Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
Кафедра педагогики и психологии
Шленкина Людмила Петровна
Управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении технологий проектной деятельности
Выпускная аттестационная работа
по дополнительной профессиональной образовательной программе
«Технологии управления персоналом»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
В. В. Кудинов
Челябинск - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ШКОЛЫ В ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………….6
1.1. Понятие «технологий проектной деятельности» .………………………6
1.2.Теоретические основы управления профессиональным ростом педагогического коллектива ……………………………………………………10
1.3. Организация управленческой поддержки педагогического коллектива в
освоении технологий проектной деятельности ……………………………….17
Выводы по первой главе…………………………………………..……….… 19
ГЛАВА 2. ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………….. 21
2.1. Результаты исследования компетенции педагогического коллектива в использовании технологий проектной деятельности ………………………21
2.2. Система работы по организации управленческой поддержки педагогического коллектива в освоении технологий проектной деятельности …………………………………………………………………… 25
Выводы по второй главе ………………………………………………..….......32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 42
ВВЕДЕНИЕ
Д. А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе и к современному учителю. Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты.
Сегодня, в новых социально-экономических условиях, в эпоху быстрой смены технологий в Российской Федерации меняются требования к российскому образованию в целом, к его выпускникам. Важными становятся такие личностные качества, как конкурентоспособность, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность к непрерывному обучению. Во многом это определяется тем, «кто стоит у доски».
Новая школа требует не только новых стандартов, но и новых учителей. Сегодня меняется роль учителя. Он выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. В силу этих изменений в образовании изменяется уровень требований к педагогу, к уровню его профессионализма, к необходимости постоянного его профессионального роста и развития. В настоящее время возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога – компетентного педагога, позволяющего сочетать фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.
Таким образом, в комплексе проблем образовательных учреждений в качестве приоритетной выходит сегодня проблема управленческой поддержки педагогического коллектива школы в освоении новых образовательных технологий. На проблему управления профессиональным ростом персонала воздействует комплекс процессов, связанных с инновационными экономическими, политическими и образовательными трансформациями общества. Такое общество требует принципиально иного типа управления, рассчитанного на управление постоянным и непрерывным развитием образования. Современное управление развитием образования вызывает необходимость изменения подходов.
Проблема исследования заключается в том, как должна осуществляться поддержка педагогов в освоении технологий проектной деятельности.
Сформулированная проблема нашла свое отражение в теме исследования: «Управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении технологий проектной деятельности».
Объект исследования – развитие педагогического коллектива школы.
Предмет исследования – управление процессом освоения педагогическим коллективом школы технологий проектной деятельности.
Цель исследования заключается в создании системы работы по организации управленческой поддержки педагогического коллектива в освоении технологий проектной деятельности.
Гипотеза исследования – управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении технологий проектной деятельности заключается в создании системы работы по повышению квалификации педагогов, которая наилучшим образом будет способствовать развитию готовности педагогического коллектива к использованию технологий проектной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить содержание понятий «технология проектной деятельности» и «управленческая поддержка».
2. Проанализировать основы управленческой поддержки роста профессиональной компетентности педагогического коллектива.
3. Обобщить результаты исследования для создания системы работы по организации управленческой поддержки педагогического коллектива в освоении технологий проектной деятельности.
Новизна исследования состоит в создании системы управленческой поддержки педагогического коллектива школы в освоении технологий проектной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы руководителями в практике образовательных учреждений с целью поддержки педагогов, внедряющих в образовательный процесс технологии проектной деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ШКОЛЫ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 1. Понятие «технологий проектной деятельности»
Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач.
Технология проектной деятельности – это технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы.
Эпиграфом к технологии проектной деятельности может служить следующая китайская пословица:
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь».
Это созвучно с принципами современной школы:
1. Стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения.
2. Учащиеся должны уметь применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать её.
В 20-е и в начале 30-х годов в школах России широко использовался метод проектного обучения для реализации задачи развития учащихся. Но этот метод не давал возможности ученикам овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому он был изъят из школы, и вместе с этим снизилось внимание к основной философской идее образования – направленность его на ребёнка и его развитие.
В настоящее время принцип гуманизации образования становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Ведущей технологией сегодня является технология проектной деятельности.
Проектный метод обучения появился в Америке в 1919 году. В России он получил широкое распространение в 1925 году. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских учёных.
Главная идея технологии проектной деятельности состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. Лозунг этой деятельности: «Всё из жизни, всё для жизни». Поэтому проектный метод предполагал использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Задачи технологий проектной деятельности:
1. Позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного; развивать у каждого позитивный образ себя и других; развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.
2. Развивать у учащихся коммуникабельность и умение сотрудничать.
3. Обеспечивать механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной задачи.
4. Развивать у учащихся исследовательские умения, наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Т. И. Шамова определяет теоретические позиции проектного обучения следующим образом:
1. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
2. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физических и психических функций.
3. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
4. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Суть технологии проектной деятельности состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов.
Систему действий учителя и учеников на каждом этапе работы над проектом можно показать на диаграмме:
Этапы работы над проектом:
1. Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задачи.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
3. Самообразование и актуализация знаний.
4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка и т. д.
6. Обобщение результатов и выводы.
7. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.
Виды проектов разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие четыре основные категории проектов:
1. Информационный и исследовательский проект.
2. Обзорный проект.
3. Продукционный проект.
4. Проекты-инсценировки или организационные проекты.
Проекты могут быть разнообразными по форме: плакат, буклет, фото, презентация, видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж и т. д.
