УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1.КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Задачи: установить характер знаний учащихся по этому вопросу. Содержание: учащимся предлагаются словосочетания с учетом вариантов орфограмм (на карточках). Задание: вставить пропущенные буквы. чита.шь книгу, стро.ишь дом, паш.т землю, лов.т рыбу, ему тяжело дыш.тся, ненавид.шь ложь, слыш.т шум, слуша.т музыку, кол.т дрова, скач.т вперед, пиш.т письмо, вылет.т раньше, смотр.т телевизор, мел.т зерно.
Иконка файла материала УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ.doc
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ            ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ            ГЛАГОЛОВ.      В третьей главе представлен анализ эксперимента, проводимого в 3  "А"  классе  школы N3,  который работает по системе развива­ ющего обучения, и в 3 "А" классе школы­лицея N5, который работает по традиционной системе.      1.КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.      Задачи: установить характер знаний учащихся по этому вопросу.      Содержание: учащимся предлагаются  словосочетания  с  учетом вариантов орфограмм (на карточках).      Задание: вставить пропущенные буквы.      чита.шь книгу,  стро.ишь дом,  паш.т землю,  лов.т рыбу, ему тяжело дыш.тся,  ненавид.шь ложь,  слыш.т  шум,  слуша.т  музыку, кол.т дрова, скач.т вперед, пиш.т письмо, вылет.т раньше, смотр.т телевизор, мел.т зерно.      Результаты: после проверки работ мы видим, что ребята встав­ ляют буквы интуитивно.  В экспериментальном классе из  17 человек хорошо написали  только 9 человек.  Качество знаний в этом классе составляет 52.8%.      В контрольном  классе  из 23 человек с работой справилось 12 человек. Качество знаний в этом классе составляет 51.2%  ш1 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­T­­­­­­­­­­­­­­­­­T­­­­­­­­­­­­­¬ ¦                             ¦Экспериментальный¦ Контрольный ¦ ¦                             ¦       класс     ¦     класс   ¦ +­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­+ ¦Всего писало, (чел.)         ¦       17        ¦     23      ¦ +­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­+ ¦Справились с заданием (чел.) ¦        9        ¦     12      ¦ +­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­+ ¦Качество знаний (%)          ¦     52.8        ¦    51.2     ¦ L­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­ 37 ­  ш2      В результате этого исследования можно сделать вывод  о  том, что и  в контрольном и в экспериментальном классе качество знаний учеников относительно  правила  правописания  безударных   личных окончаний глаголов  находится приблизительно на одном уровне.      2.ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.      Задачи: научить приемам умственной деятельности в ходе  при­ менения правила правописания безударных личных окончаний глаголов.      Содержание.Перед изучением темы в  обоих  классах  я  давала следующие задания:       _Задание 1. . Найди в пословицах глаголы и выдели их окончания:      Посеешь ветер ­ пожнешь бурю.  Горит лучина, да светит неяр­ ко.      Докажите, что  безударные гласные в личных окончаниях глаго­ лов I и II спряжения пишутся по закону русского письма.      В своих  ответах  дети  говорили о том,  что должно быть ка­ кое­либо правило в русском языке,  в которм указывается, как надо правильно писать  безударные гласные в личных окончаниях глаголов I и II спряжений.       _Задание 2. .  Чтобы  проверить орфограмму слабой позиции в па­ дежном окончании существительного или прилагательного, ты подста­ вил в  предложение слово с тем же окончанием (то есть указывающим на те же грамматические значения) в сильной  позиции.  Нельзя  ли воспользоваться этим способом и для проверки орфограмм слабых по­ зиций в личных окончаниях глаголов.      Определи грамматические значения глаголов в предложении:      Весело сия.