Упражнения для формирования плавности речи
Оценка 4.8

Упражнения для формирования плавности речи

Оценка 4.8
docx
28.06.2021
Упражнения для формирования плавности речи
Упражнения для формирования плавности речи..docx

Упражнения для выработки плавности речи.

Для детей дошкольного и школьного возраста.

Развитие координации и ритмизации движений

Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

1) ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.

Пример:

1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.

2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.

2) упражнения, регулирующие мышечный тонус

Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела, с одной стороны, на другую (маятник) и т.п.

Пример:

1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.

2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку.

3) упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

Пример:

Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).

Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок

4) упражнения на развитие координации речи с движением. Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Пример:

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Перед нами луг широкий — разводят руки широко в стороны.

А над нами дуб высокий — поднимаются на носки, поднимая руки вверх.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели — ритмично делают наклоны в стороны, покачивая поднятыми вверх руками.

Грянул гром — делают хлопок.

Сосна упала — делают наклон вперед и вниз, опуская руки.

Только ветками качала — ритмично покачивают опущенными руками.

Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.

5) пение

Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.

6) игра

упражнения, регулирующие мышечный тонус

1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую — двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку — идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую — пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

5) Детей делят на группы по 3—4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку — идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки — опять скачут по кругу.

Формирование речевого дыхания

(подготовка к развитию диафрагмального типа дыхания, постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот; формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха)

Упражнения и игры по подготовке к развитию грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания, используемые на первом этапе работы

 

1.Качели

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох. Вдох и выдох производим через нос».

В соответствии с инструкцией педагога ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:

 

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

Или

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

 

2. Бегемотик - 1

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы, т.е. работа диафрагмы воспринимается им не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение сопровождается рифмовкой:

 

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

3.Бегемотик - 2

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.

Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение сопровождается рифмовкой


Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

 

4.Зеркало

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы. Упражнение выполняется перед большим зеркалом.

Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».

5.Ныряльщики за жемчугом

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Инструкция«На морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание».

Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

6.Дыхание

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя.

Инструкция: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос. Вдох делай после каждой строчки». Упражнение сопровождается рифмовкой:


Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

раво (налево), два «быстрых вдоха» и хлопок в ладони;

2-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони;

3-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони;

4-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони.

Горшочек, не вари!


7.Мычалка

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха, активизация мышц губ.

Инструкция: Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе.

«Делаем два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».

8.Сдуй шарик

Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха, активизация мышц губ.

Ребенок стоит, расставив руки широко в стороны - получился шар.

Инструкция: «Давай поиграем в шарики! Разведи руки в стороны - вот так! Делаем глубокий вдох. Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться...(Воздух выдыхаем плавно, добирать воздух нельзя). Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

й вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и произносит:«Наша Таня...», затем медленно опуская руку, заканчивает фразу: «...громко плачет...». Небольшая пауза (1-2 сек). Педагог быстро поднимает руку, делает вдох через рот и произносит: «...Уронила в речку мячик», одновременно опуская руку.

Ребенок сопряженно с педагогом произносит фразы 2-3 раза, а затем повторяет их самостоятельно - по сигналу педагога (подъем руки).

9.Четыре стихотворные фразы

Цель: развитие речевого дыхания через произнесение двух стихотворных фраз.

Оборудование: схемы слов - «вагончики»

Используются известные детям стихотворения или отрывки из них.

Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: Педагог проговаривает фразу, например:

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.»


«Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обрати внимание на то, что теперь у нас четыре паровозика, и они едут друг за другом»

(Соотнося каждое слово со схемой, педагог произносит каждую строку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъем руки.)


А теперь произнесем все вместе:

НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ,

УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК.

ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ,

НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста

10.Яблоко

Цель: развитие речевого дыхания в процессе произнесения текста, состоящего из двух, трех, четырех фраз.

Оборудование: схемы слов - «вагончики»

Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция - 1: «Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Послушай меня».


Педагог выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу.)


«Это яблоко». (Небольшая пауза: 1-2 секунды)

«Яблоко большое и красное».

Теперь произнесем все вместе по моему знаку:

ЭТО ЯБЛОКО.

ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.


После того как ребенок вместе с педагогом четко выполнят упражнение, можно перейти к самостоятельному (не сопряженному) произнесению текста по сигналу педагога.

Инструкция - 2: «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке. Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое».

Педагог показывает схему или зарисовывает ее на доске (место каждого слова в схеме указывается).

Педагог произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъем руки.

«Теперь произнесем все вместе».


ЭТО ЯБЛОКО .

ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ .

ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ .




 

Упражнения для выработки плавности речи

Упражнения для выработки плавности речи

Пример: Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями

Пример: Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями

Упражнения и игры по подготовке к развитию грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания, используемые на первом этапе работы 1

Упражнения и игры по подготовке к развитию грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания, используемые на первом этапе работы 1

Бегемотики лежали, Бегемотики дышали

Бегемотики лежали, Бегемотики дышали

Инструкция: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос

Инструкция: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос

Используются известные детям стихотворения или отрывки из них

Используются известные детям стихотворения или отрывки из них

ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ. После того как ребенок вместе с педагогом четко выполнят упражнение, можно перейти к самостоятельному (не сопряженному) произнесению текста по сигналу педагога

ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ. После того как ребенок вместе с педагогом четко выполнят упражнение, можно перейти к самостоятельному (не сопряженному) произнесению текста по сигналу педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2021