Разнообразны проекты и по объёму. Можно выделить три вида учебных проектов:
- краткосрочные (2 – 6 ч);
- среднесрочные (12 – 15 ч);
- долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа.
Технологии проектной деятельности нужно как можно шире и глубже вводить в практику современного обучения. Она способствует развитию универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, формирует умение работать с информацией, что является главным требованием ФГОС. Если цели деятельности достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащихся и их самостоятельности в познавательной деятельности.
При этом учитель не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением технологий проектной деятельности он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.
1. 2. Теоретические основы управления профессиональным ростом педагогического коллектива
Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа – социальная организация, она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.
Что такое управление? Многие ученые попытались ответить на этот вопрос, определяя понятие «управление» через понятие «деятельность», «воздействие», «взаимодействие».
В самом общем виде управление – это процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. А внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Управление – это система скоординированных мероприятий (мер), направленных на достижение значимых целей.
Так как сегодня на смену философии «воздействия» в управлении школой приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества», определим понятие «управление педагогическим коллективом» через понятие взаимодействия. Итак, под управлением педагогическим коллективом мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения.
На современном этапе строить управление образовательным учреждением необходимо так, чтобы не только не подавлять общее развитие личности, но и всячески мотивировать учителя на развитие профессиональной самодостаточности как качества, необходимого в условиях постоянно изменяющегося окружающего мира. Основой такого управления является креативное профессиональное взаимодействие между его участниками, создающее смысловое поле для профессионального роста всех его субъектов.
Сегодня деятельность управленца (менеджера) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.
Говоря об управлении педагогическим коллективом, нужно иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности.
Под системой управления понимается совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям мы относим управленческие функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления.
Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Можно выделить среди них: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.
Функция организации в управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.
По своей природе организаторская деятельность человека – есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.
Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Недостаточно только построить организационную структуру образовательного учреждения, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в-третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в-четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.
При реализации функции руководства решаются следующие основные задачи:
- подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;
- анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;
- стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;
- создание условий для профессионального роста подчинённых.
Получить высокие результаты в управлении образовательным учреждением можно только в том случае, если педагогический коллектив обладает знаниями, умениями и соответствующей мотивацией, необходимой для того, чтобы его усилия были эффективными и результативными. Когда подходящие педагоги приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим их профессиональный рост, развитие умений, навыков и установок, необходимых для качественного выполнения работы.
Обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции образовательного учреждения, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении образовательным учреждением основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все более быстрыми темпами. Образование и обучение в наши дни должно быть непрерывным.
Обучение – это процесс непосредственной передачи новых профессиональных знаний и навыков сотрудникам организации с целью заполнения «разрыва» (отсутствия) между имеющимися знаниями, навыками сотрудника и теми, которыми он должен обладать согласно требованиям предполагаемой работы в настоящий момент, в ближайшем будущем.
Основываясь на теоретические данные, можно выделить два подхода к понятию процесса обучения.
Первый подход – это обучение, или повышение квалификации. В основе принятия решения учреждения о необходимости затрачивать средства на обучение лежит, во-первых, осознание того факта, что обучение может оказать значительный эффект на оказание услуг; во-вторых, вера в ускоренные темпы изменения условий деятельности, включая технологические.
Второй подход – саморазвитие, или непрерывное развитие педагога на основе способностей. Оно основано на анализе его нужд в контексте самооценки на фоне структуры основных способностей. Важное место в саморазвитии занимает профессиональная ориентация. Последняя выступает как общая идеология непрерывного развития педагога на основе его способностей, призванная постоянно готовить учителя к меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Приобретение минимального уровня профессиональной компетентности не приводит к прекращению саморазвития, а изменяет лишь его роль, методы.
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Если основываться на принятой в мировой практике классификации методов обучения, то все их следует разделить на:
- методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы;
- методы обучения вне рабочего места (должностных обязанностей);
- методы, которые в равной степени подходят для любого из этих двух вариантов.
Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данного образовательного учреждения и только для его сотрудников. Обучение в стенах учреждения может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении педагогического коллектива.
Обучение вне работы включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен образовательного учреждения.
Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах образовательного учреждения может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного педагога.
Дистанционное обучение получило широкое распространение за рубежом. В последние годы оно практикуется и в России. Такое обучение реализуется для удовлетворения образовательных потребностей параллельно с основной деятельностью путем активного использования современных информационных технологий. Оно осуществляется с помощью комплекта дистанционного обучения и заключается в самостоятельном теоретическом и практическом освоении определенного объема учебного материала по предложенному курсу и программе с заданной информационной технологией.
Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определенной мере устранить недостатки профессионального обучения посредством лекций. Данный метод обучения предполагает анализ и глубокое обсуждение придуманных или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение. Причем, обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует процесс. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения развить навыки решений, разработки стратегии и тактики. Для успешного использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется определенный уровень профессионализма, знаний, которые должны быть развиты на рабочем месте или с помощью других методов.
К наиболее эффективным методам индивидуального обучения относят инструктаж на рабочем месте. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени. Он ориентирован на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективны средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.
Основной чертой самостоятельного обучения (самообразования) является его индивидуальный характер – обучающийся сам может определять темп обучения, число повторений, продолжительность. В тоже время индивидуальный характер лишает самостоятельное образование важнейших условий эффективности – обратной связи, обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в определенной степени преодолеть этот недостаток.
