Управление воспитательной работой в школе

  • docx
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Управление воспитательной работы в общеобразовательной школе.docx

 

Главная arrowПедагогика arrowУправление общеобразовательной школой

 

Управление воспитательной работы в общеобразовательной школе

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.

«Любая воспитательная работа, -- утверждает H.И. Таланчук, должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности к ученического коллектива».

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

*изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;

• программирование воспитательных воздействий;

реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

анализ эффективности воспитательных воздействий. Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:

• сплочение коллектива;

• формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

• включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;

*развитие детского самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка:

• социальная помощь семье;

• взаимодействие с педагогическим коллективом;

• коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

• нейтрализация негативных воздействий социума;

• взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

В воспитательной работе основное место занимает деятельность педагога, который реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.п.

Воспитательная работа является важнейшим компонентом воспитательного процесса, его основной составляющей от того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагогической деятельности школы.

Рассмотрим методы воспитания являющиеся главным средством воспитания.

Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, и процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у коллег приемы.

Классификация методов- это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в них общее я специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффективному применению.

В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности- интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов: методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня для этого используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, в которых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также при проведении разнообразных дискуссий.

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование -- методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие его компоненты, как поощрение и наказание.

Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников.

Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Наказание- это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания.

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации.

Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушать - это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека.

Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Это те ситуации, и в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

Таким образом, выделены следующие доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).

Таблица. Классификация методов воспитания

Сущностная сфера

Доминирующий

Метод

метод воспитания

самовоспитания

Интеллектуальная

Убеждение

Самоубеждение

Мотивационная

Стимулирование

Мотивации

Эмоциональная

Внушение

Самовнушение

Волевая

Требование

Упражнение

Саморегуляции

Коррекция

Самокоррекция

Предметно-

Воспитывающие

Социальные пробы

Практическая

ситуации

Экзистенциальная

Метод дилемм

Рефлексия

В словаре СИ. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, мы прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Что касается классификации форм воспитательной работы, то в педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры-это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму.

Схема характеристики формы воспитательной работы:

1. название,

2. продолжительность проведения,

3. предварительная подготовка или экспромтное проведение,

4) количество участников,

1. кто организует деятельность,

2. характер влияния педагога,

7) результат совместной деятельности.

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.

Для наиболее эффективного воспитательного процесса необходимо заранее спланировать, четко и грамотно составить план.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

Предназначение плана -упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований,

I) Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должно способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в ее использовании.

2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

3)План-это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

4)План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает:

а) создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время;

б)отражение основных событий страны в жизни коллектива;

в)включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды.

5)Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:

а)разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;

6)положительное влияние на разные стороны, свойства личности;

в)включение школьников в разные виды деятельности;

г)целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

б)План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

1. При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.

2. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.

9)Реальность и разумная насыщенность плана.

Общий ход любого планирования можно представить тремя этапами:

-составление педагогами проекта плана (его контуров);

-коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);

- внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

• результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;

• воспитательные и организационно-педагогические задачи;

материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;

-передовой опыт страны, города, школы;

• возможности родителей, общественности;

• воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

• традиционные праздники учебного года;

• события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

• события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

• традиции школы;

• дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;

-предложения педагогов, учащихся, родителей.

Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе:

-перспективный план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная работа с ученический коллективом» (основной официальный документ, которым руководствуются классные коллективы, все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, штабы, советы и т. п.);

-календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);

-план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;

-план контроля за организацией и результатами воспитательной работы;

-планы клубов, штабов, советов, музеев в других школьных объединений;

-перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (6,8,10), например по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;

- планы подготовки и проведения общешкольных дел. В классном коллективе чаще всего составляют:

-план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);

-план ученического коллектива;

-план работы коллектива по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например поисковая работа, работа с младшими;

-план подготовки и проведении дела в коллективе;

-план работы творческого объединения, групп.

Основными и наиболее распространенными в практике являются: раздел годового плана «Внеучебная воспитательная работа с ученическим коллективом» и план классного руководителя.

Таблица. План работы с ученическим коллективом

Задачи

Основные

Дата

Ответственные

Отметка о

воспитательной

мероприятия

Выполнении

работы

План воспитательной

работы в школе

Задачи

Основные

Работа с

Работа с

Работа с

воспитательной

мероприятия

учащимися

педагогами

родителями,

работы

общественность

Таблица. Раздел плана работы классного руководителя

Направление работы класснбого руководителя

Работа с ученическим коллективом

Работа с родителями, семьей

Работа с педагогами, общественностью

Неделя

Общение

Здоровье

Учение

Досуг

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что тот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование даже если осуществляется коллективно, -- процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.

«Любая воспитательная работа, -- утверждает H.И. Таланчук, должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности к ученическому коллективу».

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:

*изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;

• программирование воспитательных воздействий;

• реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;

Таблица. Раздел плана работы классного руководителя

Направление работы классного руководителя

Работа с ученическим коллективом

Работа с родителями, семьей

Работа с педагогами, общественностью

Неделя

Общение

Здоровье

Учение

Досуг

В заключение.

Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что тот процесс длительный, не заканчивающийся написанием годового плана, а продолжающийся в течение года. Только при таком подходе план поможет управлять деятельностью. Планирование даже если осуществляется коллективно- процесс индивидуального осмысления своей деятельности и творческого ее конструирования, поскольку невозможно результативно организовывать деятельность по чужим программам и планам. Планировать можно по-разному, исходя из различных особенностей, влияющих на этот процесс.

 


 

Скачано с www.znanio.ru