Мастер-класс педагога-психолога
«Управление конфликтами дошкольников со сверстниками»
Актуальность
Конфликт присутствует в жизни каждого человека и в жизни общества. Способы поведения в конфликте формируется в дошкольном детстве. Поведение детей в конфликтной ситуации характеризуется импульсивностью, реактивностью. Дошкольники ведут себя в таких ситуациях спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимального способа реагирования. В конфликтной ситуации дети зачастую воспроизводят стиль поведения значимых для них взрослых. Следовательно, очень важна позиция, которую занимают воспитатель и другие значимые для ребенка взрослые при разрешении трудных ситуаций.
Агрессивность часто выступает как способ ослабления тревожности или как защитная форма поведения, с помощью которой тревожность скрывается от окружающих и самого себя. Таким детям свойственен эгоцентризм, что не позволяет ребенку увидеть ситуацию как бы со стороны. Все это приводит к тому, что в конфликтных ситуациях агрессивный ребенок настаивает на необходимости принять его позицию, учесть его интересы, не хочет (затрудняется) найти компромиссное решение проблемы. В отношениях с другими проявляются элементы насилия: физическая агрессия, устная агрессия, разрушительность, непослушание, обидчивость.
Поведение детей в состоянии обиды, казалось бы, носит явно демонстративный характер и направлено на привлечение внимания к себе – обиженный всем своим поведением показывает свои страдания обидчику, чем стремиться вызвать чувство вины и раскаяния у последнего. Но в тоже время, попадая в конфликтную ситуацию, а порой инициируя ее, обидчивый ребенок не пытается разрешить ссору, а как бы застревает в ней, отказывается от общения с обидчиком, молчит, отворачивается, уходит в сторону.
Поэтому, несмотря на различия во внешних поведенческих характеристиках агрессивность и малообщительность дошкольника свидетельствуют о его неспособности конструктивно и самостоятельно разрешать конфликтную ситуацию.
Возможные причины трудностей в отношениях со сверстниками
Ведущий вид деятельности в дошкольном детстве – игра, именно здесь чаще всего и возникают конфликты между детьми. Конфликтный ребенок в большинстве случаев не владеет в должной мере игровыми умениями и навыками. Игра же организованная сверстниками, связана со множеством таких проблемных ситуаций, как выбор темы, определение участников, подбор игрового материала, распределение ролей, обсуждение замысла и т.д. Конфликтный ребенок не всегда может самостоятельно разрешить такие ситуации, а если и разрешает, то часто с позиции силы, ему трудно поддержать игровую инициативу сверстников. Все это ведет к усилению конфликтных проявлений у ребенка и, в результате, к его неприятию в группе сверстников.
Способы поведения ребенка в конфликте со сверстниками
Выделяют способы поведения дошкольников в конфликте: доминирование и подчинение. Они могут быть положительными и отрицательными, вербальными и действенными, сильными и слабыми.
Симпатию и признание сверстников получают дети, проявляющие в поведении формы положительного доминирования, т.е. умение помочь, подбодрить, вселить уверенность в себя, а также те, у кого присутствуют формы положительного подчинения, т.е. доверчивость, умение радоваться успехам других, внимательно слушать, легко воодушевляться.
Отрицательное отношение и непризнание вызывают:
· Агрессивные, конфликтные, враждебно настроенные дети, т.е. те дошкольники, которые стремятся к лидерству, используя формы отрицательного доминирования (заставляют, призывают, нападают, ругают);
· Пассивные, необщительные, замкнутые, неуверенные дети, т.е. те, у кого преобладают формы отрицательного подчинения (уступают, подчиняются, переживают, терпят);
· Дети с ярко выраженными эгоистическими наклонностями.
Дошкольник склонен использовать одну стратегию поведения в конфликте чаще, чем другие. Так, преобладающей стратегией во взаимодействии малообщительного ребенка с другими детьми считается подчинение, для агрессивного ребенка с другими детьми считается подчинение, для агрессивного ребенка в большей степени характерна стратегия доминирования, миролюбивые дети чаще используют стратегию равенства. Та или иная стратегия поведения в конфликте влияет на характер дальнейшего общения дошкольников со сверстниками и на их личностное развитие. Ребенок-диктатор, получая поддержку детской группы, со временем становится еще более эгоистичным, самоуверенным, авторитарным. Он не слышит и не желает слушать сверстника, не хочет идти ни на какие компромиссы. У детей с преобладающей стратегией подчинения может выработаться зависимое поведение и такие нежелательные качества, как льстивость, угодливость, хитрость, иждивенческая мотивация.
Таким образом, закрепляется соответствующий вариант поведения в конфликте (диктаторство или приспособление). В последующем ребенок ведет себя в проблемных ситуациях довольно стереотипно, шаблонно; его поведение лишено какой-либо гибкости, вариативности.
