УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ КАК ЯДРО СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Людмила Алексеева,
директор ГУ «Луганская школа I-III ступеней №3 »,
учитель истории, учитель –методист, старший учитель.
Цель сообщения- описать опыт моделирования основных контуров и перспектив участия общественности в управлении образовательным учреждением модели ОАШ. |
1 |
Модель ОАШ коллектив внедряет с 2010 года .Формирование моделисоциально-активной открытой школы невозможно без демократизации. Это утверждение соответствует задачам ВГОС. |
2 |
Надеюсь , что представленный материал поможет представителям педагогической общественности, научным сотрудникам и практикам сориентироваться в содержании концепции государственно-общественного управления образовательным учреждением, получить представление о возможных механизмах общественного участия в развитии ОУ, как одного из ресурсов реализации ВГОС. |
|
Государственно-общественное управление образованием – процесс объединения разнонаправленной деятельности государственных и общественных субъектов управления в интересах человека, социума, власти. Существует три основных взгляда на то, зачем, с какой целью вводится государственно-общественное управление образовательным учреждением: • социально-политический, суть которого состоит в том, что участие общественности в управлении образованием необходимо в силу общих процессов демократизации общества; • педагогический, где акцент делается на воспитании гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе (гражданского самосознания, навыков социальной активности, понимания устройства общественного управления, мотивации и навыков принятия решений и т.д.); • профессионально-управленческий, который заключается в том, что государственно-общественное управление необходимо для повышения эффективности управления современной системой образования, признавая, что есть ряд задач управления, которые на данном этапе модернизации образования решить без привлечения ресурсов общества невозможно. |
3
4
5
6
7 |
ГОУ образованием можно представить как интеграцию направлений - Демократизация - Развитие ассоциаций - Создание общественных органов управления |
8 |
Обозначим несколько важных позиций, которыми мы должны руководствоваться при формировании государственно-общественного управления |
|
Поработаем со схемой |
9 |
В упрощённом варианте мы должны ответить на вопросы Чем управляем Кто управляет Как управляем В каких условиях обеспечивается управление Итак,чем управляем ? Всеми видами деятельности , процессами, происходящими в образовательном учреждении, проектами, реализуемыми в ОУ. На вопрос «Кто управляет?» есть пояснения в разделе V Устава образовательного учреждения «управление учреждением осуществляет администрация» . Соуправляет с администрацией -общественность ( для школы общественность – это местное сообщество). Учитывая все вышесказанное, можно подвести итог , что на правовой основе формируется общественное управление, как сфера взаимодействия людей ,заинтересованных в деятельности образовательного учреждения(ученик, родитель, педагогический работник, общественность). Общественность выступает источником ресурсов развития системы образования. Таким образом, общественное управление можно рассматривать как компонент реализации ВГОС. |
10
11 |
Как управляем?Развиваем ассоциациив зависимости от стратегии взаимоотношения. Коллектив нашего образовательного учреждения апробировал следующие формы общественных органов управления: - Попечительский совет. - Совет Школы. - Инновационный совет. - Совместная приемная комиссия. - Научно-методический совет. - Совет школьников. - Школьный парламент. - Ассоциации выпускников и их родителей. |
12 |
Охарактеризуем действующую модель государственно-общественного управления образовательным учреждением -Концепция договорных отношений. Педагогический коллектив, администрация школы и родительский актив разрабатывают концепцию закрепления партнерства с родителями в виде индивидуальных или коллективных (по классам) договоров о совместной образовательной и воспитательной деятельности (договор простого товарищества). Текст договора предусматривает обязательства родителей ив вопросах семейного воспитания, непосредственное участие родителей в школьныхмероприятиях (родительское собрание, работа органов школьного самоуправления,воспитательные и просветительские внеурочные мероприятия с учениками и др.), а такжепроцедуры подведения итогов совместной образовательной деятельности и сближениеобразовательных и воспитательных стандартов школы и семьи. Концепция договорных отношений, текст договора о совместной образовательной деятельности обсуждаются с родителями на классных родительских собраниях и принимаются на общешкольной конференции . Договоры о совместной образовательной и воспитательной деятельности подписываются родителями в классах. Мониторинг выполнения договоров производится регулярно, в оговоренные сроки на классных родительских собраниях. |
13 |
Второй вариант модели государственно-общественного управления образовательным учреждением Совета школы( ст 5.14. УСТАВА ОУ: В период между конференциями действует Совет Учреждения, в состав которого избираются пропорционально представители от педагогического коллектива Учреждения, родителей или лиц, которые их заменяют, и учеников, обучающих на ІІ-ІІІ ступени в Учреждении ). Особенность СОВЕТА ШКОЛЫ нашего ОУ-совет четырёхсекционный,т.к. Включают представителей педагогического коллектива , родительской общественности ,Громады И учеников старших классов. |
14 |
ОСТАНОВИМСЯ НА СЕКЦИИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ. Для формирования этой секции в ОУ существуют все правовые основания-Устав школы,разработаны Положения о родительском комитете , Положение о родительских собраниях.Именно школьный родительский комитет выдвигает кандидатов в совет школы. |
|
