Динамика понятий качества
Автор | Формулировка определения качества |
Аристотель | - Различие между предметами |
Гегель | - Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество |
Китайская версия | - Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - "равновесие" и "деньги" (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию "высококлассный", "дорогой" |
Шухарт (1931 г.) | Качество имеет два аспекта: |
Исикава К. (1950 г.) | - Качество - свойство, реально удовлетворяющее потребителей |
Джуран Дж. М. | - Пригодность для использования (соответствие назначению) |
ГОСТ 15467-79 | Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением |
Международный стандарт | Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности |
Классификация показателей качества продукции
Признаки классификации показателей | Группы показателей качества продукции |
По количеству характеризуемых свойств | Единичные |
По характеризуемым свойствам | Назначения |
По способу выражения | В натуральных единицах (кг, мм и др.) |
По этапам определения значений показателей | Прогнозные |
Конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством
Особенности понятия "конкурентоспособность" по различным объектам
№ | Объект | Что характеризует конкурентоспособность объекта | Основные требования к объекту |
1 | Нормативные акты | Степень удовлетворения потребностей в данном виде нормативного акта, возможность его использования в теории и на практике | Соответствие международным нормам, применение при разработке системного и комплексного подходов, обоснованность и перспективность |
2 | Научно-методические документы | Степень удовлетворения потребностей в данном виде документа, возможность его использования в теории и на практике | Соответствие международным требованиям по экологичности, взаимозаменяемости, безопасности применения объекта, использование мировых достижений, применение современных методов исследований и разработок |
3 | Проектно- конструкторская документация | Степень соответствия в документации показателей качества и экономичности объекта требованиям конкретного рынка к моменту внедрения объекта у потребителя | Применение современных методов разработок, опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта, соответствие международным требованиям и требованиям потребителей |
4 | Технология | Возможность по данной технологии изготовить качественную и экономичную продукцию в соответствии с конструкторско-технологической документацией | Обеспечение мобильности технологии, оптимальности уровня автоматизации и механизации процессов, минимальных потерь ресурсов |
5 | Производство | Способность производства прогнозировать свое будущее, выпускать | Использование прогрессивной технологии, современных методов |
№ | Объект | Что характеризует конкурентоспособность объекта | Основные требования к объекту |
конкурентоспособную продукцию и обеспечивать достаточную для нормального функционирования и развития прибыль | менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности, прямоточности, ритмичности процессов | ||
6 | Выпускаемая продукция (выполняемая услуга) | Степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной продукцией, используемой на данном рынке. Наличие сертификата соответствия | Обеспечение качества и экономичности продукции на уровне не ниже требований конкретной группы потребителей на момент внедрения продукции |
7 | Рабочий | Умение выполнять требования технологии по всем параметрам (качество, количество, затраты, сроки) | Знание квалификационных требований в соответствии с имеющимся разрядом, ведение нормального образа жизни |
8 | Специалист | Умение разработать конкурентоспособную документацию на объект | Знание и применение современных методов исследований и разработок, укрепление здоровья |
9 | Менеджер | Умение разработать систему обеспечения конкурентоспособности объекта, управлять коллективом по достижению целей системы | Знание и применение современных методов исследований и разработок, методов формирования коллектива, организации и мотивации труда |
10 | Информация | Повторяемость конкретной информации на фирме, в регионе, стране и за рубежом | Обеспечение достоверности, обоснованности, новизны, конкретности, системности информации |
Комплекс мероприятий для реализации продукции
Предложения | Прейскурант | Презентация | Контракт с продавцом | |||
Телефонные разговоры | Сводные | |||||
Факсы | Проспекты | |||||
Потребитель | ||||||
Переписка | Объявления | |||||
Сроки | Инструкция пользователя | |||||
Расчеты | Сервисное | Использование товара | Гарантии |
Базовые значения показателей качества
№ п/п | Цель оценки уровня качества | Базовые значения показателей качества продукции |
1 | Обоснование параметров новых видов продукции, подготовка технического задания на разработку продукции, стандартов и технических условий, а также составление карты технического уровня и качества на новую продукцию | Установленные при оптимизации и прогнозировании качества разрабатываемой и подлежащей постановке на производство новой продукции |
2 | Принятие решения по результатам испытаний разрабатываемой продукции | Установленные техническим заданием на разработку испытуемой продукции |
3 | Принятие решения по результатам приёмочного контроля изготовленной продукции | Установленные стандартами и техническими условиями на изготавливаемую продукцию |