т месяц над селом. (И.Никитин.)      Докажи, что  такие  же  грамматические значения и у глаголов­ 38 ­ БЛЕСТИТ и ВСТАЕТ. Какое же из этих двух слов следует использовать для проверки  орфограммы  в  окончании глагола сия.т?   Что нужно знать о глаголе сия.т, чтобы ответить на это вопрос?      Понадобится ли  проверять орфограмму в окончании глагола пу­ тем замены его другим словом, если мы будем знать, к какому спря­ жению этот глагол относится?      Далее в каждом класс объяснялось само правило по­разному.      В 3 "А" классе, в котором дети учатся по традиционной систе­ ме, данное правило  я объяяняла, использовав индуктивный метод.      На доске следующая запись:            I                II      я    играю            хожу      ты   играешь          ходишь      он   играет           ходит      мы   играем           ходим      они  играют           ходят      вы   играете          ходите      Задание детям: сравните окончание глаголов I и II спряжения. Сделайте вывод, соотнеся окончания 3­его лица множественного чис­ ла со  всеми остальными окончаниями.  Обратите внимание на каждую букву во всех окончаниях.         I ­  у  ­ут, ­ют        II ­  и  ­ат, ­ят      Например, нам даны глаголы: я строю, ты стро.шь, он стро.т.      ­ Что нужно сделать,  чтобы  правильно  написать  безударное личное окончание глагола?      (Чтобы правильно написать безударное личное  окончание  гла­ гола, надо определить его спряжение.)­ 39 ­      ­ А как определить спряжение глаголов с безударными  личными окончаниями в настоящем и будущем времени?      (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями  опре­ деляют по неопределенной форме.)      ­ Какие глаголы относятся к I спряжению,  а какие ко IIспря­ жению.                          пиш.шь, друж.шь      ­ Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределнной форме оканчиваются на ­ить:  строить ­ строит, строят, исключение лишь составляют  глаголы  брить  и стелить (т.е.  они относятся к I спряжению);      4 глагола на ­ать: гнать, держать, слышать, дышать;      7 глаголов на ­еть:  вертеть, видеть, обидеть, смотреть, за­ висеть, ненавидеть,  терпеть.  Эти 11 глаголов можно легко запом­ нить, выучив стихотворение:      Ко второму же спряженью      Отнесем мы, без сомненья,      Все глаголы, что на ­ить,      Исключения: брить, стелить.      И еще: смотреть, обидеть,      Слышать, видеть, ненавидеть,      Гнать, дышать, держать, вертеть      И зависеть и терпеть.      Остальные глаголы относятся к I спряжению:  мыть ­ моют, мо­ ет; полоть ­ полет, полют; тянуть ­ тянет, тянут и др.      Такая формулировка  правила на заключительном этапе позволит сразу определить, к какому спряжению относится глагол.      Вернемся к глаголам:­ 40 ­                         пиш.шь, друж.шь.      1) В какой части глагола пропущены буквы?      2) Ударные гласные или нет?      3) К какой части речи относятся данные слова?      4) Как определить какую букву писать .      Формулируется правило.  Это  правило  можно  записать в виде таблицы:      II спр. и   ­ат, ­ят. ¦­ все глаголы на ­ИТЬ,                            ¦  кроме брить, стелить;                            ¦­ 4 глагола на ­АТЬ;                            ¦­ 7 глаголов  на ­ЕТЬ.                            ¦      I спр. е  ­ут, ­ют    ¦все остальные глаголы.      В 3 "А" классе СШ N3, где дети учатся по программе развиваю­ щего обучения, правило вводилось следующим образом:      По каким признакам можно определить спряжение глагола,  если гласная фонема в его окончании в слабой позиции?  В личных формах такого признака нет. Может быть, он есть в инфинитиве?      Запиши указанные  в списке глаголы в два столбика по спряже­ ниям. Укажи,  какая основа инфинитива у каждого глагола ­ усекае­ мая или неусекаемая?      