Упражнения для выработки плавности речи.
Для детей дошкольного и школьного возраста.
Развитие координации и ритмизации движений
Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:
1) ритмическая разминка
Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания “настроя” на определенный вид деятельности.
Пример:
1. Свободная маршировка под музыку со сменой направлений.
2. Заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команду “Вперед”, “Назад”, “В центр”, “Вправо”, “Влево” и т.д.
2) упражнения, регулирующие мышечный тонус
Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, перераспределение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела, с одной стороны, на другую (маятник) и т.п.
Пример:
1. Заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед-назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны.
2. Заикающиеся выполняют следующие движения: напряженно вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку.
3) упражнения для развития чувства темпа и ритма
Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.
Пример:
Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).
Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок
4) упражнения на развитие координации речи с движением. Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.
Пример:
Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.
Перед нами луг широкий — разводят руки широко в стороны.
А над нами дуб высокий — поднимаются на носки, поднимая руки вверх.
А над нами сосны, ели
Головами зашумели — ритмично делают наклоны в стороны, покачивая поднятыми вверх руками.
Грянул гром — делают хлопок.
Сосна упала — делают наклон вперед и вниз, опуская руки.
Только ветками качала — ритмично покачивают опущенными руками.
Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.
5) пение
Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.
6) игра
упражнения, регулирующие мышечный тонус
1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.
2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.
3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую — двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку — идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.
4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую — пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.
5) Детей делят на группы по 3—4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку — идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки — опять скачут по кругу.
Формирование речевого дыхания
(подготовка к развитию диафрагмального типа дыхания, постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот; формирование длительного фонационного выдоха; формирование речевого выдоха)
Упражнения и игры по подготовке к развитию грудобрюшного (диафрагмального) типа дыхания, используемые на первом этапе работы
1.Качели
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох. Вдох и выдох производим через нос».
В соответствии с инструкцией педагога ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
Или
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
2. Бегемотик - 1
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы, т.е. работа диафрагмы воспринимается им не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).
Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение сопровождается рифмовкой:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
3.Бегемотик - 2
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.
Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох». Упражнение сопровождается рифмовкой
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
4.Зеркало
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы. Упражнение выполняется перед большим зеркалом.
Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».
5.Ныряльщики за жемчугом
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Инструкция: «На морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание».
Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
6.Дыхание
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений. Ребенок находится в положении сидя.
Инструкция: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос. Вдох делай после каждой строчки». Упражнение сопровождается рифмовкой:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
раво (налево), два «быстрых вдоха» и хлопок в ладони;
2-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони;
3-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони;
4-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони.
Горшочек, не вари!
7.Мычалка
Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха, активизация мышц губ.
Инструкция: Дети соревнуются, кто дольше «промычит» на одном выдохе.
«Делаем два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук «М-М-М».
8.Сдуй шарик
Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха, активизация мышц губ.
Ребенок стоит, расставив руки широко в стороны - получился шар.
Инструкция: «Давай поиграем в шарики! Разведи руки в стороны - вот так! Делаем глубокий вдох. Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться...(Воздух выдыхаем плавно, добирать воздух нельзя). Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
й вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и произносит:«Наша Таня...», затем медленно опуская руку, заканчивает фразу: «...громко плачет...». Небольшая пауза (1-2 сек). Педагог быстро поднимает руку, делает вдох через рот и произносит: «...Уронила в речку мячик», одновременно опуская руку.
Ребенок сопряженно с педагогом произносит фразы 2-3 раза, а затем повторяет их самостоятельно - по сигналу педагога (подъем руки).
9.Четыре стихотворные фразы
Цель: развитие речевого дыхания через произнесение двух стихотворных фраз.
Оборудование: схемы слов - «вагончики»
Используются известные детям стихотворения или отрывки из них.
Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
Инструкция: Педагог проговаривает фразу, например:
«Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.»
«Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи. Обрати внимание на то, что
теперь у нас четыре паровозика, и они едут друг за другом»
(Соотнося каждое слово со схемой, педагог произносит каждую строку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъем руки.)
А теперь произнесем все вместе:
НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ,
УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК.
ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ,
НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
10.Яблоко
Цель: развитие речевого дыхания в процессе произнесения текста, состоящего из двух, трех, четырех фраз.
Оборудование: схемы слов - «вагончики»
Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).
Инструкция - 1: «Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Послушай меня».
Педагог выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а
на выдохе опускает руку и произносит первую фразу.)
«Это яблоко». (Небольшая пауза: 1-2 секунды)
«Яблоко большое и красное».
Теперь произнесем все вместе по моему знаку:
ЭТО ЯБЛОКО.
ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.
После того как ребенок вместе с педагогом четко выполнят упражнение, можно
перейти к самостоятельному (не сопряженному) произнесению текста по сигналу
педагога.
Инструкция - 2: «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке. Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое».
Педагог показывает схему или зарисовывает ее на доске (место каждого слова в схеме указывается).
Педагог произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъем руки.
«Теперь произнесем все вместе».
ЭТО ЯБЛОКО .
ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ .
ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.