4 | Аттестация продукции | Занесённые в карту технического уровня и качества аттестуемой продукции |
5 | Принятие решения по результатам ремонта продукции | Установленные нормативно-технической документацией на отремонтированную продукцию |
Схема контроля продукции в конце технологического цикла
Планирование | Управление | Проверка | Улучшение |
Привлечение всех | Направление всех целей, задач и процессов на потребителя | Постоянное улучшение всех процессов |
Субподрядчик
Потребитель
Создание продукта
Системный подход к управлению качеством
ХХ век : качество - сертификация
Развитие управления качеством
Универсальное управление качеством
Тотальное управление качеством
Статистические
методы
Система
Тейлора
Развитие защиты прав потребителя на информацию о качестве
1980
1950
1924
1905
ТУ, приемочный контроль
Статистический приемочный контроль
Сертификация продукции
Сертификация систем качества
Фредерик Уинслоу Тейлор
(1856-1915)
Системной организации работ по качеству
Название системы | Дата и место создания | Основная суть системы | Критерий управления | Объект управления | Область применения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1955 г. | Строгое выполнение технологических операций | Единичный: | Качество труда индивидуального исполнителя. | Производство |
2. СБТ | 1961 г. | Высокий уровень выполнения операций всеми работниками | Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям | Любая стадия жизненного цикла продукции | |
| 1958 г. | Высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства | Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям | Качество изделия и качество труда коллектива | Проектирование + технологическая подготовка производства, производство |
Системной организации работ по качеству
Название системы | Дата и место создания | Основная суть системы | Критерий управления | Объект управления | Область применения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. НОРМ | 1964 г. | Повышение технического уровня и качества изделий | Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании | Качество изделия и качество труда коллектива | Весь жизненный цикл продукции |
5. КС УКП | 1975 г. Львов | Управление качеством на базе стандартизации | Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники | Весь жизненный цикл продукции | |
6. КС УКП и ЭИР КС ПЭП | 1980 г. | Управление качеством продукции и эффективностью производства | Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества | Качество продукции, экономические показатели предприятия | Весь жизненный цикл продукции |
Условные обозначения систем: |
Динамика уровней качества
1950 г.----------------------------------------------------------------------------------------►
1960 г. --------------------------------------------------------------------►
1970 г.--------------------------------------------►
1980 г. --------------------►
1-й уровень
Соответствие
стандарту
2-й уровень Соответствие использованию
3-й уровень
Соответствие
фактическим
требованиям
рынка
4-й уровень
Соответствие
скрытым потребностям
Приемы и средства, используемые для всеобщего управления качеством
КАЧЕСТВО | ПРОЦЕСС | ПЕРСОНАЛ | РЕСУРСЫ |
Управление | Управление процессами | Управление | Управление |
Определение понятия качества | Устойчивость (стабильность) процесса | Команда управляющих | Программа расходов на качество |
Политика качества | Статистические методы контроля | Всеобщее обучение качеству | Показатели для контроля исполнения |
Всеобщее обучение качеству | Возможность процессов | Организация рабочих групп | Стоимостные показатели |
Отношение с внутренними потребителями | Решение технологических проблем | Методы и средства мотивации | Консервация ресурсов |
Система качества | Совершенствование (улучшение) процесса | Связующие звенья | Улучшение окружающей среды |
Кружки качества | Анализ характера и последствий отказов на стадии проекта | Теории интенсификации | Работа по принципу: "Точно в срок" |
Методы Тагучи | То же на стадии производства | Повышение квалификации |
В денежном | ОЩУЩЕНИЯПОКУПАТЕЛЯ | В конкурентном | ||||||
|
|
| ||||||
КАЧЕСТВОПРОДУКЦИИ | КАЧЕСТВО УСЛУГ | |||||||
| Комплекс |
| ||||||
Непрерывное | КАЧЕСТВО | Программа | ||||||
| ||||||||
|
|
|
| ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА | ||||
- информация | - оборудование | - покупные материалы (сырье, комплектующие изделия) | - системы |
| ||||
| ||||||||
|
| |||||||
|
Цикл работы кружка качества
Высшее руководство фирмы | Штат технической поддержки | Консультанты, эксперты | ||||||
Кураторы кружков | Выбор проблем | Анализ проблем | Рекомендуемое решение проблемы | Рассмотрение и оценка проблем и их решений | ||||
Профсоюзы | ||||||||
Начало цикла: | Рассмотрение и оценка решений, выходящих за рамки возможностей кружка | |||||||
Другие подразделения фирмы | Координаторы, штабы кружков | |||||||
Рабочее другой смены | ||||||||
Другие кружки качества | Завершающая стадия: | Контроль за реализацией решения | Реализация решений | Одобрение принятого решения | ||||
Не состоящие в кружках |
В качестве критерия при оценке уровня внутри машинной унификации изделий используется коэффициент унификации, %:
где Д - общее количество деталей, узлов в изделии, шт.; Н = Д количество наименований типоразмеров деталей, узлов в изделии, шт.
