"Управление развитием мотивационной деятельности учащихся".
Оценка 5

"Управление развитием мотивационной деятельности учащихся".

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
математика
Взрослым
07.01.2017
"Управление развитием мотивационной деятельности учащихся".
Чтобы урок математики привлек внимание школьников любого возраста, учителю нужно использовать не только свои знания и умения, но суметь показать всю красоту математических правил, хитрость рассуждений, захватывающий азарт умозаключений. Предлагаю разные формы элементов урока математики для увеличения заинтересованности учащихся к предмету.
Управление развитием мотивационной деятельности учащихся..docx

Управление развитием мотивационной деятельности учащихся.

Учитель математики Рогозина А.В.

МКОУ Стадницкая ООШ

Воронежская область

 

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным» - советовал французский философ, писатель, физик и математик Блез Паскаль.

Любой материал, любую информацию можно преподнести по-разному. Стандартно, монотонно, сухо или внести элемент игры, что-то необычное, неожиданное. Занимательные моменты увлекут не только малышей, но заинтересуют и любого взрослого человека, а значит и старшеклассника.

Можно весь урок сделать в виде викторины или состязания. Но это очень трудоемкая работа для учителя. А вот внести фрагмент игры – вполне реально. Устный счет в виде соревнования по вариантам, по партам или в форме «мальчики-девочки». Для разминки использовать задачки древности о лжецах и мудрецах; задачи по теории вероятности; математические фокусы; магические свойства чисел; упражнения со спичками; чудесные поэтические мысли и дела ученых, краткие диалоги, курьезы из жизни выдающихся математиков. Такой материал учит мыслить, помогает привить интерес к предмету, раскрыть способности ученика рассуждать.

 Он должен быть одновременно любопытным и легким для усвоения.

Изучать тему станет интереснее, если закрепить на доске или стенде веселую картинку.

 

Возможности математики безграничны. На уроке нужны разные подходы. Направления деятельности. Важно вызвать всплеск эмоций, попробовать удивить ученика, особенно старшеклассника. Значит процент усвоения определения, темы – возрастет.

Например, для запоминания значения использовать стихотворение:

Надо только постараться

И запомнить все как есть:

3, 14 15 92 и 6.

Для запоминания формул движения отлично подходит картинка и стихи, которые вызывают всегда интерес и улыбку, а главное, дают возможность запомнить материал.

 

 Пусть узнает каждый школьник

Про волшебный треугольник!

 

На вершине ПУТЬ лежит

И вершину сторожит.

Что такое ПУТЬ? Внимание!

Пройденное РАССТОЯНИЕ.

 

Есть черта по ним такая,

Очень даже непростая:

Означает «разделить» -

Постарайся не забыть!

Рассмотри её поближе.

 

А теперь гляди: чуть ниже

ВРЕМЯ есть и СКОРОСТЬ тоже,

Между ними знак «умножить».

 

Вам задачи задают?

Треугольник тут как тут!

 

Пусть найти нам нужно путь.

Пальцем ПУТЬ прикрой чуть-чуть…

Что мы видим здесь теперь?

СКОРОСТЬ (ну-ка сам проверь!)

Мы на ВРЕМЯ умножаем

ПУТЬ мгновенно получаем.

А теперь прикроем СКОРОСТЬ –

Все опять решились споры:

ПУТЬ на ВРЕМЯ мы разделим

Вот и СКОРОСТЬ! В самом деле!

 

Потренироваться чтобы,

ВРЕМЯ сам найти попробуй!

 

Ты легко его нашёл?

Это очень хорошо!

 

Убрали ВРЕМЯ? В самом деле,

ПУТЬ на СКОРОСТЬ мы разделим!

 

От природы каждый наделен разными способностями, в том числе и математическими. Если мы не смогли раскрыть их в младших классах, то это не поздно сделать и в старших. То есть создать максимально благоприятные условия для их развития.

Заинтересовать новым понятием поможет история его возникновения и применение в жизни.

Тригонометрия чаще всего относится к авиации и архитектуре. Применяют для надежности и крепости строящегося здания относительно его величины, формы и дизайна конструкции. Механизм действия тригонометрии хорошо виден на примере: «Вася стоит на земле, глядя на самолет. Самолет находится на высоте 5 км над землей. Мальчик стоит в 3 км от точки на земле, находящейся прямо под самолетом. Каково примерное расстояние между Васей и самолетом?»

