Выступление на семинаре-практикуме «Личностный рост обучающихся начальной школы» по теме «Управленческие условия личностного развития участников учебно-воспитательного процесса в педагогической системе общеобразовательной школы»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я начну свое выступление с Библейской притчи:
Вот вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге,
И налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые,
Где немного было земли.
И скоро взошло,
Потому, что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло
И как не имело корня, засохло;
Иное упало в терние,
И выросло терние и заглушило его;
Иное упало на добрую землю
И принесло плод…
(Библейская притча)
Человек может прожить всю свою жизнь и не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, он был простым парикмахером, который попав на небо, вдруг узнает, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивлен, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначается человеку, а не от реальных талантов.
Но это в книге, а в жизни совсем иначе…Наш разговор пойдет о том, что может и должна школа сегодня сделать, чтобы семена не упали в терние.
В Законе об образовании ЛНР, программе «Наш выбор» четко говорится о стратегических задачах современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание нравственного и порядочного человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Четко поставить тактические задачи развития для каждого конкретного ребенка, определить его зону ближайшего развития; группы детей, коллектива класса в целом, в нашей специализированной школе нам помогает диагностический комплекс «Универсал».
Хочу отметить , что в процессе диагностики задействовано единое образовательное пространство: учащиеся, учителя и родители.
Вот таким образом мы вышли на технологию «Школы развития индивидуальности» .
Проблема, над которой работает школа поставлена в результате глубокой диагностики (, а это 7 методик).
« Развивать академическую одаренность обучающихся через стимулирование учебно-познавательной активности личности ребенка методом привлечения их в коллективные, творческие дела и научно-исследовательскую деятельность».
Знания, обучение – это единая цепь , и если одно звено выпало, то нет фундамента.
80% всех знаний, с которыми ученик идет в жизнь, дает начальная школа.
10% добавляет полная средняя школа, 2-3% - университет, 7% - жизнь.
До 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10 %.
Психологи утверждают, что на развитие личности влияет 526 факторов и если это взять за 100%, то 80% - психическое , т.е. умственное развитие личности ( организованная учебно-познавательная деятельность) ; физическая, духовная, социальная.
Начальная школа вносит в этот процесс существенный вклад.
Следовательно, учебно-воспитательный процесс в начальной школе идет по 5 направлениям:
1. Развития активного общения семьи и школы;
2. Формирование активной развивающейся личности;
3. Развитие здоровой личности, охрана здоровья;
4. Воспитание патриотических чувств;
5. Экологическое и трудовое воспитание.
Для того, чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, учитываем следующие принципы и подходы:
1. Личностный подход . Уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
2. Принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и внеурочную деятельность.
3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность:
игры, познавательные тренинги, творчество, досуг. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между обучающимися.
4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.
5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга.
В управлении качеством учебно-воспитательной деятельности мы применяем системный подход – это отражено в нашей модели управления школой.
Под управление мы понимаем процесс воздействия на условия учебно-воспитательной деятельности, обеспечивающее ее эффективность.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля участников образовательного процесса.
В управлении учебно-воспитательной деятельностью, в которую включены обучающиеся и коллективы классов действует система оценки результатов воспитания, что дает возможность оценивать:
- уровень воспитания и обучения обучающихся (детей) ;
- степень сформированности нравственных ориентиров;
- уровень социализации обучающихся.
Система оценки результатов обучения и воспитания для управления деятельностью школы представлена на схеме.
Материалы, полученные вследствие отлаженной работы системы оценки результатов обучения и воспитания, анализируются администрацией школы, учителями начальных классов, учителями-предметниками, социальным педагогом и психологами.
ВЫВОД : Достижение результатов личностного развития возможно через деятельную интеграцию указанных компонентов в предложенной технологии, как технологию влияния и воздействия на результат воспитания и обучения.
Способ оценки результатов обучения и воспитания позволяет систематически наблюдать за происходящими изменениями в учебно-воспитательном процессе и своевременно вносить корректирующие поправки в работу школы, тем самым активно управлять учебно-воспитательной деятельностью учреждения.
И в заключение хочу вам сказать, что в начальном звене фактор влияния учителя очень велик – это 20 %.
Поэтому Виктор Шаталов, говоря об успехе детей сказал: « Рецепт успеха ребенка прост: нужно верить в его силы, давать возможность высказываться, чтоб не боялся осуждения, плохой оценки. И главное – все четко объяснять»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.