При отсутствии унификации число наименований типоразмеров деталей, узлов равно их общему количеству в изделии, т.е. Н = Д и тогда по формуле
При полной унификации число наименований типоразмеров деталей, узлов Н = 1, т.е. все детали, узлы унифицированы.
Индексом качества продукции называется комплексный показатель качества разнородной продукции, равный среднему взвешенному значению относительных показателей качества различных видов продукции за рассматриваемый период.
Для нескольких s видов продукции индекс качества вычисляется по формуле:
где Ki-относительный показатель качества i-го вида продукции; Ni-количество изделий i-го вида или объём i-й продукции в текущем периоде; Цi - оптовая цена продукции i-го вида, руб.
Если сумма, на которую выпущена продукция i-го вида,
а общая сумма, на которую выпущена продукция всех видов,
то индекс качества
Индексы качества могут вычисляться для разных организационных уровней: для цеха, завода, отрасли. Для вышестоящей организации индекс качества
где s - количество видов продукции; n-количество сортов продукции; Цiк- цена продукции i-го вида k-го сорта; Niк - объем выпуска продукции i-го вида k-го сорта; Цi1 - цена продукции i-го вида наивысшего сорта.
Коэффициент сортности можно вычислять для цеха, завода, фирмы, отрасли в целом. Если для m объектов (цехов, заводов, фирм и т.п.) известны коэффициенты сортности Ксj и соответствующие суммы Cj, на которые выпущена продукция, то общий коэффициент сортности вычисляют по формуле:
Коэффициент дефектности - среднее взвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу продукции i-го вида:
где d - число видов дефектов в данной продукции; mj - коэффициент весомости дефектов j-го вида; rj - число дефектов j-го вида; n - >объём выборки продукции.Коэффициенты весомости mj можно определять экспертным методом или принимать пропорциональными стоимости устранения дефектов.Относительный показатель дефектности продукции i-го вида
где Дiб - базовое значение коэффициента дефектности, принятое по результатам работы предприятия в прошлом периоде (году, месяце и т.д.).
Если вычислены значения qi для всех s видов продукции, то индекс дефектности разнородной продукции:
где Ci - сумма, на которую выпущено продукции i-го вида за рассматриваемый период.
Дифференциальный метод
Дифференциальный метод оценки уровня качества состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемой продукции (изделия) с соответствующими единичными показателями качества базового образца. При этом для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества:
или
где Pi-значение i-го показателя качества оцениваемой продукции; Piб- значение i-го показателя качества базового образца.
Комплексный метод
Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества.
При этом методе уровень качества определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции Qоц к обобщенному показателю качества базового образца Qбаз, т.е.
Существуют различные варианты метода.
1. Когда можно выделить главный показатель, характеризующий основное назначение изделия или продукта, и установить функциональную зависимость этого главного показателя от остальных единичных показателей:
где n-число единичных показателей; Pi-i-й единичный показатель; Yi-коэффициент при i-м единичном показателе.
