Русский язык. 2 класс (1-4)
УМК «Школа 2000…»- «Школа 2100…»
Тема: « Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами». (Презентация)
Предметная цель:
- Развитие навыка выбора более точного предлога в зависимости от смысла предложения, развитие умения писать предлоги раздельно с другими словами в предложении.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор (предметные картинки), раздаточный материал ( предлоги, междометия)
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний. Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
-Назовите этапы урока, по которым мы с вами работаем на уроке рус.яз.
1. Минутка чистописания.
Даны буквы: о а д оо аа дд
- Назовите буквы. Что вы можете сказать об этих буквах?
Д: У них есть общий элемент (овал).
-Какая закономерность?
Д: Увеличивается на одну.
- Как соединяются буквы о, а, д? (нижним соединением)
-Продолжите до конца строки, сохраняя закономерность.
- Подчеркните самую красивую букву или соединение и прежде всего правильное.
2. Словарная работа.
- Какое у вас настроение? А от чего может меняться ваше настроение?
- А вот от чего еще настроение может меняться, вы узнаете, если отгадаете ребус.
На экране дан ребус (зашифровано слово «погода»)
- Какое зашифровано слово? (вывешивается слово)
- Прочитайте по слогам 2 раза.
- Как вы можете объяснить значение этого слова. А теперь сравните с определением этого слова по толковому словарю.
- Запишите это слово на след. строке. Поставьте ударение. Какой слог ударный? Назовите «опасное» место. Подчеркните эту букву. Почему это «опасное» место?
Д: Безударная гласная.
- Пропишите это слово до конца строки.
На экране ряд однокоренных слов:
- Прочитайте слова. Все ли слова понятны?
Погода, распогодилось, пригодился, погодные (условия), непогода.(картинки для слов непогода и распогодилось)
- Все ли слова будут однокоренными? Назовите лишнее.
- Составьте предложение со словом погода, чтобы в этом предложении было не менее 4 слов.
3. Повторение сведений о междометии.
- С какой группой слов вы работали на предыдущем уроке рус.яз?
- Междометия.
- Что можете рассказать о междометиях?
Д: К словам – междометиям нельзя задать вопрос, эти слова выражают чувства, но не называют их. (на экране схемы- символы, помогающие ответить на вопрос)
-Давайте вспомним их. Игра «Доскажи словечко».
Мне,- сказало – Междометье,-
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет.
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет …
Те, кого охватит страх,
Произносят слово …(Ах!)
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово …(ох)
Кто встречается с бедой
Произносят слово …(Ой!)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово …(Эй!)
У кого захватит дух,
Произносит слово …(Ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
- Вспомните, чему учились на предыдущем уроке ?
Д: мы учились сравнивать междометия с другими словами.
4. Повторение знаний о предлоге.
На доске и на каждой парте даны слова:
с ох на ух по из эх за в ой ай
- Что общего у этих слов?
Д: Они «маленькие»
- Попробуйте поставить вопрос к каждому слову. Получается?
Д: Нет. К этим словам нельзя задать вопрос.
Работа в парах.
- Я предлагаю поработать в парах. Выберите из имеющихся слов
1 вариант - те слова, которые являются междометиями, а
2 вариант - те, что не являются междометиями
Пара, выполнившая задание первой, выходит к доске.
- 1 вариант - вы выбрали междометия. Какие?
- 2 вариант - а какие слова выбрали вы? Назовите их. А кто помнит, как они называются?
Д: Предлогами.
- Что вы уже знаете о предлогах?
Д: Предлог – это « маленькое» слово, к этим словам нельзя задать вопрос.
Физминутка
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). Формулирование темы и цели урока.
- Значит, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Д: О предлогах.
- А как вы думаете, чему же вы будете учиться? Чего же еще вы не знаете?
Проверим ваши предположения, выполнив следующее задание.
Работа в парах.
- Не забывайте о правилах работы в паре и прислушивайтесь к мнению своего соседа.
На партах у учащихся текст.
… тот год осенняя погода
Стояла долго … дворе,
Зимы ждала, ждала природа
Снег выпал только … январе.
А.С.Пушкин
-Все смогли выполнить задание?
- Какие слова вписали вместо точек?
- Есть другие варианты?
Самостоятельное выведение учащимися правила и чтение его по учебнику.
На экране открывается этот же текст, но с ошибкой (слово с предлогом записано слитно)
- Посмотрите, а Вова Колесников выполнил это задание так. Проверьте, правильно выполнил задание?
-Кто же прав: Вова или вы?
На какой вопрос предстоит ответить сегодня? (Как писать предлоги: слитно или раздельно?)
-Какие есть предположения? Как проверить ваши предположения?
Дети читают правило и делают вывод, что предлоги со словами пишутся отдельно. (учебник стр.69)
- Кто же оказался прав: как правильно писать предлоги со словами?
- Может кто-то знает автора этих строк?
(Если дети не называют автора, дается подсказка):
- Автором является тот, кто написал поэму «Руслан и Людмила». Отрывок из этого произведения мы читали на уроке литературного чтения, когда знакомились с новым разделом «Сказочные богатыри».
- Также он написал «Сказку о рыбаке и рыбке».
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
- Какой следующий этап урока?
Д: Потренироваться в написании предлогов со словами
- Выпишите предлог со словом и подчеркните пробел – место между предлогом и словом – это орфограмма. Запись комментируем.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
- А теперь хотите проверить, чему научились?
Сам. раб. по учебнику стр. 68 упр. 108
1 вариант – первые 4 предлога
2 вариант - следующие 4 предлога
Самопроверка по экрану:
- Если правильно – на полях поставьте «+»
- Если допустили ошибку – на полях «-»
- Были ошибки? Где допустили ошибку?
- Нужно ли еще потренироваться? Мы еще не все знаем. Этому будут посвящены следующие уроки.
Итог урока.
- Чему научились?
- Какие задания были для вас легкими?
- Были ли трудности в выполнении заданий?
- Как вы считаете, как вы поработали?
- Кто считает, что он отлично поработал?
- А кому еще надо потренироваться?
Задание на дом.
- Упр. 92, стр. 45 («Дидактический материал»)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.