Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Оценка 4.7

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Оценка 4.7
Занимательные материалы +6
ppt
Междисциплинарный 5
Взрослым
22.06.2017
Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект. Формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихсяУниверсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
УУД психол.-пед. аспект.ppt

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Задача современной системы Задача современной системы Знания, умения и образования образования навыки рассматриваются как производные от Формирование совокупности универсальных универсальных учебных действий, учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствова нию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они действий формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
«универсальные учебные действия» «универсальные учебные действия»

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Системно-деятельностный подход развитие личности на основе Основной результат – развитие личности на основе Основной результат деятельности по внешней преобразованию деятельности по внешней преобразованию предметной деятельности во внутреннюю психическую предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность. деятельность. Основная педагогическая задача – создание и – создание и Основная педагогическая задача организация условий, инициирующих ученическое организация условий, инициирующих ученическое действие. действие. Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? Ради чего учить? Как учить? обновление ценности средств средств содержания образования обучения содержания образования обучения обновление ценности обновление обновление формирование универсальных способов действий

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Изменение  представления  учителя    о  современном  уроке     ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА Ученик – субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют разнообразные действия и операции, объединенные в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в деятельности по отношению к собственной нужном направлении и обеспечивает приоритет ее Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности Критерии по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися обучающихся

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Особенности      организации  деятельности     учителя    и    учащихся  на    уроке    нового    типа Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Возрастные особенности подростка старший подростковый подростковый старший возраст (15-17 лет) возраст (15-17 лет) младший подростковый подростковый младший возраст (12-14 лет) возраст (12-14 лет) • ведущей деятельностью является интимно- интимно- личностное личностное общение со общение со сверстниками сверстниками • ведущей деятельностью является учебно- учебно- профессиональн профессиональн ая деятельность ая деятельность

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Субъектная учебная Субъектная учебная деятельность деятельность на этапе перехода в основную школу (10-11 на этапе перехода лет) требует сформированности: на присвоение активности, учебной мотивированной  направленной деятельности, специфической учебной инициативы, способности целеполаганию смыслообразованию деятельности, компетентности в учебном сотрудничестве. и учебной к в

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
позиция Новая внутренняя внутренняя позиция Новая учащегося заключается в учащегося заключается в направленности на: направленности на: самостоятельный познавательный поиск постановку учебных целей овладение учебными действиями, включая контрольные и оценочные инициативу в организации учебного сотрудничества

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Учебное сотрудничество Учитель ↔ ученик • дифференциаци я репродуктивных и творческих учебных ситуаций Ученик ↔ ученик • различение своих способов действий и способов действий сверстников, их координация, умение адекватно и дифференцированн о оценивать себя П О С Т Р О Е Н И Е

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Показатели эффективного учебного сотрудничества: децентрация как способность строить свое децентрация действие с учетом действий партнера, понимать относительность мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников инициативность как способность добывать инициативность недостающую информацию с помощью вопросов, готовность предложить партнеру план общих действий способность интеллектуализировать способность интеллектуализировать конфликт, решать его рационально, конфликт проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнера

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Номенклатура универсальных Номенклатура универсальных учебных действий учебных действий

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Самосознание - совокупность всех представлений о Самосознание себе, на котором базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Когнитивный Когнитивный компонент знание о принадлежности к данной социальной общности компонент принятие Эмоциональный Эмоциональный или непринятие гражданской общности в качестве группы членства Ценностный Ценностный компонент позитивное или негативного отношения к факту принадлежности Поведенческий Поведенческий компонент участие в общественно- политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения. Составляющие системы мотивов: Учебные и познавательные мотивы. 1. Учебные и познавательные мотивы 2. . Социальные мотивы Социальные мотивы:: широкий социальный мотив как стремление быть полезным обществу; узкий социальный, позиционный мотив – стремление добиться одобрения и признания окружающими; мотив социального сотрудничества – направленность на способы взаимодействия, кооперацию своих усилий с усилиями других людей в ходе учебной деятельности;  мотивы развития и самообразования – саморазвитие и постоянное усовершенствование способов овладениями знаниями и компетентностями; мотив морального вознаграждения, мотив отметки; мотив стремления к безопасности и стабильности; престижные и статусные мотивы (учеба ради лидерства и престижа…);