сказать(1) ,  шептать(1),  ехать(1), плавать(1), слушать(1), слышать(2), свежеть(1),  чернеть(1),  болеть(1), смотреть(2), ви­ деть (2),  терпеть(1),  колоть(1),  бороться (1),  мыть(1),  гас­ нуть(1), тянуть(1),  кашлять(1),  сеять(1), любить(2), давить(2), грузить(2), сушит(2), клеить(2), строить(2).      Какие основы  инфинитива  у глаголов II спряжения?  Можно ли­ 41 ­ утверждать, что все глаголы с неусекаемыми  глаголами  инфинитива относятся к I спряжению? Почему?      Выдели в  записанных глаголах суффиксы инфинитива.  Объедини глаголы с одинаковыми суффиксами в каждом спряжении скобкой.  Ка­ кой суффикс инфинитива встречается только в глаголах I спряжения?      Глаголы на  ­ЕТЬ есть и в I и во II спряжении.  Одинаковы ли основы у  глаголов с этим суффиксом в каждом из спряжений?  Можно ли по этому признаку определить,  к  какому  спряжению  относится глагол на ­ЕТЬ?      Можно ли утверждать,  что ко II спряжению относятся все гла­ голы на ­АТЬ с  усекаемыми  основами? Почему?      Проверь, какие звуки стоят перед суффиксом ­а­ в глаголах II спряжения. Встречаются ли шипящие звуки перед ­а­  в  глаголах  I спряжения? Сумеешь  ли  ты теперь определить,  к какому спряжению относится глагол на ­АТЬ? Ко II спряжению относятся глаголы только тех групп, которые выде­ лены в твоем списке. Сколько таких групп? По каким признакам мож­ но узнать глаголы каждой группы?      Теперь ты сможешь решить,  относится ли глагол ко II спряже­ нию или  нет.  Нужно ли специально выделять признаки I спряжения, чтобы узнать, относится ли к нему какой­нибудь глагол? Почему?      Ты знаешь  все  признаки  глаголов,  которые относятся ко II спряжению. В каком порядке удобнее проверить эти признаки?      Какой из  трех  признаков (суффикс инфинитива,  неусекаемая основа, звук перед суффиксом инфинитива)  важен  для  всех  групп глаголов, относящихся ко  II спряжению?      Нужно ли проверять что­нибудь дополнительно,  если нифинитив оканчивается на ­ИТЬ? Почему?­ 42 ­      Что нужно проверить дополнительно,  если инфинитив оканчива­ ется на ­ЕТЬ?  Нужно ли проверять в этих глаголах что­нибудь еще, кроме особенностей основы?      Что нужно проверять, если  инфинитив оканчивается на ­АТЬ? Признаки глаголов II спряжения и порядок их проверки можно  запи­ сать в виде такой схемы:  ш1    1.          ­ить                II спр.                  L­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                            ­­­­­­­­­­¬    2.                      ¦       II спр.                ­еть        у                  L­­­­­­­­­­         ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¬         ¦                     ¦    3.  шип.          ­ать     у     II спр.         ¦              L­­­­­­­       ¦         L­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  ш2      Объясни, что и как показано на этой схеме. Подумай, нужно ли что­нибудь проверять в глаголах на ­оть,  ­ыть, ­ять, ­уть, ­зть, ­ти, ­чь, чтобы решить, к какому спряжению они относятся.      На последующих  уроках  происходит небольшое уточнение схемы глаголами гнать, брить и стелить.      Дело в  том,  что гнать ­ это единственный глагол II спряже­ ния, у которого перед ­ать не шипящий звук. Поэтому он не попал в схему с самого начала. Но именно она помогла обнаружить этот гла­ гол­исключение. Не будь ее, вы бы просто его не заметили. Так что ничего в схеме исправлять не нужно.  А вот уточнить ее,  конечно, следует.  ш1         ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¬         ¦                     ¦    3.  шип.          ­ать     у     II спр.         ¦              L­­­­­­­       ¦         L­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­      (+гнать)  ш2­ 43 ­      После первого уточнения схемы,  для закрепления предлагалось следующее задание:      Прочитай стихотворение:      Заунывный ветер гон.т        На ручей, рябой и пестрый,      Стаю туч(?) на краю небес.   За листком летит листок.      Ель надломленная стон.