Есть ли другая позиция, в которой можно решить конфликт с учетом интересов всех его участников без ущемления их интересов?
Позиция равенства: использование жребия, очередности, просьбы, предложения, помощь посредника и т.д. Жребий обеспечивает одним детям опыт подчинения своих желаний интересам отдельных участников, а другим – опыт уважения их прав со стороны товарищей. При разрешении конфликта с позиции сотрудничества дошкольник приобретает умение отстаивать свое мнение, аргументировать его, анализировать мнение других участников конфликта и учитывать их в своем поведении.
Как реагирует педагог в ситуации конфликта?
Типичные ошибочные действия взрослых в ситуации детского конфликта:
1. Большинство педагогов незамедлительно реагируют на острый конфликт и прямое противостояние детей. Однако пассивный протест детей (уклонение от контактов, отчуждение) зачастую остается незамеченным. Тем не менее, эти явление в поведении ребенка могут привести к выработке зависимости поведения и таких качеств личности, как льстивость, хитрость, иждивенчество.
2. Внимание педагога направлено в основном на то, чтобы ликвидировать сам конфликт, а не понять причины возникновения. Возникает недоверие ребенка к взрослому.
3. Желая как можно быстрее завершить конфликт, взрослый стремится разъединить ссорящихся детей (по разным углам). Это прекращает конфликт лишь на время. Через некоторое время дети возобновят контакты и вновь повторяют те же самые ошибки в общении, потому что конструктивно разрешить конфликт их не научили.
4. Наказать, осудить обидчика, защитить, пожалеть обиженного. Воспитывается стремление защитить себя и обвинить другого.
5. Физическая сила в отношении ссорящихся детей. С увеличением строгости наказания у ребенка создается лишь видимость послушания, он приспосабливается, привыкает. Иногда проявляет равнодушие к наказанию и начинает действовать назло окружающим.
6. Психологическое насилие: угрозы и запугивания. Взрослый показывает нежелание и неумение решать конфликт конструктивным способом и учит этому ребенка.
Стратегии поведения взрослых в ситуации детского конфликта
Существует различные стратегии поведения взрослого в конфликтной ситуации, но нет среди них уникальной. Необходимо предпринимать ее только в нужной ситуации, чтобы она была адекватной.
Стратегия избегания. Заключается в сознательном уходе педагога от конфронтации и может быть выражена в различных неожиданных реакциях – шутке, демонстративном молчании, умении «что-то не заметить», переключить внимание ссорящихся детей на другой предмет. Выбор этой стратегии оптимален, когда:
· Конфликтная ситуация не является острой, не требует безотлагательного решения;
· Педагог уверен в самостоятельном разрешении детьми спорной ситуации;
· Немедленное обсуждение конфликта может привести к его обострению.
Стратегия приспособления. Отличается стремлением педагога смягчить, сгладить острую конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях детей друг с другом. К данной стратегии поведения педагог обращается, когда:
· Немедленно решить проблему невозможно, он хочет добиться ее решения в дальнейшем;
· Хочет научить ребенка уступать сверстнику.
Стратегия приспособления неприемлема в тех ситуациях, когда конфликтующие дети охвачены чувством обиды и раздражения, настроены негативно к партнеру по общению, их интересы и цели не поддаются сглаживанию.
Стратегия компромисса строится на двусторонних уступках. Часто компромисс служит лишь временным выходом из конфликтной ситуации. К компромиссу обращаются в тех случаях, когда:
· Другие стратегии оказались неэффективными;
· Необходимо быстро решить спорную ситуацию;
· Устраивает временное решение;
· Дети на личном примере педагога учатся согласовывать свои интересы с желаниями другого.
Стратегия доминирования сводится к четкой регламентации поведения детей в конфликте, жесткой оценке их действий и поступков; предполагает возложение педагогом ответственности происходящего на себя, а также единоличное принятие им способа решения трудной ситуации в отношениях между детьми. Можно выделить и те ситуации, в которых педагог манипулирует детьми, вызывает их к чувствам совести, вины, стыда, жалости; использует положительные и отрицательные оценки. Возможность завершить конфликт – преимущество данной стратегии. Но такое разрешение конфликта почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенок подчиняется и выполняет под угрозой наказания то, что требует от него взрослый. Но как только взрослый перестает контролировать ситуацию, ребенок мгновенно совершает то, что ему только что усиленно запрещали. Выбор этой стратегии поведения педагога приводит к авторитарности в отношениях с детьми, блокирует развитие собственных возможностей ребенка в разрешении спорных ситуаций.