Обучение педагогического коллектива не является чем-то внешним по отношению к основной функции образовательного учреждения, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении образовательным учреждением основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все более быстрыми темпами. Образование и обучение в наши дни должно быть непрерывными. Неудовлетворительное внимание к вопросам профессионального роста педагогического коллектива ведет к снижению качества выполняемой работы.
Работа по управлению профессиональным ростом педагогического коллектива будет неудачной, если:
- составляется обширная программа развития без четких целей по изменениям;
- программа составляется на слишком короткий срок;
- работа по развитию заключается только в проведении семинаров, без деятельности по развитию на рабочих местах;
- участники этой работы слишком зависимы от штатных или внешних специалистов.
Работа по управлению профессиональным ростом педагогического коллектива имеет хорошие шансы на успех, если:
- руководство знает о программе развития коллектива и обязуется ее выполнять;
- в программе развития коллектива подчеркивается целенаправленность и планирование;
- программа развития коллектива соотнесена с задачами развития школы в целом;
- развитию коллектива присущ долгосрочный характер;
- развитие коллектива основывается на знаниях и опыте, как самого коллектива, так и его руководителя.
1. 3. Организация управленческой поддержки педагогического коллектива в освоении технологий проектной деятельности
Поскольку современное образование развивается в режиме инновационного поиска, постольку в решении проблемы управления повышением квалификации персонала особое значение приобретают вопросы, связанные с усилением непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования персонала как условия его активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.
Необходимость постоянного развития и обучения персонала новым технологиям в настоящее время продиктована также динамикой внешней среды, освоением педагогами новых видов деятельности, развитием самих образовательных учреждений.
Успешная деятельность образовательного учреждения зависит от умелого использования кадров, эффективности управления ими. Эффективность управления кадрами зависит от того, насколько администрация образовательного учреждения уделяет внимание управленческой поддержке педагогического коллектива в профессиональном росте, в освоении новых технологий.
Таким образом, администрация образовательного учреждения должна оказать управленческую поддержку педагогам в освоении нового вида деятельности.
Управленческая поддержка – это функция управления, направленная на установление субъект – субъектных взаимоотношений управляющей и управляемой систем.
Функциями управленческой поддержки выступают:
- создание необходимой и адекватной помощи учителю в процессе профессионального и личностного самоопределения и самореализации на основе диагностики его готовности к освоению технологий проектной деятельности;
- преодоление психологических затруднений учителей при освоении технологий проектной деятельности.
Управленческая поддержка заключается в создании новой системы повышения профессиональной компетенции персонала, где работа строится не столько в академическом учреждении, сколько в реальных конкретных учительских коллективах, разделяя ответственность за конечный результат. Сегодня, очевидно, что повышение профессиональной компетенции будет значительно эффективнее при обучении не отдельного педагога, а большой группы (лучше всего коллектива) педагогов конкретной организации. Поэтому, принципиально важно работать в команде, в контексте требований процесса модернизации системы образования.
Данная система позволит решить проблему преодоления сопротивления персонала инновациям. Одной из важнейших задач является оценка качества произведенного повышения квалификации, диагностирования и прогнозирования потребностей персонала. Ведущей деятельностью при этом должно быть тьюторство или коучинг. Коучинг в данном контексте определяется как «процесс взаимодействия между учителем и специалистом, помогающим учителю перенести приобретенные на курсах повышения квалификации умения в реальную ситуацию обучения в классе». Для данного направления характерен отказ от позиции эксперта – специалиста, который знает, как надо делать.
Главной концептуальной идеей управленческой поддержки педагогического коллектива школы в освоении технологий проектной деятельности является идея построения внутриорганизационной практико-ориентированной системы повышения квалификации педагогов. Это означает, что повышение квалификации должно сопровождаться интенсивной практической направленностью и заканчиваться конкретным продуктом (результатом), разработанным педагогом в ходе внутришкольного повышения квалификации, а так же курсовой подготовки (проектом, учебной программой, нормативно-правовым документом, и т.д.).
При этом данный продукт должен оцениваться и с точки зрения освоенных педагогом знаний, сформированных компетентностей, и с точки зрения реализуемости его в конкретной деятельностной ситуации. Такой подход подразумевает сопровождение педагога в практической деятельности и отслеживание результативности реализации данного продукта в реальной педагогической деятельности.
Выводы по первой главе
В настоящее время у образовательных учреждений есть потенциал проводить изменения, не столько насаждая тот или иной ориентир сверху, сколько предоставляя новые возможности всем заинтересованным участникам образовательного процесса:
- возможности каждому выбрать и гибко выстраивать свой профессиональный путь;
- возможность влиять на содержание технологии и все элементы образования через полноценную обратную связь;
- возможности в базовом образовании приобрести современные компетентности, адекватные задачам инновационного развития страны;
- многообразные возможности обновления полученных квалификаций.
Современная модель образования ориентирует на постоянный рост профессиональной квалификации в области освоения технологий проектной деятельности педагогическим коллективом, возможность обновлять свои знания постоянно с учетом собственных интересов и интересов образовательного учреждения, используя различные подходы: внутришкольное и внешкольное повышение квалификации.
Таким образом, главной концептуальной идеей управленческой поддержки педагогического коллектива школы в освоении технологий проектной деятельности является идея построения внутриорганизационной практико-ориентированной системы повышения квалификации педагогов.
ГЛАВА 2. ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Результаты исследования компетенции педагогического коллектива в использовании технологий проектной деятельности
Анализ кадрового состава МБОУ Светловской СОШ
В 2012-2013 учебном году в школе работают 24 учителя.