т      И струей, сухой и острой,      Глухо шепч.т темный лес      Набега.т холодок.                                                     (Н.Некрасов.)      Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их окончаниях. Осталь­ ные орфограммы проверь устно.      На следующем уроке с помощью схемы пробовали обнаружить нео­ бычность одного из глаголов в такой пословице:      Мягко стелет, да жестко спать.      ­ Как ты записал инфинитив глагола стелет?  Если стелить, то соответсвует ли орфограмма в личном окончании этого глагола  схе­ ме? Значит, нужно вносить в схему еще одно уточнение? Нужно. Но и не торопитесь это делать.      Найди в своем словаре слово стелить. Рядом с ним ты прочтешь указание,и что личные формы от этого инфинитива не употребляются: они образуются от инфинитива стлать. А к какому спряжению по схе­ ме относятся личные формы глагола стлать?      Вот теперь  можно уточнить схему.  Только как это лучше сде­ лать?  ш1    1.          ­ить                II спр. (стелить=стлать)                  L­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  ш2      Понятно ли такое уточнение?      А вот еще один глагол,  особенности которого позволяет обна­­ 44 ­ ружить схема: папа говорит, что его новая бритва хорошо бреет.      Какой инфинитив у глагола бреет?  А относится он к I спряже­ нию. Если ты внимательно присмотришься к этому глаголу,  то  убе­ дишься, что ничего странного в этом нет:  основа­то у него неусе­ каемая, только вместо и появляется е.  А во II спряжении глаголов с неусекаемой основой не бывает.      В схеме особенности этого глагола можно отметить,  например, так:  ш1    1.          ­ить                II спр. (стелить=слать)                  L­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­     (брить ­ н/у, I)  ш2      Оказывается, схема у нас правильная и очень полезная.      А теперь проверь орфограммы в окончаниях глаголов:      застел.ть постель,  подстел.шь  соломы корове,  расстила.тся снежный ковер, сбре.т бороду, побре.тся утром, сбрива.т начисто.      Во многих учебниках ты можешь прочитать, что ко II спряжению относятся:      1) все глаголы на ­ить (кроме брить, стелить)      2) семь глаголов н ­еть:  терпеть,  вертеть,  обидеть, зави­ сеть, ненавидеть, видеть, смотреть      3) четыре глагола на ­ать: гнать, держать, слышать, дышать.      Проверь, можно ли с помощью схемы определить, к какому спря­ жению относятся все глаголы, указанные в этом списке.      Выходит, что  и схема,  и список одинаково позволяют опреде­ лить спряжение глагола.  Чем же из них пользоваться при  проверке орфограммы в личных окончаниях?  Чем угодно.  Чем удобнее,  тем и пользуйся.      После того, как сфомулировано правило, дети выполняют упраж­ нение.­ 45 ­      1.Прочитай загадку:      Сам не ед.т, не ид.т,      Не поддерж.шь ­ упад.т.      А педали пуст.шь в ход ­      Он помч.т тебя вперед.      ­ В каких частях слов пропущены буквы? (в окончании)      ­ Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?      ­ Что нужно знать об этих глаголах,  чтобы проверить  в  них орфограммы?      Выпиши глаголы с орфограммами в личных окончаниях и  проверь их с помощью неопределенной формы,  указывая на его признаки, ко­ торые ты использовал при проверке орфограммы.  Твоя запись должна выглядеть так:      3 "А": пиш.шь ­ писать (у, не шип. I) ­ пишешь      3 "А"           (писать, I спр.) пишешь      В этом упражнении во всех глаголах в окончании были пропуще­ ны гласные  буквы. Ребята должны сориентироваться в необходимости самой проверки.  Ударные окончания проверке не подлежат, проверя­ ются только  безударные.  Это знание крайне важно,  т.к.  правило применяется только к тем случаям, когда личное окончание безудар­ ное.      [Если школьник начинает проверять правилом I и II  спряжений глаголов с ударными окончанием, например, "они летят", то о н ра­ зочаровывается в правиле,  ведь глаголы на ­еть в  неопределенной форме "лететь" ­ I спр.]      