портреты великих математиков. ( 2 слайд)
- Как вы думаете, кто это?- Сейчас у нас урок математики, но урок не простой. Наш урок сегодня посвящён Дню науки. На уроке мы познакомимся с открытиями этих людей.
- Что такое наука? (Определение науки) ( 3 слайд)
Наука – это деятельность, направленная на получение нового знания, преобразующего мир, обогащающего духовный мир человека, общества, цивилизации.
3. Устный счёт.
( 4 слайд)
- И первый великий математик, с которым мы познакомимся – это Исаак Ньютон, годы жизни: 1643 – 1727 годы. Английский физик, математик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики.
Построил зеркальный телескоп. ( 5 слайд)
- Через такой телескоп можно наблюдать за звёздами. Мы с вами тоже сейчас понаблюдаем за звёздами. ( 6 слайд)
1) Счёт до 20 и обратно.
2) Назвать однозначные числа. Почему они так называются? (на партах дети выкладывают)
3) Назвать двузначные числа. Почему они так называются? ( на партах дети выкладывают)
4) Назвать соседей числа 8.
5) Назвать соседей числа 19.
6) Назовите число, которое содержит 1 десяток.
7) Назовите число, которое содержит 2 десятка.
8) Мгновенный счёт: 2 + 1, 3 + 1, 5 + 1. 4 – 1, 5 – 1, 6 – 1.
Запись числа в тетрадях.
Чистописание.
Есть, друзья, такая птица,
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я, а со мною вся семья.
(Ученики прописывают число и цифру 5)
4. Актуализация знаний. ( 7 слайд)
- Ребята, а это Михаил Васильевич Ломоносов. Великий учёный. Ломоносов очень любил читать, и многие книги выучил наизусть, и хотел продолжить обучение. Но отец не отпускал его и тогда в 1731 год – Михаил Ломоносов, пристав к обозу, тайком от отца уходит в Москву учиться. Затем он сам становится преподавателем в Академии. Ломоносов за годы жизни пишет много научных трудов. Он создал школы для бедных крестьян.
- С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке? (Увеличить на…)
- Что значит увеличить на? (Прибавлять)
- Какое арифметическое действие мы с вами выполняем, когда прибавляем? (Сложение).
Задание.
Увеличить на 3 следующие числа: 6, 7, 10. Записать примеры. По одному выходят к доске, класс в тетрадях.
- Назовите только ответы.
- Когда мы увеличили числа на несколько единиц, ответ становится больше?
5. Изучение новой темы.
- А это Ковалевская Софья Васильевна. ( 8 слайд)
Русский математик, писательница, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор математики. Её математические открытия позволяют уменьшать число на несколько единиц.
На доске карточки: счёт в заданном порядке. ( 9 слайд)
От 9 до 5
От 7 до 2
От 10 до 6
- В каком порядке считали?
- Что делают числа, когда считаем в обратном порядке? (уменьшаются).
Сообщение темы урока.
- Мы сегодня будем с вами уменьшать числа на несколько единиц.
6. Работа над темой урока.
1 ученик у доски, класс в тетрадях.
- Положи 6 кружков. (класс в тетрадях рисует 6 кружков).
Убери 1 кружок. В тетрадях зачёркиваем 1 кружок. Сколько стало кружков? (5)
- Уменьшилось ли количество кружков? (да)
- На сколько уменьшилось? (на 1)
- Почему количество уменьшилось? (убрали 1)
- Как это запишем? (6-1=5)
Такой пример можно читать так: из 6 вычесть 1, получится 5 или 6 уменьшить на 1, получится 5
Итог: что значит уменьшить на…? (вычесть)
Какое арифметическое действие нужно выполнять? (вычитание)
7. Физминутка. ( 10 слайд)
1 – подняться, потянуться
2 – согнуться, разогнуться
3 – в ладоши три хлопка, головою три кивка
На 4 - руки шире
5 – руками помахать
6 – на место тихо сесть.
8. Закрепление изученного.
Архимед. ( 11 слайд)
Древнегреческий математик, физик, механик и инженер. Сделал множество открытий в математики. Заложил основы механики, гидростатики. Автор ряда важных изобретений.
8. Работа по учебнику. Задача. ( 12 слайд)
Стр. 10, задача 31.
9. Геометрический материал. ( 13 слайд)
Греческий математик Пифагор считается одним из самых великих. Он жил в Греции в 570-495 гг до н.э. Пифагор полностью посвятил себя геометрии, его очень интересовали треугольники, он вывел несколько теорем, одна из которых и была названа в честь его имени (Теорема Пифагора)
Мы сейчас тоже попробуем сделать небольшие открытия:
На доске геометрические фигуры:
-Назвать фигуры
- Найти все треугольники, объяснить свой выбор
-Из палочек сконструировать треугольник: сколько палочек надо, почему?
- В тетради начертить треугольник: с чего начинаем чертить треугольник, сколько вершин надо, что делаем потом (соединяем вершины)
- Какая фигура получилась? (заштриховать треугольник)
10. Итог ( 14 слайд)
На доске портреты математиков
-Ребята, кто это? Да, это великие математики (перечислить всех). Каждый из них сделал значительный вклад в науку и математику.
11. Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.