Таблица № 1
Кадровый состав
№ |
Ф.И.О. |
Образование |
Стаж |
Категория |
Курсы (год) |
1 |
Баюшта Л. Л. |
Высшее |
45 |
Первая |
|
2 |
Белобородова М. А. |
Высшее |
24 |
Первая |
2011 |
3 |
Воронова М. В. |
Высшее |
4 |
Первая |
2013 |
4 |
Григорьева Т. В. |
Высшее |
|||
5 |
Есина Л. И. |
Высшее |
36 |
Высшая |
2008 |
6 |
Завадская О. В. |
Высшее |
30 |
Первая |
2012 |
7 |
Иванченко В. П. |
Ср.- спец. |
47 |
Первая |
|
8 |
Ирбаторова З. С. |
Высшее |
19 |
Первая |
2010 |
9 |
Кожасова А. Ж. |
Высшее |
36 |
2011 |
|
10 |
Коломыцева Л. А. |
Высшее |
29 |
Высшая |
2012 |
11 |
Крамор Н. П. |
Высшее |
43 |
Первая |
2010 |
12 |
Кушанова Ж. Н. |
Высшее |
23 |
Высшая |
2013 |
13 |
Лещук А. Д. |
Высшее |
42 |
Первая |
|
14 |
Медведева Н. А. |
Высшее |
29 |
Первая |
2010 |
15 |
Мирхайдарова Е. Н. |
Высшее |
15 |
Первая |
2009 |
16 |
Мирхайдарова Л. А. |
Высшее |
21 |
Первая |
Модульно – накопительные |
17 |
Ненашева Т. Д. |
Высшее |
37 |
Высшая |
2013 |
18 |
Облаков Ю. Н. |
Высшее |
37 |
Первая |
2013 |
19 |
Тараканов С. Н. |
Ср.- спец. |
2013 |
||
20 |
Федосеева Г. В. |
Высшее |
39 |
Первая |
2013 |
21 |
Фоменко Р. Р. |
Высшее |
33 |
Высшая |
2010 |
22 |
Шлёнкина Л. В. |
Высшее |
24 |
Первая |
2013 |
23 |
Шленкина Л. П. |
Высшее |
20 |
Высшая |
2010 |
24 |
Щёлоков М. В. |
Высшее |
39 |
Высшая |
2013 |
Таблица № 2
Сводная
Возраст |
Образование |
Пед. стаж |
Категория |
||||||||||
До 30 лет |
30-40 |
40-55 |
55-68 |
не педаг |
ср.-спец |
высш |
1 год |
До 10 лет |
До 25 лет |
Более 25 лет |
б/к |
Пер-вая |
Высш. |
3 |
3 |
9 |
9 |
2 |
2 |
22 |
2 |
1 |
7 |
14 |
3 |
14 |
7 |
Таким образом, средний возраст педагогического коллектива МБОУ Светловской СОШ – 50 лет, из них 92 % педагогов имеют высшее образование, педагогический стаж до 25 лет – 42 %, 58% педагогов имеют первую квалификационную категорию, 29 % - высшую.
Педагоги школы используют в своей педагогической деятельности различные образовательные технологии.
Таблица № 3
Владение современными образовательными технологиями
№ |
Название технологии |
Владеют |
1 |
Личностно – ориентированное обучение |
20 % |
2 |
Технологии проектной деятельности |
20 % |
3 |
Научно – исследовательская деятельность |
8 % |
4 |
Информационно – коммуникативные технологии |
88 % |
5 |
Игровые технологии |
100% |
6 |
Здоровьесберегающие технологии |
50 % |
7 |
Технология эффективных уроков |
4 % |
8 |
Технология опережающего обучения (Лысенкова) |
12 % |
9 |
Обучение с использованием опорных конспектов (Шаталов) |
16 % |
10 |
Технология развивающего обучения |
8 % |
11 |
Практико-ориентированное обучение |
41 % |
12 |
Технология «Портфолио» |
4 % |
13 |
Системно – деятельностный подход |
20 % |
14 |
Технология продуктивного чтения |
8 % |
15 |
Педагогическая мастерская |
12 % |
Таким образом, технологии проектной деятельности на начало 2012 – 2013 учебного года в нашей школе применяли лишь 20 % педагогов, хотя данная технология в современной школе, когда на первый план выходит «умение учиться», должна стать ведущей в практике учителей.
Таблица № 4
Уровень владения технологией проектной деятельности (начало года)
Знакомы с технологией |
Используют технологию |
Считают технологию эффективной |
Имеют результат |
Хотят использовать |
Нуждаются в управленческой поддержке |
70 % |
20 % |
20 % |
20 % |
50 % |
50 % |
Уровень готовности педагогического коллектива к реализации технологии проектной деятельности определился посредством мониторинга. Мониторинг позволил иметь объективную информацию о процессе профессионального развития педагогического коллектива и каждого педагога, помог определить соответствующий уровень готовности педагога к использованию технологий проектной деятельности и разработать план совместно с педагогами по нейтрализации негативных и закреплению позитивных тенденций в исследуемом процессе.
Таблица № 5
Результаты мониторинга готовности педагогов к освоению и использованию
технологий проектной деятельности в Светловской школе
Уровень готовности педагога |
Количество педагогов в % отношении |
Первый |
30 % |
Второй |
50 % |
Третий |
20 % |
Результаты мониторинга послужили основанием для организации повышения профессиональной компетентности педагогов в освоении нового вида педагогической деятельности.
