Управленческие решения
План
1. Место управленческих решений в процессе управления.
2. Типы управленческих решений и требования к их принятию.
3. Факторы, влияющие на процесс принятия менеджерами управленческих решений в организации.
4. Технология принятия управленческого решения.
Актуальность темы: Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. В своей деятельности менеджеры сталкиваются с самыми разными типами проблем и решений. Классификация управленческих решений предоставлена на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Классификация конфликтов
В связи со значительным влиянием управленческих решений к ним выдвигается ряд требований: оптимальность, своевременность, эффективность, законность, конкретность, простота формы и ясность содержания (рис.3.2).
Рис. 3.2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Процесс принятия рациональных решений включает следующие этапы:
§ идентификация проблемы;
§ определение критериев, влияющих на решение;
§ распределение критериев по степени важности;
§ определение вариантов;
§ анализ вариантов;
§ выбор оптимального варианта;
§ реализация выбранного варианта;
§ оценка эффективности решения.
§ К факторам, влияющим на процесс принятия решений относятся:
1) личные качества менеджера; ценности, которые разделяет менеджер или на которые он ориентирован; культурные различия, в которых менеджер осуществляет свою деятельность; наличие собственных интересов; компетенция лица, принимающего решения; индивидуальные возможности человека
2) информационные ограничения;
3) взаимозависимость решений;
4) ожидания возможных негативных последствий;
5) наличие эффективных коммуникаций;
6) соответствие структуры управления миссии и целям организации;
7) факторы риска.
Анализируя основные виды управленческих решений в организации, их можно разделить на индивидуальные и коллегиальные.
Конкретными организационными формами коллегиального принятия управленческих решений могут быть:
1) оперативное совещание администрации;
2) заседания творческой группы;
3) рабочая встреча членов проекта;
4)
собрание коллектива и тому подобное.
Формами коллегиального генерирования новых идей могут стать такие
нерегламентированные типы взаимодействия, как:
1) коллективные обсуждения;
2) «мозговой штурм»;
3) деловые игры и др.
Таблица 3. 1. Преимущества и недостатки привлечения работников к принятию решений
Преимущества |
Недостатки |
1. Широкий взгляд на проблему и се тщательный анализ
2. Больше знаний, фактов и альтернатив
3. В ходе дискуссии уточняется постановка проблем и уменьшается неопределенность в отношении возможных вариантов действий 4. Участие в принятии решений способствует повышению удовлетворения работников и стимулирует высокую активность в его претворении |
1. Занимает много времени; в случае, когда решение относится к программируемым, ресурсы тратятся впустую 2. Компромиссные решения могут не удовлетворять никого 3. Групповое мышление: групповые нормы препятствуют высказыванию различий во взглядах и разнообразию мнений
4. Отсутствие ответственного за решение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.