При работе над этой темой необходима тренировка в  определе­ нии времени, лица, числа глагола, встретившегося в тексте, а так­ же в образовании неопределенной формы  глагола.  Для  последующей­ 46 ­ проверки правописания  безударны личных окончаний необходимо до­ вести до высокой точности,  надежност умения учащихся  определять форму глагола.      Также мы развиваем у  детей  умение  распознавать  спряжение глаголов по  неопределенной  форме  и правильно писать безударные личные окончания.      1.Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола.      Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помо­ гает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире.  Каждая встреча с хорошей  книгой  ­ это праздник.      ­ В какую форму надо  поставить  глагол,  чтобы  узнать  его спряжение?      ­ Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряже­ нию, какие ­ к I ?      2. Узнайте спряжение  глагола,  напишите  его  во  2­м  лице единственного числа, обозначьте ударение.      Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.      Образец записи: мечтать (I) ­ мечтаешь.      3.    Как тебя понимать февраль?       То, деревья кидая в дрожь,    То пургой занавес.шь даль,       В лед дорого вокруг заку.шь.    То полощ.шь в дождях седину,     И гудит, и дрож.т земля ­    Словно в гостях ты жд.шь весну.  Нрав тяжелый у февраля!                                                 (С.Поликарпов.)      ­ В каких частях слов пропущены буквы?      ­ Все  ли пропущенный буквы являются орфограммами?  Что надо знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?­ 47 ­      Выпиши глаголы с орфограммами в личных окончаниях и проверь их с помощью неопределенной формы,  указывая те признаки, которые ты использовал при проверке орфограммы.      4. А теперь игра "Будь внимателен". Из двух названных глаго­ лов указать глагол I спряжения.  Доказать. (Используются сигналь­ ные карточки с цифрами I,II.)      Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, нахо­ дить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.      С этим  заданием ребята справились правильно.  но работа они выполняли очень медленно.      После этого урока в 3 "А" классе вводятся уточнения в схеме, которые описаны раньше.  Для удобства из лучше  давать  на  одном уроке.      Далее уделяется внимание однокоренным глаголам.      Задание (для двух классов).      1.Прочитай:      ­ Эй, вы, косые! Вон собаки бегут. Мож.те догнать?      ­ Пожалуй, догон.м.      ­ Что же не догоня.те, под кустом лежите?      ­ А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?      В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ. От какого глагола он об­ разован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приста­ вок вы­, пере­, при­, со­, у­. Как ты думаешь, одинаковые ли лич­ ные окончания у этих глаголов и у глагола гнать?  В  тексте  есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга?  А одинаково ли пишутся  их личные окончания?      Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных  окончаниях.­ 48 ­ Запиши текст.      Подумай, одинаковы ли слова в  каждой паре:      прилетаю ­  прилечу,  побелею ­ побелю,  разрушаю ­ разрушу, поеду ­ поезжу, перегоню ­ перегоняю, отвечу ­ отвечаю.      Запиши эти глаголы в неопределенной форме.  К какому спряже­ нию относится каждый из них. Придумай и запиши предложения с дву­ мя любыми парами глаголов.      На следующем уроке ребята знакомились с "коварно" приставкой ВЫ­.      Вот посмотрите предложение:  Оля решила,  что вышьет маме ко дню рождения салфетку.      Посмотрим и разберим глагол вышьет.  В окончании глагола на­ писана буква  2е 0. Значит, какого спряжения глагол? (I).      ­ Как  же  так,  ведь в неопределенной форме у этого глагола суффикс ­и­ (глагол а ­ить). А по схеме это какое спряжение? (II).      Ребята задумались.  