Таблица № 6
Совместная деятельность коллектива школы по освоению и использованию
технологий проектной деятельности
Уровень готовности педагога |
Характеристика деятельности администрации, педагогов |
Первый |
Педагоги нуждаются в наставничестве. Методическое обучение с использованием практико-ориентированных технологий; тренинги постановки и решения межпредметных задач, принятия коллективных образовательных целей и персонального личностного роста учителей |
Второй |
Педагоги знакомы с технологией проектной деятельности. Необходимо вооружить знаниями по реализации в образовательном процессе технологий проектной деятельности, организовать занятия с педагогами по рефлексии собственного опыта, оформлению его в систему |
Третий |
Педагоги являются главными «проводниками» управленческой политики администрации школы. Носители авторских педагогических идей, организуют мастер-классы, презентации, обобщают и распространяют собственный опыт |
Таким образом, возникла необходимость в управленческой поддержке педагогического коллектива в освоении технологий проектной деятельности.
2. 2. Система работы по организации управленческой поддержки педагогического коллектива в освоении технологий проектной деятельности
Управленческая поддержка педагогического коллектива в освоении технологий проектной деятельности в Светловской школе выполняет следующие функции:
- информационную, которая на основе результатов мониторинга позволяет выявить уровень готовности педагогов к использованию нового, определить круг профессиональных проблем, разработать план по их решению;
- объединяющую, обеспечивающую профессиональное взаимодействие педагогов в определении надпредметных компетенций учащихся;
- мотивационную, формирующую потребности саморазвития и самосовершенствования посредством оказания профессиональной помощи педагогам через систему корпоративного обучения и создание условий для презентации их авторских педагогических идей;
- актуализирующую становление творческой среды, способствующей раскрытию потенциала учителя, а также результатов коллективной и индивидуальной рефлексии педагогической деятельности;
- аналитическую, способствующую развитию коллективных форм педагогического анализа, рефлексии и диалога в отношении целей и ценностей коллективной педагогической деятельности.
Управление развитием педагогического коллектива в школе осуществляется администрацией образовательного учреждения и направлено на информационную, методическую и организационную поддержку освоения педагогическим коллективом содержания, технологий, форм и критериев результативности компетентностного образования; способов осуществления междисциплинарных учебно-исследовательских проектов, отбора метапредметного материала и видов опыта, обеспечивающих становление компетентностей учащихся.
Информационная поддержка на основе результатов мониторинга позволила выявить уровень готовности педагогов к использованию технологий проектной деятельности, определить круг профессиональных проблем, спланировать методическую работу.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания.
При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы:
- коллективные,
- групповые,
- индивидуальные.
В Светловской школе используются следующие виды методической работы:
1. Тематические педагогические советы.
2. Практико – ориентированные семинары.
3. Методические объединения.
4. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
5. Открытые уроки, их анализ.
6. Взаимопосещение и анализ уроков.
7. Предметные недели.
8. День открытых дверей.
9. Педагогические чтения.
10. Методическая выставка.
11. Творческая группа. Проблемная группа.
12. Педагогический мониторинг. Самоанализ.
13. Разработка методических рекомендаций в помощь учителю.
14. Наставничество.
15. Обзор методической литературы.
16. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
17. Аттестация.
18. Изучение нормативно – правовой базы федерального, регионального, муниципального уровня.
19. Тьюторство.
20. Получение дополнительного образования.
21. Самообразование.
22. Обобщение опыта.
23. Участие педагогов и учащихся в конкурсах различного уровня.
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. В 2012 – 2013 учебном году был проведён тематический педагогический совет по проблеме исследования: «Использование технологий проектной деятельности для развития универсальных учебных действий учащихся» и педагогический совет по теме: «Самообразование – один из путей повышения педагогического мастерства учителя».
Были проведены практико – ориентированные семинары:
1. Школьный уровень: «Развитие УУД учащихся на уроках и во внеурочной деятельности».
2. Районный уровень: «Работа образовательного учреждения в условиях двух стандартов. Системно–деятельностный подход – основа современного урока».
Практико–ориентированные семинары позволяют совершенствовать педагогическое мастерство педагогов путём обмена опытом, что значительно повышает их важность.
В Светловской школе работает 5 предметных методических объединений. В рамках МО организуется:
- проведение предметных недель;
- подготовка, проведение и анализ школьного этапа олимпиад;
- взаимопосещение и анализ уроков;
- изучение методической литературы;
- обмен опытом по темам самообразования;
- защита проектов;
- методические выставки;
- мониторинг деятельности педагогов.
Очень интересным видом методической работы являются педагогические чтения. Они позволяют познакомиться с исследованиями и достижениями ведущих педагогов и психологов, применять их опыт в своей педагогической деятельности.
Все формы методической работы способствуют росту педагогического мастерства, развитию его творчества. Большое значение на современном этапе имеет такая форма методической работы, как самообразование учителя. Поэтому работе над темой самообразования в Светловской школе уделяется особое внимание.
В процессе самообразования учителя школы достигают следующих целей:
- приобретение новых знаний;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- разработка собственных методических материалов и рекомендаций, наглядных пособий, дидактических материалов;
- теоретическая разработка разных форм уроков, кружков;
- практическая апробация разных форм уроков, кружков;
- создание собственных программ.
Администрация школы оказывает управленческую поддержку педагогического коллектива для активной работы над темой самообразования. В школе созданы соответствующие методические условия для самообразования учителей, которые обеспечиваются различными формами методической работы.
Важнейшим звеном управленческой поддержки является организационная поддержка. Она заключается в материальном стимулировании педагогов для участия в различных конкурсах, оказании помощи при подготовке конкурсных мероприятий, защите проектов, подведении итогов.