Доминирование – приемлемый способ поведения в конфликте, когда есть угроза психическому и физическому здоровью детей.
Стратегия сотрудничества строится на совместном с детьми поиске конструктивных способов разрешения конфликтов. В этом случае отмечается позитивное восприятие педагогом обеих конфликтующих сторон, признание им права ребенка быть другим, терпимость по отношению к детям и их поступкам. Педагог в данном случае обращается к собственному опыту дошкольников, снимая тем самым эмоциональную напряженность (скрытую или явную); направляет усилия конфликтующих детей на поиск и самостоятельное решение трудной жизненной ситуации. Открытое обсуждение на равных возникших проблем играет действенную роль в предупреждении и разрешении конфликтов. В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества появляется в тех ситуациях, когда есть время обсудить сложившуюся ситуацию, причины ее возникновения, выработать альтернативные варианты решения конфликта.
Невозможно говорить о единственно правильной, как и о единственной ошибочной стратегии поведения педагога в конфликте. В зависимости от опыта, возможностей детей, самой ситуации и стиля педагога может применяться любая стратегия. В то же время именно сотрудничество наиболее эффективно при разрешении детских конфликтов, поскольку в данном случае находится приемлемое для обеих сторон решение. И тем самым укрепляются и улучшаются взаимоотношения между детьми.
Профилактика конфликтов
Конфликты детей дошкольного возраста со сверстниками обусловлены прежде всего недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков. Поэтому важно научит ребенка играть.
Взрослый своим примером должен показать ребенку образец речевого поведения в конфликте. Например, «ты прав, но…», «вы оба правы, каждый по своему», «давайте подумаем, как можно поступить?». Ребенок учится спорить, но при этом не унижать себя и других.
Ребенку важно, чтобы взрослый обратил внимание прежде всего на его эмоциональное состояние. Для прояснения некоторых конфликтных ситуаций важно «присоединиться» к ребенку, помочь ему осознать свои чувства: «наверно, тебе очень захотелось…».
Если ребенок негодует или рассержен, необходимо помочь справится с приступом негативных эмоций. Это возможно, если педагог сам сохранит спокойное и доброжелательное эмоциональное состояние, не будет заряжаться негативным состоянием ребенка (чем сильнее дети шумят, тем более тихим и спокойным должен быть голос взрослого).
Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность отреагирования различных негативных эмоциональных переживаний безопасного для самого малыша и окружающих его людей; выражения своих чувств в символической форме (штриховка, написание письма обидчику, лепка из пластилина, подушечные бои).
Практикум решения педагогических ситуаций
1. Дети дерутся друг с другом. Ваша реакция? (разнять. Когда успокоятся – поговорить, выяснить причину, разобрав поведение по действиям, и разрешить конфликт техникой позитивных сообщений.)
2. Дети схватились за одну и ту же игрушку и начали тянуть каждый в свою сторону. Ваши действия? («Какая отличная машинка. Тебе она очень нравится, тебе нравится быть шофером? А ты знаешь, Сереже тоже нравится эта машинка. Он смотрит на тебя и мечтает играть тоже с ней как ты. Ему даже больше хочется, чем тебе, потому что ты уже поиграл с ней, а он еще нет. Он очень обрадуется, если ты подаришь ему машинку. А сейчас, видишь как ему обидно! Представь себе, что у тебя кто-нибудь отнял машинку. Ведь ты бы очень расстроился. Вот и он тоже. Давай сделаем его счастливым! Посмотрим, как он удивится и обрадуется. Договоримся так: ты еще три раза покатаешь машинку туда-сюда, а потом отдашь ее Сереже». Получаем согласие мальчика.)
3. На прогулке ребята лепили снеговика. У девочки не получилось слепить снежный ком и мальчик стал смеяться над ней, обзывать ее неумехой. Ваши действия? (предложить мальчику помочь девочке).
4. На занятии дети лепили лошадку. У Кирилла получилась красивая, стройная лошадь. У Антона работа не удалась. Кирилл стал смеяться над работой Антона, обзывать ее «кривоногой и хромой». Ваши действия? («На прошлом занятии у тебя не получалось сделать…тебе помогли другие ребята. Я бы на твоем месте помогла Антону сделать лошадь»).
5. Ребенка не хотят принимать в игру играющая компания детей. Ваши действия? (предложить развитие сюжета игры таким образом, чтобы отвергнутому ребенку досталась роль, связанная с игровым взаимодействием с другими детьми).
6. Дети поссорились. Обиженный ребенок пошел и сел на стульчик. Сидит без деятельности расстроенный. Ваши действия? (предложить ребенку выразить скрытую агрессию методом эмоционального отреагирования).
Литература:
Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М.:ТЦ Сфера, 2011
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.