Тогда я предложила разобрать этот глагол по составу.      ­ В этом слове есть приставка,  и если ее отбросить, то... И тут всем стало понятно,  что никакой ошибки в схеме нет,  что это проделки приставки ВЫ­.      Обрати внимание!      Приставка 2 вы­ 0 очень часто перетягивает ударение на себя. По­ этому при проверке орфограмм в личных окончаниях глаголов с  этой приставкой ее нужно  обязательно отбрасывать (если это  возможно).       _Задание .. Проверь орфограммы в  личных  окончаниях  глаголов: хорошо выгляд.шь,  высп.шься завтра,  выпил.шь лобзиком,  выбь.шь стекло, вынес.шь из комнаты,  вымокн.шь под  дождем,  вылет.шь  в полдень, выключ.шь свет, с трудом выговор.шь, выдерж.шь испытание.­ 49 ­      Во всех ли словах тебе удалось отбросить приставку?  В каких случаях для  проверки  орфограммы  оказалось достаточно отбросить приставку? В каких глаголах потребовалось дополнительно проверить особенности неопределенной формы глагола.      На этом же уроке выполняли задание на развитие умения  обос­ новывать написание  безударных личных окончания глаголов;  совер­ шенствование умения распознавать спряжение  глагола  по  суффиксу неопределенной формы.       _Задание .. Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем време­ ни. Объяснить написание окончаний.      Вот идет могучий Олего со двора,      С ним Игорь и старые гости.      И видят ­ на холме, у берега Днепра,      Лежат благородные кости;      Их моют дожди , засыпает их пыль,      И ветер волнует над ними ковыль.                                 (А.С.Пушкин.)      Найдите в  тексте  глаголы.  Объясните их написание.  Еще на этом уроке отрабатывали  способ  проверки  безударного  окончания глагола.      1. ­ Вставьте подходящие по смыслу слово ­ и  вы  прочитаете пословицы:      Кто ...  мир, пожнет счастье. Мир строит, война ... . Дерево ... по плодам, а человека ­ по делам.      (Пропущенные слова: сеет, разрушает, ценят.)      ­ Объясните смысл пословиц.      ­ Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте.      Учащиеся доказывают,  какое отношение надо написать, пользу­­ 50 ­ ясь образцам рассуждений (правилам).  Учитель подсказывает  формы глагола сеять, обращает внимание на вопросы: что делает? разруша­ ет, что делать? разрушать.      ­ Итак,  что  надо  сделать (какие действия надо выполнить), чтобы  проверить безударные окончания глаголов?      ­ Сейчас я и проверю, как вы это запомнили.       _Задание. . Образовать словосочетания со следующими  глаголами. Проверить личные окончания.      "купить коньки" (II спр.)   (они) чин.т ­ что?      (ты) чувству.шь ­ что?      (они) хлопоч.т ­ о чем?      (они) хвал.т ­ кого?        (ты) услыш.шь ­ что?      (они) уч.т ­ кого? чему?    (ты) убира.шь ­ что?      (они) украша.т ­ что?       (мы стреля.м ­ во что?      (мы) спаса.м ­ кого?        (вы) снима.те ­ с чего?      (ты) смотр.шь ­ во что?     (вы) се.те ­ что?      Работу можно давать по вариантам.  Главное,  чтобы ребята не только правильно определили личное окончание глагола,  но и верно бы составили словосочетание,  т.е.  слова должны быть связаны  по смыслу.      А теперь можно  немного  поиграть.  "Исключи  лишнее  слово" (подчеркни его).      1) Пишем,  вяжем, стираем, _ дружим ., (т.к. это глагол II спря­ жения, а остальные ­ I).      2) Строим,  клеим,  говорим, _  отвечаем . (т.к.  это глагол  II спр., а остальные ­ I).      3) Молчат, _  посеют ., думают, живут (посеют ­ будущее время, а остальные глаголы внастящем времени).­ 51 ­      Ребята записывают слова в строчку,  а лишнее слово подчерки­ вают. Объяснение ведется устно.      А еще я познакомила ребят с разноспрягаемыми глаголами.      Спиши текст,  проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в лич­ ных окончаниях  записывай перед глаголами.                          Птица­жонглер.      На лугах вблизи лесных опушек ход.