Желательно применение рисунка. Он обратит на себя внимание учащихся.

Для решения задачи применяем один из основных принципов тригонометрии – теорема Пифагора. Кстати, при изучении этой замечательной теоремы просто необходимо рассказать об истории ее возникновения и о жизни выдающегося ученого. Например, о том, что соотношения между катетами и гипотенузой прямоугольного треугольника были известны еще за 1000 лет до Пифагора, но он впервые геометрически доказал их.

У математиков арабского востока теорема Пифагора получила название «теорема невесты» за сходство чертежа с бабочкой, что по-гречески называется «нимфой». При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел слово «нимфа» как «невеста», а не «бабочка».

Используя высказывание какого-нибудь ученого, можно показать шуточную картинку.

При подготовке к экзамену в 9 классе рассказать или напомнить об искусстве составления уравнений. Показать перевод задач из родного языка на алгебраический (об этом интересно писал великий Ньютон в своем учебнике алгебры «Всеобщая арифметика»). На несложных старинных задачах можно потренироваться.

Например. О жизни замечательного древнегреческого математика Диофанта, который впервые ввел буквенную символику в алгебру, мало что известно. О нем гласит лишь надпись на гробнице, составления в форме математической задачи. Учитель сообщает учащимся текст и совместно составляет уравнение.

Жизнь Диофанта

На родном языке:

На языке алгебры:

Путник! Здесь прах погребен Диофанта.

И числа поведать могут,

о чудо, сколь долог был век его жизни

 

х

Часть шестую его представляло прекрасное детство.

Двенадцатая часть протекла еще жизни-

покрылся пухом тогда подбородок.

Седьмую в бездетном браке провел Диофант.

Прошло пятилетие; он

был осчастливлен рождением

прекрасного первенца.

 

5

Коему рок половину лишь

жизни прекрасной и светлой

дал на земле по сравненью с отцом.

 

И в печали глубокой

старец земного удела конец

воспринял, переживши

Года четыре с тех пор, как сына лишился.

 

Скажи, сколько лет жизни достигнув,

Смерть воспринял Диофант?

Возможно, такой подход заинтересует учащихся, и они научатся составлять уравнения к другим задачам.

 Ряд таких задач можно найти в книге «Занимательная алгебра» Я.И. Перельмана. Там есть уравнения и системы уравнений с одним или двумя неизвестными.

Устный счет провести в виде алгебраической комедии на такие сюжеты, как 2х2=5 или 2=3 и т.д. (Приложение) Юмор подобных представлений кроется в том, что ошибка несколько замаскирована и не сразу бросается в глаза.

Для запоминания понятий можно использовать сравнения слов, их перевод с другого языка. «Радиус» - в переводе с латинского означает «спица колеса». «Гипотенуза» - в переводе с греческого - «натянутая тетива».

Для проверки качества знаний использовать конкурсы, соревнования между командами или отдельными учениками. Вопросы могут подготовить также и сами ученики. Это повышает самоконтроль и активность учащихся. В противном случае время, отведенное на игру, окажется потерянным.

Вот некоторые примеры игр для проверки знаний учащихся.

«ЛОТО»

Каждый ученик получает конверт, в котором лежит карточка с заданием и несколько маленьких карточек с буквами английского алфавита. Каждой букве соответствует определенный ответ. Ученик решает задания, по ответам собирает английское слово, находит его перевод в словаре и сдает работу учителю. В конверте должны быть лишние буквы. Количество букв в разных словах различное (зависит от способности учащихся).

 

 

«ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Учитель выдает листочки с заданием ученикам, сидящим за первыми партами, и сообщает. Что нужно либо раскрыть скобки в выражении, либо разложить многочлен на множители. Ребята выполняют задание, отрывают свое решение и передают результат следующему участнику игры. Тот делает то же самое и т.д. Выиграет та команда, которая быстро и верно выполнила задание.

Эту игру можно использовать и в домашних заданиях, особенно при таких темах, как:

1) 8 класс. «Приведенные квадратные уравнения. Т.Виета» (Решить приведенное квадратное уравнение и составить приведенное квадратное уравнение, если известны его корни.)

2) 7 класс.  «Линейная функция» (Построить график по формуле и задать построенную прямую формулой).

3) 7 класс.  «Разложение многочлена на множители».

4) 9 класс.  «Уравнение окружности» (По уравнению окружности начертить график и составить уравнение окружности по графику).

