Управление познавательной деятельностью обучающихся начальной школы
Подготовила :Агзамова О.В.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№6»
г.Губкинский
Проблема управления познавательной деятельностью на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе.
В школе протекает множество сложнейших по своей структуре процессов, требующих конкретного, систематического, научнообоснованного управленческого воздействия.
Один из таких процессов – урок, во всем многообразии его типов, видов и форм. Управление уроком - это не только педагогическая, но и управленческая проблема. Идея управления уроком была обоснована Сухомлинским еще 40 лет назад. Время требует претворить эту идею в жизнь.
Что нужно знать и уметь современному человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?
Этот вопрос задают себе педагоги, психологи, социологи не только у нас в России, но и в многих развитых странах мира.
В книге «Школа для 21 века. Приоритеты образования» американский педагог Шлехти, подчеркивает: «…нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».
Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, должен обладать следующими качествами личности:
Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
Учитель по своим функциям является управленцем.
Что же такое управление?
Управление– это процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками.
Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
Чем же необходимо управлять?
Вот как директор управляет школой, и мы, учителя, должны управлять уроком.
Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
Для профессионально работающего учителя очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.
Рассмотрим теперь некоторые педагогические приемы с управленческих позиций.
ПРИЕМ «ВХОД НА УРОК»
Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура «вход в класс». Сама процедура может быть разной.
Учитель начинает урок с «настройки». Например, знакомит с планом урока, это можно сделать в полушутливой форме : «Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос …(звучит тема в вопросной форме). Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное, то есть займемся повторением»
Можно начать урок с традиционного разбора домашнего задания или интеллектуальной разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Возможны и другие варианты вхождения в класс.
« ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА»
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема-вопрос.
Работа над понятием.
Ситуация яркого пятна.
Подводящий диалог.
Группировка.
Домысливание.
Линия времени.
«ТЕМА-ВОПРОС»
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, а чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
«ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
«ДОМЫСЛИВАНИЕ»
Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим С
помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»
Разминку можно проводить по разному:
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
«ИГРА В СЛУЧАЙНОСТЬ»
Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора.
Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки, используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимают бочонки русского лото с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет…
«ЛОВИ ОШИБКУ!»
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом.Ученик получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…).
«СВОЯ ОПОРА»
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот приём уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).
Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.
«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:
Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.
Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
«Да-нетка» или Универсальная игра для всех
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет".
"Да-нетка" учит:
«ИГРА – ТРЕНИНГ»
Эти игры приходят на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия...
1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
2. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия
в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я – УЧИТЕЛЬ»
Использование такой формы урока, как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что, в свою очередь, гарантирует успех такого урока у учащихся.
Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
«РЕШЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Учащиеся учатся выбирать правильный вариант написания слова из имеющегося набора.
«РЕСТАВРАТОР» Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.
ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ УУД.
« ГРУППИРОВКА»
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
«ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»
Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.
«ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ»
Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.
На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.
«ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ»
Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ И РЕЗУЛЬТАТОМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
«БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ»
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.
Сюда входит проверка владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание.По истечении времени работа прекращается по четкой команде, работы сдаются учителю или применяется вариант самопроверки:
а) учитель диктует правильные ответы или, что лучше,
вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики
отмечают знаками "+" и "—" свои результаты;
б) небольшое обсуждение по вопросам учеников.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Интеллектуальная рефлексия
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. ИР способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
Выбери верное утверждение:
Пометки на полях (инсерт, маркировка ) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал),«?» - хочу узнать
Шпаргалка –информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.