Таким образом, информационная, методическая и организационная поддержка педагогического коллектива способствует профессиональному росту, творческому развитию, мотивации педагогов на занятие инновационной деятельностью.
В 2012 – 2013 учебном году педагогический коллектив совместно с детьми был нацелен на создание и защиту проектов разного уровня. В школе учащиеся создали и успешно защитили ряд проектов:
Таблица № 7
Проекты школьного уровня
№ |
Название проекта |
Предмет |
Участники |
1 |
Заповедники Челябинской области |
Внеурочная деятельность |
2 класс |
2 |
Кормушки для птиц |
Окружающий мир |
3 класс |
3 |
Детская площадка |
Технология |
3 класс |
4 |
Природные зоны России |
Окружающий мир |
4 класс |
5 |
Монастыри России |
ОРКСЭ |
4 класс |
6 |
Совесть |
ОРКСЭ |
5 класс |
7 |
Лекарственные растения Чесменского района |
Внеурочная деятельность |
5 – 6 класс |
8 |
Лучшие люди села |
Краеведение |
7 класс |
9 |
Педагогические династии села Светлого |
Краеведение |
7 класс |
10 |
Федченко Юрий Иванович – основатель Горьковграда |
Краеведение |
7 класс |
11 |
Сам себе спасатель |
Внеклассная работа |
8 – 9 класс |
Управленческая поддержка в 2012 – 2013 учебном году положительно повлияла на рост педагогического мастерства кадров, что проявилось в участии педагогов и учащихся школы в различных районных конкурсах, в том числе в конкурсах проектных работ. Учащиеся школы стали победителями и призёрами многих конкурсов.
Таблица № 8
Итоги районных конкурсов в 2012 – 2013 учебном году
№ |
Название районного конкурса |
Участники |
Результат |
1 |
Проект «Символика» |
11 класс |
Участие |
2 |
Проект «Моя семья» |
7 класс |
Победитель |
3 |
Проект «Экстремизму – нет!» |
11 класс |
Участие |
4 |
Проект «Природа глазами детей» |
6 класс |
Победитель |
5 |
Конкурс «Ученик года» |
9 класс |
Участие |
6 |
Конкурс «Учитель года» |
Педагог |
Участие |
7 |
Проект «Моё село – моя гордость» |
7 класс |
Участие |
8 |
Конкурс стихов Мусы Джалиля |
3 класс |
Победитель |
9 |
Конкурс «Признание» |
3, 5 классы |
Участие |
10 |
Конкурс «Живая классика» |
5 класс |
Победитель |
11 |
Конкурс «Серебряное пёрышко» |
2 – 5 классы |
3 победителя |
12 |
Конкурс «Я – исследователь» |
5 класс |
Участие |
13 |
Проект «Мозаика детства» |
3 – 5 классы |
2 победителя |
14 |
Проект «Мы против наркотиков!» |
8, 9 классы |
Призеры |
15 |
Конкурс «Точки роста» |
10 класс |
Участие |
16 |
Конкурс «Безопасное колесо» |
4 класс |
Участие |
17 |
Проект «Себя ощущаю в пространстве» |
11 класс |
Победитель |
18 |
Проект «Пожарам – нет!» |
9 класс |
Победитель |
Управленческая поддержка педагогического коллектива оказалась успешной. С технологией проектной деятельности по итогам 2012 – 2013 учебного года в нашей школе ознакомились 100 % педагогов, стали применять технологию 70 % педагогов. Данная технология становится ведущей в практике учителей Светловской школы, что очень важно в современной школе.
Результатом повышения учительского потенциала стали результаты деятельности обучающихся, ведь целью современной школы является раскрытие и развитие потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями.
В 2012 – 2013 учебном году участие учащихся в конкурсах по сравнению с прошлым учебным годом возросло на 30 %, выросло и количество победителей на 22 %.
Таблица № 9
Уровень владения технологией проектной деятельности (конец года)
Знакомы с технологией |
Используют технологию |
Считают технологию эффективной |
Имеют результат |
Хотят использовать |
Нуждаются в управленческой поддержке |
100 % |
70 % |
70 % |
70 % |
30 % |
30 % |
Поскольку 30 % педагогов пока нуждаются в управленческой поддержке в освоении технологий проектной деятельности, на 2013 – 2014 учебный год педагогический коллектив поставит задачу повышения профессионального уровня педагогов при изучении данной технологии.
Управленческая поддержка педагогического коллектива должна проводиться в комплексе, нельзя развивать только одно направление. Только в системе можно добиться определенного результата. В этом состоит важность управленческой работы администрации школы.
Выводы по второй главе
С учетом ресурсной базы образовательного учреждения разработана система, обеспечивающая эффективный профессиональный рост персонала внутри общеобразовательного учреждения, направленная на практическую реализацию идеи повышения профессионализма педагога в использовании технологий проектной деятельности, способного генерировать собственные варианты идей, принимать решения в условиях быстро меняющегося мира. Данная система побуждает учителя работать в среде активных современных технологий, позволяющих достичь новых образовательных результатов у учащихся.
Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении технологий проектной деятельности существенно влияет на профессиональное и личностное развитие педагогов.
Сложившаяся система позволяет мобильно реагировать на современные условия и требования, позволяет организовать интенсивный информационный обмен для решения поставленных проблем, формирует чувствительную к внешним изменениям образовательную среду, повышает интерес к нововведениям и инициирует их.