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Смыслообразование как установление установление связи мотива и цели деятельности. связи мотива и цели деятельности Поведенческие индикаторы смыслообразования • доведение работы до конца • стремление к завершенности учебных действий • преодоление препятствий • концентрация и сосредоточение на работе • постоянное откладывание работы • незавершенность учебных действий • срыв работы при возникновении препятствий • постоянные отвлечения работы от

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
 Рекомендации по развитию Организация мотивации учебной деятельности учебного  Отбор и структурирование учебного ориентировочной ориентировочной содержания содержания деятельности учащихся деятельности  Организация учебного сотрудничества учебного сотрудничества  Раскрытие учащимся личностного смысла личностного смысла самого процесса учения (для чего и ради чего они учатся) Специально организованная рефлексия рефлексия учащимся своего отношения к учению, его результатам, самому себе  Проектирование  Методы Проектирование новыхновых типов Методы обучения обуславливающие деятельности и учебного сотрудничества типов учебной развитие мотивации.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Коммуникативные универсальные учебные действия определяются Коммуникативная деятельность и общение как общение взаимодействие двух (и более) людей, направленное и объединение целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.Л.Лисина, 1986). согласование усилий с на их Содержательным развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. учетом позиции другого. ядром в

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
действий Состав коммуникативных Общение и взаимодействие с 1. Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности . партнерами по совместной деятельности . 2. Способность действовать с учетом 2. Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать позиции другого и уметь согласовывать свои действия. свои действия. 3. Организация и планирование учебного 3. Организация и планирование учебного сотрудничества и сотрудничества и сверстниками. сверстниками. 4. Работа в группе (включая ситуации 4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные учебного сотрудничества и проектные формы работы). формы работы). 5. Следование морально-этическим и 5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и психологическим принципам общения и сотрудничества . сотрудничества . 6. Речевые действия как средства 6. Речевые действия как средства с с учителем учителем

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Основные подходы к построению общения монологический («манипулятивный») • строится на «отрицании «отрицании равноправности» равноправности» диалогический • отношения между «равноправными и «равноправными и равнозначными равнозначными сознаниями» сознаниями» • соответствует • реализуется отношение к собеседнику как к объекту воздействия отношение к собеседнику как к самостоятельной равноправной личности развития коммуникативной компетентности (одной из приоритетных целей образования) считается готовность и способность к диалогу. готовность и способность к диалогу. Высшим уровнем

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Условия формирования коммуникативных действий Совместная деятельность на  уроке.  Работа учеников в группе. Фазы совместной деятельности Фазы совместной деятельности учителя с учениками:и: учителя с ученикам 2) разделенное действие; 1) введение в деятельность; 3) имитируемое действие; 4) поддержанное действие; 5) саморегулируемое действие; 6) партнерство. (В.Я.Ляудис, 1994).

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Преимущества работы в группе: Преимущества работы в группе • возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала; • на формирование знаний, умений и навыков тратиться меньше времени, чем при фронтальном обучении; • снижается школьная тревожность; • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; • возрастает сплоченность класса; • меняется характер взаимоотношений между детьми, они лучше начинают понимать друг друга и самих себя; • растет самокритичность; • ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; • помогающие своим товарищам с большим пониманием относятся к труду учителя; • учащиеся приобретают умение строить свое поведение с учетом позиции других людей,

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Дискуссия как форма учебного и ее от сотрудничества. Учебная дискуссия представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины. Работа сведенная к последовательному обмену вопросами и ответами между –перестает быть учителем и ученикам, настоящей дискуссией. коммуникативных Дидактическая цель дискуссии: развитие умений мышления учащихся (формировать свою точку зрения, отличить мнений, скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели), социально значимых качеств (критического мышления, терпимости, других

