Конспект по окружающему миру в 3 классе
Предметная область: окружающий мир, УМК «Планета знаний»
Тип: Комбинированный урок
Тема: Ветер. Охрана воздуха.
Цель: формировать у учащихся научное представление о воздухе, его свойствах и его охране.
Задачи:
-дать представления о применении воздуха в жизни человека
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;
- развивать мышление, воображение, восприятие, речь
-воспитывать умение слушать других, бережное отношение к природе
УУД
Предметные: объяснять понятие «ветер» и связанные с ним явления природы, выяснить взаимосвязи между явлениями природы и человеком.
Личностные: осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.
Метапредметные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности, планировать свою деятельность и деятельность в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать, выводы, устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Вадимовна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас Я.
-Проверьте свое рабочее место. На парте у вас должна лежать рабочая тетрадь, учебник по окружающему миру, пенал.
Прозвенел звонок, и в срок - начинается урок. Сегодня здесь закон простой - учись и думай головой. А если знаешь - не зевай, скорее руку поднимай! Не получилось - не беда, друзья помогут нам всегда! |
|
|
|
|
2. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. |
-Чтобы начать получать новые знания, нам необходимо вспомнить о чем говорили на прошлых уроках окружающего мира (СЛАЙД 1) Вопросы: 1. Мы не видим воздуха, потому что… (воздух прозрачен) 2.Атмосфера это -… (мощный воздушный слой, окружающий планету земля) 3. Из чего состоит воздух? Азот, кислород, углекислый газ и другие газы) 4. Больше всего в составе воздуха какого газа? (азота) 5. Какое количество времени может прожить человек без воздуха? (несколько минут) 6. Возможна ли жизнь на Земле без атмосферы? (нет) 7. Где происходят такие явления природы, как дождь, снег, ветер, гроза, метель, радуга? (в атмосфере) 8. Почему небо голубое? (мельчайшие частицы воздуха - молекулы газов, льдинки пылинки отражают в основном голубые лучи солнечного цвета и окрашивают воздух в голубой цвет) 9. Назовите свойства воздуха? (не имеет ни цвета, ни запаха, занимает место в пространстве) 10. Какой газ нужен для дыхания человеку и другим живым организмам? (кислород) 11. Какой газ необходим для горения? (кислород) 12. Почему погаснет свеча, накрытая банкой? Какие газы не поддерживают горение? (углекислый газ и азот не поддерживают горения) 13. Воздух - хороший проводник? (нет, воздух, как и вода плохо проводит тепло) 14. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? (при нагревании - расширяется, а при охлаждении - сжимается. Теплый воздух занимает места больше, чем холодный)
(СЛАЙД 2)
15.Верно ли высказывание: -Сжатый воздух – упруг? (да, верно, воздухом наполняют шины) -Где может использовать человек это свойство воздуха? (сжатый воздух закрывает двери в автобусах, метро, используют при побелке стен) - Молодцы, вы хорошо справились со всеми вопросами. - А чтобы определить о чем дальше пойдет речь на уроке, я предлагаю отгадать загадку. Он на улице живёт, (Ветер) -Верно, это ветер. -Кто догадался, какая тема нашего урока? - «Ветер. Охрана воздуха». (СЛАЙД 3) |
|
3. Усвоение нового знания. |
Учитель: Никто и никогда не видел ветер. Но когда мы слышим шум леса или видим, как колышутся в озере камыши, мы знаем, это работа ветра. Ветер приносит прохладу, дождь, умеет свистеть, стучать. Ветер крутит ветряные мельницы, надувает паруса, может унести шляпу, поднять пыль, волны на водоеме, качать и даже ломать деревья. -Ребята, а как мы можем получить ветер? (подуть - и ощутим ветерок; помахать руками перед лицом - и почувствуем ветерок.)
(СЛАЙД 4) -А теперь послушайте стихотворение.
Ветер листики гоняет Вверх бросает и роняет Шаловливый, как щенок – «Я еще не так бы мог!» Он трясет ветвями ивы, Будто кто-то там сидит, Он по кронам скачет живо... Но когда же ветер спит? А, бывает, ветер злится И бросается листвой, Шапки посрывать стремится, Пролетев над головой. А потом он затихает, Как прощения прося. Даже ветер понимает – Так вести себя нельзя!
-Кто же из вас был самым внимательным? Каким может быть ветер?
