Управленческое решение
Управленческое решение это:
-выбор альтернативы;
-акт, направленный на разрешение конфликтной ситуации;
-обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией и ее членами, либо, наоборот, воздержаться от них.
Этапы принятия управленческих решений:
- выработка и постановка цели;
- изучение проблемы;
- выбор критериев эффективности и возможных последствий
принимаемых
решений;
- рассмотрение вариантов решения;
- выбор решения;
- принятие решения;
- доведение решений до исполнителя;
-
контроль за
выполнением решений.
Виды управленческих
решений.
Их классифицируют по следующим признакам:
1.по условиям принятия решений:
- в условиях определенности, когда есть уверенность в результате;
- в условиях риска, когда есть определенная
вероятность успеха для любой
альтернативы;
2.по сроку действия последствий решения:
- долгосрочные;
- среднесрочные;
- краткосрочные;
3 . по частоте принятия:
- однократные;
-
повторяющиеся.
4.по широте охвата:
- общие, для всех сотрудников;
-
узкоспециализированные.
5 . по форме
подготовки:
- единоличные;
- групповые;
- коллективные.
6. по сложности:
- простые;
- сложные;
7.по жесткости регламентации:
- контурные;
- структурные;
- алгоритмические
7. запрограммированные решения: число альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией;
8. незапрограммированные: решения, требующие новых ситуаций (какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, усовершенствовать структуру).
Индивидуальные стили принятия управленческих решений:
-решения уравновешенного типа - выдвижение гипотез с их проверкой (наиболее продуктивный стиль).
-импульсивные решения, ориентированные на успех. Процесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и утончению, поэтому решения недостаточно осмысленны/и обоснованы.
-инертные решения - результат неуверенного и осторожного поиска, поэтому они растянуты во времени;
-рискованные решения - более обоснованные, чем импульсивные;
-решения осторожного типа - им присуща особая тщательность и критичность, позволяющие избежать ошибок.
Требования к управленческих решениям:
-эффективность - наиболее полно обеспечить достижение организации целей;
-экономность - минимум затрат;
-своевременность - чтобы идея не устаревала до своей реализации;
-обоснованность - исполнители должны быть в этом убеждены; решение должно быть реально осуществимым, не вызывать досаду.
Причины не выполнения управленческих решений:
-недостаточно четко сформулировано менеджером;
-исполнитель его плохо уяснил;
-нет необходимых условий и средств для его выполнения;
-нет внутреннего согласия с предложенным вариантом решения.
Методы принятия управленческих решений:
1. метод
аналогии - использование аналогичных ситуаций из других областей
знания или прошлого опыта;
2. метод
инверсии - преодоление психологической инерции и подход к
проблеме с новой позиции;
3. метод эмпатии - рассмотрение проблемы с позиции кого-либо;
4.
метод
фантазии - идеализированные предложения, фантазии с попыткой
натолкнуться на
идею решения проблемы;
5. метод «мозгового штурма» - свободное высказывание идей без критики и обсуждения;
6. морфологический
анализ - выделение функциональных направление,
формирование по ним идей и способов
решения, подготовка комбинаций идей;
7. упрощение - отбрасывание, пренебрежение несущественными факторами и выделение определяющих факторов; «Классификация - отнесение проблемы к типовой группе;
8. структуризация - разделение на части развертывание проблемы;
9. метод дневников - подготовка предложений заранее и предварительный анализ лидером;
10. метод - индивид. Генерирование идей и коллективное обсуждение;
11. индукция - умозаключение о 'отдельных факторов к общему утверждению;
12. дедукция
- вывод по правилам логики от общих закономерностей к
частному результату;
13. таблицы
принятия решений - описание комбинаций условий и
рекомендуемых действий в форме таблицы;
14. дерево
принятия решений - описание возможных действий с учетом их
последовательности и альтернатив
ситуаций.
Все методы принятия управленческих решений можно объединить в три группы:
-неформальные, базируются на интуиции. Их преимущество в оперативности принятия, а недостаток в том, что интуиция может подвести;
-коллективные - «мозговой штурм», или метод Дельфы - это многоэтапная процедура анкетирования без аргументации. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложение экспертам или скорректированное решение;
-«кингисе» - японская кольцевая система принятия решений (проект новшества предлагается для обсуждения по списку с письменными замечаниями, которые затем вносятся на совещание). Решения, основанные на суждения, означают выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
-количественные - выбор оптимального решения путем обработки больших массивов информации. Это так называемые рациональные решения, которые не зависят от прошлого опыта, а обосновывается анализом.
Контрольные вопросы
1. В чем сущность понятия «управленческое решение»?
2. Назовите основные признаки классификации управленческих решений.
3. Назовите основные требования, предъявляемые к управленческим решениям.
4. Назовите этапы процесса принятия управленческих решений.
5. С какой целью необходимо согласование решения?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.