За время реализации внутришкольного и внешкольного повышения квалификации значительно повысился процентный состав педагогов, в системе применяющих технологии проектной деятельности. Все педагоги коллектива способны применить данную технологию фрагментарно. Третья часть педагогов коллектива применяют данную технологию в системе. Повысился интерес к освоению новшеств. Педагоги применяют системно-деятельностный и компетентностный подходы и в практике работы с обучающимися, и в практике повышения своей квалификации, профессиональном росте.
Эффективность развития педагогического коллектива в Светловской школе проявляется в системе действий коллектива по созданию в учреждении образовательной среды, отличающейся высоким уровнем ценностно-ориентационного единства педагогического и ученического коллективов, их взаимодействия при решении новых образовательных задач.
Педагогический коллектив в своём развитом состоянии выступает как субъект коллективной педагогической деятельности, обладающий следующими признаками:
- принятие основополагающей ценности коллектива – ориентации на развитие личности ученика;
- владение теоретическими основами личностно – развивающего компетентностного образования;
- профессиональная активность членов коллектива при реализации своей функции в достижении общей цели;
- наличие у учителей творческой инновационной позиции в отношении к своим профессиональным функциям;
- способность членов коллектива к профессиональной самоорганизации и саморазвитию;
- развитие коллективной педагогической рефлексии.
Изменения в содержании и технологиях образования требуют проектирования новых профессиональных и социально-личностных качеств отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом.
Администрация нашей школы осуществляет многоканальное воздействие на профессиональный рост педагогов: информационное, методическое, организационное, стимулирующее.
В управлении школой выделяется такая миссия управленческой команды, как организация метапредметных проектов, их реализация в совместной деятельности учителей и учащихся, доведение проектов до конкретного продукта. В школе создаётся механизм обмена опытом и взаимообучения учителей, взаимной экспертизы деятельности педагогов по поддержке развития проектной деятельности учащихся на различных ступенях обучения.
В образовательном учреждении созданы новые межпредметные методические структуры – творческие группы педагогов, проблемные группы, методические объединения. Это позволяет сделать педагогов активными участниками управления, чётко и ясно излагать им критерии труда, сделать их активными участниками контроля и анализа; обеспечить управленческую поддержку авторских педагогических систем учителей; адекватно оценивать достижения педагогов в педагогическом пространстве школы, района, области; постоянно повышать собственную управленческую квалификацию, находясь в состоянии непрерывного саморазвития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования позволили выработать конкретные предложения по управленческой поддержке повышения квалификации персонала в образовательном учреждении, что на сегодняшний день является действенным средством достижения конкурентной стратегии образовательного учреждения, оптимизировать механизм ее реализации при внедрении в практику управления образовательной деятельностью персонала. Это будет содействовать как получению качественного образования обучающимися учреждения, так и достижению образовательным учреждением, в целом, конкурентных преимуществ.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать следующие выводы: задачи исследования реализованы, цель достигнута.
В ходе экспериментальной работы подтверждено положение о том, что для осуществления управленческой поддержки необходима эффективная система работы по непрерывному повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников внутри образовательного учреждения. Эффективность данной системы подтверждается тем, что получены значительные результаты роста профессионально-педагогической компетенции педагогов при минимальных ресурсных затратах на их достижение.
Таким образом, гипотеза о том, что управленческая поддержка педагогического коллектива школы в освоении технологий проектной деятельности заключается в создании системы работы по повышению квалификации педагогов, которая наилучшим образом будет способствовать развитию готовности педагогического коллектива к использованию технологий проектной деятельности, подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
2. Белоусова С. А. Психологическое обеспечение управления педагогическим персоналом образовательной организации. Учебное пособие [Текст]. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007
3. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога [электронный ресурс]// http://www.eidos.ru
4. Ворожейкин И. Е. Управление социальным развитием организации [Текст]. – М.: Инфра-М, 2001.
5. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения [Текст]. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
6. Дятлов В. А., Кибанов А. Я. И др. Управление персоналом [Текст]. – М.: Академия, 2000.
7. Егоршин А. П. Управление персоналом [Текст]. – Нижний Новгород: «НИМБ», 2003.
8. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
9. Иванова-Швец Л. Н., Карсакова А. А., Тарасова С.Л. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс [Текст]. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 200с.
10. Ильясов Д. Ф. Выпускная аттестационная работа: методические рекомендации для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д.Ф. Ильясов; Мин-во образования и науки Челяб. Обл., Челяб. Институт переподгот. И повышения квалификации работников образования. – 4-е изд., перераб. И доп. – Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. – с.126
11. Камерон К., Куини Р. Диагностика и изменение организационной культуры [Текст]. – СПб.: Питер, 2001.
12. Карпов А. В. Психология менеджмента [Текст]. – М.: Гардарики, 2004.
13. Кибанов А. Я. Управление персоналом [Текст]. – М., 2006. – С.50.
14. Кишкель Е. Л. Управленческая психология [Текст]. – М.: Высшая школа, 2002.
15. Кириллова И. О. Руководство профессиональным ростом педагогов [электронный ресурс]// http://www.edu-personal.ru
16. Коптелов А. В., Машуков А. В. управление методической работой в условиях введения ФГОС общего образования: Учебно-методическое пособие. – Ч.ЧИППКРО, 2012. С. – 26.
17. Круглова О. С. Технология проектного обучения // Завуч. – 1999. - № 6. – с. 90.
18. Лепешова Е.И. Управление персоналом в образовательных учреждениях [электронный ресурс]// http://www.edu-personal.ru
19. Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций: Учебник для вузов. – М.: ТОО Люкс-арт, 2006.