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
деятельности. решения Направлены на решение конкретной проблемы (задачи) или создание определенного продукта. Характерно совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Роль учащихся – поиск необходимых Роль учащихся для задачи или создания продукта конкретных сведений или использование имеющихся Роль учителя Роль учителя – из простого транслятора знаний он становиться организатором учениками, совместной способствуя реальному сотрудничеству овладения знаниями. работы переходу знаний. с к ходе в

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Проектная деятельность развивает у развивает у Проектная деятельность детей умения умения:: детей • добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации, в т.ч. и людей (общение и коммуникация); • распознавать проблему и преобразовывать ее в цель собственной деятельности; • ставить стратегическую цель и разбивать ее на тактические шаги; • оценивать имеющиеся ресурсы, в том числе и собственные силы и время, распределять их; • выполнив работу оценивать ее результат, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы; • видеть ошибки и не допускать их в будущем.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Познавательные УУД Выпускник научиться: выбор поиск информации реализации -Основам проектно- исследовательской деятельности; -Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; -Осуществлять с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; -Осуществлять наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -Давать определение понятиям; -Устанавливать связи; причинно-следственные

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Познавательные УУД главную идею – логическое установление Выпускник научиться: -Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций; -Строить рассуждение, включающее причинно- следственных связей; -Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; -Структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, текста, последовательность выстраивать описываемых событий; -Работать понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи построенные на скрытом уподоблении, образном сближении с метафорами

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Исследовательские и проектные Исследовательские и проектные действия. действия. в и социальными социальными подростков компетентности области учебных Особенности включения учащихся исследовательскую и проектную деятельность: 1) цели и задачи деятельности определяются мотивами. личностными личностными Деятельность должна быть направлена на повышение в предметной дисциплин, развитие их способностей, и на создание продукта имеющего значимость для других; 2) деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными одноклассников, учителей и т. д. 3) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной группами исследовательских и

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Исследовательская и проектная деятельность, общие черты: Практически значимые цели и задачи; Структура включает общие компоненты: следует решить; поставленным целям; работы; и сроков - анализ актуальности проводимого исследования; - целеполагание, формулировку задач, которые - выбор средств и методов, адекватных - планирование, определение последовательности - проведение проектных работ или исследования; - оформление результатов работ в соответствии с проекта или целями исследования; - представление результатов в соответствующем • Компетенцию в сфере исследования, творческую аккуратность, замыслом использованию активность, целеустремленность, высокую мотивацию. виде; собранность,

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Специфические черты Проект • направлен на получение вполне конкретного запланированного результата • результат проекта должен быть соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Исследование • организуется поиск, обозначается направление исследования, формулируются характеристики итогов работ • Построение включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы, последующую проверку выдвинутых предположений • результатом является открытие новых знаний для самих учащихся

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Компоненты исследовательских действий Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, актуальности аргументирование проблемы. Умение видеть проблему •Умение видеть проблему Умение ставить вопросы •Умение ставить вопросы Уровни креативной постановки вопросов Направление вопроса Вопрос Куда дальше? Что правильно, а что нет? Что было бы, если бы? Что я чувствую, что я знаю? Почему, кто, как, что делает? Кто, как, что, где, Вопрос, ориентированный на ориентированный на будущее будущее Оценочный вопрос Оценочный Воображаемый Воображаемый вопрос Субъектный вопрос Субъектный вопрос Казуальный Казуальный Описательный вопрос

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Умение выдвигать гипотезы .  Умение выдвигать гипотезы . Умение структурировать тексты.  Умение структурировать тексты. Умение работать с метафорами.  Умение работать с метафорами. Умение считывать и создавать  Умение считывать и создавать графические тесты. графические тесты. Умение давать определение понятиям.  Умение давать определение понятиям.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
гипотезы гипотезы, и и работ исследовательских выбор Выдвижение формулировка раскрытие замысла исследования. Планирование (проектных) необходимого инструментария. •предварительный анализа информации; •поиск решения проблемы, выстраивание стратегии поиска; • выделение материала, который будет использован в исследовании; • параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные); • вопросы, предлагаемые для обсуждения…

