Учитель: Катьетова О.С.
Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Тема урока: Упoтребление в речи синoнимов и антoнимов.
Цель: Спoсобствовать фoрмированию умeния учaщихся рaзличать синoнимы и антoнимы в рeчи.
Ожидaемые рeзультаты (критерии успеха):
Учeники знают, называют, что такое антонимы, что такое синонимы; для чего синонимы и антонимы употребляются в речи;
Ученики могут определять синонимы и антонимы в устной и письменной речи, работать команде, слушать, делать выводы.
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||||||||||||||||
|
Мотивационный 10 мин Выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес |
1.Орг .момент Вот и прозвенел звонок Здравствуйте, дети! Пуcть этот день принeсёт всем радость общения, напoлнит сeрдца благoродными чувствaми. 2.Игра «Дaвайте поздoроваемся». -Ребята, а сейчас, давайте поздороваемся следующим образом: 1 хлопок здорoваемся за руку. 2 хлопка – здороваемся плечами. 3 хлопка – здороваемся спинами. 3.Постановка темы и целей урока. Прием «Группировка» |
Здороваются. Дети произвольно ходят по кабинету и по сигналу учителя здороваются со всеми, кто встречается на их пути |
||||||||||||||||||||||||||
|
Проблемный вопрос, способствующий выходу на тему урока и делению на группы.
- Посмотрите на доску. - Вам нужно распределить спрятанные слова в 2 столбика. - По каким признакам? - Каждый учащийся выходит к доске и отправляет 1 слово в соответствующий столбик - Какова тема сегодняшнего урока? - Совершенно верно, тема нашего урока – синонимы и антонимы. Сегодня мы будем определять синонимы и антонимы в устной и письменной речи, работать команде, слушать, делать выводы. |
Работают с флипчартом. Называют признаки. 1 столбик - слова, близкие по лексическому значению. 2 столбик – слова, с противоположным значением. Определяют темы и цель урока. Синонимы и антонимы.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
3. Распределение по группам. - У вас в руках – слово, которое вы отправили в соответствующий столбик (синонимов или антонимов). По этому принципу мы сформируем 2 команды. 1 команда - «Синонимы» 2 команда – «Антонимы» |
Формируют команды. Повторяют правила работы в группе. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
4. «Вызов» Приём «Перепутанные логические цепочки». Работа в группах. -Ребята, перед вами по 5 фраз, которые связаны логически. Соберите фразы в предложения и найдите противоречия. «Да» или «нет» 1 группа: Синонимы - это слова противоположные по значению, разные по звучанию и написанию. 2 группа: Антонимы – это слова, близкие по значению, но различные по звучанию и написанию. - Если вы справились правильно, нарисуйте улыбающийся смайлик в оценочном листе. Если не справились – грустный. |
Дети собирают определения «синонимы» - 1 группа, а «антонимы» - 2 группа. Находят противоречия. |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Операционный 25 мин Изучение нового материала с использованием новых подходов в обучении |
5. Работа в группах Прием «Составление кластера» (вспомнить все, что знают о синонимах и антонимах) Составление кластера в парах, затем в группах.
|
- работают с маршрутным листом -обсуждают в паре, составляют кластер в группе |
||||||||||||||||||||||||||
|
6. «Осмысление» Прием «Мозговая атака» 1 группа: Что такое синонимы? 2 группа: Что такое антонимы? 1 группа: Продолжите синонимический ряд: Заяц трусливый, __________, ____________. Медведь косолапый, _________, __________. 2 группа: Составьте предложения, используя слова-антонимы. Дерево(какое?)_______, а куст (какой?)__________. Чай (какой?)__________, а мороженое (какое?)_____________. Прием «Исключи лишнее» Сравните. Выберите среди предложенных слов (1 группа) - синонимы, (2 группа) - антонимы. Продолжите ряд, с помощью словаря антонимов и синонимов. С помощью словарей и интернета, дополните ряды своими словами. Враг, слепой, друг, приятель, соратник, недруг…… Разноуровневая работа 1 уровень: Собери текст, заменяя повторяющееся, слово на синонимы. В летнее время оленям в тайге жарко,а в горах даже в июле холодно. Олень-северное животное. Если бы шерсти на носу не было,олень бы его отморозил. Нос у оленя покрыт серебристой шёрсткой. 2 уровень : Собери пословицы, подбирая подходящие антонимы. Корень учения __________, да плод его _________. Знай ___________, а говори__________. |
Ученики выполняют задания.
Оценивают себя по ключу |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Физминутка |
ФИЗМИНУТКА Видеоролик. |
Повторяют движения. |
||||||||||||||||||||||||||
|
Рефлексивный 10 мин Закрепление изученного материала, систематизация знаний, контроль знаний |
7. Оценивание Мини-тест по теме: Синонимы и антонимы 1)Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их. Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный. Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль. 2) Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его. великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый 3) Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело. 4) Подберите антонимы к данным словам. Тьма - __,вверх - __, холодный - ____. 5) Продолжите начатые предложения антонимами. В поле холодно, а в доме _____________. Заяц бегает быстро, а черепаха ползает ______________ . 6) Подбери антонимы к подчеркнутым словам. лёгкий чемодан -___, лёгкая задача -___, лёгкий мороз - ____, мелкий почерк-____, мелкое озеро-____. |
Выполняют тест.
Проверяют себя по ключу, оценивают. |
||||||||||||||||||||||||||
|
Домашнее задание. стр.67 упражнение №183 |
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
8. «Рефлексия» Прием «Плюс – минус – интересно» Напишите на стикерах положительные, отрицательные и самые интересные стороны урока. Прием «Гора знаний». Прикрепите свои стикеры на «Гору знаний», определив уровень своих знаний по сегодняшней теме |
На стикерах пишут свое отношение к уроку
Размещают стикеры по уровню своих знаний |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.