Управленческое решение

  • docx
  • 09.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0024027.docx

Управленческое решение

 

 

Управленческое решение это:

-выбор альтернативы;

-акт, направленный на разрешение конфликтной ситуации;

-обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией и ее членами, либо, наоборот, воздержаться от них.

Этапы принятия управленческих решений:

-   выработка и постановка цели;

-   изучение проблемы;

- выбор критериев эффективности и возможных последствий принимаемых
решений;

- рассмотрение вариантов решения;

-   выбор решения;

-   принятие решения;

-   доведение решений до исполнителя;

-   контроль за выполнением решений.
Виды управленческих решений.

Их классифицируют по следующим признакам:

 1.по условиям принятия решений:

- в условиях определенности, когда есть уверенность в результате;

- в условиях риска, когда есть определенная вероятность успеха для любой
альтернативы;

2.по сроку действия последствий решения:

-   долгосрочные;

-   среднесрочные;

-   краткосрочные;

3 . по частоте принятия:

-   однократные;

-   повторяющиеся.
4.по широте охвата:

-   общие, для всех сотрудников;

-   узкоспециализированные.
5 . по форме подготовки:

-   единоличные;

-   групповые;

-   коллективные.

6. по сложности:

-   простые;

-   сложные;

7.по жесткости регламентации:

-   контурные;

-   структурные;

-   алгоритмические

7.            запрограммированные решения: число альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией;

8.             незапрограммированные:  решения,  требующие  новых  ситуаций  (какими должны быть цели организации,  как улучшить  продукцию,  усовершенствовать структуру).

Индивидуальные стили принятия управленческих решений:

-решения уравновешенного типа - выдвижение гипотез с их проверкой (наиболее продуктивный стиль).

-импульсивные решения, ориентированные на успех. Процесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и утончению, поэтому решения недостаточно осмысленны/и обоснованы.

-инертные решения - результат неуверенного и осторожного поиска, поэтому они растянуты во времени;

-рискованные решения - более обоснованные, чем импульсивные;

-решения осторожного типа - им присуща особая тщательность и критичность, позволяющие избежать ошибок.

Требования к управленческих решениям:

-эффективность - наиболее полно обеспечить достижение организации целей;

-экономность - минимум затрат;

-своевременность - чтобы идея не устаревала до своей реализации;

-обоснованность - исполнители должны быть в этом убеждены; решение должно быть реально осуществимым, не вызывать досаду.

Причины не выполнения управленческих решений:

-недостаточно четко сформулировано менеджером;

-исполнитель его плохо уяснил;

-нет необходимых условий и средств для его выполнения;

-нет внутреннего согласия с предложенным вариантом решения.

Методы принятия управленческих решений:

1. метод аналогии - использование аналогичных ситуаций из других областей
знания или прошлого опыта;

2. метод  инверсии   -   преодоление   психологической   инерции   и   подход   к
проблеме с новой позиции;

3. метод эмпатии - рассмотрение проблемы с позиции кого-либо;

4.          метод фантазии - идеализированные предложения, фантазии с попыткой
натолкнуться на идею решения проблемы;

5.           метод «мозгового штурма» - свободное высказывание идей без критики и обсуждения;

6.  морфологический   анализ   -   выделение   функциональных   направление,
формирование по ним идей и способов решения, подготовка комбинаций идей;

7.       упрощение - отбрасывание, пренебрежение несущественными факторами и выделение  определяющих  факторов;   «Классификация   -   отнесение  проблемы  к типовой группе;

8.       структуризация - разделение на части развертывание проблемы;

9.            метод дневников - подготовка предложений заранее и предварительный анализ лидером;

10.    метод - индивид. Генерирование идей и коллективное обсуждение;

11.    индукция - умозаключение о 'отдельных факторов к общему утверждению;

12. дедукция  -  вывод  по  правилам  логики  от  общих  закономерностей  к
частному результату;

13.  таблицы    принятия    решений    -    описание    комбинаций    условий    и
рекомендуемых действий в форме таблицы;

14. дерево принятия решений - описание возможных действий с учетом их
последовательности и альтернатив ситуаций.

Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы:

-неформальные, базируются на интуиции. Их преимущество в оперативности принятия, а недостаток в том, что интуиция может подвести;

-коллективные - «мозговой штурм», или метод Дельфы - это многоэтапная процедура анкетирования без аргументации. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложение экспертам или скорректированное решение;

-«кингисе» - японская кольцевая система принятия решений (проект новшества предлагается для обсуждения по списку с письменными замечаниями, которые затем вносятся на совещание). Решения, основанные на суждения, означают выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

-количественные - выбор оптимального решения путем обработки больших массивов информации. Это так называемые рациональные решения, которые не зависят от прошлого опыта, а обосновывается анализом.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем сущность понятия «управленческое решение»?

2.       Назовите основные признаки классификации управленческих решений.

3.       Назовите основные требования, предъявляемые к управленческим решениям.

4.       Назовите этапы процесса принятия управленческих решений.

5.       С какой целью необходимо согласование решения?