2. В тех случаях, когда невозможно построить функциональную зависимость, исходя из основного назначения продукции, применяют взвешенные среднеарифметические показатели. При этом обобщенный показатель вычисляется по формуле:
где mi-коэффициент весомости i-го показателя.
При этом должно соблюдаться условие
Коэффициенты весомости mi устанавливаются отраслевыми НИИ на определенный период времени экспертным методом путем опроса определенного числа экспертов, которыми, исходя из условий эксплуатации изделия, назначаются баллы значимости каждого параметра Pi. На основании балльной оценки значимости параметров определяются коэффициенты mi.
Интегральный показатель качества продукции, который отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление:
где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (например, выработка станка за определенное время - год, месяц и т.д., пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта); Зс - суммарные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); Зэ - суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты).
Средняя наработка до первого отказа (tср) может быть рассчитана по формуле:
где N - число наблюдаемых изделий; ti - наработка до первого отказа i-го изделия.
Вероятность безотказной работы аналитически определяется по формуле:
где F(t) - функция распределения времени работы объекта до отказа.
Статистически вероятность безотказной работы определяется отношением числа объектов, безотказно проработавших до момента времени t, к числу объектов, работоспособных в начальный момент времени t = 0 ( , где N - число наблюдаемых изделий, m - число отказавших изделий).
Аналитически интенсивность отказов определяется по формуле:
где f(t)=F'(t) - плотность распределения времени безотказной работы, а статистически - по формуле:
где N(t) - число объектов, работоспособных к моменту t, t - интервал времени.
Ремонтопригодность - это приспособленность к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта. Под устранением отказов подразумевается восстановление работоспособности.
Коэффициент готовности Кг, который для определенного вида изделий вычисляется по формуле:
где То - средняя наработка изделия на отказ (показатель безотказности); Тв - среднее время восстановления работоспособности (показатель ремонтопригодности).
Коэффициент готовности характеризует два свойства изделия - безотказность и ремонтопригодность. В свою очередь:
где Тот - среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа; Ту - среднее время, необходимое для устранения отказа.
При наличии статистических данных о длительности восстановления τ1 , τ2 ,…τm, оценка среднего времени восстановления работоспособности вычисляется по формуле:
Коэффициент технического использования рассчитывается по формуле:
где Тр - время пребывания изделия в работоспособном состоянии; Тто - время простоев, обусловленных техническим обслуживанием; Трем - время ремонтов за период эксплуатации.
Трудоемкость изготовления изделия определяется количеством времени, затрачиваемого исполнителями на его производство, и выражается в нормо-часах:
где ti - трудоемкость отдельных видов работ, входящих в технологический процесс изготовления данного изделия; K - число видов работ.
Материалоемкость изделия определяется общей массой его конструкции (в килограммах):
где mi - материалоемкость > i > -й составной части конструкции; h - число составных частей.
Коэффициент применяемости материалов. Он позволяет выявить применение в данной конструкции определенных видов, сортов, марок материалов:
Важными показателями технологичности являются также удельные показатели, характеризующие экономичность расходования ресурсов:
- удельная трудоемкость изготовления изделия:
где В - определяющий параметр продукции;
- удельная материалоемкость изделия:
- коэффициент использования материала, характеризующий эффективность использования материальных ресурсов при изготовлении продукции:
где Мг - количество (масса) материала в готовой продукции, кг; Мв - количество (масса) материала, введенного в технологический процесс, кг;
-удельная энергоемкость изделия:
Коэффициент применяемости:
где n - общее количество типоразмеров составных частей изделия; nо - количество типоразмеров оригинальных составных частей.
Коэффициент повторяемости составных частей:
где N - общее количество составных частей изделия.
Коэффициент взаимной унификации:
где ni - количество типоразмеров составных частей в i-ом изделии; nmax - максимальное количество типоразмеров составных частей одного из изделий группы; Z - общее количество неповторяющихся типоразмеров составных частей изделий, из которых состоит группа; H- общее количество изделий в группе.