20. Лукьянова М. А. Педагог сегодня: особенности, трудности, риски, возможности /М.Лукьянова //Народное образование.- 2009.- №8.- С.265-272.
21. Лукичева Л. И. Управление персоналом. Курс лекций [Текст]. М.: Омега – Л, 2006.
22. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. Пособие. /Под ред. П. В. Шеметова. – М.: ИНФРА-М Новосибирск: НГАЭиУ, 2004.
23. Мишин В.М. Исследование систем управления [Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
24. Модели и методы управления персоналом [Текст]. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
25. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Текст]. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
26. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/ nasha_novaya_shkola.
27. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (рассчитанная на 2000 – 2025 гг.) [Текст] // Народное образование. – 2000. - №2. – с. 14 – 18.
28. Непогодина А. Н. Практика применения компетентностного подхода для оценки качества внутрифирменного обучения персонала [Текст]. // Образование и наука. - № 4. – 2008. – с. 43-59.
29. Ньюстрон Дж. В., Дэвис, К. Организационное поведение [Текст]. – СПб.: Питер, 2000.
30. Павлуцкий А. В., Алехина, О.А. Обучающая организация – будущее лучших компаний [Текст] // Управление персоналом. – 2001. - № 3.
31. Поташник М. М. Содержание работы с педагогическими кадрами [Текст]. // Народное образование. - №1. – 2009 – с. 111-119.
32. Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».
33. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
34. Роджер Б. Секреты эффективного управления [Текст]. – М.: Лори, 1999.
35. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы/ Под. Ред. Лазарева В.С. – М., 1995.
36. Руднев Е. Организационное консультирование как способ повышения квалификации педагогического коллектива [Текст]. // Народное образование. – 2009. - № 1. – с. 119-125.
37. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: «Народное образование», 1998.
38. Скрипник К. Д. Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала [Текст]. – М.: Приор, 2000.
39. Спивак В. А. Корпоративная культура [Текст]. – СПб: Питер, 2001.
40. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст]. – СПб: Питер, 2000.
41. Старобинский, Э.К. Как управлять персоналом [Текст]. – М.: АО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1995.
42. Теория организации [Текст]/ Под ред. В.Г. Алиева. – М.: ЗАО «Экономика», 2003.
43. Терентьев В. К. Истины управления: взгляд на основы менеджмента [Текст]. – М.: Сентябрь, 2002.
44. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала организации [Текст]. – М.: Дело, 2002.
45. Удина Т. Н. Оценка персонала образовательного учреждения [Текст]. // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. - № 2. С. 44- 51.
46. Управление персоналом [Текст]./ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2003.
47. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» [Текст]./ Под ред. П.Э. Шлендера. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 320 с.
48. Фоменко С. Л. Управленческая поддержка развития педагогического коллектива как субъекта реализации компетентностной модели образования // Педагогическое образование в России. – 2011 № 5 – с. 53
49. Шет Э. Х. Организационная культура и лидерство [Текст]. – СПб.: Питер, 2002.
50. Энциклопедия административной работы в школе. Универсальный электронный справочник для администратора образовательного учреждения. [Электронный ресурс]. http://shop.direktor.ru
51. Якиманская, И. Чего не хватает системе повышения квалификации педагогов [Текст]. // Директор школы. - № 5. – 2009. – с. 31-35.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Владение современными образовательными технологиями
Ф. И. О. педагога ______________________________________________
№ |
Название технологии |
Знаком |
Иногда применяю |
Применяю в системе |
1 |
Личностно – ориентированное обучение |
|
|
|
2 |
Технологии проектной деятельности |
|
|
|
3 |
Научно – исследовательская деятельность |
|
|
|
4 |
Информационно – коммуникативные технологии |
|
|
|
5 |
Игровые технологии |
|
|
|
6 |
Здоровьесберегающие технологии |
|
|
|
7 |
Технология эффективных уроков |
|
|
|
8 |
Технология опережающего обучения (Лысенкова) |
|
|
|
9 |
Обучение с использованием опорных конспектов (Шаталов) |
|
|
|
10 |
Технология развивающего обучения |
|
|
|
11 |
Практико-ориентированное обучение |
|
|
|
12 |
Технология «Портфолио» |
|
|
|
13 |
Системно – деятельностный подход |
|
|
|
14 |
Технология продуктивного чтения |
|
|
|
15 |
Педагогическая мастерская |
|
|
|
Приложение 2
Владение современными образовательными технологиями
Ф. И. О. педагога _________________________________________________
Название технологии _____________________________________________
Знаком с технологией |
Использую технологию |
Считаю технологию эффективной |
Результат |
Хочу использовать |
Нуждаюсь в управленческой поддержке |
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Определение уровня готовности педагога к освоению и использованию современных образовательных технологий
Ф. И. О. педагога _______________________________________________
Название технологии ____________________________________________
Уровень |
Характеристика |
Выбор уровня (+) |
Первый |
Не знаком с технологией. Нуждаюсь в наставничестве, дополнительной информации, в помощи, в обучении применению. |
|
Второй |
Знаком с технологией. Нуждаюсь в дополнительных знаниях и занятиях по рефлексии собственного опыта, оформлении его в систему. |
|
Третий |
Знаком с технологией. Применяю в системе. Имею результат. Могу научить коллег, оказать помощь, показать мастер – класс. |
|
Приложение 4
Результаты мониторинга готовности педагогов к освоению и использованию
технологий проектной деятельности в Светловской школе (сводная таблица)
Уровень готовности педагога |
Количество педагогов в % отношении |
Первый |
|
Второй |
|
Третий |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.