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
и решения проблемы, Поиск проведение исследований (проектных работ) с поэтапным коррекцией контролем результатов включают: - умение наблюдать - умение и навыки проведения экспериментов; - умение делать выводы и умозаключения; - умение классифицировать.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
или соотнесения результатов Представление исследования продукта проектных работ, его организация с гипотезой, целью оформление результатов деятельности конечного продукта, формулирование нового знания включают: • умение структурировать материал; • обсуждение, объяснение, как с доказательство, защиту результатов подготовку сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; • оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Система условий достижения Система условий достижения исследовательских и интеллектуальных исследовательских и интеллектуальных создание условий для возникновения вопросов и умений : умений : проблем у учащихся;  рефлексия мыслительного процесса, достижения высокого уровня понимания решения; обеспечение эмоционального благополучия детей; удовлетворение познавательной потребности; удовлетворение потребности в межличностном общении; обучения; учителя.   развитие способности к самоуправлению своей деятельностью рефлексивной саморегуляции; дифференциация и индивидуализация содержания дифференциация и индивидуализация помощи

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Регулятивные универсальные учебные действия способности личности Развитие способности к регуляции своей Развитие способности к регуляции своей деятельности подростками рас смотрено в трёх аспектах: к развитие целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе; развитие деятельности, саморегуляция функциональных со стояний. эмоциональных регуляции учебной и

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Особенности целеполагания и построения жизненных планов подростков определённых •Смещение акцента на цели, связанные с межличностными отношениями и общением. Снижении значимости целей, связанных с материальными приобретениями, возрастает значе ние целей саморазвития (развитие личностных качеств и умений). •Возрастает удельный вес конкретных целей и уменьша ется число неопределённых целей-желаний. с подростков целей •Переориентация на цели- характера процессуального достижения, конк ретизирующие уровень проектируемых результатов и достиже ний.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
достижение которых предоставлено воле случая и удачи, постепенно замещаться активными целями, достижение которых подростки всё более связывают со и своими волевыми усилиями. действиями активными начинают  Цели-желания,  Цели сопровождаются составлением плана их достиже ния, котором учитываются условия и средства их достиже ния. в  Неопределённость временной перспективы целеполага ния сменяется

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Регуляция учебной деятельности Субъектность Субъектность Регулятивные Регулятивные УУДУУД Саморегуляци Саморегуляци яя Базовая характеристика учебной Базовая характеристика учебной деятельности деятельности

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Опыт становления способности само Опыт становления способности само регуляции, включает: регуляции, включает: активизации активизации на ценностный опыт; • ценностный опыт опыт рефлексии; • опыт рефлексии (подготовка, опыт • опыт готовность, адаптивная определённые ориентированная условия рабо ты, усилия и уровень достижений); операциональный опыт (общетрудовые, учебные опыт саморегуляции); опыт совместном • опыт решении задач (А. К. Осницкий). и сотрудничества сотрудничества • операциональный опыт знания умения, в

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
на целей; само регуляция само регуляция управление и В подростковом возрасте формируется произвольная — произвольная своим осознанное деятельностью, поведением направленной достижение способность поставленных преодолевать трудности и препятствия.  Самостоятельность  Инициа тивность результат результат  Ответственность  Относительная независимость развития развития  Устойчивость в отношении

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Общение - условие развития саморегу саморегу Общение ляцииляции. • сосовместная деятельность вместная деятельность • сосорегуляция регуляция • сосо действие действие саморегуляци регуляци само яя самоуправлен управлен само иеие Компоненты самоорганизации: Компоненты самоорганизации: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, личностный компонент — волевые усилия.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Целеполагание — возникновение, выделение, определение и осознавание целей. Первый тип Первый тип Постановка частных задач на усвое ние готовых знаний и действий. Перед учащи мися стоят задачи: понять, запомнить, воспроизвести. Второй тип Второй тип Принятие и затем самостоятельная новых постановка учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего спо соба действий, контроль и оценка его выполнения).