Показатель патентной защиты вычисляется по формуле:
где П'п.з - показатель патентной защиты авторскими свидетельствами; П"п.з - показатель патентной защиты патентами за рубежом;
где Ki - коэффициент весомости составных частей (по группам значимости); N'i - число составных частей, защищенных авторским свидетельством (по группам значимости); N - общее число составных частей в изделии; S - число групп значимости;
где m - коэффициент весомости, зависящий от числа стран, в которых получены патенты, и от важности этих стран для экспорта изделия; N"i - число составных частей, защищенных патентами (по группам значимости).
Коэффициенты весомости Ki и m определяются экспертным методом.
Показатель патентной чистоты определяется отношением взвешенного количества составных частей изделия, не подпадающих под действие патентов в данной стране, к общему количеству составных частей в изделии:
где Ni - число составных частей изделия, подпадающих под действие патентов в данной стране (по группам значимости); Ki - коэффициент весомости составных частей, подпадающих под действие патентов в данной стране (по группам значимости); N - общее число составных частей в изделии; S - число групп значимости.
Диаграмма Парето
Причина | Кол-во ушедших клиентов | Доля уходов клиентов по причине | Обозначение причиины ухода |
низкое качество услуг | 15 | 44% | А |
у конкурентов есть доп.сервисы (сайт видео, музыки, ...) | 8 | 24% | Б |
высокая цена | 5 | 15% | В |
у конкурента более удобные тарифные планы | 3 | 9% | Г |
прочее | Д |
Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается так:
Схема управления определяет, как осуществляется производство продукции. Менеджеры предпочитают отдавать четкие приказы подчиненным. Они думают, что могут разделить систему на части вдоль линий схемы управления. Типовая схема управления сидит у них в голове.
Система понятий и взглядов многих менеджеров слишком ограничена. Скрытые предположения, укоренившиеся в головах многих менеджеров. Люди внизу схемы не имеют головы. Они забывают, что работы протекают "поперек" схемы организации, более или менее перпендикулярно линиям подчиненности. Они не отдают себе отчета в том, что различные стадии процесса производства инфицируют друг друга. Они игнорируют тот факт, что имеют дело с системой как целым. Они решительно настроены судить о каждом человеке и подразделении только по их делам. Они не знают как распознать и определить систему процессов.
Они не понимают, что имеется в виду под процессом. Они не знают, как определить, когда процесс, протекающий "поперек" линиям схемы управления, выходит из-под контроля. Они настаивают на своем мнении, что продукция изготавливается в соответствии со схемой управления, хотя на самом деле зачастую это происходит вопреки ей.
В некоторых организациях такой метод управления приводит к тому, что подразделения начинают относиться враждебно друг к другу. Они скорее будут мешать друг другу, чем конкурировать между собой.
Таблица в помощь менеджерам по постановке диагноза принятия решений
Стиль совещания | Обсуждение без данных. | Данные обсуждаются но только, если они благоприятные. | Данные обсуждаются, вскрываются, анализируются хорошие и плохие | Данные представляются статистически проанализированными, рассматриваются варианты, действия, включая и вариант изменения политики. |
Принятие решения | Основано на политике, эмоциях и т.п. | Основано на необработанных данных без анализа, выбор основан на интуиции босса. | Основано на данных, анализе и вариантах, предложенных самими докладчиками. | Основано на анализе, данных, различных направлениях политики и вариантах для выбора. Сами политики могут подвергаться обсуждению |
Диагноз | Люди просто не хотят замечать проблемы, отрицают их существование. | Люди видят проблемы, но привыкли к ним. | Люди видят проблемы, но не знают, что делать, так как они систематически повторяются. | Люди хотят видеть свои проблемы и быстро подыскивать необходимую информацию. Они хотят решать возникающие вопросы. |
Состояние | Наркотическое. | Сонное | Бодрое | Бдительное, восприимчивое и бодрое. |
1. Ориентация на потребителя
2. Лидерство руководителей
3. Вовлечение работников
4. Процессный подход
5. Системный подход
6. Постоянное улучшение
7. Принятие решений, основанных на фактах
8. Взаимовыгодные и долгосрочные отношения с поставщиками и потребителями
Стандарты серии ISO 9000.8 основополагающих требований.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.