-Ребята, откройте учебник на с.54 и прочитайте определение слову «Ветер». Ветер – это движение воздуха над поверхностью земли. (читает ученик из учебника). Воздух постоянно перемещается над поверхностью воды и суши. Иногда это движение бывает едва заметным. Временами же ветер достигает такой силы, что ломает деревья и сносит крыши с домов. Такой ветер называют ураганом. Ветер образуется благодаря свойству воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Когда воздух нагревается и расширяется, то он становится легче и поднимается вверх. Солнце нагревает поверхность земли неодинаково. В тех местах, где она нагревается сильнее, воздух становится теплее и поднимается кверху. Его место стремится занять холодный воздух. Так возникает движение воздуха в природе, то есть ветер. -Как выдумаете ветер дует в одном направление? (ответы детей) Людям важно уметь определять направление ветра. Ведь перемена ветра несёт перемену погоды. Например: северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря несёт влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры. Называют ветер по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер подул с северо – запада, то говорят, что он северо – западный, если с юго – запада – юго – западный.
-Знаете ли вы как можно определить направление ветра? Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб. Но более точно это можно сделать с помощью флюгера.
(СЛАЙД 5) Флюгер – прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта.
-Откройте тетради на стр. 22. Прочитайте задание №1. Выполните в парах. -Проверяем: а) … б) … в) …
|
|
|
Энергия ветра.
Учитель: Ветер – это движение воздуха. А всё, что движется, имеет свою энергию.
- Посмотрите на картинки на странице 55, и скажите: -Для чего может применяться энергия ветра, по вашему мнению? (ответы учащихся)
Учитель: Верно. Ветер использовали для передвижения парусных кораблей, а так же существует такое устройство как мельница, которая работает тоже при помощи ветра.
- Что такое мельница? (устройство для перемола зерна в муку)
Учитель: Так же в некоторых странах есть ветреные двигатели. - Прочитаем в учебнике на стр. 55, III -IV абзацы
Учитель: Ветер выполняет ещё одну незаметную, но очень важную работу. Чтобы на месте цветков выросли плоды, цветочная пыльца должна с одного цветка перелететь на другой. Эту пыльцу на многие цветы переносят пчёлы. Но чаще это делает ветер. Ветерок подует, и пыльца летит с одного цветка на другой. И плоды с семенами ветер тоже переносит. Вы же видел, как летают плоды берёзы, клёна? Ветер помогает им переселиться на новые места, где для молодых растений больше света, тепла, пищи.
|
|
4. Физкультминутка. |
-А сейчас немного отдохнём:
Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывет над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит, Наклоняются колосья: - Вправо-влево, назад-вперед, А потом наоборот. Мы взбираемся на холм, и немного отдохнем.
|
|
|
Учитель: Ребята, вы никогда не задумывались почему ветер свистит? -Ответ на этот вопрос мы прочитаем в учебнике на стр. 55. -Читаем. Находясь в доме, мы нередко слышим свист или завывание ветра. Почему же это происходит? Когда ветер дует сквозь щели дверей или окон, он встречает на своем пути различные препятствия. Движение воздуха заставляет их дрожать и вибрировать, производя различные звуки. Так и образуется свист ветра.
-Так почему свистит ветер? Когда ветер дует он встречает на своем пути различные препятствия. Движение воздуха заставляет их дрожать и вибрировать, производя различные звуки. Так и образуется свист ветра.
|
|
Значение ветра.
|
-Мы узнали о ветре много нового.
-Как вы думаете людям, окружающему нас миру нужен ветер? Для чего? -Ветры переносят семена многих растений, помогают работать мельницам, плыть парусникам.
-Ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.
-Приносит ли вред окружающему нас миру, людям ветер? Какой? (Смерч, тайфун, бури, ураганы - приносят разрушения. Ветры - суховеи сушат землю, деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы.)
Учитель: Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.
|
|
5. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа. |
Учитель: В мире существует несколько глобальных проблем, и одна из этих проблем это загрязнение воздуха. -Но чем же мы можем загрязнять воздух? (ответы учащихся) -Давайте проверим верны ли наши утверждения (ВИДЕОРОЛИК) 3:04 -пауза -Ребята, подумайте, как сберечь чистоту воздуха? (ответы детей) - Досмотрим ролик до конца. (просмотри видеоролика) - Почему растения называют легкими города?
Учитель: Существует закон об охране природы. В нём разработаны следующие правила ... -Нам их зачтет на странице 57…
-Откроем рабочие тетради на стр 23 найдем упр 54 -Читаем про себя -Читает в слух … - Выполняем - Проверяем
|
|
6. Подведение итога урока. Рефлексия. |
- Молодцы, ребята, сегодня вы плодотворно поработали и много узнали нового. - Что такое ветер? Ветер – это движение воздуха над поверхностью земли. - Что такое флюгер? Флю́гер -прибор для измерения направления ветра - Какую роль в жизни человека и в природе играет ветер? крутит ветряные мельницы, надувает паруса, разносит семена
|
|
Домашнее задание |
Рабочая тетрадь стр 23. №56 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.