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Контроль в учебной деятельности. Функция контроля действий Функция контроля действий: : обеспечение эффективности учебных действий путём обнаружения отклонений от эталонного соответствующих корректив в действие. образца внесение и Характеристики контроля: Характеристики контроля: мера самостоятельности учащегося; автоматизированность; направленность на результат или способ действия, критерии контроля; осуществления время констатирующего, сопровождающего действие, опережающего. контроля —

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Оценка направлена на направлена на ученика в их учебных действий. учебных действий способы преобразования определение правильности системы определение правильности системы Оценивание направлено на учебные действия — Оценивание конкретные учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Оцениваются характеристики учебных действий: Оцениваются • степень применении, • мера усвоения, •обобщён ность, •разумность, осознанность, •критичность, •временные по казатели выполнения (П. Я. Гальперин, 1965). самостоятель ности

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Функции оценки Функции учебной деятельности : оценки и самооценки самооценки в он • информировать ученика (насколько информировать ученика о выполнении им продвинулся программы вперёд, об общем уровне выпол нения, своих слабых сторонах) и предоставлять ему обратную связь, с тем, чтобы сделать предметом освоения трудные для учащегося вопросы; стимулировать учение (сосредоточиваться • стимулировать учение более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; отмечать малейшее продвижение; ориентировать ученика на успех; содействовать развитию позитивной самооценки).

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Рекомендации по формированию Рекомендации по формированию действия оценки: действия оценки перед перед с начала обучения учитель должен • с начала обучения учитель должен задачу ставить учащимся задачу ставить учащимся оценивания своей деятельности; оценивания своей деятельности; предметом оценивания должны стать • предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы результаты, способы действия, способы учеб ного сотрудничества и собственные учеб ного сотрудничества и собственные возможности осуществления осуществления возможности деятельности (прогностическая оценка); деятельности (прогностическая оценка); необходимо формировать у учащегося • необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов установку на улучшение результатов деятельности; деятельности;

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
должна должна освоение освоение тех тех основываться основываться оценка на на • оценка критериях, которые могут быть даны критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимся самостоятельно; учащимся самостоятельно; необходимо формировать у учащихся • необходимо формировать у учащихся умение анализи ровать причины неудач в умение анализи ровать причины неудач в выполнении деятельности и ставить выполнении деятельности и ставить задачи на звеньев звеньев задачи на действия (способов действия), которые действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение; обеспечат его правильное выполнение; способствовать умения • способствовать умения учащихся самостоя тельно вырабатывать учащихся самостоя тельно вырабатывать и применять критерии и способы диф и применять критерии и способы диф ференцированной оценки в учебной ференцированной оценки в учебной развитию развитию

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
суждение суждение учащегося учащегося учителя учителя необходимо различать объективные и • необходимо различать объективные и субъективные оценки; оценки; субъективные с оценка оценка с оценкой по оценкой по критериям, причём объективным причём критериям, объективным оценоч ное учащегося оценоч ное учащегося предваряет оценку учителя; предваряет оценку учителя; организовывать учебное учебное • организовывать сотрудничество на основе со блюдения сотрудничество на основе со блюдения принципов личности личности принципов учащегося, доверия, учащегося, доверия, эмпатии признания эмпатии признания индивидуальности каждого ребёнка. индивидуальности каждого ребёнка. уважения уважения приня тия, приня тия, критерии критерии соотносится соотносится только только и и

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Рефлексивное подведение Рефлексивное подведение итогов. итогов. • Рефлексия (от лат. Reflexio – обращение назад, отражение) – «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, отношений к себе других, своих задач, назначения» (Б. психол. Словарь).

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Правило «3х нельзя» при » при Правило «3х нельзя проведении групповой рефлексии: проведении групповой рефлексии: • Нельзя говорить, что все уже сказано (чувства могут сходными, но не идентичными, словесно они могут выражаться по-разному). свое плохое настроение или неприязнь к кому – либо. • Нельзя отказываться высказывать свое мнение группе (под любым предлогом). • Нельзя прятать за высказыванием

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.

Универсальные учебные действия в основной школе: психолого-педагогический аспект.
Предварительные итоги по вопросам: • Чему я уже научилась(лся)? • Какие у меня остались вопросы? • На что обязательно надо обратить внимание в ближайшее время? • Следует меньше… • Следует больше...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017