МОДЕЛЬ СОВЕТА ОУ предусматривает включение в управление партнеров В СЕКЦИЮ ПАРТНЕРОВ входят представители соседской громады, которые сотрудничают со школой на договорной основе .В нашем случае это- ГБОУ «Луганский детский дом №1», ДЮСШ олим.пийского резерва, ФЛП. Даже сегодня с нами на конференции работает ,пддерживает наш коллектив директор детского дома Виктория Мочалова (мама наших 49 общих воспитанника, это каждый 5-й обучающийся), а завтра мы приглашены к участию в круглом столе на территорию ДД№1. |
15
|
С привлечением недавних выпускников работает «Ассоциация выпускников школы», в рамках данной ассоциации используется интеллектуальный и образовательный потенциал, социальный статус (бизнесмены,ответственные работники, профессионалы в различных областях, депутаты и работники администраций , учредители общественных организаций и т.п.) в целях развития школы и местного сообщества. |
|
СЕКЦИЯ УЧАЩИХСЯ. В школе функционирует организация ученического самоуправления- РЕСПУБЛИКА ДЮОС (детско-юношеская организация самоуправления),в структуре которой две возрастные ступени ( область Мрия (моя родина и я)(1-4 класс) область Лидер ( 5-11 классы ) и структурные подразделения в каждом классе. Целью такой организации является формирование, закрепление и развитие у детей практических навыков гражданско-правового оформления своих взаимоотношений в процессе общественной самоорганизации и коллективной работы по достижению общих социальных целей, а также формирование гражданских и патриотических ценностей, потребностей в проявлении гражданской инициативы, стимулов к добровольчеству, социальной активности, благотворительности. Через общешкольную ученическую организацию выстраивается социальное партнерство с общественными организациями, коллективами др школ, которое реально влияет на качество реализации ВГОС. (Так, школой-побратимом для нас стало МОУ Челябинская школа №15). Построен мост дружбы, который позволяет нам обмениваться опытом ( в частности опытом духовно-нравственного обогащения наших детей и нас взрослых). |
16 |
МЫ ЛОГИЧНО ПОДОШЛИ К ВОПРОСУ «КАК УПРАВЛЯТЬ?» Совет школы разрабатывает и принимает программу работы и участия в управлении образовательным процессом, а также программу и формы обучения членов Совета навыкамобщественной работы, ее эффективной организации (школа «лидер», тренинги). По прохождению обучения , слушателям будет вручен сертификат о том, что прошел курсы обучения в школе «Лидер». Результаты общественной деятельности будут занесены в Зачётную книжку достижений. |
17
18 |
Отчет о работе Совета и выборы нового состава Совета происходят в дальнейшем на ежегодной общешкольной конференции в рамках разработанного Положения о совете школы. Эта конференция становится постоянным фактором школьной жизни. Конференции всегда тематические. СОВЕТ должен играть преимущественно стратегическую роль, включающую постановку целей и задач, определение политики достижения этих целей, наблюдение за прогрессом и за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает школе этот прогресс.Каждая школа нуждается в четкой и понятной системе планирования, внедрения иоценки нововведений, и одна из наиболее важных задач совета – наблюдать за тем, чтобы школа регулярно и объективно оценивала свой прогресс, анализировала успехи и неудачи и составляла планы развития и улучшения программ. Совет ОАШ руководствуется итогами самооценивания по результатам развития направлений модели Кроме того, совет может стать для руководства школы механизмом привлечения дополнительных сил, ресурсов родителей и других представителей общества, активность которых мотивируется их реальной возможностью участия в соуправлении. Совет может помочь создать мост между школой и родителями, представителями местной общественности. |
19 |
Можно выделить ряд основных принципов, соблюдение которых необходимо для работы истинного совета. - Корпоративность. Совет – это коллегиальный орган управления школы; «парламент», где представлены интересы всех участников, заказчиков и потребителей образовательного процесса . - Функциональность. Наделенный четко определенными управленческими полномочиями, совет не должен вмешиваться в профессиональные вопросы преподавательской деятельности. - Прозрачность. Совет строит свою деятельность по принципу открытости и демократической подотчетности. - Стратегичность. Совет принимает наиболее значимые для всех участников образовательного процесса решения в постановке цели, задач, в определении приоритетови контроле результатов. |
20 |
|
|
Приведу реальные действия совета 2015/2017уг: 1.Обновление пешеходного перехода и установление знаков «Внимание! Дети!» 2.Учреждение педагогического отряда вожатых имени Василия Сухомлинского. 3.Проведение КТД «Бессмертный полк» Луганской школы №3(поисковая работа, создание стендовой экспозиции. Создание кабинета-центра патриотической работы). 4.Рекомендовано внедрить «Часы духовности» при наличии письменных согласий родителей. Совет рассматривает и вносит предложения по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований образовательных стандартов,по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников учреждения, для занятия обучающимися физической культурой и спортом; установлению требований к одежде обучающихся, если иное не установлено законодательством Республики.
|
|
Итак , мы поделились наработками в отношении демократизации управления УВП. ПРЕДЛАГАЕМ объединить усилия. |
21 |
|
|
СЛОВАВРОЬ
Под государственно-общественным управлением понимается такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственного и общественного характера.
Государственно-общественное управление образованием -это один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворении образовательных потребностей общества и его подсистем.
Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей.
Общественно-ориентированное образование -это философская концепция, объединяющая подход к развитию образования с подходом к развитию местного сообщества. Ключевая идея данного подхода-открытие школы социуму.
Местное сообщество - совокупность взаимосвязанных организаций, учреждений, частных лиц, объединенных общим признаком(н-р, местонахождением в одном микрорайоне).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.