5) 10 класс.  «Правила дифференцирования и интегрирования» (Найти производную функции и восстановить функцию по производной).

6) 10 класс.  «Тригонометрические функции».

Эту игру можно провести и так: один ученик (лучше «сильный») выходит к доске, ему дается задание на листе, он решает его; весь класс выполняет обратное задание.

«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

Для игры учитель готовит карточки. Каждая карточка разделена на 3 части, на которых изображены графики функций. Задача ученика: определить лишний рисунок из заданных трех и объяснить установленную закономерность. Если ответ ученика не полный, то вызывается другой ученик, которому за дополнения начисляются соответствующие баллы. Выигрывает тот, кто набирает больше баллов.

Игру используют при изучении тем: «Графики функций», «Свойства фигур» (Перечислить свойства прямоугольника и назвать одно лишнее), да и любой другой темы.

«АУКЦИОН»

Учащимся предлагается чертеж. Они должны за отведенное время найти значения как можно большего числа величин. При ответе ученик должен дать формулировки определений и теорем, которыми воспользовался.

«РУССКОЕ ЛОТО».

Каждый ученик или команда получает карточку, в которой указаны номера 10 вопросов.

 Учитель достает из мешка бочонки с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер. Получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок остается у ведущего, и право ответа передается другой команде, которая за правильный ответ получает жетон. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки. Эту игру можно проводить на уроках обобщающего повторения по теме или по всему курсу.

«ПОЙМИ МЕНЯ»

Не называя фигуры, указывая лишь ее свойства (по одному), учащиеся должны объяснить то, что задумали.

Вы, наверное, скажете, что на игры нет времени на уроке. Но его все равно практически всегда не хватает. Получается, мы ничего не теряем, если на 5-10 минут отвлечемся от темы урока, но не от математики. Тем более, что на каждом уроке нужно что-нибудь повторить. Так почему бы это не сделать увлеченно и с удовольствием. Ведь назначение игры – закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

И еще один немаловажный момент: большой успех игре придает доброжелательная, эмоциональная, захватывающая, а иногда таинственная речь учителя.

В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики. Она воспитывает и учит быстроте восприятия, пространственно мыслить, логически рассуждать; выявляет истинные способности и возможности детей.

Дидактические игры являются не только источником точных знаний, но и несут образовательный характер. Ведь не всегда побеждают в игре хорошо успевающие ученики. Часто терпение и настойчивость проявляют те ученики, у которых этого не хватает для систематического приготовления урока.

Игра одновременно является и учением, и трудом; развивает наблюдательность, способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие учащихся, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Желаю вам всего самого хорошего!

 

Пусть на Вашем лице чаще будет улыбка,

Печаль и тревоги не волнуют сердца!

Пусть к Вам тянутся дети,

Вы работой довольны,

И любви в ваших душах не будет конца!

 

Используемая литература:

1) «Математика» (в таблицах и схемах), Калбергенов Г.Е.

2) «Занимательная алгебра», Перельман Я.И.

3) «Пифагор. Занимательная математика», Халамайзер А.Я.

4) «Занимательный мир математики», Ронн Вайблун

5) «19 игр по математике», Оникул П.Р.

Приложение

 

АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ КОМЕДИИ

   2=3

4-10=9-15;

4-10+6 = 9-15+6;

22 - 2∙2∙ + ()2 = 32 - 2∙3 ∙  + (2;

(2 - 2 = (3 - 2;

2 - = 3 - ;

2=3


 

Учитель математики Рогозина А

Учитель математики Рогозина А

Для запоминания формул движения отлично подходит картинка и стихи, которые вызывают всегда интерес и улыбку, а главное, дают возможность запомнить материал

Для запоминания формул движения отлично подходит картинка и стихи, которые вызывают всегда интерес и улыбку, а главное, дают возможность запомнить материал

Тригонометрия чаще всего относится к авиации и архитектуре

Тригонометрия чаще всего относится к авиации и архитектуре

Часть шестую его представляло прекрасное детство

Часть шестую его представляло прекрасное детство

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» Учитель выдает листочки с заданием ученикам, сидящим за первыми партами, и сообщает

ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» Учитель выдает листочки с заданием ученикам, сидящим за первыми партами, и сообщает

АУКЦИОН» Учащимся предлагается чертеж

АУКЦИОН» Учащимся предлагается чертеж

Пусть на Вашем лице чаще будет улыбка,

Пусть на Вашем лице чаще будет улыбка,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017