т,  в такт шагам покачивая головой, пестрая хохлатая птица ­ удод.  Длинный  изогнутый  клюв сует в сухую траву, под камни: ищ.т насекомых. А найдет ­ не гло­ та.т: подброс.т жука вверх и  лов.т  открытым  ртом.  Клюв  удода длинный, а язык короткий.  Поэтому добычу, схваченную концом клю­ ва, он втянуть в клюв не мож.т Вот и приходится  удоду  жонглиро­ вать всякий раз, когда он ест.      (Если ребята пишут медленно, то можно немного изменить зада­ ние: учитель  читает текст по предложениям,  в каждом предложении ребята находят глагол, записывают его и объясняют.)      В последнем предложении встретился глагол ест.  Никаких осо­ бых орфограмм в этом глаголе нет.  А вот спрягается он  необычно. Убедитесь в этом сами.      Вместе с учителем ребята спрягают глагол на доске и в тетра­ ди.      Проверь устно орфограммы и запиши:      Ветер на море гуля.т      И кораблик подгоня.т;      Он бежит себе в волнах      На раздутых парусах.                 (А.Пушкин.)      Все ли из  пропущенных букв тебе пришлось проверяет? Почему?­ 52 ­      Выпиши глагол бежит вместе с местоимением он. А теперь заме­ ни местоимением множественного числа.  Как ты напишешь  глагол  ­ бегут или бежат?  Если бежат, значит, ты ошибся; так по­русски не говорят. Говорить (и, конечно, писать) нужно бегут.      Интересный этот глагол ­ бежать!  Во всех лицах, кроме одно­ го, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам. А вот  в третьем лице множественного числа вдруг появляется окон­ чание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется раз­ носпрягаемый.      Гласные во всех окончаниях этого глагола в сильной  позиции, поэтому орфографических ошибок в них, пожалуй, не сделаешь. А вот грамматические ошибки при употреблении  этого  глагола  в  личных формах возможны. Поэтому полезно отметить его особенности в схеме.      Вставь глагол бежать в нужной форме в предложения:      1) Годы ...  . 2) Из крана ... вода. 3) Куда вы так ... ? 4) Тропинка ...  по склону горы.  5) Из­под корней могучего дуба ... ключ.      Одинаково ли лексического значение глагола во всех предложе­ ниях? Каким синонимам его можно заменить в каждом предложении?                           А я так хочу?      Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное ­ окончания­то не какие­нибудь,  а личные!  Одним больше по  душе окончания первого спряжения, другим ­ второго. Дошла очередь и до глагола  2хотеть 0.      ­ Я хочу и тех окончаний и этих, ­ заявил 2 Хотеть 0.      ­ Мало ли чего ты хочешь!  Другие, может, тоже хотят, да так не бывает.      ­ А я хочу!­ 53 ­      ­ Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попа­ ло спрягаться станет! Порядок должен быть!      ­ Подумаешь,  порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я все равно по­своему  спрягаться буду.      Махнули другие глаголы на упрямого 2 Хотеть 0 рукой.      ­ Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его на хотим.      Это, конечно,  шутка. А ка же все­таки спрягается глагол хо­ теть? Выпиши из текста его личные формы.  Какие у них окончания ­ I или II спряжения? Как  называются такие глаголы?      Обрати внимание!      У глагола хотеть основа личных  форм  в  единственном  числе оканчивается звуком [т'].  Нельзя говорить по­русски он хотит или они хочут.      Выписать из текста глаголы, объяснить их написание.      Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш, нарежет веток для костра,  почистит картошку.  Ты возь­ мешь его с собой в далекое путешествие.  С его помощью ты постро­ ишь шалаш, сделаешь себе удочку.      Нужно только беречь нож,  тогда он тебе за все заботы запла­ тит честным трудом.                                 (По М.Ильину и Е.Сегал.)      Так подводится итог изучаемой темы.      Итак, что надо сделать  (какие  действия  выполнить),  чтобы проверить безударные окончания глаголов?  (Можно использовать ал­ горитм проверки безударных личных окончаний глаголов.)